Поездка в Москву

   Дорога,  по  моим  меркам,  была  дальняя:  целый  час  от  Москвы  до  дома  на  автобусе. Но  рядом  села  молоденькая  девушка,  потом  я  узнала,  старшеклассница,  и  дорога,  на  удивление,  оказалась  недлинной.  Только  автобус  тронулся,  она  достала  книгу,  раскрыла  на  закладке.  Я  тут  же  уступила  ей  место  у  окна,  где  посветлее.  Как – то  сразу,  после  первых  слов,  возникло  взаиморасположение.  «Что  же  читает  молодежь  сейчас?» - поинтересовалась  я.  Оказалось,  Достоевский.  «Бесы».  Мое  расположение  возросло.  Завязалась  беседа.  Говорили  о  литературе,  о  ценах,  о  политике, о  телевидении.  Обо  всем  она  имела  свое  умное  суждение.  Мнения  наши  не  всегда  совпадали.  Но  не  совпадали  как – то  деликатно,  если  так  можно  выразиться.
 
    Запомнилось  ее  суждение  о  США:  «Как  надоела  Америка.  Большинству  надоела. Что  поделаешь?  На  Марс  от  нее  не  убежишь.  Моя    воля,  я  написала  бы  10 - метровыми   буквами  пушкинскую  характеристику  Америки,  поместила  в  светящуюся  раму  и  повесила  на  их  Статую  Свободы.  А  сказал  Александр  Сергеевич, как  припечатал,  как  будто  к  сегодняшним  «Новостям»:  «…все  благородное,  бескорыстное,  все  возвышающее  душу  человеческую,  подавлено  эгоизмом  и  страстью  к  довольству».  Как  будто  не  о  человеческом  сообществе,  а  о  пасущемся  стаде.  И  пусть  каждый  из  прибывающих  туда  читает  и  примеряет  на  себя  такую  жизнь».  Дома  я  немало  времени  покопалась  в  своей  библиотеке, пока  нашла  эти  пушкинские  слова. Надо  же,  девочка  воспроизвела  их  точно.
 
      Самой  великой  книгой  я  лично  считаю  «Войну  и  мир»  Л.Н.Толстого,  но  лишь  приблизительно  помнила  суждение  Андрея  Болконского  о  счастье.  А  она  это  суждение  выдала  дословно:  «Я  знаю  в  жизни  только  два  действительных  несчастья:  угрызение  совести  и  болезнь.  И  счастие  есть  только  отсутствие  этих  двух  зол».  Вот  так.

       Подозреваю,  что  эта  Вита,  как  и  многие  в  юности,  пишет  стихи.  Мы  обменялись  телефонами,  и  я  потом   попросила  по  телефону  повторить,  лучше  процитировать,  слова  Александра 1  из  письма  брату  Николаю  о  поэзии:  «Не  забывай,  что  в  среде  нации  поэзия  исполняет  ту  же  роль,  что  и  музыка  во  главе  полка.  Она -  источник  возвышенных  мыслей,  она  согревает  сердца  и  говорит  душе  о  самых  грустных  условиях  жизни».  Как  хорошо  сказано!   Давненько  я  не  имела  такого  удовольствия  от  беседы.  Не  сомневаюсь,  что  она  с  таким  же  интересом  относится  к  истории  своей  страны.

   Не  успели  поговорить.  Дорога  оказалась  короткой.  Но  запомнилось,  как  она  сурова  была  к  власть  предержащим: «Кажется,  выбирают  порядочных  людей  во  власть.  А  там у  них  как  будто  совесть  выветривается:  забывают  о  народе,  о  своих  обещаниях.  Правильно  Миклухо – Маклай   предлагал:  поуправлял  государством  пять  лет  и  на  свое  прежнее  место  иди,  а  никуда – то  повыше.  Опять встань в ряды народа.  Вот  тогда  не  забудут  о  народе,  о  его бедах  и  чаяниях».  А  когда  я  спросила,  много  ли  в  их  классе  интересных  и  умных,  она  твердо  сказала: «Много.  Но  есть  и  такие,  которым  лишь  бы  вкусно  поесть  да  поиграть  на  компьютере.  Будущие  лавочники».         
-  Но  ведь  и  они  нужные люди,  кто – то и лавочником должен быть.
-  Но не в таком количестве, -  засмеялась она.
   Я  спросила,  какую  профессию  выберет  она. 
-  Пойду  в  медицинский  или  физикой  займусь.  И  то  и  другое  очень  интересно.  Вот  Бехтерева, например.   Я  ее  читала,  слушала  и  загорелась  идеей  изучения  головного  мозга.  Дело  серьезное,  нужное.  А  теоретическая  физика?  Все  там  тоже  интересно, мудро,  трудно,  столько  неизведанного.

   А  возвращалась  девушка  домой  из  больницы,  в  которой  навещала  лежавшую  там  свою  бабушку.  Как  хорошо  говорила  она  о  добрых,  отзывчивых,  толковых  врачах,  встретившимся  им  с  мамой  за  время  болезни  бабушки.  Казалось  бы, эти  врачи  просто  честно  делают  свою  работу,  умеют  говорить  с  больными,  все  время  учатся  – ну  что  здесь  выдающегося?  Но  на  фоне  других,  причем  большинства,  врачей, нервных, уважающих  мзду,  черствых,  они  выглядят  необыкновенно  человечными,  почти  идеальными.  Объясняют  без  раздражения,  всегда  посоветуют  что – то  и  из  народной  медицины,  непременно  просят  сообщить  (придти,  позвонить)  помогло  или  нет  рекомендуемое  средство.  «Врачами  должны  быть  лучшие  из  нас.  Но  сколько  же  там  случайных  и  корыстных», - с  горечью  говорила  Вита.  «Пожалуйста, не начинай там наводить порядок, только хуже сделаешь бабушке, перетерпи», - просила  ее мама.  Ну,  как  было  не  согласиться  с  ней?

  Впереди показалась моя остановка, делать нечего, пришлось прощаться.  Милая, умная, светлая девушка поехала дальше до Венюково.  А я шла и размышляла о ее счастливых родителях.
 
  Я  шла  и  думала  о  том,  что   А. Герцен  считал  юность  самой  изящной,  самой  полной  частью  жизни.  Именно в  эти  годы  человек   обогащается  полнотой  чувств  и  работой  ума.  Иначе   впереди  серая,  без  взлетов  жизнь.  Пусть  у  Виты  все  сложится  хорошо,  чтобы  не  спрашивала  себя  в  старости  «Зачем  жила?»   
  Прошли месяцы, Вита поздравила  по телефону  меня с Новым  Годом.  Меня это даже растрогало.  Всех знакомых и незнакомых молодых людей я непроизвольно сравнивала с   Витой.  Иногда  я  укоряла себя, что идеализирую ее. Может быть.  Но знакомство с ней  оставило красивый, ровный след в моих воспоминаниях.

  И что вы думаете?  Мы еще раз встретились.  В августе. Опять мне понадобилось ехать в Москву, вхожу в автобус,  меня окликает  по имени – отчеству девичий голос.  Вот радость, оказывается, это Вита.  Подумать только, она везла семерых ребятишек в Москву в музей.  «Непристроенные, шляются по двору», - объяснила она мне. Переместила своих ребятишек, и мое место  оказалось около нее.  И опять мы  проговорили всю дорогу – такое удовольствие для меня. Надеюсь, и для нее.  Она поступила в медицинский институт, хотя, говорит, разрывалась при выборе  между  Бауманским  училищем и медицинским.

  А  на эту вот поездку выкроила денек,  чтобы устроить  праздник  ребятишкам с ее двора:  договорилась с родителями,  они только радешеньки, ведь дети без присмотра, пока  они на работе и повезла их  в Дарвиновский музей и еще  куда – то. И туда, и туда надеялась успеть с ними.  Семь  девчонок  и  мальчишек   с четвертого по  седьмой класс.  Ну, разве не умница!

   Если  говорить  о  настоящем  и  будущем  России,  то  только  на  такую  молодежь,  как  Вита,  ее  друзья, и  вся  надежда, -  рассуждала я на обратном  пути.  «И как обидно,  что вот такие – то, как Вита, и не хотят идти в чиновники», - делаю  я  неожиданный  вывод.  Так хочется, чтобы  чиновники всех мастей и рангов  знали  и  помнили, что  самое прекрасное и божественное в  человеке – это совесть.      


Рецензии
Евгения, с удовольствием прочитала Ваш рассказ! Хороший знак в первый день нового 2022 года. Мне тоже встречается прекрасная молодёжь. Верю, что подобные вашей Вите молодые люди выведут Россию на чистую дорогу. Спасут Россию.
С уважением

Галина Подарава   01.01.2022 10:54     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.