Cinema, cinema, cinema Вор Павел Чухрай часть 2

 Режиссер Павел Чухрай – сын знаменитого режиссера Григория Чухрая, автора памятного фильма «Отец солдата». Своей работой он опровергает расхожее мнение о том, что природа отдыхает на детях знаменитостей.

Свой фильм «Вор» он снимает в 1997 году. Картина получает «Нику» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Я насчитала десять премий за 1997 – 1998 годы. Значительный успех получает «Вор» и на фестивале в Венеции. Номинируется на «Оскара», входит в тройку самых кассовых фильмов страны. Это ли не признание и успех?!

На первый взгляд лента отснята в добрых традициях старого отечественного кино. Только, так ли это? Замечательно подобран актерский состав. Владимир Машков в роли Толяна такой красивый, обаятельный, легко входящий в доверие и так же легко обманывающий. Для него нет ничего святого, он – вор и хочет быть вором.

Мать (роль милой женщины Катерины, одной из тысяч российских женщин, несущих свою непосильную ношу, так убедительно сыгранной Редниковой), осознав весь ужас своей ошибки, пробует бежать, уберечь, спасти сынишку. Но жизнь распорядилась иначе… Арест, лагерь, смерть матери…

Санька попадает в детский дом. Проходят годы, но он не забывает своего призрака – отчима, которого когда-то назвал папкой. И вот случайная встреча уже Саньки – подростка с Толяном. Все чувства, бережно хранившиеся в детской душе, все было растоптано, вывалено в грязи, обезображено и уничтожено…

«Как выправить эту жизнь, где наглый и подлый безнаказанно издевается над честными и скромными?» Нет ответа…

Наше время. И снова вокзал, Чечня. Санька уже в образе заматерелого полковника (не пропал, не потерялся, не спился…) – суровый военный, прошедший, как говорят, огонь, воду и медные трубы. Грязный бомж... Услышанная, знакомая с детства фраза…

- Толян, жив?

И этот суровый полковник со слезами в голосе обнимает бомжа: Толян!  Ты?

Но тот, уже мертв. На плече нет татуировки орла. Не он…

И снова, как в самом начале, вагон, верхняя полка, полковник, задумавшись, смотрит в оконное стекло, а на голом плече… татуировка орла. Перед глазами – он сам – маленький Санька под перестук колес глядит в окно на родную землю…

Борьба любви и ненависти длиною в жизнь… Где конец одному  и начало другому? Как нащупать эти грани? Нет ответа…

Трогательный, берущий за душу рассказ о человеческих чувствах, увиденных и переданных в гротескной ретроспективе. Лев Аннинский так написал о фильме:

«Вор» – манифестация нашей непрошенной ностальгии. Мучается душа и от нее, и от стыда за нее, а сделать с собой ничего не может. Не может погасить тревогу, которая охватывает человека, когда он понимает, что обворован, но не может объяснить кем,  почему и за что».

По высказываниям самого Павла Чухрая ему интересно исследовать психологию взглядов, суждений, поступков своих современников, многие из которых занимают ключевые посты и определяют жизнь страны. Ведь мировоззрение этих людей сформулировалось именно в эти послевоенные годы, о которых и повествует его картина.

Наше «сегодня» родом именно оттуда.

5 марта 2013 года   Гродно Беларусь


Рецензии