Плебейка-отличница - 10

Десятая глава. Похороны

Нет ничего тяжелее похорон. Одноклассники со слезами на глазах смотрели на обезумевшую от горя мать - она не хотела отпускать от себя сына. Люди плакали вместе с ней. Мужчины и женщины, рожденные в СССР, понимали, что с распадом Союза они потеряли больше, чем обрели. Взрослые тихо переговаривались между собой и вынуждены были согласиться, что с каждым годом увеличивается число сирот, не уменьшается количество детских домов, и все чаще дети становятся преступниками. В селениях нет работы, люди уезжают в большие города, где находят работу, но нет возможности приобрести жилье – растет количество бездомных семей. Родители признавались, что не хотят идти в школу на собрания, потому что там постоянно требуют деньги: то на ремонт класса, то за дополнительные уроки. Особенно страдают многодетные семьи и матери-одиночки. Если родители не в состоянии оплатить непредвиденные расходы, дети становятся изгоями в классе. Правда, не во всех школах такие безобразия. Спасибо директору – в нашей школе такого нет, радовались родители. Поэтому и учится в школе больше детей, директор школы не хапуга, а интеллигентная женщина и не позволяет учителям обогащаться за счет родителей. С горечью признавались они, что получить квартиру легче чиновникам. В основном они и получают бесплатное жилье. Все оказалось платным: обучение в школе, в институте, платное здравоохранение, даже платные роды. Дожили до того, что теперь не каждая семья может позволить себе родить ребенка. Государство забыло, что новорожденные дети – граждане страны, и оно должно заботиться о потомстве, помочь родителям вырастить и обучить детей – будущих граждан своей страны.
Взрослые переговаривались между собой и не могли найти оправдания действиям правоохранительных органов. Вместо того, чтобы выразить соболезнование родителям, полицейские вызвали отца на допрос и обвинили его в доведении сына до самоубийства. До этого в городе тоже случались самоубийства детей, но это было первое, когда юноша, сбросившись с седьмого этажа, тем самым выразил свой протест беззаконию банка.
Ажар слышала от взрослых, что родителям Ермека предложили в течение недели освободить квартиру. Девочка решила попросить мать приютить его семью, она была уверена, что мать ей в этом не откажет. Как положено у мусульман, мужчины уехали на кладбище, а девочек пригласили в столовую помочь накрыть поминальный стол. Ажар отпросилась домой, она плохо себя чувствовала и понимала, что не в состоянии выдержать столько горя.
Как всегда, сестренка Ляйля дома была одна, она выглядывала в окно, поджидая сестру. Ажар обняла сестренку и стала целовать, она почему-то испугалась, что девочка, оставшись одна, может что-то натворить и погибнуть. Зауре прибежала домой, она беспокоилась за дочь. Ажар была бледнее обычного. Девочка призналась матери, что ушла из столовой, не могла больше там находиться.

Зауре радовалась, что дочь стала взрослее и сдержаннее в своих эмоциях, но когда Ажар предложила приютить семью Ермека, резко спросила: «Скажи, именно к тебе обратились его родители?» Дочь призналась: «Никто не обращался. Я решила поговорить с тобой. Ты, как никто другой, понимаешь их положение».
Мать, стараясь не обидеть дочку, посоветовала: «Такие вопросы дети не решают». И спросила: «У тебя, я надеюсь, хватило ума без моего разрешения не предлагать им пожить у нас!?» Ажар заплакала и закричала:
- Ты сама недавно была в их положении, а теперь не хочешь им помочь! Мне стыдно за тебя! Я оправдывала твое поведение, поверила тебе, а теперь раскусила тебя, мамочка – ты прикидывалась несчастной и бедной! Запомни, если ты не пригласишь семью Ермека пожить у нас дома, я уйду! Живи и радуйся, что ты оказалась умнее и хитрее. Что тебе повезло с Сериком Рахметовичем. Родители Ермека не такие хитрые, им помочь некому! Ты закрутила любовь, устроила свою жизнь, и тебе наплевать, что людей могут выкинуть и им негде жить!
Зауре расплакалась:
- Как же ты жестока ко мне, своей матери. Думаешь, легко было мне пойти на это?! У Ермека есть отец. Он - мужчина, он должен заботиться о семье, а не перекладывать проблемы на чужие плечи. Это я осталась одна с двумя детьми, у меня никого не было - чего ты равняешь нас?! Я женщина, на меня столько навалилось! А ты, вместо того чтобы понять, обвиняешь меня! Время летит быстро, вырастешь, выйдешь замуж и поймёшь, что не все в жизни так, как мечтаешь! И принцы на белых конях ищут себе принцесс. Пусть некрасивых, но богатых! Я смотрю на жен богатых чиновников, в том числе и на жену Серика Рахметовича, и спрашиваю себя: почему я, а не они потеряли мужа? Почему им с детства везет? Они имели обеспеченных родителей, вышли замуж выгодно, их судьба не била, как меня! Разве мало, что я сирота, воспитывалась в детском доме? Радовалась, что замуж вышла. У меня все было, как у других: муж, дети. Но почему-то именно у меня умирает муж! А не у этих сытых гусынь? Чем провинилась крошка, которую оставили в роддоме? Почему лучшие годы я росла в детдоме, а не, как они, в семье? Почему жизнь бьет меня? Неужели я родилась проклятой? Хватит! Надоело! Я не стану перед тобой оправдываться, и не пугай меня. Уходи, если тебе сытая жизнь надоела. А я еще не успела опомниться от своего горя и, как собака, вынуждена зализывать раны, которые кровоточат, и никому не жалуюсь, не плачу!


Рецензии
Жизнь ставит столько вопросов,и как на них ответить, как распутать узлы???

Зайнал Сулейманов   18.11.2020 20:55     Заявить о нарушении
Спасибо Зайнал! Я очень занята у меня две конференции, я пишу диктант для детей, как освобожусь, приду в гости.

Дария Джумагельдинова   18.11.2020 22:14   Заявить о нарушении
Дария, не надо в гости.
Я уже писал, что тема поднятая Вами, мне интересна, это очень больная тема, волнует меня очень.
Я и сам занят, поэтому и не успеваю всех читать.
Страшно за девочку(((

Зайнал Сулейманов   18.11.2020 22:31   Заявить о нарушении
у нас в Казахстане следующий год, станет годом Детского писателя, очень много мероприятий, то онлайн, то Зуум, очень болею, не имею права отказать детям. У мужа был инсульт 3 месяца, водила в туалет его, он был очень тяжелый, повредила мышцу на руке - страшные боли. Мужа вылечила, а себя покалечила. Хочу поделиться муж, был, как растение, помогли сосновые шишки, в ютубе, есть фильм, где рассказывается о лечении шишками. Спасибо!

Дария Джумагельдинова   20.11.2020 21:01   Заявить о нарушении
Дария, от души здоровья Вам обоим!
Ко мне приходить не обязательно, и даже отвечать не обязательно, главно, будьте здоровы!..

Зайнал Сулейманов   20.11.2020 21:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.