Надежные люди

На гастролях по Югославии в программе нашего цирка стали поговаривать, что ассистент воздушной гимнастки А. Петровой, он же ее муж Виктор Петров, назначенный сопровождать между городами автофургоны с нашим реквизитом, постоянно в дороге находится в нетрезвом состоянии. Закончив гастроли в Загребе, после представления директор программы попросил зайти в гардеробную к Олегу Попову меня, ассистента Васю Маленкина, Юрия Сосина — дрессировщика собачек и моего ассистента Александра Ведяшкина.

— У нас есть сведения, — сказал Попов, — что Петров в дороге попивает. У такого сопровождающего по пути весь цирк растянут. Какая надежда на него может быть? Поэтому вместо этого алкоголика сопровождать поедете вы. Старшим будет Маленкин. У нас должна быть уверенность, что в дороге все будет в порядке, а для этого нам нужны надежные люди.

На следующий день в половине девятого мы все четверо стояли у служебной двери дворца спорта. Но погрузка, к сожалению, откладывалась на неопределенное время: ночью прорвало трубы холодной воды и выкопанные траншеи не давали возможности въезжать грузовому транспорту во дворец для погрузки.
— О, это теперь надолго, — сказал Маленкин, посмотрев на часы. — У меня есть предложение прогуляться по городу в спокойном режиме.
Постояв еще с полчаса у траншеи, поумничав, как это можно быстрее сделать, мы гуськом двинулись на прогулку. Первая достопримечательность города, которая встретилась на нашем пути, был огромный супермаркет.
— Вот сюда мы обязательно должны зайти, — сказал Вася. — У нас в России я таких супермаркетов пока не видел.
Подойдя к винному отделу, он, как гид, показал на бутылку водки с надписью «Русская тройка».
— Ребятушки, вещь чудненькая. Пробовал, и не раз, Попов тоже дегустировал — понравилась. Советую сброситься и приобрести в качестве сувенира.
Мы тут же полезли в карманы.
Выбравшись из супермаркета, Вася пропел куплет из русской старинной песни:
На последнюю, да на пятерку,
Найму тройку лошадей!
Дам я кучеру на водку,
Эх! поезжай, брат, поскорей!

Так что желание гулять и осматривать достопримечательности Загреба у нас сразу отпало, и уже минут через сорок в артистической гардеробной вокруг красного циркового ящика с надписью «Олег Попов» был организован стол с удобными мягкими креслами и закусками от моего медведя Герасима и отличными мясными продуктами (тогда еще собак сухим кормом не кормили) собачек Юрия Сосина.

Бутылка «Русской тройки» обмелела моментально. Скорость выговариваемых слов увеличилась – тема извечная «За жизнь в цирке», но вскоре эта скорость стала спадать, и Юра Сосин это первый заметил:
— Господа артисты, я думаю, что нам нужна еще одна «тройка», в одну, как вы видите, мы все не уместились.
— Предложение дрессировщика принимаем? — спросил Маленкин.
— Предложение прекрасное, — хлопнул я в ладоши.
— Ну вот и чудненько. Тогда руки в карманы опускаем и с деньгами вынимаем. Вперед, Юрок! Супермаркет ждет!
— Володя, а мы давай с тобой пойдем посмотрим, что ж там с ихними траншеями происходит.
— Вася, а на посошок?
— Так нету ж ничего.
— Как нету. А у моего медведя Герасима есть.
И я вытащил из медвежьей кормушки совсем маленькую сувенирную бутылочку нашего тогда армянского коньяка, подаренную зрителями медведю.
— Какая чудненькая неожиданнoсть, — сказал Вася, разливая.
— На посошок!
Когда мы подошли к месту происшествия, директор дворца спорта – Лушкович носился вокруг траншеи, обещая своим рабочим целый ящик своей национальной водки – сливовицы, если они хотя бы до двадцати четырех часов заварят все трубы и закопают траншеи.
— На одной их сливовице без нашей «Русской тройки» они до утра ничего не сделают, — рассмеялся Вася и дернул меня за рукав, — пойдем, по-моему, Юрок уже приехал. Я слышу, как кони хрипят у ворот.
Вторая «Русская тройка» уходила медленно, но тоже ушла как-то быстро. Скорость выговариваемых слов сначала увеличилась до перебивания в разговоре друг друга, а потом как-то вдруг упала до минимума. Гардеробную окутал легкий туман. Грусть положила каждому из нас руку на плечо, и на какое-то время мы все трое окунулись в уныние.
Дверь в гардеробную открылась явно не рукой, так, что вешалка, стоявшая за дверью и не знавшая за всю свою жизнь такого хамства, отлетела в сторону. Но, падая, все же успела скрутить полупируэт, намотать на себя тюлевую оконную штору и зависнуть.
В проеме дверей, как Павел I в раме из красного дерева, стоял очень похожий на него человек. И кто бы мог подумать, да этого и не могло быть, стоял чуть хваченный, как говорили у нас на Дону на подвыпившего казака, главный инженер Краснодарского цирка Роберт Артемьевич Вартанянц. Мы дружно, хоть и не быстро, подняли руки вверх и закричали: «Ура!»
— А вы-то как здесь оказались, Роберт Артемьевич? — спросил я.
— А я здесь по турпутевке.
— Тогда просим вас к столу!
Сосин быстро подошел к вешалке, поставил ее на место и снял свою сумку.
— Господа, это я купил себе на день рождения, но по такому случаю готов поделиться, — молния взвизгнула, и он выдернул из сумки еще одну бутылку «Русской тройки», но она оказалась пустой. Когда вешалка подала, сумка ударилась о батарею, дно отвалилось и все содержимое оказалось в сумке.
— Ничего страшного, Юрок! — воскликнул я, — стекло бьется на счастье! Сейчас что-нибудь придумаем. Роберт Артемьевич, держите банку, а ты, Юра, бери бинт, складывай вчетверо — будем процеживать. По случаю нашей встречи вдали от дома мы будем сегодня выпивать не из бутылки, а из сумки!

Проснулся я от того, что меня кто-то тряс за плечи, а тряс меня мой ассистент Александр.
— Володя, просыпайся, уже все загружено. Минут через двадцать поедем.
— Куда поедем?
— Как куда? В Сплит.
— А сколько времени?
— Уже половина второго ночи.
— А где Сосин и Маленкин?
— Они уже в машине.
— Дошли-то сами?
— Сами, Володя, сами.

Сосин, откинув спинку кресла, спал. Маленкин, развалившись на заднем сидении, пел: «Куда б я ни ехал, куда б я ни шел, а к ней загляну на минутку...» Увидев меня, запел еще громче.
— Тише, Вася, не надо, — попросил я его, — если югославы передадут Попову, какие у него сопровождающие, то к Петрову придет мировая слава, а нам будет «каюк».
Александр отдал водителю листок, переданный ему нашим директором, с адресом и названием гостиницы в Сплите, куда нас надо отвезти, и машина тронулась. Вася снова громко запел: «Куда б я ни ехал, куда б я ни шел…»

После премьеры в Сплите за кулисами Олег Попов спросил у артистов:
— Ну, а теперь есть у вас какие-либо претензии к погрузке и транспортировке багажа?
Все дружно ответили:
— Нет, все было хорошо.
Попов повернулся к стоящему с опущенной головой В. Петрову и сказал:
— Слышал? Вот что значит для нас быть уверенным в том, что все прибудет в полной сохранности, потому что за всем этим стоят мои проверенные и надежные люди!

Январь 2010 года.


Рецензии