МГУ. Журфак. 1953-1958. Объяснение в любви

     На нашем факультете хорошо был развит принцип: без спорта нет здоровья. Порой так не хотелось рано вставать, чтобы не опоздать на сдвоенные уроки физкультуры. Иногда я пропускала их. Но хочу опять подчеркнуть высокий уровень преподавания в университете, на этот раз - физической культуры. Система, методика, или точнее, наука физического воспитания, освоенная мною в МГУ, неоднократно помогала мне впоследствии в освещении спортивной тематики.
     Многое из того, что было взято на вооружение преподавателями физкультуры, до сих пор заявляет о себе, как о надёжной и эффективной форме в организации и проведении тренировок, в подготовке спортсменов высокого класса.
Что лично мне дали занятия физкультурой во время учёбы? Наверное, самое главное – это то, что «физ-ра» помогла без серьёзных последствий адаптироваться моему организму в новой жизни с резкими перепадами температур, с холодной зимой, неустойчивой весной и т.д. На уроках физкультуры я научилась умело владеть лыжами. Преподаватель-женщина (к сожалению, не помню её фамилии) так ловко и доходчиво объясняла технику ходьбы на лыжах, что я сразу влюбилась в этот вид спорта. Без особых усилий я прошла три километра и не намного, но всё-таки опередила нормативное время. Потом меня не раз приглашали на соревнования по лыжам, но я отказывалась, так как не считала себя достаточно подготовленной. Когда же заговорили о баскетболе, я сразу, не задумываясь, сказала: «Да».
     В нашей средней школе, благодаря учителю-фанату этого вида спорта, бывшему фронтовику, многие учащиеся были буквально помешаны на баскетболе. В том числе и я. На школьном дворе мы порой играли до одури, часто мальчишечья команда против девчачьей. Наша команда юношей была чемпионом среди городских школ, а команда девочек добивалась первых успехов.
Я была влюблена в эту, на мой взгляд, искромётную игру. Поэтому когда мне предложили выступить за спортивную честь факультета, я согласилась без колебаний. Начались тренировочные занятия. Как интересно они проходили! Вспоминаю «не с сожаленьем, что прошло, а с благодарностью, что было» (Ф.Тютчев). Тренером у нас был всеобщий любимец, опытный и горячий Давидсон. Уважение и признание среди молодых баскетболистов он завоевал своим профессионализмом, безграничной привязанностью и любовью к этому реактивному виду спорта. А без такого отношения в спорте существовать нельзя. Под опекой Давидсона мы, студентки, строили невероятные планы, чтобы победить в предстоящих соревнованиях. Тренер умел поднять наш дух и настроение. Он был для всех нас большим и бескорыстным другом.
     Тренировки меня очень выматывали. Но всё равно я не пропускала их, потому что было непередаваемо интересно и весело на занятиях. Давидсон заставлял нас, например, ходить гусиным шагом, убедительно объясняя, что даёт баскетболисту это упражнение, чему учит. И так при любом упражнении. Однообразные броски в кольцо он превращал в подвижную энергичную игру, которую не хотелось бросать.
     Неизгладимое впечатление произвела на меня игра Первой сборной Советского Союза. Высокие, стройные, красивые спортсмены не бегали. Они летали по площадке. Университетская сборная выглядела очень бледно. Разрыв между мастерством Первой и нашей сборной был так велик, что казалось на встречу с Первой вышли подростки. Счёт был разгромным.
     Плохо развит в России этот вид спорта. Очень мало, катастрофически мало таких тренеров, как Давидсон, безмерно влюбленных в баскетбол. Вы скажете: «А Гомельский?» Но это разве много?!


Рецензии