Гитара литературная 1. Гомер

Античные источники о кифаре.

ГОМЕР

Кифара, китара (греч. Kithara) древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент типа лиры. Корпус кифары был плоским и делался из дерева. Число струн у нее постепенно увеличивалось с 4 (VIII в. до н.э.) до 7 (VII в. до н.э.), пока не достигло 10 – 12 к V в. до н.э. На кифаре играли стоя, держа ее перед грудью. При этом левой рукой исполнялась мелодия, а правая, в которой был плектр, делала ритмичные удары по струнам.

Иной раз кажется, что между древнегреческой кифарой и современной гитарой существует какая-то таинственная связь.

«Илиада» (поэма об Илионе, т.е. Трое), древнегреческая эпическая поэма, приписываемая Гомеру, памятник мирового значения. По-видимому, возникла в IX-VIII вв. до н.э. в Ионии на основе преданий о Троянской войне (XIII в. до н.э.). Сочинена гекзаметром (ок. 15 700 стихов). Классичесский русский перевод Н.И. Гнедича (1829).

По-видимому, первое упоминание о кифаре в античной литературе можно связывать с «Илиадой» Гомера, где во второй песне излагается трагическая история Фамиры из Фракии, который дерзнул бросить вызов Музам, похваляясь умением петь и играть на этом инструменте:

…Встретив Фамира Фракийского, песнями славного мужа,
Дара лишили: идя от Эврита, царя эхалиян,
Гордый, хвалиться дерзал, что победу похитит он в песнях,
Если и Музы при нем воспоют, Эгиоховы дщери.
Гневные Музы его ослепили, похитили сладкий
К песням божественный дар и искусство бряцать на кифаре.
Песнь третья дает нам понять, что кифарой владел и Парис, которого обличает Гектор:
Что же с оружьем не встретил царя Менелая? Узнал бы
Ты, браноносца какого владеешь супругой цветущей.
Были б не в помощь тебе ни кифара, ни дар Афродиты,
Пышные кудри и прелесть, когда бы ты с прахом смесился.

Виновник Троянской войны, похитивший Елену, жену царя Менелая, в мифах предстает красивым безбородым юношей, склонным к неге и боязливым по натуре. Так что кифара в его руках вместо меча и щита, по мнению Гектора, не красит Париса. Очевидно, военное ремесло в Древней Греции ценилось выше, чем умение музицировать.

«Одиссея», древнегреческая эпическая поэма о странствиях Одиссея, приписываемая Гомеру. Создана несколько позже «Илиады», приблизительно датируемой VIII-VII вв. до н.э.; сочинена гекзаметром (ок. 12 100 стихов). «Одиссея» содержит больше бытовых картин и сказочного материала, чем «Илиада». Классический русский перевод «Одиссеи» – В.А. Жуковского (1849), издан и великолепный перевод В.В. Вересаева.

Пение под кифару в Древней Греции было непременной составной частью всякого рода празднеств, о чем мы находим свидетельство в «Одиссее»:

После того как желанье питья и еды утолили,
Новым желаньем зажглися сердца женихов: захотелось
Музыки, плясок – услады прекраснейшей всякого пира.
Фемию вестник кифару прекрасную передал в руки:
Пред женихами ему приходилося петь поневоле.
Фемий кифару поднял и начал прекрасную песню.

Алкиной, внук Посейдона, царь феаков на острове Схерия, предстает перед нами в «Одиссее» как мудрый, гостеприимный и великодушный правитель. Говоря о своем народе, он характеризует его так:

Мы ни в кулачном бою, ни в борьбе далеко не отличны.
На ноги быстры зато, мореходцы же – первые в мире.
Любим всем сердцем пиры, хороводные пляски, кифару,
Ванны горячие, смену одежды и мягкое ложе.

Миролюбие и хлебосольство феаков, как нетрудно увидеть из приведенного отрывка, не в последнюю очередь было обусловлено умением играть на кифаре.

«Гомеровские гимны» – сборник древнегреческих текстов VI века до н.э., которые, правда, не имеют никакого отношения к Гомеру.

В них есть рассказ о том, как Аполлон воспылал любовью к кифаре. А дело заключалось в следующем. Гермес, умевший хорошо играть на этом инструменте, как-то покусился на собственность Аполлона – угнал его коров. Пойманный с поличным, вор решил воздействовать на хозяина стада игрой на кифаре и пеньем:

Положивши на левую руку,
Плектром испробовал струны одну за другою. Кифара
Звук под рукой гудящий дала. Аполлон засмеялся,
Радуясь, в душу владыки с божественной силой проникли
Эти прелестные звуки. И всею душою он слушал,
Сладким объятый желаньем.

Эффект от прекрасной игры был столь велик, что вскоре последовало великодушное прощение Аполлона:

Неукротимой любовью душа разгорелася Феба.
И, обратившись к Гермесу, слова он крылатые молвил:
«О скоторез, трудолюбец, искусник, товарищ пирушки,
Всех пятьдесят бы коров подарить тебе можно за это!
Мирно отныне с тобою, я думаю, мы разойдемся».

Аполлон отказался от своего стада. Он постиг радость, которую дарит искусство, и все богатства эйкумены показались ему ничтожными в сравнении с нею. Гермес вручает кифару Аполлону, говоря возвышенные слова:

«Пой и играй на кифаре, и праздник устраивай пышный,
В дар ее взяв от меня. Ты же, друг, дай мне славу за это.
Звонкую будешь иметь на руках ты певицу-подругу,
Сможет она говорить обо всем хорошо и разумно.
С нею ты будешь желанным везде, - и на пире цветущем,
И в хороводе прелестном, и в шествии буйно-веселом.
Радость дает она ночью и днем».


ГЕРОДОТ

Геродот (ок. 484 до н.э., Галикарнас, Малая Азия – ок. 426 до н.э., Фурия, Великая Греция), древнегреческий историк, названный Цицероном «отцом истории». Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.

Геродот в «Истории» повествует о том, как персидский царь Кир разгневался на свободолюбивых лидийцев и задумал продать их в рабство. Крез, которому тот рассказал о своих планах, подал другую идею: «…Чтобы они вновь не подняли мятежа и тебе не нужно было их опасаться, сделай так: пошли вестника и запрети им иметь боевое оружие и прикажи носить под плащами хитоны и высокие сапоги на ногах. Затем повели им обучать своих детей игре на кифаре и лире и заниматься мелочной торговлей. И ты увидишь, царь, как скоро они из мужей обратятся в женщин, так что тебе никогда уже не надо будет страшиться восстания».

Что ж, это мудрый совет. Действительно, труд и художественное воспитание способны умиротворить воинственные инстинкты. Музицирование на кифаре не пробуждало агрессию.


ПЛАТОН

Платон (428 или 427 до н.э. – 348 или 347 до н.э.), древнегреческий философ. Ученик Сократа, около 387 до н.э. основал в Афинах школу, так называемую Академию. Наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом считается родоначальником европейской философии.

Ряд античных авторов, вопреки современным исследованиям, считает музыканта Орфея кифаристом. К их числу принадлежит Платон, о чем свидетельствует фрагмент диалога «Пир»: «…Боги… высоко чтут преданность и самоотверженность в любви. Зато Орфея, сына Эагра, они спровадили из Аида ни с чем и показали ему лишь призрак жены, за которой тот явился, но не выдали ее самой, сочтя, что он, как кифаред, слишком изнежен, если не отважился, как Алкестида, из-за любви умереть, а умудрился пробраться в Аид живым. Поэтому боги наказали его, сделав так, что он погиб от рук женщины…»

Платон в диалоге «Протагор», говоря об эстетическом воспитании детей, в качестве одного из примеров приводит обучение на кифаре. «И кифаристы, со своей стороны, заботятся об их рассудительности и о том, чтобы молодежь не бесчинствовала; к тому же, когда те научатся играть на кифаре, они учат их творениям хороших поэтов-песнотворцев, согласуя слова с ладом кифары, и заставляют души мальчиков свыкаться с гармонией и ритмом, чтобы они стали более чуткими, соразмерными, гармоничными, чтобы были пригодны для речей и для деятельности: ведь вся жизнь человеческая нуждается в ритме и гармонии».

Казалось бы, философ изрекает прописные истины, однако взгляните на мир: мы так и не достигли гармонии, хотя прошло уже два с половиной тысячелетия с той поры, когда были сказаны эти слова!


АРИСТОТЕЛЬ

Аристотель (384 до н.э., Стагира, полуостров Халкидика, Северная Греция – 322 до н.э., Халкис, остров Эвбея, Средняя Греция), древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского.

В «Никомаховой этике» Аристотеля встречается остроумное рассуждение, подкрепленное притчей: «Разногласия возникают и тогда, когда получают другое, т.е. не то, к чему стремились, ибо не получать того, к чему тянет, все равно что ничего не получать; так, например, [в случае] с кифаредом, которому [царь] посулил тем большую плату, чем лучше он будет петь, но наутро на его требование обещанного сказал, что за удовольствие ему уже было отплачено удовольствием».

Смысл этого фрагмента в том, что игра на кифаре приносит отраду как слушателям, так и самому исполнителю. Воистину, искусство – одна из немногих сфер человеческой деятельности, которая сулит и творческие муки, и радости.


ПЛУТАРХ

Плутарх (ок. 45 – ок. 127), древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение – «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием «Моралии».

Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях», рассказывая о нравах и обычаях спартанцев, отмечает необыкновенную музыкальность этого народа. Как правило, «спартанцы шли на неприятеля под звуки флейт, мерным шагом». «Величественное и в то же время грозное зрелище представляла эта линия людей, шедших в такт под звуки флейт. Их ряды были сомкнуты; ничье сердце не билось от страха; они шли навстречу опасности под звуки песен, спокойно и весело».

Историк приводит также строку из песни неизвестного автора: «Кифары звук мечу не станет уступать». Это значит, что и кифара принимала участие в походах и во время привалов поддерживала боевой дух воинов.

В диалоге Плутарха «О музыке» (I век н.э.) участниками беседы выступают кифаред Лисий и александрийский ученый-музыкант Сотерих, которые раскрывают в своих речах свойства музыки как «особой области знания».

Следовательно, кифара еще оставалась почитаемым инструментом среди интеллектуальной элиты в эпоху рождения христианства.


СВЕТОНИЙ

Светоний Гай Транквилл (ок. 70 – ок. 140), римский историк и писатель. Автор недошедших сочинений энциклопедического характера. В своем главном сочинении «О жизни двенадцати цезарей» (в 8 книгах) с равной обстоятельностью излагает исторические события и привычки цезарей (от Юлия Цезаря до Домициана).

В Древнем Риме искусства и науки были в почете, талантливые люди нередко становились богатыми. Император Веспасиан, вернувшись в Рим после победы над иудеями, проявил невероятную щедрость. Он раздавал награды направо и налево. Светоний пишет: «Латинским и греческим риторам он первый стал выплачивать жалованье из казны по сто тысяч в год; выдающихся поэтов и художников, как например, восстановителя Колосса и Венеры Косской, он наградил большими подарками; механику, который обещался без больших затрат поднять на Капитолий огромные колонны, он тоже выдал за выдумку хорошую награду, но тот от услуг отказался, промолвив: «Уж позволь мне подкормить мой народец». На зрелищах при освящении новой сцены в театре Марцелла он возобновил даже старинные представления. Трагическому актеру Апелларию он дал в награду четыреста тысяч сестерциев, кифаредам Терпну и Диодору – по двести тысяч, другим – по сотне тысяч, самое меньшее - по сорок тысяч, не говоря о множестве золотых венков».

Поскольку 100 сестерциев при Августе и его преемниках равнялись одному золотому ауреусу весом 8,19 грамма, нетрудно подсчитать гонорар упомянутых кифаредов Терпна и Диодора: хозяин Палатинского дворца выдал по пуду золота каждому из них! Таких подарков не делал даже Меценат, имя которого стало нарицательным.

Стоит добавить, что другие исторические хроники оставили нам еще несколько имен знаменитых кифаредов Древнего Рима: Анаксенор при Юлии Цезаре и Октавиане Августе, Менекрат при Нероне, Мезомед при Адриане. Они тоже снискали громкую славу, богатство и всеобщее признание.

Игрой на кифаре не брезговали венценосные особы. Вот что пишет Гай Светоний Транквилл о Тите: «Телесными и душевными достоинствами блистал он еще в отрочестве, а потом, с летами, все больше и больше: замечательная красота, в которой было столько же достоинства, сколько приятности; отменная сила, которой не мешали ни невысокий рост, ни слегка выдающийся живот; исключительная память и, наконец, способности едва ли не ко всем военным и мирным искусствам. Конем и оружием он владел отлично; произносил речи и сочинял стихи по-латыни и по-гречески с охотой и легкостью, даже без подготовки; был знаком с музыкой настолько, что пел и играл на кифаре искусно и красиво».

Словом, император Тит был энциклопедически образованным человеком, наделенным массой способностей. Игра на кифаре не казалась ему недостойной его высокого сана.


АППИАН

Аппиан (? – 70-е гг. II в.), историк Древнего Рима, грек. Автор «Римской истории» от основания Рима до начала II в. (на греческом языке); из 24 книг дошли целиком книги 6-9 и 11-17, полностью утрачены 18-24.

У древнеримского историка Аппиана в одной из книг встречаем детальное описание процедуры триумфа, где некоторое внимание уделено музыкальному оформлению этого торжества: «Все выступают увенчанные венками, впереди идут трубачи и движутся повозки с добычей, проносят башни и изображения взятых городов, картины, изображающие военные события, затем золото и серебро – нечеканенное и в монетах – и если есть, то и другие подобные же ценности, и все венки, которыми наградили полководца за доблесть или города, или союзники, или подчиненные ему войска. Затем шли белые быки, а за быками были слоны и все вожди и самих карфагенян и номадов, которые были взяты в плен. Впереди самого полководца шли ликторы, одетые в пурпурные туники, и хор кифаристов и играющих на свирелях, подобно тирренской процессии…».

Трубы, свирели и кифары, вероятно, были самыми распространенными музыкальными инструментами в Риме.


ИОАНН ЗЛАТОУСТ

Иоанн Златоуст (между 344 и 354-407), один из главных отцов церкви, византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398), представитель греческого церковного красноречия. Проповеди, панегирики, псалмы; с именем Иоанна Златоуста связана наиболее распространенная литургия. В Византии и на Руси был идеалом проповедника и неустрашимого обличителя (в том числе для Аввакума); канонизирован Русской православной церковью.

Иоанн Златоуст являлся ярым противником «мирской» музыки. Обращаясь к прихожанам, он с гневом говорил: «Ныне ваши дети предпочитают сатанинские песни и пляски…» И далее, обличая зажиточную паству, возглашает: «Богатые люди после трапезы приводят кифаредов и авлетов; они превращают свой дом в театр…»

Как видим, древнегреческая кифара пользовалась неизменной любовью многих слоев населения, невзирая на запреты и проклятия церковных пастырей.

Постановление Никейского собора христианской церкви, состоявшегося в 787 году, свидетельствует о том, что «мирская» музыка все еще занимала важное место в жизни людей, вопреки запретам и проклятиям церковных пастырей. 21-й канон напоминает о необходимости борьбы с «сатанинскими песнями, кифарами и развратными лигизмами» (то есть с женским пением). Кифара, возможно, древняя предшественница гитары, продолжала услаждать слух народа, невзирая на постоянные гонения святош.


Рецензии