Национальный музей авиации США в Дейтоне

    В мои  первые поездки в США  я жила у сына в городе  Цинциннати, штат Огайо. И по возможности он старался показать мне как можно больше интересных мест.  Однажды в субботу  мы решили поехать в Музей воздушных сил США, который находится в  городе   Дейтон,  всего в в 55 милях от Цинциннати – час езды.  Я вообще любительница разных музеев, и художественных, и технических,  и природных. А тут авиация!  Ведь всего сто с небольшим лет прошло, как в небе стали летать «железные» птицы. Хотя  летаю я много и довольно часто, не перестаю удивляться этому чуду техники  - летающий вагон, почти  с четырьмя сотнями человек на борту, за считанные часы пересекает океан! А как все начиналось?

    Ранним весенним утром подъехали к  Дейтону.  Это  относительно небольшой город, с населением около 200 тысяч человек, но  известен  тем, что там находится  военная авиабаза  Райт-Паттерсон (Wright-Patterson Air Force Base),  с крупным исследовательским  центром  авиации и космонавтики.
 
   У многих людей старшего поколения  название города ассоциируется с так называемыми Дейтонскими мирными соглашениями по Югославии.    Переговоры по Югославии проходили на  этой военной авиабазе  в ноябре 1995 года, в результате были  достигнуты соглашения о прекращения огня, о разделении враждующих сторон и обособлении территорий, они положили конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине 1992–1995 годов. Подписание Дейтонских соглашений состоялось 14 декабря 1995 в Париже.
 
   Те, кто увлекается историей авиации, знают, что город Дейтон – родина знаменитых братьев Райт – Уилбера (1867–1912) и Орвилла (1871–1948), хотя старший из братьев, Уилбер, родился в штате Индиана, а Орвилл уже в Дейтоне. Здесь они прожили всю свою жизнь, посвятив ее авиации. 17 декабря 1903 года братья Райт совершили первый управляемый полет на самолете – летательном  аппарате с двигателем, построенном ими по собственному проекту. До этого  они почти два года  экспериментировали с полетами на  планерах, исследовали возможности управления  «машиной» в воздухе.   Братьев Райт  считают  основоположниками американской авиации и пионерами воздухоплавания.

    Сейчас Дейтон знаменит  своим замечательным Музеем воздушных сил США – National Museum of the United States Air Force, расположенным вблизи авиационной военной базы Райт-Патерсон. Этот музей является самым старым и самым большим в мире музеем военной авиации. Территория  его,  включая экспозиции под открытым небом и мемориальные парки, занимает  площадь  400 акров, или 160 гектаров!  В нем собрано свыше 400 самолетов разных времен и стран, и более 15 тысяч экспонатов, рассказывающих о истории и современном состоянии военной авиации и космонавтики.   А  посещают   музей ежегодно около 1,3 миллиона человек.  Он   является наиболее посещаемым туристами объектом в штате Огайо!

   Чтоб осмотреть все музейные выставки, хотя бы мельком, туристу,  конечно, мало одного дня, надо побывать там несколько раз. Нам повезло,  мы ездили  туда  уже  дважды, проведя там каждый раз по целому дню, но  как хотелось бы поехать еще раз!
Музей в Дейтоне работает круглый год, без выходных, с 9 утра до 17 часов, закрыт только 3 дня в году – в День Благодарения, на Рождество и 1 января. И что удивительно –  вход туда абсолютно бесплатный для всех – и для своих граждан, и для иностранцев!   И разрешено бесплатно фотографировать и снимать на видео, в отличие от наших музеев.
История Музея в Дейтоне такова. Еще в далеком 1923 году на аэродроме McCook Field, (поле МакКука)  расположенном на берегу реки Майами, как раз напротив даунтауна Дейтона, и   который  служил экспериментальной базой для испытаний военных самолетов,  отряд инженеров  начал собирать коллекцию различных технических средств, имеющих отношение к авиации, как американской, так и иностранной.   К 1927 году  собралась  внушительная коллекция и  всю музейную экспозицию переместили на аэродром Райт-филд (Wright Field),  разместив  в нескольких небольших зданиях. Часть экспонатов  находилась под открытым небом,  потому нуждалась в постоянном ремонте.   К 1954 году    авиационная коллекция   была размещена в постоянном  помещении , бывшем ангаре для ремонта двигателей.  Но  до создания современного музея было еще далеко, хотя количество экспонатов  постоянно увеличивалось.
 
    Только 3 сентября 1971 года   тогдашний  Президент США Ричард Никсон торжественно открыл Музей Воздушных сил США     в присутствии 12 тысяч человек, гостей и энтузиастов, поддерживавших и помогавших создавать  его. В честь этого на здании музея установлена мемориальная доска.  Музей постоянно увеличивает количество выставок, экспонатов, расширяет свою территория. В октябре 2004 года  прежнее название "United States Air Force Museum"  - Музей воздушных сил Соединенных Штатов   было изменено на “Национальный музей авиации США”- National Museum of the U.S. Air Force – сокращенно” National Museum of the USAF”,  хотя честно говоря, я не понимаю, в чем разница, содержание экспонатов не меняется же от названия.  Для американцев, возможно это что-то означает, а на меня он однозначно произвел потрясающее  впечатление  независимо отназвания.

   Посещение Музея   начинается с Мемориального парка  Славы, который был создан вскоре  после открытия Музея, в 1972 году, рядом с  выставочными ангарами.  В этом парке нашли упокоение герои-летчики, погибшие при исполнении служебного долга во время различных военных конфликтов, им поставлены памятники, которых. сейчас более 500,  высажены различные виды деревьев, кустарников, много цветов.  Здесь постоянно звучит музыка корильона, она встречает вас, когда вы  по приезду только выходите из машины.
 
   Затем  мы отправились осматривать самолеты, которые  открыто стоят на бетонной широкой полосе, напоминающей широкое шоссе.  Здесь размещены  разные типы самолетов времен  Второй мировой войны и современные, принимавшие участие в операции «Буря в пустыне» (1991 год, конфликт между Ираком и Кувейтом). Их  можно не только посмотреть, но подойти и потрогать – и  немемецкие самолеты, например «Юнкерс-88Д» (Junkers Ju 88D), или «Мессершмитт» (Messerschmitt Me 163B Komet, Messerschmitt Me 262A Schwalb), и американские Дугласы, Боинги, например «Боинг – летающая крепость» (Boeing B-17G Flying Fortress), есть даже советские. Нам было  интересно «в живую» видеть  немецкие самолеты времен  Второй  мировой,  о которых представление сложилось по старым фильмам и книгам.

   По  другую сторону зданий музея, тоже на поле, стоят разные виды ракет.  Но осмотр их мы оставили на другой раз, погода была прохладная и хотелось скорее перейти в помещение.  Если посмотреть на снимок территории музея сверху ( различные открытки продаются в музее сувениров) то видно, что экспозиции размещены в трех огромных ангарах, разделенных на две части сквозным проходом.    У  крайних ангаров  в центре круглые башни, похожие на огромные цистерны. Входим  в первую круглую башню - главный вход.  Здесь размещены разные служебные помещения, киоски сувениров, небольшое кафе «Валькирия», кинотеатр 3D системы ИМАХ на 500 мест,   стойка информации - можно взять экскурсовода   или «аудиогида» - плеер с наушниками, проспекты  рассказывающие о выставках, об экспонатах.
 
   Конечно, каждый выбирает что посмотреть в первую очередь,  мне, например, было интересно посмотреть все самое старинное. Все экспозиции Музея  разделены  на галереи, экспонаты в каждой  из них  показывают подробно  определенные периоды времени. Примечательно, что все экспонаты – самолеты, двигатели – это либо точные копии, либо оригиналы. В каждом зале есть большие экраны, можно  сесть, посмотреть  и  послушать рассказ о данной галерее.

      
    Первый зал   посвящен раннему  периоду  развития авиации,  там можно увидеть точную  копию  первого военного самолета братьев Райт  « Wright Flyer 1909»,  гидросамолет Кертисса "D" 1911 года ( Curtiss 1911 Модель D),  и французский моноплан Блериот 1909 года (Bl;riot) , и много  других авиамоделей  первой половины ХХ века. 
Следующая экспозиция  показывает  самолеты  периода от Первой мировой войны и до начала Второй .    В следующем зале – большая коллекция  посвящена  авиации , участвовавшей во II мировой войне – тут и истребители, и бомбардировщики, американские и иностранные,   учебно-тренировочные самолеты , и  вертолет Игоря Сикорского «Sikorsky R-4B Hoverfly» , который  совершил свой первый полет в январе 1942 года, и затем его стали использовать в ВВС США.

    В среднем ангаре  находятся выставки самолетов и военной техники периодов войн в Юго-Восточной Азии(Вьетнамская война) и в Корее.
В галерее ракетной и комической техники представлены разные виды ракет - носителей,  можно увидеть космические спускаемые аппарат, скафандры астронавтов и много других предметов космического предназначения. Особенно подробно рассказывается о полете космического корабля «Аполлон-15» на Луну.    И  можно осмотреть командный модуль CSM-112  от «Аполлона-15», который получил название Индевор («Endeavour»).

    В галерее  современной   военной авиации    привлек внимание самолет-невидимка черного цвета, который практически невозможно обнаружить средствами ПВО.   И много разных другой  летающей техники, цель которой – поражать, уничтожать противника. Наверное, мужчины смотрят на нее несколько иначе, с другой точки зрения, самолеты и правда поражают красотой , изяществом линий.  Но все же, если бы вся эта техника работала на благо мира и процветания!

   Очень  интересна Президентская галерея, где представлено несколько президентских самолетов – в том числе те, которые использовались Франклином  Д. Рузвельтом, Гарри Трумэном и Дуайт Д. Эйзенхауэром,  Никсоном,  Картером  и  Рейганом.  Центральное место в этой коллекции  занимает самолет  SAM (Special Air Mission)  26000,  модификация  Боинга -707,  которым регулярно пользовался  президент Джон Кеннеди. Именно на  этом  самолете, президент и  его жена  Жаклин  Кеннеди прилетели  в Даллас 22 ноября 1963 года, в день убийства президента. Вице-президент Линдон Джонсон был приведен к присяге в качестве президента на его борту вскоре после убийства.  На этом самолете  тело убитого президента  было доставлено в Вашингтон.  Все президентские самолеты   размещаются в отдельном Президентском  ангаре, расположенном за территорией Музея (на территории авиабазы Райт-Петерсон) и   посетители, желающие осмотреть их доставляются туда на автобусе, по предварительной регистрации.

   Честно говоря, от впечатлений к концу посещения голова перестает что-либо воспринимать, и тогда самое время отдохнуть в кинотеатре.  Кинотеатр системы ИМАХ на 500 мест  был открыт в мае 1991 года в первом из павильонов Музея. Там показывают фильмы и об авиации, и о выдающихся летчиках, о природе различных регионов Земли. Вход в кинотеатр, конечно, платный, но цены намного ниже, чем в подобных кинотеатрах у нас в России. Очень удобно, когда ноги уже устали от хождения по залам, пойти на сеанс   и посмотреть хороший фильм. Мы смотрели фильм об Антарктиде, настольк яркий, запоминающийся, как будто мы там сами летали, проваливались в трещины, любовались пингвинами...

   Остается только позавидовать американцам, что они имеют такой замечательный музейный комплекс, которым можно гордиться.


Рецензии
Рад, что Дейтон Вам нравится.
В Дейтоне живут моя дочка, внучка с мужем и двое правнуков - девочка и мальчик. Правнуки ометили свой первый год рожденя.

Олег Киселев   03.10.2013 21:59     Заявить о нарушении
Гертруде Рыбаковой

«В следующем зале – большая коллекция посвящена авиации, участвовавшей во II мировой войне – тут и истребители, и бомбардировщики, американские и иностранные, учебно-тренировочные самолеты, и вертолет Игоря Сикорского «Sikorsky R-4B Hoverfly», который совершил свой первый полет в январе 1942 года, и затем его стали использовать в ВВС США».

Так не в этом ли музее хранится стратегический бомбардировщик В-29, в августе 1945 г. испепеливший Хиросиму и унесший сотни тысяч жизней гражданского населения, в том числе - женщин, детей, стариков? Американцам есть, чем гордиться…

Виктор Аннинский 2   25.11.2013 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.