115. В. И. Агошков. Шаблыкино. Каменная стена

115. В.И. Агошков. Шаблыкино.

Каменная стена.

КАМЕННАЯ СТЕНА. Даёт Даль и такое толкование слова «мурава»: каменная стена. Ничего удивительного в этом нет, ведь есть же глагол «муровать». Село Муравельник было как бы «замуровано», спрятано от глаз людей, следующих по тракту Карачев – Упорой. Жители Муравельника, словно «муравьи», скрывались в норах, в то же самое время нападали на врагов, не давали им возможности идти дальше, на север, в пределы Московского государства.

Не исключено, что здесь была застава. Для охраны границы требовались сильные, мужественные воины. Русские богатыри и символизировали таких защитников. В.И. Даль приводит и такое значение «муравы»: мурок, муруг – в Тамбовской губернии – мох, идущий на пробойку изб.
Такого «добра», как мох, в пределах и речки Муравки, и реки Серп, текущей к селу Сомово двумя-тремя руслами, много. Вспомним и приток Навли – реку Мох, на берегах которой и стоит посёлок городского типа Шаблыкино.
 

 
МУРАВЛЕНАЯ ПОСУДА. В Новгородской губернии «муровой» означает: зелёный, злачный, как трава. Муравленый – значит глазированный. Муравленка – муравленая посудина. Не делали ли в селе Муравельник (Муравелый) когда-то посуду?! Это вполне возможно, так как у населённых пунктов Юшково, Ивановка (соседка села Муравельник) имеются выходы кирпичных и черепичных глин. Мурастый – в Курской губернии означало «крапчатый, пестрый, темно-крапчатый по цветной земле, полю». Не исключено и это, потому что глины окрашены во всевозможные цвета. На речке Глинка стоит село Глинки: данные названия связаны с «глиной», с почвой.

Впрочем, эти топонимы могли произойти и от «гнилки, гнилой». В свою очередь, «глинки» могли преобразоваться не только в «гнилки», но и в «клинки», что дало всем известный город Клин. На территории нашего района, таким образом, могло образоваться село Климово, находящееся на речке Чаянка. По сведениям В.К. Сурина, здесь также имеются большие запасы кирпичных и черепичных глин.

Но, в очередной раз убеждаюсь в том, что русский язык велик и могуч. При подготовке очерка в собрание сочинений в 2012 году появилось и ещё одна точка зрения. Глинки – от Мглинки, есть город Мглин на Украине. А Мглин даёт пищу для сравнения населённых пунктов Глинки и Могов, поскольку Мглинки – это Моглинки, и далее Смуглинки и СамоГлинки.
СамоГолинки: ГОЛ = ЛОГ = речное русло.

 
МУРАШИ В ДОМЕ – К СЧАСТЬЮ. Большинство жителей связывают название села Муравельник с насекомыми муравьями, мурашами, муравлями. Мураши в доме – к счастью, пишет В.И. Даль. Мурый, мурастый, муругий, – о шерсти коров, собак: волнистая, мрамористая, рыже-бурая с черной волной, желтоватая с темно-бурою волною, темно-пестрая, в волнистых полосах и пятнах.
Добавим, что и кошачьи «мур-мур» относятся, видимо, не только к издаваемым кошками звукам, но и к их шерсти. Как видим, В.И. Даль приводит много значений слова Муравельник. Какое из них выбрать, решать самим местным жителям.
 
 
МАРА, ЯРИЛО, КУПАЛА. В.А. Руднев в книге «Слово о князе Владимире» рассказал о том, что составной частью гуляний накануне Ивана Купалы являлись церемонии собирания трав и цветов, плетения венков, приготовления обрядового дерева – берёзы, дуба, клёна или вербы и соломенного чучела Ярилы (отголосок некогда существовавшего фаллического культа).

Устраивались ритуалы потопления обрядового дерева, сжигания чучела Ярилы, опускания венков в воду реки и гадания по ним, и, наконец, полуночного и полуденного купания. Купальское дерево – Морана, или МАРА, олицетворяло смерть, зиму, и его потопляли вместе с Купалой, как бы прощаясь с летом, с Ярилой – солнцем. Перечисленные действия, замечает Руднев, носили и магический характер и должны были вызвать дождь, необходимый для созревания хлебов и плодов.

Купальское дерево ломали на части, веточки его уносили домой и бросали в огород, чтобы дозрели овощи. Часть кустарников заносили в избу до будущего года.
Для нас, конечно, важно подчеркнуть то, что купальское дерево – Морана, или Мара олицетворяло смерть. Не означало ли это, что село Муравельник (Муравелый) и было местом, где таилась смерть?! Не исключено, что в селе совершали обряды, потопляя купальское дерево вместе с Купалой в речке Муравке!

Можно предположить, что и пос. Ерино назван (если не было первого поселенца по фамилии Ерин!) в честь Ярилы (Титовская сельская администрация). В честь Ивана Купалы и купальского дерева могли поименовать пос. Купальня.
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии