117. В. Агошков. Шаблыкино. Железное Городище

117. В.Агошков. Шаблыкино.

Железное Городище.

ЖЕЛЕЗНОЕ ГОРОДИЩЕ, КОЛОШАТЫ. Археолог Т.Н. Никольская писала, что дер. Железное Городище, в последнее время упоминаемое просто как Железное, названа так потому, что когда-то здесь добывали железо. Действительно, на это могут указывать и названия: пос. Ржавец, дер. Окалинка (окалина), дер. Колошаты. В словаре В.И. Даля говорится, что Колоша – известная мера руды и угля, засыпаемая в один раз в плавильную печь, засыпь. Рудная колоша.

ПЛУТАВИЦ, ПРОВАЛЫ, ГРИММЫ. Дер. Плутавиц возникла, видимо, в том месте, где плутает вода или имеется болото. По характеру почвы названа и дер. Провалы: размытые почвы образуют воронки, куда проваливается вода. В Сомовской администрации находится дер. Гримовский Хутор, или называемый проще – пос. Гриммы.

 Местные жители уверены, что топоним возник от «греметь»: вода, падая с обрыва, издаёт шум. Но не исключено, что населённый пункт поименован так по фамилии первого поселенца, поскольку в Шаблыкинском районе есть люди с фамилией Гримовы.
 

 
КРЕМЛЬ, КУТИНО, КРЕСТЫ. На тему о названии населённого пункта Кремль и одноимённых топонимов имеется богатая литература. В Орловской области есть ещё пос. Кремлёвский в Дмитровском районе. Однако шаблыкинская дер. Кремль и дмитровский пос. Кремлёвский могут иметь разных «родителей»: Кремль – от «кром, закром, т.е. укрытое место», или от «кремень», т.е. камень; а Кремлёвский – от строевых (строительных) сосен, называемых «кремлёвскими», видимо, потому, что шли на возведение в городах детинцев, или кремлей. Родственен данным топонимам пгт. Кромы.


На Орловщине имеются также дер. Кромская в Покровском районе, поселок Кромской – в Кромском, овраг Кромской – в Троснянском районах. К числу «скрытых» топонимов принадлежит и шаблыкинский пос. Кутино.
Кут – это угол. Посёлок Кресты в Хотьковской администрации находится на пересечении дорог, бывших трактов: Карачев – Кромы и Орёл – река Десна. Скорее всего, посёлок образовался при постоялом дворе.
От «угол» назван и посёлок Красный Уголок в Герасимовской администрации.
 

 
РЕКА ВОДОЧА. К числу замечательных названий относится и гидроним ВОДОЧА, на которой находится деревня ВОДОЦКОЕ ГОРОДИЩЕ. На первый взгляд, вроде бы все ясно, что топоним и гидроним «произошли от воды». Такое может быть, поскольку, например, река Дон в переводе с иранского означает вода; Ока – из финского «йокка» – вода. Наша река носит имя ВОДОЧА. Водочья?! Не говорит ли это о том, что по берегам реки в момент её названия жили люди, которые верили в бога Вода?!

А был ли такой бог, как Вода?! Не слышал, а вот языческий скандинавский бог О’ДИН имеется. Думаю, что правильнее было бы его именовать УДИН, так как имеются УНДИНЫ. А как из Одина получить р.Водоча?! Водичка// Одича// Одоча// Один?! В этом смысле следовало бы переменить наше мнение о том, что река Навля названа половцами. Если здесь присутствовал бог Один, то тогда Навля тоже должна быть скандинавской. А как это доказать? Берём слово СКАНДИНАВЫ, в котором присутствует конечное НАВЫ. Навы//Навля! Что это: законно-мерность или сдучайность?! Не знаем…

Но такое вполне возможно! Кстати, Перуну и другим богам, олицетворявшим силы природы, служат богатыри, волоты, пишет А. Баженова. Не волотов (болотов) ли имели в виду первые жители, называя Шаблыкино?! Среди помощников Перуна были и русалки. В.А. Никонов, известный составитель Топонимического словаря, указывает, что река Навля названа от «нава» – русалка. Навья – значит русалочья! Нава – слово славянское. Следовательно, имя реки, существовавшее до прихода сюда славян, исчезло. Однако не будем торопиться.

Волоты//Влеты// Велеть// Велес. Или Волоты// Воты// Воды. Звуки ОЛО как протетические, т.е. вставные.

Известен ВОДСКИЙ ЯЗЫК – из финно-угорской семьи языков. ВОДЬ – народ, который и сейчас живёт немногочисленной группой в Ленинградской области в районе реки Луги. По историку Соловьёву славяне двигались сначала на северо-восток по правой стороне Днепра. А потом – на юго-восток по левой стороне реки. А территория нынешнего Шаблыкинского района и лежала на пути следования славянских племён. Поэтому народ по имени ВОДЬ и мог оказаться на берегах реки ВОДОЧА.

Водский язык относится к прибалтийско-финской группе уральской семьи языков. По одной из классификаций прибалтийско-финских языков водский язык, вместе с эстонским и ливским образуют южную подгруппу. В своё время мы писали о том, что есть мнение появления гидронима Ливны от племени ЛИВ. Поэтому появление на Орловщине и водского языка в этом свете вполне оправдано.

Кроме того, существовала в 15 – начале 18 веках ВОДСКАЯ ПЯТИНА – административно-территориальная единица Новгородской земли. Из истории известно, что Новгород, а не Киев, впервые принял христианство, и что новгородцы (было такое) владели киевскими и, как знать, нашими землями. В крайнем случае, Кривичи от Новгорода дошли до Москвы и Оки. Следует иметь в виду, что удмуртов раньше называли словом «вотяки». Могли ли предки удмуртов жить в верховьях Навли? Не исключено, ведь учёные, пусть не все, склонны считать, что именно «орловские» вятичи основали город Вятка, что находится теперь на северо-востоке европейской части России.
 
(С) В.И. Агошков.


Рецензии