118. В. Агошков. Шаблыкино. Рязанка. Городок

118. В.Агошков. Шаблыкино.

Рязанка. Городок.

ДЕРЕВНЯ РЯЗАНКА. Юго-восточнее Москвы находится город Рязань. Некоторые учёные склонны считать, что своё имя он получил от финского племени ЭРЗЯНЬ. Сейчас известен эрзя-мордовский язык из финно-угорской семьи языков. Если согласиться с такой точкой зрения, то тогда и шаблыкинская деревня Рязанка также основана представителями финно-угров?! Такое возможно, поскольку, по словам автора книги «Дмитровск» И. Музалева, река Марица, текущая недалеко от нашего района, получила свое название от племени «мари», или «мери».

Однако смеем думать, что шаблыкинская Рязанка, как, впрочем, и г.Рязань, произошли от слова «реть» – болото, исток.
Но такого болота, которое находится на водоразделе и даёт начало водным потокам. Наша Рязанка расположена между реками Навля и Речица (от Ретица!). Населенные пункты Ретяжи, Ретинка, Речица (Покровский, Кромской, Ливенский, Дмитровский районы) – из этого ряда! Ретица – ретивая!
 
 
РЯЗАНЬ-ГРЯЗАНЬ… Впрочем, вспомним о том, что дорогу от села Упорой до города Карачева шаблыкинцы называли Грязной. Если разложим слово Грязная на Г+Рязная, то получим и город Рязань, и шаблыкинскую Рязанку. Не значит ли это, что Рязань – это Грязань, а Рязанка – это Грязанка?! Читатель подсказывает, что в Липецкой области есть станция Грязи, в соседних территориях населённые пункты по имени Чёрная Грязь. Который из них упоминается в былине, сказать трудно!
И что это за былинная ГРЯЗЬ//ГРЕНЗЬ//ГРЁЗЫ?, мы пока ответить не в состоянии.
 
 
ГОРОДОК И БУТЫРКИ.
 

РАИСА ФИЛИНА. Этот материал написала известный в Шаблыкинском районе журналист Раиса Андреевна Филина. Много хороших слов можно сказать в её адрес, но самое главное: она неравнодушна к нашей старине. Давно пора издать краеведческую книгу Раисы Филиной! Надеемся, что этот очерк станет «первой ласточкой». Написан он в 1995г.

ДРЕВНЕЕ ПОСЕЛЕНИЕ. История края богата, разнообразна и достойна внимания. Сегодня мы приоткрываем одну её страницу, повествующую о древнем поселении наших предков. Располагалось оно между современными деревнями Водоцкое Городище и Какуренка. Легенд об этих местах много. Некоторые из них рассказали жители деревни Какуренки – Дмитрий Алексеевич Доронин и Алексей Андреевич Дёмин, а также директор Герасимовской неполной средней школы В.В. Шабаев.

На возвышенном месте, у подножия которого протекает река Водоча, между Какуренкой и Городищем некогда было древнее поселение. До сих пор в народе часть этой местности именуется Городок. Нет никаких сомнений в том, что располагался здесь город-крепость. Аргументированно доказывает факт поселения древних славян В.В. Шабаев. Он считает, что приблизительно его можно отнести к XI веку. Место выбрано с учетом особенностей жизни наших предков.

Селились они по берегам рек, предпочтительнее на возвышенности для лучшего обзора окрестностей, поселение укрепляли. С одной стороны защищала от набегов неприятеля река Водоча, с другой – овраг. Сохранилась часть земляного вала, служившего некогда укреплением со стороны, противоположной реке.
 

 
«КУКЛА». Местные жители рассказывают, что большую часть земляного вала снесли бульдозерами, когда хотели расширить пашню. Во время земляных работ выкапывали обугленные деревья. Много разных доказательств древнего поселения находили здесь. До самой войны за околицей Какуренки стояла скульптура-кукла, похожая на девочку, с руками, вытянутыми вдоль туловища.

Скульптура была из блестящего металла, вечером люди боялись проходить около куклы. Затем она исчезла, возможно сдали в металлолом. Некоторые предметы быта наших предков находятся в личной коллекции В.В. Шабаева.

ЯМА ДЛЯ ЗЕРНА. Рассказывают, как однажды в деревне пропала корова, несколько дней искали, нашли на месте древнего поселения в яме. Яма оказалась необычной. По форме очень походила на глиняный сосуд, облицованный изнутри. В таких крестьяне хранили зерно. Местные жители с охотой рассказывали об этом историческом месте, знания о котором передавались из поколения в поколение. Говорят, даже в какой-то древней книге была описана история края, книгу эту имел один из местных жителей. Где она теперь – неизвестно.
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии