Метрополия 19. Гостиный Двор

 Мы пересекли Садовую и шагали по направлению к Гостиному Двору, который со стороны выглядел для меня вполне привычно, не считая обилия еловых веток с яркими украшениями  и яркое освящение, подчёркивающее мельчайшие архитектурные детали.

- Красиво выглядит!- сказал я, ещё не зная о неожиданностях, которые меня уже поджидали.

- Это самый старейший молл в Европе, по площади в 70 тыс. метров квадратных он уступает на 20 тыс. метров лишь Хэрродсу в Лондоне, который был построен через 100 лет позже. Ещё здесь многое сохранилось в оригинале, по замыслу архитектора Растрелли, - увлечённо рассказывала Нина.

 Мы прошли через дверь, поднялись на второй этаж, по шикарной лестнице с пышной лепниной, перешли по переходу в другое здание и спустились по такой же лестнице вниз и вышли на улицу с внутренней стороны двора, оказавшись между привычным мне корпусом вдоль Садовой и  незнакомым внутренним зданием во дворе, которое параллельно огибало его, образуя внутренний контур застройки.

 На улице было очень много людей, гулявших не спеша от одного магазина к другому. Все магазины имели почему-то вход с этой улицы, сверкая по-настоящему шикарно декорированными витринами.

 Посетители, выглядели намного приличней, чем в Апрашке, много было туристов в спортивных цветных куртках, но среди них, нередко попадались аристократические дамы в шубах, со смешными болонками, господа в классических и строгих чёрных пальто с глянцевыми норковыми воротниками и в аристократических шляпах, которые я только в детстве мог видел в комиссионках.

 Витрины с обеих сторон, истошно кричали известными брендами, композиции выставленных товаров будили самые низменные инстинкты потребления,  торопили купить что нибудь, ведь жизнь не такая уж и большая, что бы всё эти товары успеть попробовать. В общем вся обстановка как бы сама разводила покупателя на деньги.
 
 Нина посоветовала мне посмотреть винный магазин «Я». Помещение было вроде, на первый взгляд небольшое, но когда мы зашли в него, оно оказалось неожиданно просторным.

 Прозрачные бочки были доверху набиты бутылками по цене от 200 до 2000 тыс. в пересчёте на доллары. Более дорогие экземпляры по цене от 15 000 до 150 000 отдельно стояли в стеклянных шкафчиках. В середине зала, в пирамидке из ящиков, находились более демократические вина по цене от 20 до 60 баксов в пересчёте.
 
Как дрессированный, к нам подбежал продавец в аккуратном, идеально сидящем, как на манекене, костюме-тройке.

- Добро пожаловать в магазин «Я». Я очень рад вам помочь.

 Я рефлексивно отрицательно помотал головой, ответив ему лишь абсолютно безразличном взглядом, боясь, что этот аккуратист легко впарит мне дорогую бутылку.
 
 А Нина, наоборот заинтересовалась, спросила, что нового есть. Продавец усадил нас за один из квадратных столиков в уютном уголке, нажал кнопку на стене, через несколько минут с потолка  на стол по верёвочке  опустились два хрустальных бокала обёрнутых в белоснежные салфетки.

- Могу я попросить у Вас сударь, дегустационную карту?- обратился он ко мне.

 Нина, немного порывшись в содержимом, вынула из сумочки серую карточку, напоминающую кредитку, продавец прокатал её несколько раз в маленьком считывающем агрегате чуть больше карманного калькулятора.

 Тут же негромко заиграла классическая музыка, продавец показал нам бутылку красного вина, рассказывая, что это известная марка, со своим оригинальным стилем этикетки и разными особенностями вкуса. Я отглотнул, вино вроде ничего, но вкус  довольно тёрпкий, наверное, для ценителей. Продавец налил нам вино другой марки, рассказывая какое оно замечательное, при этом на ниточке перед нами приземлились новые бокалы с такими же салфетками.
 
 Выпив ещё пару бокалов, мы в сопровождении продавца спустились в незаметный с первого этажа нижний зал, который понравился мне намного больше, вероятно не без воздействия алкоголя. Как только мы спустились с последней ступени, автоматически включилась подсветка зала и стендов. Мы остановились, как в музее, около шкафа с множеством разных бутылок десертного вина.

 Нина со знанием дела выбрала бутылку для дегустации, и мы пошли дальше. В углу – виноградная лоза, которая неожиданно ожила на наших глазах, обвивая бутылки, вращающиеся в её ветвях.

 Мы сели за длинный дегустационный стол, стоящим посередине этого зала, подождали , пока продавец поставил новые бокалы. Он манерно разлил вино, и начал увлечённо рассказывать про достоинства данной марки. К сожалению сеанс дегустации на этом закончился. По дороге мы по очереди зашли в туалет,  со сверкающей сантехникой и особыми стенами, отделанными зелёной мозаичной плиткой под виноградные лозы. Пахло в туалете, больше вероятно французскими духами а не освежителем унитазов.

- Классный магазин, а где раздобыть такую волшебную карточку?

- Мне один знакомый подарил.
 
- А может, что-нибудь здесь купим?

- А зачем?

- Ну если, после прогулки продолжим вечер дома?

- Я не такая, которая продолжает в номере первый вечер после знакомства, - она мне ответила с улыбкой, без намёка на обиду.

 «А так бы хотелось продолжить у неё на квартире»- подумал я.

 Я осторожно приобнял Нину за плечи, не встретив возражений. Но идти в обнимку по такой тесной улице было неудобно и я взял её ладонь.

 В соседнем магазине, также класса люкс, продавался голландский сыр с большой, улыбчивой коровой на витрине,  рядом с ним был магазин «Икра», затем „Lindt“ c  кубиками высотой в метр из шоколадных плиток. Напротив магазина швейцарского шоколада обосновался магазин мягких игрушек «Steiff» с симпатичными  плюшевыми зверятами, к ушам которых была приколота маленькая, жёлтая этикетка. На витрине они, полным зоопарком располагались в большом, резном, старинном белом шкафу. Рядом  присоседился магазин «Гебрюдеръ Мэрклинъ и Ко с 1891 года», с целым городом, представленным  на витрине, по которому шустро бегали модельки пассажирских и грузовых поездов. Там,  текла какая-то своя игрушечная жизнь, в домиках горел свет, улицы освещались фонарями, стояли маленькие машины, автобусы, человечки были заняты своими делами, маленькие поезда двигались как будто на фоне остановленного кадра немого кино. На окраине, мигалb синими огнями две полицейские машины, остановившие грузовик, а возле сарая, пожарная машина тушила пожар, имитированного  плавным миганием красной лампочки под куском подкрашенной под дым ваты. Вдалеке, на зелёном, обсаженном елями пригорке, через который проходил туннель, город караулил средневековый замок, под ним на лугу паслись коровы, а рядом крутилась ветряная  мельница.   

 Ну, какого известного бренда здесь  нет? Все знаменитые изготовители одежды, французская парфюмерия, с десяток производителей швейцарских часов, каждый в своём отдельном магазине и кругом волшебные, новогодние скидки приколотые к товару.

 Примечательная особенность почти всех магазинов была в том, что в них как правило был  представлен люксовый бренд, но слегка дополненный более дешёвым товаром. Например, в магазине аудиотехники, где продавались усилители и проигрыватели ценой до 200 тысяч долларов, можно запросто купить вполне обычный,  недорогой Samsung или Sharp. В магазине фототехники, со средним ценниками от 5000 и до 50 000  долл. за фотоаппарат Leica, между объективами по 10 или даже 15 тысяч, фотосумками по 400, с красивой небрежностью были рассыпаны мыльницы Sony, Panasonic за вполне обычную цену.

 Нина мне объяснила, что это как раз и есть, фирменная отличительная особенность Гостиного Двора. Оказывается, многим людям нравиться покупать обычные недорогие вещи в магазинах, где продают товары, относящихся к самому высокому классу люкс, для большинства по цене недостижимых, что как раз и тешит их самолюбие, делает заурядную покупку праздником.

 А магазин, регулярно делает свою выручку, при этом терпеливо ожидая богатого клиента который приносит сверхприбыль. Для таких предусмотрен отдельный зал, или магазин просто временно закрывается, если в лапы попадается  денежная, заносчивая, и требовательная  персона.

 Говорят, что именно у продавцов  Гостиного Двора, есть уникальное чутьё и оно их не подводит. А жирной публики тут ходит очень много, это  заметно.
 
 Нина рассказала, что до конца 50х годов, в скверике была парковка для машин, которым разрешалось ездить по всему пространству внутри. Въезд, сначала  сделали платным, а потом и окончательно запретили. Теперь движение автомобилей разрешается только во внерабочее время с 23 до 7:30 утра исключительно для машин обслуживающих магазины, а доставка товара клиентам осуществляется с внешних складов, так как помещений для хранения товара здесь практически нет. 
 
 Итак, весь Гостиный Двор состоял  из двух контуров, - большого внешнего контура, обращённого в Невскому, Садовой, Думской и Ломоносова, который мне раньше хорошо был знаком,  и контура  внутреннего, -  незнакомый мне до этого, который имеет несколько меньшие размеры, и прерывается со стороны угла Невского и Садовой, где и есть главный вход со стороны Невского в этот огромный комплекс.

 Внутри второго контура, отдельным строением, расположен вестибюль станции метро «Гостиный Двор», перед ней уютный сквер с невысокими деревьями. За вестибюлем станции стоит дом администрации, и ещё несколько одноэтажных  построек. Перед выходом из вестибюля, был выставлен, украшенный, как подарок, разными серпантинными лентам и блёсками, автомобиль похожий на Bentley или Rolls Royce,  в  котором можно было даже посидеть, правда под присмотром девушки модельной внешности.
 
-А что это за машина стоит, для тех, кому на метро ездить надоело ? - спросил я у Нины.

-Наверное, что бы показать, что здесь можно купить любой предмет роскоши.

-И покупают?

- Кто то, может и покупает.
 
 Народ, выходя из метро, медленно циркулировал по скверу, проходя в пространство между контурами, и оттуда постепенно распределялся по магазинам первого этажа.

 На  второй этаж основного контура, можно было попасть, выйдя не первом этаже наружу и поднявшись наверх с наружного прохода на балконы второго этажа. Самое неожиданным было то, что сквозного прохода по периметру здания, как было раньше, тут вообще не существовало. Каждый магазины имел вход только с улицы, или со двора. Нередко, магазин имел второй и подвальный этаж, что делало его достаточно большим, в этом случае, можно было перейти на второй этаж  и переместиться в следующий магазин через балкон.

 Я теперь только понял смысл названия «Гостиный двор», - это двор для гостей, которые войдя внутрь него, имели возможность, перемещаясь по обширному контуру, посещать множество торговых точек.  В оформленных в имперском стиле, очень заманчивых ресторанчиках, можно было приятно дополнить процесс шопинга, изысканной едой, - фастфудов, как в Апрашке, я тут не встретил.
   
 Да еще интересно, что Гостиный Двор образуется из множества независимых магазинов, полностью принадлежащих их хозяевам, но подчиняющихся своду особых правил, принятых купцами, которые отстроили его  в 1758 году.   Эти правила действуют и поныне, за некоторыми исключениями, например, запрет на освящение помещений был снят, только когда в России в 1840 году появились более безопасные, не вызывающие опасного пожара, газовые лампы.

 Менялись архитектурные декорации и  политические эпохи, пришёл технический прогресс, мир окутал сетью интернет, но те правила не изменились и  лавки, выстроенные тогда купцами, повелено было отдать им в вечное и потомственное владение.
Так это в России и осталось.


Рецензии