Иерусалимский крест. Часть 4

Глава 4. В Иерусалиме.
20 января того же года.
  Собрал вещи – и на вокзал. По левую сторону от автостанции меня взяла под руки миграционная полиция. Прежде чем отпустить господа-контроллёры связались с русскоговорящей мадам, которая сначала удивила меня заявлением, что по приезду в Израиль нужно было поставить какую-то печать, но потом помогла распечатка обратного билета, при котором таких сложностей не нужно. Билет до Иерусалима стоил 18 шекелей за 50-ти минутную поездку.
  В Иерусалиме у меня было заказано место в Abraham Hostel. От местного автовокзала до хостела около получаса ходьбы по Дерех Яффа до памятника Давидка (это не уменьшительно-ласкательное от Давид, а название миномёта, использовавшегося в войну за Независимость).
  Abraham Hostel – хостел европейского типа, это уже не хиппи-прибежище, а вполне приличное заведение в несколько этажей с просторным холлом. На ресепшене юноша с дредами, Жиль, хорошо говорит по-русски. Моими соседями по четырёхместной комнате были пожилой американец, но ещё живчик, и француз примерно моего возраста. Если говорят, что французы аккуратны, то они не всех видели, мой сосед устилал своими вещами весь пол в комнате, и его не смущало, что его трусы гордо занимали место около холодильника. Американец постоянно сопливел и глотал таблетки, а однажды когда я голодал, угостил меня шоколадкой, но искушению я не поддался и оставил шоколадку про запас.
  Иерусалим похож на «культурный» Питер, а Тель-Авив - на светскую Москву. Длинная улица Яффе пронизана единственной трамвайной линией в городе. Русских в Иерусалиме меньше, чем в Тель-Авиве, может, каждый пятый-седьмой. Основную часть населения составляют ортодоксы-иудаисты. Это такие ребята в чёрных костюмах, белых рубашках и широкополых шляпах, обязательно в очках, хотя я не уверен, что у них плохое зрение,; традиция. Они носят бороду, усы, иногда символические кудряшки впереди ушей (пейсы). В Израиле эти господа находятся на особом положении, не работают, получают государственное пособие, в армии не служат, занимаясь лишь теологией. При этом в израильской армии служить считается престижно, служат даже женщины. Хотя это скорее необходимость. По мне, оружие женщинам лучше не давать, мало ли, ещё выстрелят.
  Цены в Израиле выше, чем в России раза в три, только одежда и обувь стоит примерно столько же. Лучше закупаться на рынках, там цены на овощи и фрукты низкие.
Итак, завтра первый полноценный день в Ерушалайме, как называют Иерусалим местные.

Глава 5. Иерусалимский крест.
Солнечное утро. За ночь несколько раз открывал глаза, разница во времени «минус» четыре часа чувствуется, где пять часов ночи в Израиле, в Качканаре – уже девять.
Полдевятого поднял свои тело и дух  и пошёл на завтрак. Завтрак от хостела – бесплатный, и состоит в основном из растительной пищи и молочных продуктов. За собой моешь посуду.
После завтрака отправился к Старому Городу. У самого входа в Яффские ворота меня встречает Михаэль, армянский мужчина, с пониманием русского языка через слово. Приглашает меня в свою мини-лавочку, где по-восточному обвешивает разными драгоценностями. Одновременно звонит русскоговорящему гиду, с которым я договариваюсь об экскурсии, цена вопроса – 130 шекелей за час. А так как моего гида звали Константин ; это был хороший знак, от которого не отказываются. Хотя покупки мной были отнесены к послезавтра, но по-русски неправильно было отпускать Михаэля без щедрого вознаграждения за сувениры. Поторговаться тоже пришлось. Цена упала на 40 долларов. В фамильной лавке, расположенной неподалёку, прекрасно говорящий на русском языке хозяин Ахмад Каркаш, армянин, зубной техник по специальности, уроженец Иерусалима, предложил православную продукцию. Мной были куплены икона Иерусалимской Богоматери с младенцем и Иосифом и Иерусалимский крестик как символ посещения Святой земли. Бонусом стали две охапки свечей. Весь товар освящён, но можно в Храме Гроба Господня дополнительно приложить православную утварь для усиления священной мощи.
Продолжаю путь. Объектом экскурсии была выбрана Масличная гора и Стена Плача. Надо сказать, что самостоятельно не все важные точки на горе можно было бы найти без гида. Так, например, Церковь Всех Наций и Церковь Гроба Марии легко опознаётся, и блестящие купола монастыря святой Марии Магдалины выделяются на склоне горы. Но вот такие места, как пещера пророков Аггея (Хаггая), Малахия и Захария , а также Спасо-Вознесенский женский монастырь непримечательны на тропках горы.
Итак, всё по порядку.
Два Константина двигаются по улице Давида. Путь проходит между тесными рядами торговцев сувенирами, частично захватывая Виа Долороза, о чём указывают соответствующие надписи. Проходим через Львиные ворота. Перед нами открываются вид на Гефсиманию.
Масличная гора, она же Елеонская, одна из трёх религиозно значимых возвышенностей Иерусалима. Две другие – Храмовая гора за стенами Старого Города и гора Сион, соседствующая с Масличной горой.
Долго идти не приходится, в Иерусалиме каждый клочок земли имеет своё значение. Буквально через дорогу от ворот располагается маленькая Церковь святого Стефана, первомученника Христова, побитого камнями. Второе название Львиных ворот – ворота святого Стефана.
Пройдя двадцать метров будет ещё два священных места: справа – Церковь Всех Наций, слева – Церковь Гроба Марии.
Церковь Всех Наций построена на деньги католических стран, выполнена цветной великолепной мозаикой снаружи и внутри. На символическом алтаре лежит камень, на котором молился Иисус в Гефсиманском саду и просил «пронести чашу сию мимо Него». К камню открыт свободный доступ. Сохранены и тысячелетние оливковые деревья около Церкви. С крыльца Церкви Всех Наций открывается вид на Золотые ворота. По преданию, через Золотые ворота войдёт мессия во время Второго пришествия, эти ворота замурованы османами в VII веке н.э.
Церковь Гроба Марии построена в готическом стиле и не имеет верхних этажей, лестница из сорока восьми ступеней ведёт в семейную гробницу, где захоронены Богородица, муж Иосиф и родители Марии – Иаким и Анна. Своды гробницы Марии низкие, непроизвольно делаешь поклон. За стеклом часть надгробной плиты из цельного камня. Понимая всем сердцем, где ты находишься, на глазах напрашиваются слёзы от трепета перед этим святым местом. Справа от крыльца идёт дорожка в Гефсиманский грот, где Иисус был арестован и провёл ночь перед распятием.
Дальше Масличная гора давала резкий уклон вверх. Мы прошли через монастырь Марии Магдалины, еврейское кладбище, католическую церковь «Доминус Флевит» («Господь плакал») и добрались до вершины, где располагалась Капелла Вознесения. Это святое место вызывает двоякое ощущение. Казалось бы, здесь должна возвышаться одна из важнейших церквей христианства, это место Вознесения Сына Божьего в Царство Отца. Но в действительности Капелла представляет собой археологический памятник, молебны не ведутся, нет икон; в центре Капеллы расположен камень, но котором стоял Христос при Вознесении с отпечатком его стопы, а снаружи справа – «стопочка Марии». Вход 5 шекелей.
Спасо-Вознесенский женский монастырь построен на месте 1-го и 2-го обретения головы Иоанна Крестителя при участии Антонина Капустина, начальника Русской Духовной Миссии в конце XIX века. Иоанн Креститель, крестивший самого Сына Божьего, погиб мученически от рук Ирода Великого по велению Иродиады и её дочери Саломеи. Голова после усекновения были спрятаны в разных местах. Дважды голова обреталась, дважды в древности здесь были церкви, византийская и армянская. В настоящее время здесь женский монастырь. Место обретения представляет собой углубление в центре часовни с мозаичной крышкой. На территории монастыря есть Вознесенский собор и высокая колокольня «Русская свеча».
Пещера (гробница) Пророков относится также к Русской Духовной Миссии на Святой земле, но переносит нас в дохристианские времена, на две с половиной тысячи лет назад, когда ветхозаветные пророки Аггей , Малахия и Захария проповедовали о пришествии мессии. За пещерой смотрит арабская семья, в пещере нет опознавательных знаков, икон. Пещера – большой неосвещённый грот с узкими проходами. Кроме самих пророков с ними погребены и их ученики. Чтобы осмотреть пещеру, нужен фонарь или свеча. Одно из самых таинственных мест на Елеонской горе.
Оставалось ещё немного времени и два Константина, сойдя с горы, переместились к Мусорным воротам. Отсюда начинается так называемый город Давида, который в настоящее время представляет собой развалины древнего иерусалимского храма, одного из самых больших храмов на планете, и который не раз упоминается в Библии. Часть храма, который является святейшим местом для иудеев, сохранилась хорошо, это Стена Плача или Котель, а часть храма канула под главными мусульманскими мечетями Иерусалима – Храмом Скалы и мечетью Аль-Акса. Для немусульман вход на Храмовую гору заказан. А в шабат запрещён подход к Стене Плача неиудаистов.
Дружественно распрощавшись со своим тёзкой, закончилась экскурсия, которая подарила много радости для сердца и перелистала страницы истории религий.
Вечером под альбом Мумий Тролля «Икра» случилась прогулка по улицам Иерусалима. Завтра – выборы в Кнессет (парламент), а значит, разбросанные на асфальте листовки выполняют свои функции.


Рецензии