Электровелосипед. Полгода эксплуатации

      В этом рассказе, не являющимся рекламной информацией, я хочу описать свой опыт эксплуатации электровелосипеда, рассказать о своих ошибках, которые совершал не имея опыта, как мне удалось эти ошибки исправить. Мне часто задают вопросы люди, интересующиеся электровелосипедом и желающие его купить. Здесь я попытаюсь ответить на эти вопросы и рассказать об эксплуатации не только с технической точки зрения, но и описать свои ощущения. Тем более, что многое в эксплуатации оказалось для меня неожиданным, и не всегда эти неожиданности были приятны.

       Я решил приобрести электровелосипед жарким летом, полгода назад, когда устроился на работу в соседний город, в восемнадцати с половиной километрах от дома. Работа была сменная. Добираться на автобусах приходилось с двойной пересадкой и платить сумму, эквивалентную двум долларам в день. Дизель поездом добираться было намного проще, но расписание движения было мне неудобно. Так пришла мысль ездить на работу велосипедом.

        Это оказалось выгодно и удобно. Благодаря пропуску на велосипед, я приезжал прямо в цех, который находился очень далеко от проходной. По времени добираться было быстрее, чем на автобусе. Будучи опытным велосипедистом, я почти не уставал, и даже получал удовольствие от поездок. Часто менял маршрут. Любил ездить через лес, если позволяло время. Всё было хорошо, кроме одного. Пересмена в полдень приходилась на самую жару. Приезжал на проходную в мокрой рубашке и джинсах. Приходилось принимать душ перед работой и сушить одежду.

         Однажды, торопясь на работу, обратил внимание, что не могу обогнать одного пожилого и с виду не очень тренированного человека, который двигался на дорожном велосипеде со скоростью более тридцати километров в час и при этом… не работал педалями. Догнав его на светофоре, и увидев злектромотор, успел узнать, где он его купил. Так я впервые увидел электровелосипед.

         Быстро оценив достоинства электровелосипеда,среди которых помимо дешевизны эксплуатации и отсутсвия необходимости регистрации в дорожной инспекции для меня ещё важное значение имела возможность избежать больших физических нагрузок и мокрой спины в жаркую погоду, возможность хранить велосипед непосредственно в квартире и разрешение проезжать на территорию завода, я решился на покупку.

         Я не стал покупать набор для электровелосипеда в интернете, а обратился за покупкой в магазин. И правильно сделал. Покупка не стала намного дороже, но я получил гарантию, качественную профессиональную сборку и бесплатные консультации, которые, к сожалению, мне пригодились. На первых порах обращаться за помощью пришлось довольно часто.

          Первым плюсом при обращении в магазин, оказалась помощь продавца в выборе модели электрокомплекта, которых в магазине было много, а в интернете «под заказ» ещё больше. Исходя из личных обстоятельств, которые я описал выше, я попросил модель недорогую, маломощную, но обеспечивающую необходимую дальность пробега.

         Поскольку емкость батареи аккумуляторов для разных марок приблизительно одинаковая, наибольшую дальность могли обеспечить два предложенных мне мотор колеса. Одно, мощностью 500 Ватт, обеспечивало скорость 40 км/ч. и дальность пробега около 25 км. Второе – мощностью 350 Ватт обеспечивало скорость всего 25км/ч. Но при этом, пробег на тех же аккумуляторах увеличивался до 45км. на одном заряде. Естественно, что дальность пробега увеличивается, если помогать электромотору педалями. Двигаясь на подъём, помогать педалями даже рекомендуется. Кроме меньшего расхода заряда батареи и увеличения пробега, в этом случае ещё и создаются более комфортные, щадящие условия работы электродвигателя, что увеличивает срок его эксплуатации.

           Я выбрал второй вариант. Приобрёл комплект Volta bikes 350/36 , который стоит 500 долларов, на сотню дороже своего 500 Вольтового «конкурента», но зато имеет ручку «газа», лучший контроллер и даже велокомпьютер, о котором позже расскажу подробнее. Было время, когда я жалел о своём выборе. Дело не в деньгах. Скорость в 25 -28 км/ч мне, опытному велосипедисту показалась явно недостаточной! Используя педали я мог разгоняться быстрее! Но в целом – велосипед с электромотором может держать эту скорость всю дистанцию пути. А вот проехать 40 км с такой скоростью на обычном велосипеде – дело тяжёлое. Кроме того, разгоняться по нашим битым дорогам на электро – оказалось невозможным и опасным! Так что, скорость 25 км/ч вскоре стала меня вполне устраивать.

          Но не буду забегать вперёд. Выбрав велосипед «Славутич» и мотор колесо я погулял час по скверику и через это время оплатил и получил в руки желанную технику. Здесь меня подстерегала ещё одна неожиданность. Велосипед очень тяжёлый. Он настолько реально тяжёлый,что я предлагаю его приподнять всем, кто им интересуется. Сказать – сорок пять килограмм – не сказать ничего! Кроме самого велосипеда и реально тяжелого колеса с электромотором, вес добавляет батарея из трёх аккумуляторов находящаяся на багажнике. Кто слышал рекламу, что электровелосипед хороший тренажёр для людей с заболеваниями сердца, так как обеспечивает легкие, щадящие нагрузки в момент необходимых прогулок на свежем водухе – знайте, что это практически нереально в городских условиях. Его очень тяжело поднимать на третий этаж городского дома, где я живу. Очень неудобно. Он тяжёл в управлении. Движение на нём можно сравнить с ездой на обычном велосипеде, на который нагружены две тяжёлые сумки на передний и задний багажник. Поднять его с земли – усилие недопустимое для человека с больным сердцем. Да и сама езда с тяжёлым передним колесом требует определённых навыков при маневрировании.

           Электровелосипед боится падений. Даже если его просто неустойчиво поставили или нечаянно толкнули – при падении он практически обязательно порвёт крепления аккумуляторной сумки. Если в этот момент в боковом кармане будет находится зарядное устройство – его пластмассовый корпус гарантировано разобьётся, если велосипед упадёт даже не на асфальт, а на мягкую землю. У меня такое было. Поставил на подножку и накачивая заднее колесо нечаянно толкнул велосипед. Хватило. На стоянке старайтесь надёжно пристёгивать раму велосипедным замком, даже не затем, чтоб не украли, а чтобы исключить падение.

          Но даже этим Вы не спасёте свои аккумуляторы. Они очень хрупкие. Сумка не обеспечивает их сохранность. Даже на малейших неровностях дороги в первые же дни услышал ощутимые прыжки и удары батареи на багажнике. За два дня сумка прорвалась до дыр об металл багажника. Пришлось найти мягкую толстую резину и подкладывать под аккумуляторы. Частично проблема снята. Думал о жёстком креплении батареи на багажнике, но потом один за другим от тряски вышли со строя два аккумулятора, по причине внутренних обрывов, при целом внешнем корпусе. Да, любой аккумулятор испытывает тряску на наших дорогах. В том числе и автомобильный на «жигулёнке». И по идее должен выдерживать такие условия. Но bossman “profi” 6FM14(12V14AH\20HR) –на проверку оказался таким дерьмом, что за пять месяцев эксплуатации пришлось его заменить. А это 150 долларов. Теперь у меня вполне благополучно служат аккумуляторы 12 А/ч. Однако, про жесткое крепление, после этого, я решил забыть, и хочу приобрести другую сумку, которая не будет лежать на багажнике, а свешивается подобно вьючной сумке с обоих сторон багажника. Это смягчит тряску и устранит удары.

          Планируя покупку, прошу внимательно прочитать и осмыслить тот факт, что гарантируется только 500 циклов заряда батареи. Автоматический заряд моей батареи длится 2-5 часов. При этом употребляется всего навсего два!!! Киловатта за всё время. И на заряде я могу ехать40-50 километров. Прекрасно. Но через 500 -700 зарядов батарея выработает свой ресурс. И потом придётся её заменить. Этот расход тоже ляжет в стоимость эксплуатации. Много или мало 500 циклов? Батарею не рекомендуют долго держать разряженной. Лучший вариант – сразу подзаряжать её после поездки. Если приходится ездить ежедневно далеко, как мне, возможно надо будет заряжать дважды в день. В таком случае, ресурс выработается уже на втором сезоне эксплуатации. Хотя цифра 500 подразумевает число полных циклов. Подзарядок после 10-20 км. пути, будет, конечно же больше. Но и сила батареи не всегда будет максимальной. Мои ослабели после трёх месяцев интенсивной эксплуатации, что отразилось на длине пробега и на силе мотора.

          Хочу предупредить тех, у кого не автоматическое зарядное устройство. Если снижение показателей батареи станет заметным, не рекомендуется усиливать зарядный ток выше нормы и значительно увеличивать время заряда. Это не даст результата и приведёт только к порче батареи.

          ЕЩЁ ОДНО ВАЖНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если у вас импульсное зарядное устройство - оно может при работе повлиять на напряжение в домашней сети. Что это значит и чем опасно? Включенный в розетку ночник-светлячок при работе зарядного заметно мигал. Я не обратил на это особого внимания, но неожиданно вышел из строя прибор отпугиватель грызунов на даче. Потом через несколько дней перегорела лампочка дневного света. Когда на моих глазах задымился ночник - я наконец то связал происходящее с работой зарядного. Что я хочу сказать - работает зарядное - значит выключайте абсолютно всё оборудование требующее стабильного напряжения. Иначе возможны материальные потери от его порчи и даже возгорания! Нигде никто об этом не предупреждает, но я полагаю, что моя импульсная зарядка не уникальна, и ваши приборы тоже могут быть повреждены.

          Однако, при всём честно выше сказанном, на мой взгляд, электровелосипед имеет многие преимущества перед мопедом. Его не надо регистрировать, не обязательно ездить в шлеме, можно преспокойно проезжать мимо инспектора дорожного движения. Если посчитать, сколько надо бензина мопеду и на сколько надо потратиться на электроэнергию, чтобы проехать 10000 км – то покупка новых аккумуляторов  раз в два – три года, покажется не настолько значительной. Электро не пахнет бензином и преспокойно стоит у меня в коридоре в квартире. Кроме того, даже поломавшись можно доехать как на обычном велосипеде. Точно так же, направляясь на расстояние свыше 40 км. можно часть пути проехать крутя педали, а другую часть отдыхать, двигаясь с помощью электромотора. Зарядить батарею можно в любом месте, где есть бытовое электроснабжение, от домашней розетки 220 В. Хоть у себя на даче. Ездить в гараж и на заправку – не надо!

          Мотор и контроллер работали без сбоев всё это время. Но проводочки, соединяющие аккумуляторы настолько короткие и жесткие, что дважды перетирались от колебания аккумуляторов в дороге. Планирую заменить их на более длинные и закрученные спиралькой, чтобы избежать этого в дальнейшем.

          На моей модели есть замочек зажигания, имеющий скорее декоративную функцию, чем серьёзное значение. Соответственно, есть ключи. В первый же день я оставил всю связку в замке, и один из ключей, болтаясь коротнул в гнездо зарядки. Хорошо, что большой беды не наделал. Не окажитесь в моей ситуации. Сразу снимите с ключа зажигания всё лишнее.

           В заключение скажу о компьютере. Он показывает только напряжение батареи и скорость. Причём скорость – по силе тока, и поэтому – неправильно. Купил за 7 долларов китайский счётчик. Пройденное расстояние и скорость узнаю по нему. Но всё же я понял, что компьютер – вещь не бесполезная. При разгоне и движении на подъём расходуется много энергии и напряжение в сети падает. Ориентируясь по компьютеру, помогая педалями добился значительного увеличения пробега. Когда «газ» нажат до предела энергия на подъёме нерационально расходуется и батарея быстро садится. Кроме того, по напряжению узнаю ресурс, то есть сколько ещё могу проехать. Ниже определённого значения мотор уже не тянет.

          В комплекте не было переднего багажника. Купил, так как задний занят батареей. Не лишне будет приобрести задний красный фонарик и переднюю фару. Я это сделал, так как приходится ездить ночью на смену.

          Желательно возить с собой большой полиэтиленовый пакет или другой непромокаемый материал, чтобы укрыть аккумуляторы, если попадёте под дождь. Мотор моей модели может работать при небольшом дождике. Укрыв батарею, много раз ездил и под дождём. Но в ливень, и тем более – в грозу, двигаться категорически запрещено, даже с выключенным двигателем. Нужно найти надёжное укрытие и переждать.

          И в самых последних строках хочу просить вас, не пожалейте денег на передний тормоз. Это – ваша безопасность. Он не только выручит, если задний откажет, но и хорошо помогает тормозить электровелосипед, так как при его весе и значительной скорости, один задний тормоз не всегда эффективно справляется, особенно на влажной дороге. Позаботьтесь о своей безопасности. Но при пользовании ручным тормозом, обязательно надо контролировать состояние тормозных колодок и обода. Современный алюминевый обод намного мягче чем советские старые обода. При выработке колодки до металла, обод при трении может стереться до такой степени, что бортик отвалится прямо во время движения, камера с покрышкой слетят с обода и это приведет к аварии. Такие случаи были. Те велосипедисты, которые привыкли к старым ободам, и не знают о такой неприятной особенности алюминиевого обода - вполне могут не обратить внимания на степень износа тормозной колодки и поверхности обода. И получить неожиданную аварию.

          После написанного. Многие задают вопрос о режиме рекуперации (торможении электродвигателем, с возвратом энергии в аккумулятор) Хочу опубликовать здесь мой ответ на него одному из читателей Стихиры. Думаю, это будет интересно людям, интересующимся электротранспортом:
 
          Ваш вопрос о режиме рекуперации слышу часто и от многих людей. С высоты опыта полугодовой эксплуатации :-) , скажу, что это полнейшая бессмыслица. Объясню по какой причине. Во- первых назначение велосипеда двигаться вперёд с наименьшими затратами энергии. В этом важное значение имеет режим движения накатом с выключенным двигателем. Опытный водитель ведёт машину так, чтобы тормозить и разгоняться как можно реже. Режим рекуперации несовместим с движением накатом. Велосипед немедленно остановится, и Вам придётся тратить колоссальную энергию на постоянные разгоны. Остановки на светофоре и движение с горки - незначительная экономия, которой лучше пренебречь.
 
          Во - вторых, рекуперация ведёт к прямым энергетическим потерям. Есть коэффициент полезного действия, и вы получите после возврата значительно меньше, чем образовалось при торможении.
 
          В- третьих, идея подъзаряжать батарею двигаясь с помощью педалей по ровному участку с тем, чтобы мотор помог на подъёме - тоже глупость. Вы устанете и изойдёте потом, так как усилия на рекуперацию требуются значительные, а получите меньше затраченного за счёт того же КПД. Многие люди не понимают, какая энергия необходима хотя бы для того, чтобы горела простая стоваттная лампочка. Достаточно провести простой опыт - взять фонарик - "жучок" приводимый в действие мускульной силой руки и посветить две минуты подряд не останавливаясь. А лучше - пять минут. И всё. Напомню - мощность электромотора - 350 Ватт. Думаю, после такого простого эксперимента сразу наступит просветление и понимание, что лучше использовать энергию для движения вперёд, чем тратить на всякого рода прибамбасы :-).

          Рекуперация может быть полезна в одном только случае - если у вашего велосипеда очень мощный мотор, например мощностью килоВатт и более. Попробую объяснить почему так. Мощность мотора желательно выбирать от условий эксплуатации. Если Вы здоровый и тренированный человек а ваша дорога проходит по равнинной местности - Вам вполне хватит маломощного моторчика помощника 250 Ватт. При этом будет наименьшее потребление энергии и наибольшая дальность пробега. Мотор мощностью 350 Ватт легко покатит ваш велосипед по равнине и поднимет на подъем в пять градусов. Помогая педалями можно одолеть и пятнадцать градусов подьёма. Но если на вашем маршруте затяжные и крутые подъёмы чередуются с равниной - вот тут не обойтись без мотора в полкиловатта и сильнее. Но дело в том, что поднимая велосипед в гору такой мотор полезно расходует свой ресурс а по равнине он будет потреблять завышенное количество энергии. Хорошо если у мотора несколько режимов и часть мощности можно отключить. А если нет - вот тут-то и есть тот случай когда нужна рекуперация как дополнительная нагрузка поглощающая часть энергии и возвращающая в батарею хоть небольшую её часть. На моторах малой мощности, по моему мнению - рекуперация бесполезна.

          Выбирая свинцово гелевый аккумулятор проверьте год его выпуска. Активная масса портится при длительном хранении и если аккумулятору больше двух лет его параметры значительно ухудшаются. Чем новее - тем лучше. Зимой храните батарею в тепле и при температурах около ноля и ниже эксплуатировать не рекомендую. Я ездил и при минус пять, но это на крайний случай. От холода батарея портится.

             На некоторых ресурсах указано что свинцово-гелевые аккумуляторы при холоде могут работать и даже пишут что они переносят холод лучше литий-ионных. Это полная ерунда. Охлажденная ниже нуля градусов батарея теряет работоспособность. Опишу свои поездки при холоде минус пять градусов. Батарею я хранил отдельно в тепле. И всё-же после установки,  в силу производственных обстоятельств, движение начинал я не сразу. При этом батарея показывала низкое напряжение и работала как сильно разряженная. Но при движении батарея выделяла тепло а сумку я утеплял. И уже через полкилометра пути батарея приходила в норму, повышалось напряжение в сети. Проходная была в трёх километрах от моего цеха - и когда я открывал сумку для осмотра в ней было ощутимо тепло.

             И всё-же, такой режим быстро портит активную массу! Я убедился в этом. Батарея - самый ненадёжный элемент велонабора. Хрупкий и недолговечный. Очень советую не разряжать её до конца, до отказа в движении. Это её портит быстро. Храните только в заряженном состоянии, после каждой поездки ставьте на заряд как можно быстрее - этим увеличите срок её эксплуатации. В холодное время года храните в тепле. При длительном хранении отсоединяйте и храните отдельно от велосипеда и электрооборудования.Зимой желательно потренировать её. Весну начать с нескольких циклов разгрузки-зарядки. Удачи и хорошей дороги!


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.