Луначарский о писателях

         Почему Луначарский всячески восхвалял  Чернышевского? Да потому, что ему нравилась его теория эгоизма, в которой тот утверждал, что новый человек, революционный демократ и социалист, разумный человек совершенно свободен. Он не признаёт над собой никакого бога, никакого долга. Он сам - свой верховный трибунал.
         Чернышевский утверждал, что мы, то есть революционеры,- особые люди, потому что мы умнее, у нас много идей, у нас широкие перспективы, мы знаем что такое человеческое достоинство, что такое борьба, чувство поражения и победы при свете великого идеала, и мы  соответственно с этим поступаем.
          Чернышевский также начисто отвергал религию. " нам не нужно никакого долга, - говорил он,- мы сами сделаны так, что поступаем всегда хорошо, или почти всегда, умно и общественно, повинуясь голосу правильно понятого собственного интереса."
          Такое обоснование" нового " человека подходило как по времени, так и по сути для создания теории социализма после победы пролетариата.
          Луначарский  ошибался, утверждая что " только  став подлинным коллективистом
пролетарского порядка, только научившись чувствовать себя моментом волны в общем процессе, можно  превратить свою индивидуальную жизнь  в вечную."  Луначарский признавал только пролетариат, способный стать коллективистом, ни в коем случае не крестьянство, или
мещанство. Только из-за того, что социальный мотив приковавший Толстого к крестьянству,
его возвеличивание разума и совести, вместо бездумного и бездушного коллективизма
во имя идеи, Луначарский называл Толстого " врагом пролетариата", врагом на арене
революционной борьбы за социализм.
             Другого писателя Г.Успенского  Луначарский ставил на второй план., потому, что ему не нравилось, как тот описывал человеческую боль, человеческие страдания. Ему казалось, что наступила новая эра; без слёз, горестей и несчастий. Он говорил:" Про страдания мы слыхали, пойте нам про бодрость, про надежду, возбуждайте в нас не жалость, а гордость и гордый гнев за попранное право на счастье".
          Вот это отсутствие жалости, сострадания, благотворительности полностью убило в
наших людях стремление к духовному общению, привело к деградации личности и отсутствию
моральных интересов. Мы стали  жить по принципу - нравственно всё, что выгодно мне.
Заблуждения идеологов революционной теории, в том числе и Луначарского дорого стоили
всему нашему народу.
           Глеб Успенский говорил о личности, о совести, о душе; он как бы предупреждал, что ассоциация трудящихся классов - хорошо, но не надо забывать и о личности в этой ассоциации. Отвержение такого общественного идеала, как мы видим сейчас, ни к чему хорошему  также не привело.


Рецензии