Кривко

Жил в Астрахани удивительный человек. Звали его Александром, но по имени его никто никогда не звал, даже жена. Все звали его по фамилии, а фамилия у него была - Кривко. Так и звали по фамилии, а имени многие даже и не знали. Работал он на одном из Астраханских заводов на берегу Волги. На каком именно - утаю, чтобы не обижать те заводы, где он мог бы работать. Впрочем, в каждом рабочем коллективе можно найти своего «деревенского дурачка». Невысокого роста, коренастый, с какой-то нездорово бледной кожей и короткими русыми волосами, на вид производил он отталкивающее впечатление. Но был на удивление силён и очень разговорчив. В любом разговоре вставлял своё слово. Где бы о чём не говорили, Кривко обязательно скажет:
- Это что! Вот у меня… - и начнёт  рассказывать совершенно удивительную историю на ту же тему, но приключившуюся либо с ним, либо с его родственником или со знакомым.
Мужики только смеялись.
Однажды, токарь сделал себе кухонный нож из рессоры. Рукоятку выточил из текстолита и украсил инкрустированными пауками. Собравшиеся мужики восхищённо осматривали работу и хвалили мастера, а Кривко, мельком взглянув на нож, усмехнулся в своём стиле:
- Это что! Вот у меня был нож! «Зоновская» работа! Сталь оружейная, легированная, я её на наждаке точил – камень сточился! А ручка была набрана из плексигласа. На конце – литая  медная «заглушка» в форме «чёртика»!
- И где она сейчас? – спросил кто-то из рабочих.
- Да деньги нужны были, вот я его и продал.
Посыпались вопросы:
- За сколько?
- Не прогадал?
- Кому?
- Не продешевил?
Кривко невозмутимо ответил:
- Да одному коллекционеру за пятьсот рублей!
- За сколько?!
- Так это ещё советские времена были! Тогда пятьсот рублей были деньги!
Все взорвались хохотом, а Кривко, сделав победное выражение лица, отошёл прочь.
В другой раз маляр из цеха покраски пригнал свою «копейку» – договорился с мастером покрасить машину в заводских условиях. Его «Жигулёнок» имел одну особенность – двигатель и коробка передач на нём стояли от иномарки. Когда рабочие обсуждали этот симбиоз отечественного с импортным, Кривко (никто и не заметил, как он подошёл) высказал своё мнение: 
- Это что! У моего дяди была машина – вот это машина! «Волга» двадцать четвёртая, но «родное» у неё был только кузов! Японский двигатель - дизель! Автоматическая коробка передач! Кожаный салон! Электростеклоподъёмники! «Мерседессовские» амортизаторы! Главное – салон: хоть толпой залезай – уместишься! Вот это вещь! А это – так… «мыльница»!
И таких случаев было не счесть. Причём, «проблем с головой» у него (по медицинским меркам) не было: он отслужил в своё время в армии, он без проблем получил права на вождение, и на учёте в психдиспанцере никогда не состоял, но его все считали «дурачком», «больным на голову».

Как то весной, три механика сидели с утра в курилке, ожидая начала рабочего дня. Мимо прошёл Кривко, совершенно серьёзный и чем-то озабоченный.
- Кривко! – крикнул один из механиков. – Соври-ка нам чего нибудь, а то скучно!
- Да ну вас… - отмахнулся Кривко. – Там селёдка пошла, ловить надо! – и быстрым шагом удалился.
Механики переглянулись. Если пошла селёдка – времени даром терять не стоит. Здесь один день год кормит, как говорит пословица. А потому, они бросились к начальнику цеха отпрашиваться с работы. Один придумал, что у него жена чуть ли не присмерти, другой – что тёща приезжает и срочно надо встретить, а третий отпрашиваться не стал – решил вечером навестить знакомого участкового врача и взять больничный. Взяв снасти, которые всегда были у них в бытовке (на всякий случай), мешки из-под муки (для улова), они отправились на берег.
За целый день они ни чего не поймали. Ругались, чертыхались, плевались, но не только селёдки – даже самого захудалого окунька не выловили. Но это было полбеды. В конце рабочего дня на берегу совершенно случайно оказался главный инженер завода. Увидев рабочих, которые в рабочее время совершенно нагло ловили рыбу, он нашёл начальника цеха и начал ему выговаривать. Начальник цеха был человек добрый, но вранья не терпел, он объяснил, что двое из них ещё утром отпросились, а третьего он целый день не видел.
- Завтра же с утра вместе с ними ко мне в кабинет! – рявкнул главный инженер и быстро пошёл прочь.
На следующий день в кабинете главного инженера все три механика получили такой «разнос»…
Выйдя из заводоуправления, они втроём направились в цех, и увидели спешащего куда-то Кривко.
- Эй, Кривко! – позвал один из механиков. – Ну-ка, поди сюда.
- Что? – Кривко подошёл добродушно улыбаясь, но предчувствуя что-то не ладное.
- Ты что же вчера наплёл нам, что селёдка идёт? А?
Кривко растерянно развёл руками:
- Ну вы же сами просили: «соври чего-нибудь»! Вот я и соврал, что первое пришло в голову!
И совершенно спокойно двинулся дальше.
- Ах ты… - процедил сквозь зубы один механик.
Другой, не находя слов, стал искать под ногами камень или какую-нибудь железку, чтобы метнуть вслед. А третий вдруг начал смеяться:
- Ну и кто после этого «дурачок»? Он или мы с вами?

С тех пор прошло лет, наверное, двадцать. Огромный завод давно развалился, рабочие разошлись по частным предприятиям, повыходили на пенсию, поумирали. Но истории о Кривко до сих пор передаются из уст в уста.

Из серии «Астраханские рассказы».
5 – 7 октября 2012


Рецензии