По обе стороны барьера

Рассказ по вселенной компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R.


На крыше многоэтажного дома - два человека...

Здесь, между небом и землёй, вряд ли есть место обычным людям. Особенно здесь не найти его тем, кто пытается сбежать от своих ужасов, цепляясь за свою жизнь. Но другого выхода эти два человека не смогли увидеть. Им пришлось пересечь весь город в попытке оторваться от местных монстров, чтобы закончить погоню на крыше высотки. Безрадостная перспектива – обратно дороги больше нет: их преследователи уже ворвались в дом, но и с крыши никуда не сбежать. Эти люди, называющие себя сталкерами, забрались сюда через люк, ведущий из подъезда наружу. Люк они закрыли неизвестно откуда взявшейся здесь тяжёлой крышкой водопроводного колодца. Но что делать дальше?..

Тяжёлое, металлическое небо угнетающего серого цвета давило на двух путников. Оно так низко нависло над ними, что казалось – стоит протянуть руку и можно дотронуться до этих холодных, железных облаков. Небо сдавливало им голову, прижимало к земле. Казалось, оно пробирается в мозг, словно зомбирует. И это давление два человека были не в состоянии выдержать. Надо было что-то предпринять.

Один из людей, известный в сталкерских кругах как Водяной, видел спасение от тварей и гнетущего неба внизу, в неизвестно как расположенном вплотную к дому водоёме. Его товарищ по прозвищу Рок видел внизу отнюдь не водоём, а абсолютно твёрдую бетонную площадь. Водяной пытался доказать Року то, что внизу абсолютно безопасно, но Рок не верил другу. Доводы Водяного прервал топот десятков ног по разваливающимся лестницам дома. Пора действовать!

- Рок, эй, смотри мне в глаза! Слышишь меня? Ты меня понимаешь? Понимаешь, что я говорю? – цепко схватив за плечи товарища, спросил Водяной, не справляясь с волнением.
- Да понимаю я! – изо всех сил пытался вырваться Рок из цепкой хватки товарища.
- Нет там бетона, слышишь? Нету. Это обман, иллюзия. Понимаешь? Там внизу водоём. Не знаю, откуда он там, но там обычная вода! Слышишь? Там просто река, с нормальной, мягкой водой. Тебе кажется, что там находится плита, потому что тебя вводит в заблуждение этот "Монолит".
- А почему ты уверен, что эта дрянь не обманывает тебя?
- Обманывает, - попытался развеять сомнения товарища Водяной. - Она мне тоже показывает всякую чушь. Но я могу отличить реальность от вымысла. И тебе тоже надо научиться этому… Тебе страшно, - не столько вопросительно, сколь утвердительно произнёс сталкер. – И мне тоже страшно.
- Ой, не ври, самоубийца! – нервно ухмыльнулся Рок.
- Не вру, - улыбнулся Водяной. – Я всего лишь стараюсь контролировать свой страх. Нельзя же чтобы он завладел тобой! Знаю, это звучит слишком пафосно. Но тебе действительно стоит держать свои эмоции и фантазию в ежовых рукавицах. И вообще, думаешь, мне так уж хочется туда прыгать? Да ничуть. Но другого выхода нет. Эти твари боятся воды, мы от них оторвёмся. А если будем сидеть и ждать тут, то окажемся заживо сожранными. Это же не выход!

- Знаешь, что не выход? - возразил Рок. - Разбиться о бетон! Хочешь – прыгай. Я-то тебе зачем?
- Я не хочу оставлять товарища в безвыходной ситуации.
- Хочешь оставить его расплющенного по бетонной площадке? – со злостью спросил Рок.
- Не веришь мне, да? – отчаянно пробормотал Водяной.
- Нет, конечно!
- А машине той веришь, значит. Да? – усмехнулся сталкер.
- Да нет никакой машины, - взорвался Рок. - Не надо спихивать реальность на якобы иллюзии какой-то идиотской установки! И не надо мне сказочки тут втирать про всякую ересь о том, что человек видит то, что хочет! Из двух зол выберу меньшее: я намерен забрать с собой парочку этих тварей. Ты со мной?
- Ты уже свыкся с мыслью о смерти? Значит, ты сдался…
- Это ты сдался! Только ненормальные могут покончить жизнь самоубийством. Все эти висельники; все, кто с крыш прыгает, как ты предлагаешь, - они больные придурки! Самоубийство уж точно не выход!

- Самоубийство - тут оставаться, - вскипел Водяной. -  А внизу – спасение, понимаешь! Да хватит уже хрени всякой верить!
- Я верю лишь тому, что вижу, а не тому, что ты впариваешь мне.
- Веришь тому, что хочешь видеть.
- Я тебя просил не втирать эту псевдо философскую ересь?! Просил, так что заткнись на хрен! Там чёртов бетон и точка.
- Рок, да хватит зацикливаться на своих видениях! Прыгал я уже с этой крыши в ту воду. И как видишь – остался жив. И ты прав, мне тоже видится там площадь. Может, не бетонная, а железная - но какая разница, если ничего подобного там нет! Не стоит верить своему страху только потому, что он тебя пару раз спасал. Нужно уметь его сдерживать, иначе ни тебе, ни окружающим несдобровать. Если человеку страшно – он в лучшем случае теряет контроль над собой, а в худшем – превращается в зверя, почище тех ублюдков внизу. Нельзя, понимаешь, нельзя дать страху завладеть собой. А человека ведь так легко обмануть, ввести в заблуждение и вселить страх. Всё, что кажется тебе незнакомым, как этот водоём, ты можешь видеть по-другому. Но погляди внимательно, сквозь иллюзию, – это же просто вода. Нет никакой плиты. Ты же словно в гипнозе. Тебе скажут, что сейчас до тебя дотронутся раскаленной палкой, и ты этому поверишь – хотя коснутся тебя простым карандашом, но ожог останется. Разум человека силён, но он не идеален и может придумывать себе то, чего нет. Мы все боимся неизвестности – и ты боишься узнать, что там, внизу, и тебе кажется, что очень опасно туда прыгать. Но ещё опаснее оставаться здесь, на крыше. Уверяю тебя!

- Придумал на ходу эту сказку, чтобы меня убедить вручную склеить ласты? И что ты делал в Припяти и почему ты прыгал отсюда раньше?
- Что я делал в Припяти – никого не касается. А прыгнул я, потому что сумел справиться со страхом. Переборол этот долбаный Монолит. И увидел то, что есть на самом деле: глубокий водоём.
- Нет, дружище. Я не скрываю, что мне дико страшно, но и прыгать туда я не намерен. К чёрту! И вообще, если закроешь страх на замок – тоже погибнешь. А золотую середину я найти не могу. Если ты умеешь разобраться с собой – пожалуйста, прыгай - спасайся. Если это вообще можно спасением назвать. А я тут останусь, - заключил Рок и вскинул винтовку.
- Рок, за каким хреном ты в Зону попал? – вскипел Водяной, решив, что остался лишь один, самый радикальный способ расшевелить товарища. – Пришёл сюда для того чтобы сдохнуть тут, да? Вот так просто? Заберёшь пару тварей с собой? Ха-ха три раза! Скорее, они тебя заберут по кусочкам. Думаешь, это хороший выход? Ну да, ты считаешь, что моё предложение – самоубийство. А твоё, скажешь, нет?! Ты же прекрасно знаешь, что твой план противоречит твоим словам. Что ж ты как не мужик – слово своё не держишь? – давил на Рока Водяной, уже не обращая внимания на реакцию товарища, уже еле сдерживавшего себя. - Ты мало того, что боишься того, чего страшиться не нужно, так ещё и трусишь! Не можешь ни со страхом справиться, ни постараться выжить достойно. Сопливый дерьма кусок! – решил Водяной давить на слабость товарища. – Как ты сталкером сделался, отмычка недоношенный, а?! Да ещё и плевать ты хотел на свою больную дочь, ради которой ты сюда и пнрипёрся, да? Знаю я об этом всё. Что, ублюдок, скажешь, не прав?..
- Да пошёл ты на хрен, сволочь! – не выдержал Рок, не сумев пропустить мимо ушей слова Водяного. – Только оскорблять и можешь, падла, и врать, глядя в глаза своему товарищу. Вали с этой долбаной крыши и оставь меня в покое, иначе я тебя, гниду, сам застрелю, как крысу! – он оттолкнул от себя товарища с такой силой, что тот не удержался на ногах и упал на спину. Рок хотел уже столкнуть Водяного с крыши, но монстры, которые за ними бежали, были уже очень близко. «Да чёрт с ним!», - решил сталкер и приготовился к атаке.

Водяной закачал головой от горя: убедить Рока уже не получится. Тем более сейчас, когда он переступил все границы и оскорбил товарища. И к тому же он так нисколечко и не убедил Рока спрыгнуть отсюда. Может, стоит бросить его здесь, чтобы спастись самому?

Нет, это не выход. Да, голова у Водяного уже раскалывалась от какой-то необъяснимой тяжести. Серое небо ещё больше потемнело и сильнее стало «давить» ему на голову – возможно, это всего лишь обман Установки, а возможно, он просто очень устал за сегодня. Но сдаваться на милость Зоне нельзя. Иначе какой из него в самом-то деле сталкер?. И всё же... Водяной сам пытался убедить товарища не верить лжи той машины на станции, но сам же поддавался её влиянию. Правильно ли он поступил, отстаивая свою точку зрения? Или может быть, Рок был прав не только в том, что самоубийство – это не выход. Тогда нельзя ему позволить умереть таким образом. Что же тогда делать? Решать за него?..

Давным-давно его родители не раз повторяли: каждый человек видит только то, что ему нужно видеть. И он привык к этому, но хорошо задуматься над этой фразой смог лишь сейчас. Ведь раз он сам это осознавал, то Водяной принимал эту фразу как должное. Как дети принимают на веру, что на ноль делить нельзя. Однако когда Водяной стал сталкером, он часто задумывался, что раз на ноль делить всё же можно, то значит, можно сломить самого себя и оглядеться вокруг: заметить что-то, чего раньше не было видно. Увидеть не желаемое, а действительное. До сегодняшнего дня Водяной был уверен, что справлялся в этой задачей. Но сейчас от этой уверенности не осталось и следа... Кто же из них двоих был ближе к истине? Кто же из них видел дальше собственного носа?..

Топот внизу нарастал. Мутанты уже добежали до последнего этажа и принялись выламывать люк. Рок вскинул винтовку и прицелился в сторону выхода. Руки его дрожали, ему ещё никогда не было так страшно. Он болезненно побледнел, будто уже приготовившись к своей гибели. Но и сдаваться пока что сталкер был не намерен.

Несколько секунд спустя люк поддался невероятной силе чудовищ и с оглушительным грохотом вылетел наружу, выпуская на крышу гигантских припятских псов. Их было несколько десятков, и все они, мгновенно сориентировавшись, бросились к своим жертвам, не издав ни единого звука.

Невозможно передать тот ужас, который нахлынул на людей, когда они встретились со своим врагом лицом к лицу. Страх сковал обоих. Не на это рассчитывал Рок, не на внезапное оцепенение и чувство отвратительно вязкой тишины. Теперь сталкер не мог даже осознавать того, что же нужно делать. Его палец словно приклеился к совершенно неподвижному спусковому крючку, не поддавшемуся ни на миллиметр. Рассуждать о страхе обоим товарищам было легко, а бороться с ним – почти нельзя.

И всё же Водяному удалось справиться с собой. В самый последний момент, когда псы уже прыгнули на людей, он с диким рёвом столкнул товарища с крыши и прыгнул следом.
Их обоих отпустил тот первобытный ужас перед диким зверем, и Рок вдруг визгливо закричал, увидев пролетающие мимо разбитые окна дома. Только боязни высоты ему не хватало! Сталкер словно очнулся ото сна, но «пробуждение» ему пришлось не по душе. Ускорение свободного падения заметно увеличивало скорость полёта, что лишь добавляло новые порции страха…

Только для Рока это ускорение было не свободным. Падение не остановить, как человеку не остановить ужас, пока не удастся узнать, что его так пугало, пока не удастся развеять неизвестность.

Плита приближалась с оглушительной быстротой, собственный голос Рока оказался полностью заглушен свистом ветра в ушах. «Не верь неправде» - вспомнились Року слова Водяного. Через силу, издав неистовый вопль, Рок вытянул лодочкой руки вниз, приготовившись нырнуть. Теперь он почти поверил в то, что внизу самая обычная вода. Ему даже послышалось сквозь гул ветра, как она внизу плещется. Но падение становилось уже невозможно долгим, Сталкер будто летел в бездонную пропасть. А по другую сторону невидимого барьера летел его товарищ. Ожидание падения оказалось ещё страшнее, чем прыжок припятских псов на крыше. И когда до уровня земли оставались считанные метры, Рок не выдержал, и его руки инстинктивно прижались к голове, будто защищаясь от прыжка разъярённого пса. «Нет там никакой воды, Припять – не Венеция. Там огромная плита...»

Звонкий удар человеческого тела с твёрдой поверхностью разнёсся над Припятью.
А через пару секунд послышался еле слышный всплеск…

***

Год спустя команда сталкеров в составе научно-исследовательской экспедиции прорвалась в мёртвый город. В подъезде одного из домов, куда участники зашли для ночёвки, они нашли двух давно погибших людей, которые в 2015 году предприняли попытку пройти в Припять. Один из них словно утонул, а другой будто спрыгнул с высокой крыши. По КПК, найденным в карманах мертвецов, сталкеры поняли, что утонул Рок, а разбился Водяной. «Возможно», - в шутку предложил один из участников экспедиции. – «Им стоило обменяться кличками?..»
А позади этого дома до самого горизонта стелилось поле свежевспаханной земли.


Рецензии
Хорошо написано о природе страха и человеческой вере в себя.

Людмила Танкова   17.06.2015 06:43     Заявить о нарушении
Благодарю Вас.

Роман Маршалко   17.06.2015 07:02   Заявить о нарушении