На книжных полях - ино-фантастика

Фантастика зарубужная.
Заметок набралось немного, хотя, в целом, к фантастике я неравнодушен.

ПРИМЕР ЕВРОПЕЙСКОГО ФАНТАСТА: АНДРЕАС ЭШБАХ
 
Один триллион долларов
 Андреас Эшбах

Эшбах - лучший из немецких фантастов, наверно. На безрыбье.... В общем, талантливый писатель. Придумывает неплохие сюжеты, хорошо пишет. Но ... как будто в шорах или на привязи. Типичный бундес из положительных, скучноват. Немцев все же изрядно выхолостили после войны. Немецкая культура потеряла творческую энергетику. Вместе с агрессивностью этого народа. А что с ними было еще делать – позволить еще одну войну развязать. Но американская оккупация Германии на художественном уровне немецкой прозы сказалась не лучшим образом.
  Впрочем, роман про «биллион долларов» довольно неплох. Что делать обывателю, на которого свались сказочное богатство?..

Выжжено

Вроде бы роман на актуальнейшую тему (энергетический кризис), с элементами фантастики. Но так тяжело было вчитываться! Поймал себя на мысли, что меня совсем не привлекает и мало интересует жизнь «западноидов» (А.Зиновьев?). Хоть и триллер, но так всё по-бюргерски скучно.
 И ещё: Эшбах - детский писатель. По сюжету, по характеру героев, по конфликтам, которые понарошку – это хорошо видно. Поначалу я грешил на их тошнотворную политкорректность и предрассудки (это же надо – всерьез верить в арабских террористов, исполнителей «9/11»). Но скорее это идет у него от мировосприятия. Для автора фантастики в этом есть и плюсы, и минусы.
 С учетом последних, роман все же неплохой, читабельный. Страницы с сотой чтение становится занимательным; автор  пишет о мировом кризисе. Пусть он в реальности начался не с нефти, а с финансов, но все равно актуально. Вторая часть – небольшая антиутопия на эту тему. Забавно и жутковато.   
 
 
Триллион евро.
 Андреас Эшбах (Редактор-составитель)

 Сборник состоит из весьма неравноценных произведений. О расцвете европейской фантастике говорить затруднительно. В некоторых странах , как признался составитель А.Эшбах, ее днем с огнем не сыщешь. По-видимоу, там думают о будущем не более, чем в рамках бизнес-планов отдельных кампаний. Или у народов, как и у людей, различное отношение к фантазерам. Но мне все же ближе мечтатели.
 
 ЕЩЕ ПО ЕВРОПАМ:

Стая
 Франк Шетцинг

Очень интересный и необычный роман о параллельном разуме Ирр, скрывающемся на дне океана. Человечество предупреждается экологической катастрофой.
 Роман, как и книги А.Эшбаха, выходил в захаровской серии «Европейский триллер». Но был у нас как-то неоценен. Мне же он очень понравился.

Завещание веков
Анри Левенбрюк

Интересно, но по сюжету роман французского "толкиниста" (но "Завещание" - совсем не фэнтези) почти совпадает с "Кодом да Винчи". Но насколько же лучше написано!
 Дэн Браун пользуется незаслуженной славой, раскручен, но как писатель он плох.
 Правда, другие романы Левербрюка мне не понравились.

Ночь эльфов
 Жан-Луи Фетжен

Действительно, как сказано в аннотации, начинаешь верить в существование эльфов. Очень необычный приквел к легендам об Артуре. Целая трилогия. Первый роман - самый сильный. Редчайший случай удачного романа в стиле фэнтези. Эльфийская королева влюбляется в человека,  «интернациональный» отряд проходит сквозь страшные испытания.
Читал на ночь, когда был на курсах по пи-ару и сильно выматывался


ФАНТАСТИКА   В НОВОМ СВЕТЕ

Первый контакт
 Мюррей Лейнстер

Именно с этим рассказом полемизирует Иван Ефремов в "Сердце Змеи", причем делает это самым непосредственным отзывом - земные звездолетчики ссылаются на данный текст в ситуации контакта с чужим кораблем.
Пришли также воспоминания о послании землян, которое несет «Вояджер». Это будет «самый древний артефакт человечества».
 
Кости Земли
 Майкл Суэнвик
 
Хронопутешествия на многие миллионы лет в прошлое и будущее.
Через миллиарды лет разумные птицы будут хозяевами Земли. Динозавры возьмут реванш, люди повторят их участь.


Лето динозавров
 Майкл Суэнвик
 «Если вы увидели у себя во дворе мирно пасущихся трицератопсов, значит, вам пора в отпуск».  Про динозавров у Суэнвика получается довольно мило.
 С киберпанком хуже.
 
 
Испанские нищие
 Нэнси Кресс

Некая категория людей из-за своей способности не спать оказывается ненавидимыми изгоями. Но чем определяется человеческое в человеке? Не принадлежностью же ведь к большинству…
 
Роман интересен в связи с перспективами «улучшения» человека, за что так ратуют «трансгуманисты».
 
Машина различий
 Брюс Стерлинг, Уильям Гибсон

Довольно занимательный образец «исторического» киберпанка (стимпанка) от одного из основателей жанрового направления. Сюжет «Машины различий» основан на смешении исторических времен. В век пара создаются гигантские компьютеры. Детективная интрига разворачивается в столице «мастерской мира». Перфокарты и роликовые коньки соседствуют с пароходами и ужасным смогом. У англосаксов еще один козырь в поддержании мирового господства – вычислительная машина размером в многоэтажный дом.
 Между прочим, подобные машины используются и для повышения эффективности артогня в Крымской войне. авторы описывают это в восторженных тонах. Господи, как они нас ненавидят! И проявляется это в самых неожиданных местах.   
 

 
Дьявольское отродье (Из цикла «Водный мир»)
 Джеймс Шмиц

Уровень у немецкого американца Шмица весьма средненький и его фантастика принадлежит прошедшему времени (писатель умер в 1980 году)
Но тут, неожиданно умный и интересный роман. Джеймс Шмиц: «Теперь они получили рациональное объяснение прошлой катастрофы, и это в какой-то степени успокаивало их разбитую гордость. Быть превзойденным врагом с аномальными способностями, о существовании которого и не подозревали – это еще можно было допустить. Человеческий вид как таковой был неполноценным… Его видимая сила заключалась в том, что его огромными массами, управляли и руководили эти чудовищные выродки». (Современная фантастика: Бигль Л. Мир мендеров. Шмиц Дж. Водный мир. М. 2002. С.286. Короче, Сергей Переслегин, известный как «Кашалот», утверждает, что США выиграла Тихоокеанскую войну у японцев, и холодную войну у нас, потому что ведома «люденами», намёк на которых содержится в «Академии» А.Азимова. Поспорим? Но – как? Ведь это не аспирант даже. Вообще, забавные феномены выходят, когда сильные умы, люди способные к сочинительству и обладающие повышенной работоспособностью остаются «дикоросами». Среда для них самая благоприятная (это, например, Рунет). Если, скажем, Максим Калашников – это нехудожественная фантастика, то Переслегин – скорее, нелитературное историческое фэнтези («Тихоокеанская премьера», посвящена вообще-то войне японцев с американцами, хотя – как сказать…). Но и в границах жанра (а фантастика – это великий жанр и одно из наиболее впечатляющих достижений культуры Модерна, несмотря на великий океан разлитой здесь глупости!) всегда найдется достойный ответ. Например, после фашизоидного «люденства» М.Калашникова в руках оказывается книжка Яны Завацкой со своей «женской правдой»; или, допустим, в годы холодной войны в ефремовском «Сердце Змеи» утверждалось, что английский язык в предыисторическом прошлом Земли был популярен по недоразумению (из-за разрыва в написании и произношении слов), но какой-то американец в своем романе злобно обрушился на никчемность русского языка… Ответ «генштабисту» и «кашалоту», (который сейчас вроде бы подвизался на сайте так называемого «русского журнала», у нерусского обер-провокатора) содержится в процитированном переводном романе. В «Водном мире» речь идет о том, что на одну из планет, колонизированных человечеством, вторглись злобные ящеры, которые никак не могут понять, почему не удается победить людей, которые такие неорганизованные и т.д. Ведь у захватчиков существует жесточайшая дисциплина и высочайший уровень организации, основанные на испытании болью, их логика и учение кажутся совершенными и безупречными… (Никому ничего не напоминает?). Свой проигрыш эти тоталитаристы объясняют тем, что сборищем никчемных и слаборазвитых людей руководят таинственные существа «тувелы», или «людены» в терминах переслегиных-калашниковых, в сознании которых тоталитарная эпоха оставила неизгладимый отпечаток, влияя – явно или подспудно – на ход их рассуждений. Шок от глобального проигрыша чрезвычайно велик; то, что некоторые ищут причину в «тувелах» неудивительно. Но, допустим даже, что американцы – это стадо идиотов, то, тогда значит дело в качестве элит: у англосаксов, у русских. Их «королевы» на голову выше «какого-то идиота Романова», сделанного сейчас святым. Ах, мы забыли: русская революция сделана масонами… А, может быть, дело в свободе – внешней, внутренней – и умении распоряжаться ею   
 
 
Пробуждение
 Тина Дженкинс

Еще томик из серии «Лекарство от скуки».
 Дабы привлечь внимание читателей, авторы придумывают все более странные и страшные сюжеты...
 Принцип развития чувственной культурной суперсистемы - щекотать нервы все более сильными способами. (По Питириму Сорокину. Но он явно недооценил изобретательности творцов нынешней системы).
 В жизни же идет соревнование между неуклонной деградацией окружающей среды и новыми, все более изощренными технологиями. Каждый успех последних делает катастрофу все более масштабной. Ноботы помогают оживить труп, но на улицу без защиты не выйдешь. Где будут жить гемоды, если природное разнообразие исчезает, а люди все более превращаются в патологичных существ. Тревожная антиутопия.   

Музыка Былого и рабыни
 Урсула Ле Гуин

Сколько глупости было в этой американской фантастики в былые десятилетия. И это все хлынуло переводами, в отрыве от исторического и прочего контекста, от культурной ситуации, когда были написаны эти произведения, в основном, вполне графоманские. Как у У ле Гуин.

 
Хранитель света и праха
 Наташа Мостерт

Мостерт демонстрирует в своих текстах смесь алхимии, техно и сексуальной магии с чем-нибудь, вроде боди-арта или компьютерного шпионажа.
 Сделано неплохо. Но история с мордобоем, татуировками и приемами отложеной смерти выглядит не слишком аппетитно. Впрочем, она и сама дамочка крутая – сломала лодыжку во время спарринга – это служило источником вдохновения.
 

Гиперион
 Дэн Симмонс

скучно
РЕФЛЕКСИЯ ЗНАМЕТОГО ФАНТАСТА

Рамез Наам
Нексус

Фантастика – продукт скоропортящийся. За исключением детской классики, читать старые вещи сейчас можно разве что в исследовательских целях. Ну, какой интерес может быть сейчас в «полете к звездам»? Нынешняя магистраль – это трансгуманизм. Более всего загадок для человека таит сам человек, или – постчеловек.
Не знаю, как насчет науки, но идея идея нанонаркотика, позволяющего сознаниям общаться напрямую для фантастического сюжет весьма продуктивна. Роман Наама написан увлекательно именно в плане разрабатываемых идей: ответственность ученых, запреты на исследования, грани человечности, переход к постчеловечеству, Китай против США, человек против трансчеловека, проблема друзей и врагов в современном мире. Буддизм как религия более всего дружественная современнйо науке? Ментальные поединки – это уже сплав науки с магией. Да и про экзотические приключения в Тайланде забавно читать, боевые сцены с применением фантастических технологий, хотя в воспоминаниях персонажей иногда спотыкаешься о «горы Казахстана» или «уйгуров в Монголии». Но – какая разница. Проблема в другом.
С грустью думаешь о том, что выпавших из истории стран проблемы 2040-х не коснутся. Борьба за будущее будет вестись без нас и наших интересов, которые «илитка» проиграла вместе с отечественной наукой.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.