Корни
О предках своих, как и многие мои ровесники, я знаю мало. Благодаря своей тётушке, последней оставшейся в живых (дай ей Бог здоровья ещё на долгие годы) из старшего поколения Красиковых я узнал, что прабабушка моя, Фёкла, происходила из рода знаменитых Кузнецовых – поставщиков фарфора к царскому двору. Её родная сестра, Варвара, приходящаяся мне двоюродной прабабкой, в молодые годы ушла из дома, чтобы совершить паломничество в Иерусалим, ко Гробу Господню. Вернулась она спустя много лет пожилой женщиной и вскоре умерла.
О родителях деда Афанасия знаю только, что звали их Фёдор и Параскева. Прадедов по отцовской линии звали Константином и Давидом. О них я не знаю практически ничего.
Трое из четырех моих дедушек и бабушек родились в1895 году. Дед и бабушка по линии отца - чистокровные евреи, по-видимому выходцы из Литвы или Польши. Про деда, Пейсахиса Александра Константиновича я знаю только, что был он заместителем директора по снабжению Одесского масло-жир комбината. С 1941 по 1945 год работал в той же должности на Чимкентском МЖК в Южном Казахстане и умер в 1949 году в Одессе. Отец с моим младшим братом примерно в 1970-1971 во время поездки в Одессу пытались найти его могилу на городском кладбище, но так и не смогли.
Бабушка - Ева Давидовна, ровесница деда, во время войны 1941-1945 г.г. была с ним и моим отцом в эвакуации в г. Чимкент. Она работала операционной медицинской сестрой в одном из госпиталей развёрнутых в школах города. После окончания войны вернулась с семьёй в Одессу. Работала по специальности до конца 50-тых годов. Перенесла инсульт, вышла на пенсию и, с парализованной правой рукой приехала в Алма-Ату. Бабушка умерла в 1961 году весной. Я хорошо запомнил этот день, т.к. именно я первый увидел ее мёртвой, рано вернувшись из школы.
Родители моей мамы – простые русские люди родом из Российского Черноземья. Дед – Афанасий Фёдорович, воевал в первую мировую войну в артилерии, был неоднократно награжден и, в чине фельдфебеля царской армии вернулся домой. В событиях революции и гражданской войны дед, скорее всего не участвовал, или участвовал не на стороне революционеров т.к. об этом периоде своей жизни не рассказывал, а Советскую власть в тихаря называл бандитской. Дед был квалифицированным рабочим, работал в паровозном депо на станции Лиски Воронежской области. В Великую Отечественную войну, в возрасте 46 лет, он был призван в армию, воевал в артиллерийских войсках, и закончил войну в Польше в звании рядового.Вернувшись домой дед продолжил работать в железнодорожных мастерских пока не вышел на пенсию. Жили они с бабушкой, Наташей в деревне Давыдовка, Лискинского района Воронежской области. Бабушка Наташа была просто бабушкой, работала дома, по хозяйству, воспитывалатрёх дочерей. Была она неграмотная, и часто со слезами жаловалась мне, как это плохо – не уметь читать и писать. Она сумела внушить дочерям, что образование – это необходимость, все три закочнили среднюю школу (моя мама с медалью), а затем и институты. Некоторое время, после выхода деда на пенсию, они жили у нас в Алма-Ате (приблизительно 3-4 года), а затем уехали в Смоленск к младшей дочери Галине. Там они оба и похоронены на городском кладбище.
Мой отец – Леонид Александрович Пейсахис, родился 14 августа 1922 года в городе Одесса Украинской ССР. Судя по рассказам бабушки Евы, скучать с ним не приходилось. В возрасте пяти лет его поймали в Одесском морском порту, где он искал пароход, уходящий в Америку. Отец окончил среднюю школу, затем служил срочную службу в армии и был уволен по состоянию здоровья в 1940 году. В войне 1941-1945 годов он не участвовал, был с родителями в эвакуации в Чимкенте Южно-Казахстанской области и работал сначала сменным электриком, а потом бригадиром электриков на том же МЖК. Об отце и его
бригаде писали в областной газете, он был награждён медалью «За доблестный труд». По окончании войны, вернувшись в Одессу и работая на прежнем месте, он получил направление в Москву, в институт Народного хозяйства. В 1946 году абитуриент Пейсахис Л.А. успешно сдал вступительные экзамены и поступил … во второй Московский медицинский институт , на педиатрический факультет. Не сомневаюсь, что это явилось очередным сюрпризом для его родителей и не только для них.
Мария Афанасьевна Красикова - моя мама, родилась в деревне Давыдовка Лискинского района Воронежской области, 31 января 1925года ( по документам – 5.12. 1924 ). Она была очень способной и активной с раннего детства и до конца жизни. Будучи ученицей 1-го класса выступала на митинге во время первомайской демонстрации. Непримиримо боролась с мировым империализмом, кулачеством, хулиганством и разгильдяйством, когда состояла в рядах пионерской, а затем и комсомольской организаций. Мама с отличием закончила десятилетку в1941 году. Осенью того же года её вызвали в военкомат и предложили 2 варианта: действующая армия или партизанский отряд. Она рассказывала, что выбрала армию потому, что боялась не выдержать партизанской жизни, пыток в случае, если попадёт в плен. Так она в возрасте 17 лет оказалась в самом пекле войны, на Воронежском фронте, в дорожно строительном батальоне, который протопал всю эту войну ногами до самого Берлина. Строили дороги, наводили мосты и переправы, были под бомбёжками и артобстрелами, в общем хлебнули эти девчонки сполна, не каждому мужику под силу. Уже во время наступления наших войск маму разыскал дед Афанасий. Его часть находилась где - то неподалёку и он, получив увольнение, пешком и на попутках добрался до маминого батальона, чтобы побыть с ней несколько часов. Представляю себе эту встречу - найти родного человека там, где все теряют. Как я уже писал, деда демобилизовали, когда наши войска перешли границу СССР, а мама дошла до Берлина, была награждена орденом Красной звезды, несколькими медалями, в том числе и «За взятие Берлина».
Летом 1945 года комсорг батальона, старшина Мария Красикова вернулась домой. В 1946 году она поехала в Москву поступать в Московский институт международных отношений, МГИМО. Как фронтовичка, да ещё с отличным аттестатом, она имела все шансы поступить в это, недоступное простым смертным учебное заведение, и её туда зачислили, но оказалось, что в институте нет общежития, а платить деньги за комнату на квартире у мамы не было возможности. Так и не стал я сыном дипломата. Мама перевела документы во второй медицинский, получила комнату в общежитии и, с присущей ей старательностью, стала учиться на детского врача. Как возникла их любовь с отцом, почему из множества красивых, юных, и мечтающих выйти замуж женщин он выбрал именно её, я не знаю. Сами они об этом не рассказывали, а я, к сожалению, не спрашивал. Сейчас бы спросил, да некого. Все мы крепки задним умом.
Поженились мои родители в 1949 году, в год смерти деда Александра, вот только я не знаю до или после неё. Снимали комнату в коммунальной квартире, днем учились, а по ночам отец ходил на станцию разгружать вагоны. Когда было особенно трудно, ходили в гости к отцовой тётке. Я видел её только один раз, когда мы были в Москве проездом в Смоленск. Это была почти лысая, безногая старуха, которая непрерывно курила. А в сороковые годы она была изумительно красивой женщиной, актрисой Большого театра (в наших семейных альбомах есть её фотография тех лет, но эти альбомы мне теперь, увы, недоступны). На каникулах родители ездили в Давыдовку, на родину мамы, привозили оттуда кое-какие продукты. Так и жили, учились, работали, отец кроме всего прочего находил в себе силы посещать кружок микробиологии под руководством академика Гамалеи, а 18 января 1951 года на свет появился их первенец - Алексадр, то-есть Я.
Свидетельство о публикации №213030801694
Голодных я боюсь волков,
И тем понравились мне свиньи,
Что с ними выгляжу невинней.
Татьяна Буторина 01.06.2018 20:36 Заявить о нарушении
Александр Пейсахис 02.06.2018 06:57 Заявить о нарушении
Не любит больше всех нерях.
Мне ж волки стрАшны в жизни личной.
Свиньи не страшны, а комичны.
Татьяна Буторина 02.06.2018 07:09 Заявить о нарушении
Александр Пейсахис 02.06.2018 07:19 Заявить о нарушении