Топка

Кто не мечтал в детстве о таком друге, как собака? Я стала мечтать о нем после книг и фильмов, где рядом с главным героем был верный друг – собака, или даже сама собака была в центре всех событий, проявляя преданность и героизм. До этого я не подозревала, что собаки, которых я видела на улице, таят в себе столько замечательных качеств, могут быть верными друзьями и веселыми товарищами.
У мамы была собачка, однажды Белка, так ее звали, провожала маму на остановку, а домой не вернулась. Мама пыталась ее прогнать, но та упрямо снова ее догоняла, вернуться, взяв на руки проказницу, мама не могла, был риск опоздать на работу. В те времена это было недопустимо. Мама к ней была очень привязана и долго переживала. Была уверенна, что кто-то взял себе ее Белку, белоснежную и маленькую, как игрушечка. Потом не хотела еще раз пережить такую драму. Эту историю она мне рассказывала, наверное, желая предупредить мои привязанности, потеря которых может быть очень болезненной. Но мне еще сильнее захотелось иметь такую преданную собаку. И я уже решила, что обязательно натренирую ее находить дорогу домой и не подходить к чужим людям. Когда родилась сестренка, а я была не достаточно большой, чтобы взять ответственность на себя, разговоры о собаке не имели продолжения.
И вот, папа и мама работают, я учусь в  третьем классе. Младшая сестренка, двух лет, покинув грудничковый возраст, каждое утро, как на работу, отправлялась, взяв меня за руку, к своей няньке, жившей по соседству. То есть, практически, все взрослые и самостоятельные, но решение такого вопроса, как прибавление в семье, задерживалось.
И вот  мою мечту поддержал папа. Была на то причина. Территорию его предприятия охраняли собаки разных вариантов одной славной породы «двортерьер», папа подкармливал их. Собаки, дружной стаей, радостно виляя хвостами, встречали его по утрам. Маленькая рыжая  Лайка  недавно ощенилась, и охранник просил сотрудников пристроить щенков, грозясь, что вывезет их, «куда подальше». Папа сообщил мне, что есть возможность завести собаку. Радости не было границ. Начались переговоры за круглым столом.
- Только кобель,- ставила условие мама.
- Это не обсуждается, - соглашался папа.
- Только, чтобы порода была маленькая, - выдвигалось новое требование.
- Он будет размером не больше Валюшкиной куклы,- снова соглашался  папа.
- Кто будет за ним ухаживать? – мама хотела прояснить картину нашей жизни в новом составе.
- Я, я, я! – не веря приближающейся победе, восклицала я, та самая Валюшка, размеры куклы которой, ограничивали размеры будущего друга. Мне, если честно, хотелось большую собаку, например колли, или овчарку. О колли я узнала из романа Эрика Найта «Лесси возвращается домой», над которой плакала не один вечер. А овчарку в друзья советовал брать Юрий Никулин в фильме «Ко мне Мухтар». Но зная мамин характер, была рада поступиться размерами, уверенная, что и маленькая собака станет мне верным другом. Выслушав и приняв все условия содержания нашей мечты, мы получили долгожданное согласие.
- Когда ты его принесешь? – теперь я торопила отца, боясь, что какие-нибудь обстоятельства, например, просмотр моего школьно дневника, могут изменить ситуацию. Не подумайте, дорогой читатель, что в дневнике были двойки. Нет, там были замечания по поводу моего поведения, которое оставляло желать лучшего.
- Щенки еще маленькие, так, что через недельку принесу. Главное скажу, что мы его берем, а пока пусть побудет со своей мамкой, окрепнет.
Спорить было бесполезно. Надо ждать.
Время, самое изменчивое по характеру явление природы. Вот каникулы, вечером засыпаешь и думаешь: «Ура! Впереди целая неделя!». А утром просыпаешься, уже надо опять идти в школу. И не понятно, как это произошло, что неделя вихрем промчалась. Или, надо подождать час, и мама отпустит погулять. И вот я уже все свои дела по дому переделала, а час только начался. Уроки сделала, а стрелка только к восьмерке приблизилась. А если сядешь и будешь ждать, поглядывая на нее, тогда она, того и гляди, совсем остановится. Не смотря, на юный возраст, эти капризы времени мне уже были известны.  И всю неделю, до появления в нашем доме собаки, я избегала мешать, стрелкам двигаться, а листкам календаря отрываться. Усиленно занималась математикой, найдя весьма интересным это занятие.
В тот памятный день я встречала маму на остановке троллейбуса. Это было моим обязательным делом, которое я сама себе поручила. У мамы была больная нога, она прихрамывала, и мне было важно, хоть немного облегчать ей дорогу домой. Мы шли вместе, я, как обычно, развлекала маму  школьными и дворовыми новостями. Но тут мама меня неожиданно перебила.
- Отец в обед домой завез собачку. Почему о ней ты ничего не говоришь? – мамин вопрос поставил меня в тупик. Да, я после школы пришла домой и даже провела там пару часов, но никакой собачки не видела. Да, есть у меня такая особенность, не замечать ничего вокруг.
- Может она сбежала обратно? - мой голос выдавал отчаяние.
- Нет, не думаю, сейчас проверим.
Мне хотелось со всех ног броситься проверять, но оставить маму или торопить ее было невозможно. Наконец дошли. В маленькой пристройки, которая выполняла в нашем доме роль вестибюля, прихожей и холодильника, где, по словам папы, он оставил моего будущего друга, я никого не увидела. Но мама, внимательно осмотревшись, обнаружила пропажу.
На высокой тумбочке, куда мама выставляла некоторые продукты, в миске, в которой еще утром лежал холодец, трясся серый мохнатый комок. Мама достала его и внесла в комнату, пузатый, еще бы вместить в себя весь холодец, и очень замерзший щенок был трогательно хорош. Мы укутали его в полотенце и положили под теплую батарею. Мне не хотелось от него отходить.
- Вот это прыжок, - восхищалась я. Маму прыжок малыша тоже не оставил равнодушной, и она простила ему съеденный холодец.
С чем можно сравнить дни без собаки и дни с собакой? Это как много дней и даже недель идет дождь. Уже все, что можно, дети переделали с ручьями и лужами. Сквозь затянутое тучами небо не выглядывает не то,  что солнышко, даже ни единый лучик. У слабых и  чувствительных натур началась депрессия. У сильных - по к родным масса поручений, а к вечеру раздражительность. У детей, известное дело, вездесущее ОРЗ , когда дождь так достал, что уже капает из носа. Потом синоптики заговорили о грядущих переменах в погоде. Люди поднимают головы, и им не верится, что этот дождь когда-нибудь истощит облака, плотно затянувшие небо. В последнее дождливое  утро все было так же,  как еще вчера, тот же дождь стучит по всему, что попадется, бесконечно надоевшими  каплями, то же хмурое небо. И вдруг налетел ветерок, из окна было видно, что это именно ветерок, ветки едва качались, приветствуя обещанные синоптиками изменения погоды. Тучи, подталкивая друг друга, заспешили покинуть наш небосвод. И вот солнце, невинно и так широко улыбается, как будто не покидало нас на бесконечно долгий срок.  И все по-быстрому просушило, и тротуары, и глаза, и носы. И явилось Счастье! Так же меняется жизнь, когда в нее входит собака!
В моей жизни с появлением Тобика, так мы назвали щенка, произошли чудесные перемены. Любительница ранних пробуждений, я раньше утром без дела слонялась по дому, теперь надо было проведать друга и покормить его, а значит вместе с ним испытать радость. Вечерами я выходила с Тобиком на улицу и торжественно гуляла, гордо поглядывая по сторонам,  со своей собакой. Все выходные проходили в упражнениях, которые я предлагала выполнить Тобику. Во всех карманах были вкусные поощрения, которые стремительно исчезали, но кроме ускорившегося в движении хвостика и веселых влажных глаз, Тобик ничего не выполнял.
- Дай ему подрасти,- говорил папа, но, не удержавшись, сам протянул руку и приказал щенку: «Служи!». На что Тобик никак не отреагировал, заметив отсутствие в руках у папы лакомства.
Но зато он всегда был рядом, весело бежал, путаясь в моих ногах, когда я выходила на улицу, просто погулять. Немного мешал, особенно прыгать в «классиках», но было сразу видно, что у меня преданный друг, который, только дайте подрасти, никому в обиду меня не даст.
Тобик рос и умнел быстро. И хотя, к моему беспокойству, размерами значительно превзошел мою куклу, веселым нравом и сообразительностью влюбил в себя всю семью. И, наверное, только я и тревожилась теперь о его размерах. Стали проявляться, заложенные в каждом создании, таланты. Для их проявления необходимо только  одно условие – это любовь. Да, да, я в этом сегодня, по-прошествии многих,  лет убеждена. В любом живом создании имеются таланты, которые непременно раскроются, если это создание любят искренне и, безусловно. Ни за стать и окрас, ни за успехи в учебе, ни за подарки, а потому, что эти самые создания ЕСТЬ!
Когда я прекратила муштровать  свою собаку и просто любила ее, за то, что она в моей жизни присутствует, Тобик начал проявлять свой талант. Он оказался танцором. При любом удобном случае он не просто вставал на задние лапы, а крутился в разные стороны, махал передними лапами, а задними делал что-то похожее на танцевальные па. То, что это было не вымогательство угощений, подтверждает один случай.
Мы всей семьей завтракали на веранде. Мама напекла оладьи, и мы ели их с медом. Я их обожала, а когда ты любишь какую-нибудь еду, кажется, что она непременно должна нравиться всем. Трудно удержаться и не дать своему любимцу вкусный кусочек.
- Собака не будет есть оладьи, - сказал папа, в теории сторонник правильного воспитания животных и детей, но на практике первый, кто всех баловал.
- Но посмотри, как он просит, - уговаривала я, уже приготовив первый кусочек, и протянула его Тобику.
Тобик стал радостно танцевать. Причем, мама видела этот танец впервые и была очень удивлена.
- Прямо номер для цирка!
Заслуженный танцем кусочек Тобик схватил и метнулся за угол. Не успели мы сделать по глотку чая, как он вернулся и уже без приказа и просьбы танцевал возле мамы, сразу сообразив, кто на практике всех воспитывает. Получив из ее рук новую порцию, умчался, но вернулся довольно быстро и продолжил свой задорный танец.
- Я тоже хочу,  - попросила сестричка и протянула Тобику ломтик от своего оладика. Собачка станцевала свой танец под ее рукой, на лету схватила угощение и снова скрылась за углом.
Мы продолжали свой завтрак, а Тобик – свой танец. Когда оладьи закончились, я помогала маме убирать со стола. Папа вышел и решил пройтись по нашему небольшому дворику.
- Все сюда! -  раздался его голос и следом за ним смех.
Мы пошли следом и за углом веранды обнаружили целую горку из кусочков оладьев.
- Он танцевал не за еду, а потому, что ему это нравится, - высказала предположение мама.
- Он хотел нас порадовать, - была уверенна я.
- Нет, он просил другую еду, - сказал папа.
- Нет, нет, если бы он хотел другое, то не стал бы возиться, а понюхав, не трогал бы эти кусочки, - настаивала я, - Тобик настоящий артист, который нужны аплодисменты! Наши угощения и были для него этими аплодисментами.
Все со мной согласились, в конце концов, я больше всех общалась с собакой и лучше знала ее характер.
- А почему рассказ назван «Топка»? – спросит внимательный читатель.
Потому, что через год у «Тобика» появились щенки.  Стало ясно, что знакомый ветеринар вместе с папой, отмечая прибавление в нашей семье за бутылочкой крепкого напитка, ошиблись с определением пола, а может быть, даже не занимались его определением, доверившись первому впечатлению.
Тут мама вспомнила свои требования и стала возмущаться, переживая, удастся ли хорошо пристроить щенков. Имя было легко изменить на женское Тобик - Топка, это не Мухтар какой-нибудь. Сложнее было найти хозяев для детей Топки. Папа заверял, что пристроит всех наилучшим образом.  Меня он подключил к этой ответственной миссии в первую очередь. Татьяне, моей подружке и соседке в одном лице, очень хотелось взять щенка, но была уверенна, что родителя не согласятся. Я уговорило ее попытаться, убедить своих родителей, в том, что им необходим хороший сторож. Топка эти обязанности выполняла в любое время суток. Причем, если это был день, то она подавала голос, только если чужой человек уже заходил во двор, а если ночью, то стоило кому-то остановиться у нашей калитки и тронуть на ней ручку, Топка грозно лаяла и прыгала, ударяя лапами в забор. После такой встречи, никому не хотелось без спроса проникать на территорию, которую охранял мой друг.
- Я хочу, чтобы моя собака была такая же лохматая, как у тебя, - ставила условие подруга.
- А какой же она еще может быть? – не допускала я вариантов, отдавая ей черненького щенка.
- Но он совсем гладкий, - уже прижимая к себе теплый комочек, упрямилась подруга.
- Ты просто забираешь его рано, знаешь, как я долго ждала, пока папа принесет мне мою собаку.
Так, одного пристроили, ура!  Когда он подрос, а шерсти на нем не стало больше, его уже так любили в новой семье, что претензий не было. Еще оказалось, что благодаря отсутствию мохнатой шерсти, этому счастливчику позволили жить в доме.
Еще двоих папа отнес сослуживцам, которым рассказывал о хорошем характере их танцующей мамы. А одному самому симпатичному было позволено остаться у нас. Это было так замечательно, что если возвращаться к явлениям природы, то можно сравнить с установлением круглогодично теплых солнечных дней с грибными дождями, веселящих любителей шлепать по лужам. Топка, мой друг, замечательная танцовщица, отважный и бдительный сторож и прекрасная мамаша, воспитывала своего малыша, передавая ему свою любовь к нам и обязанности сторожа , ну, по крайней мере «звонка», как говорил папа. Таланта к танцам сыну не досталось, но зато он охотно приносил вещи, правда, чаще уносил, но это тоже было смешно.
Моя первая собака Топка подарила мне счастливые мгновения, которым несть числа!


Рецензии
Рассказ из моего детства, только мою собаку звали Чарли.

Ностальгирую:-)

Андрей Иванченко-Соппа   30.03.2013 12:13     Заявить о нарушении
Детство без собаки может не перерасти во в зрелую жизнь.

Демидова Валентина Евгеньевна   30.03.2013 17:09   Заявить о нарушении