О кладах 2-11-5

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

О КЛАДАХ 2-11-5. НЕ НАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА. СОКРОВИЩА ЧИНГИСХАНА. ТАЙНА СМЕРТИ ЧИНГИСХАНА.


Тайна смерти Чингисхана.

Еще зимой 1226/27 года, на облавной охоте на диких лошадей он упал с коня, который, чего-то испугавшись, шарахнулся, и уже после этого случая старый хан почувствовал себя плохо. Созванный военный совет решил приостановить поход до выздоровления императора, распустив армию по домам. В качестве мотива этого решения было приведено то, что тангуты, как народ оседлый, никуда откочевать не могут, так что всегда будет возможно снова приняться за них. Но Чингис-хан с этим решением не согласился, справедливо указывая, что такой отход армии может быть приписан неприятелем слабости монголов, а это придаст ему новые силы для продолжения борьбы.
- Клянусь Вечно Синим Небом, - воскликнул он, - лучше я умру, но потребую отчета от тангутского царя!
Таким образом, война продолжалась. Между тем здоровье Чингис-хана клонилось все более к упадку. Летом 1227 г. к нему прибыли послы от цзиньского императора с просьбой о мире. Чувствуя, что ему уже не суждено лично повести свое войско против этого заклятого врага, и предвидя неизбежные трения, которые на первое время после его смерти должны были возникнуть в верховном управлении, он согласился на заключение просимого мира, решив в своих мыслях, что это будет лишь временное перемирие, до восстановления в государстве нормального порядка. (http://persona.rin.ru/view/f/0/36701/chingis-han).

В то же время неутомимый ум его работал в направлении изыскания наилучших путей для нанесения в будущем смертельного удара врагу, которому он только что даровал мир. Находясь уже на смертном одре, он дает следующее наставление своим сыновьям и воеводам: "Лучшие цзиньские войска находятся у Тункуана (крепость на Желтой реке, со всех сторон прикрытая труднодоступной местностью). Там трудно будет уничтожить их посредством внезапного нападения. Если просить у государства Сун о свободном проходе наших войск (через его территорию), то ввиду постоянно враждебных отношений между государствами Сун и Цзинь на это, наверное, последует согласие. В таком случае мы должны армию послать через Танг и Тенг (в Южной Хэнани), а оттуда ломить прямо на Та-лиан (иначе Бянь-лянь, южная столица Цзиньской империи). Государь Цзиня тогда будет принужден поспешно подтянуть войска из Тункуана. Когда они в числе нескольких десятков тысяч прибудут на выручку, люди и лошади после марша в 1000 ли (ли - 1/2 версты) будут настолько истощены, что не будут боеспособны. Тогда можно будет истребить их наверняка".
Тут же умирающий, в предвидении еще более далеких событий, дал окружающим ясные директивы о способах ведения войны со следующим противником - Сунской державой. "Не забывайте никогда, - прибавил он по этому поводу, - что душой всякого дела является то, чтобы оно было доведено до конца". (http://persona.rin.ru/view/f/0/36701/chingis-han).

В это время осажденная тангутская столица была доведена до крайности; укрывавшийся в ней глава государства предложил  Чингис-хану сдать город, обещав по прошествии месяца лично явиться для изъявления покорности. Чингис-хан сделал вид, что принимает условия, и для усыпления бдительности врага назвал его своим сыном. Однако в то же время, чувствуя приближение конца, он запретил известие о его смерти предавать огласке до окончательной расправы с тангутским царем. Когда же последний явится, то его захватить и со всей свитой умертвить.
Вскоре после этих последних распоряжений грозный повелитель испустил дух 72 лет от роду. (http://persona.rin.ru/view/f/0/36701/chingis-han).

Перед самой смертью, последовавшей в 1227 г. в полнолуние месяца "Свиньи" года "Свиньи", он в последний раз призвал к своему ложу сыновей Угэдэя и Тулуя, а также внука Есунке-Ака, сына недавно умершего Джучи и изъявил им свою последнюю волю в следующих словах: "О дети! Знайте вопреки ожиданию, что приблизилось время последнего похода и перехода моего силою Господнею и помощью Небесною. Я завоевал и покончил (укрепил) для вас, деток, царство такой пространной ширины, что из центра его в каждую сторону будет один год пути. Теперь мое завещание таково: вы для поражения врагов и возвеличения друзей будьте одного мнения и одного лица, дабы жить приятно и легко и наслаждаться царством. Угэдэй-хана поставьте наследником. Вы не должны изменять моей Ясы после моей смерти, чтобы не было смуты в царстве". (http://persona.rin.ru/view/f/0/36701/chingis-han).

Выбор ханом наследником своим третьего сына, Угэдэя, объясняется фамильным решением, бывшим перед отправлением в этот поход, по предложению ханской наложницы Есуй, которая сказала хану: "Царь, ты идешь за горы и реки, в далекие страны на битвы? Если случится тебе оставить по себе непроизносимое имя, то которому из четырех сыновей своих повелишь быть господином? Объяви о том наперед всем".
Тогда старшего сына, Джучи, отвел от права на престол второй сын, Чагатай, намекая на его сомнительное происхождение (мать их Бортэ родила его после пленения меркитами); Чагатая же отвел от права быть наследником престола Джучи, говоря, что у него, кроме крутого нрава, нет талантов.
Тогда Чагатай предложил назначить наследником Угэдэя, говоря, что он спокоен, рассудителен и всеми ими уважаем; Чингис-хан и весь совет фамильный одобрили его кандидатуру, с тем, однако, чтобы после Угэдэя наследником был бы вновь избран достойный из дома Чингисова, так как Угэдэй сам сказал на совете, что сомневается в достоинствах на престол своих сыновей. Этим решением фамильного совета были санкционированы выборы хана со всеми последствиями, приведшими к распаду империи. Это решение было перед походом на Хорезм, и Чингис-хан его подтвердил, сказав: "Слова мои неизменны, не позволю нарушать их". (http://persona.rin.ru/view/f/0/36701/chingis-han).

Мы видим, как это решение исполнилось наследниками Чингис-хана. В грамоте Хубилая на утверждение его сына наследником престола сказано: "Чингис-хан оставил наставление, чтобы заблаговременно избирать и утверждать наследника из законных наследников того, который достоин наследовать и которому можно вверить управление". Эти наставления Чингис-хана хранились в Золотом ящике в железной комнате (дворцовый архив). (http://persona.rin.ru/view/f/0/36701/chingis-han).

Относительно причин смерти Чингис-хана кроме официальной версии о падении с коня во время охоты на диких лошадей существует несколько других, но все они сходятся на дате его смерти, на 1227 г., и в том, что он умер не своей смертью. Так, у Марко Поло Чингис-хан умирает от раны в колено стрелой. У Плано Карпини - от удара молнии. (http://persona.rin.ru/view/f/0/36701/chingis-han).

Умер Чингисхан на территории тангутского государства Си-Ся во время начатого им в 1226 г. похода в эту страну. Точная дата смерти известна, ибо в то время его уже сопровождали официальные летописцы его деяний. Он умер 25 августа 1227 г. (А. Баринов «Политическая история. Тайны в истории Забайкалья». http:// asiapacific.narod.ru/countries/ apr/ mistery_chingishan.htm).

Чингисхан умер в 1227 г. во время похода на страну тангутов Си-Ся. Есть несколько версий его смерти. По одной из них, во время облавной охоты на диких лошадей конь полководца чего-то испугался и шарахнулся в сторону, а хан упал на землю. После этого старый император почувствовал себя плохо. Его военачальники хотели прервать поход и вернуться домой, но Чингисхан настоял на его продолжении. И даже перед самой смертью он потребовал, чтобы факт его кончины тщательно скрывался до окончательной победы над тангутами. По другим версиям, хан скончался от ранения стрелой (так писал Марко Поло) и даже от удара молнии (этой версии придерживался другой путешественник Плано Карпини). А по распространённой монгольской легенде, Чингисхан умер от раны, нанесённой тангутской ханшей, красавицей Кюр-белдишин-хатун, которая провела с Чингисханом единственную брачную ночь. Её специально подослал тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством. По этой легенде, красавица укусила хана в шею, повредив сонную артерию, и тот умер от потери крови. Как бы то ни было, все учёные сходятся во мнении, что смерть хана наступила в 1227 г. и не была естественной. (Н. Непомнящий «100 великих загадок истории»). (http://secretworlds.ru/publ/18-1-0-1447#ixzz1ohun0J2M).

Смерть Чингисхана хранит немало загадок. Официальная версия гласит, что Чингисхан умер после того, как во время охоты свалился с лошади. Неофициальные же версии утверждают, что великий хан умер либо от отравленной стрелы, попавшей ему в колено (Марко Поло), либо от удара молнии (Плано Карпини), либо от зубов красавицы Кюрбелдишин-Хатун - жены тангутского правителя, прокусившей ему сонную артерию. (Диск «Тайны и загадки»).

По распространенной монгольской легенде, …Чингис-хан… умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим се в жены по праву завоевателя после взятия столицы Тангутского царства. Покинувший свою столицу и гарем Тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством, будто уговорил свою супругу, оставшуюся там, причинить смертельную рану зубами Чингис-хану во время брачной ночи, и его коварство было столь велико, что послал совет Чингис-хану, чтобы ее предварительно обыскали "до ногтей" во избежание покушения на жизнь хана. После укуса Кюрбелдишин-хатун бросилась… в реку Хуанхэ, на берегу которой стоял своей ставкой Чингис-хан. Эта река после того монголами стала называться Хатун-мюрен, что значит "Река царицы". На этот случай намекается и в следующем надгробном причитании князя Килукена.
Существует монгольская легенда, что, когда везли в Монголию тело Чингис-ханана телеге, она однажды сильно завязла в болоте. Тогда князь Килукен из племени сунид стал причитать так:
"О чудесный лев, среди людей явившийся с голубого Неба Тэнгри, мой Богдо-хан! Или ты хочешь покинуть свой народ и остаться здесь? О мой Богдо! Твоя супруга там, на прекрасном месте своего рождения, твое прочное государственное управление, сила твоих законов, твои подданные - все там! Твои любимые жены, твой золотой шатер, твой верный народ - все там! Твоя родина, река, в которой тебя мыли, плодовитый народ Монгол, носители твоей славы, князья и вельможи: Делюн-Болдох на реке Ононе, место твоего рождения - все там! Там твои бунчуки, барабаны, кубки, трубы и свирели, твой золотой дворец, который заключает в себе все, чему только есть имя, - луга на Ононе, где ты взошел на трон Аруладов, - все там! Твоя превосходная верная супруга Бортэ, счастливая страна, великий народ; Боорчу и Мухали, два верных друга - все там! Твоя неземная супруга Хутан-хатун, ее гусли, флейты и другие музыкальные инструменты, твои две другие жены - Джису и Джису-ген - все там! Или потому, что страна эта тепла, или потому, что здесь много побежденных тангутов, или потому, что прекрасна Кюрбелдишин-хатун, ты хочешь покинуть своих монголов? И если нам уже не было суждено уберечь твою драгоценную жизнь, так мы сможем привезти твои сидящие, подобно яшме, останки на родину, показать их супруге Бортэ и удовольствовать тем желанию всего народа".(http://persona.rin. ru/view/ f/0/36701/chingis-han).

В ноябре 1225 г. после четырехлетнего перерыва Чингис-хан лично повел монгольскую армию в последний поход на Тангутское государство Си Ся. Зимой 1226 – 1227 гг. началась последняя осада столицы Си Ся – Чжунсина, гибель которой связана непосредственно со смертью Чингис-хана.
29 августа 1227 г. он покинул этот тленный мир в возрасте 72 лет. (http://100men.ru/index.php?Itemid=35&id=40&option=com_ content&t ask=view).

В 1226–1227 он снова вел войну с тангутами, но не дожил до успешного завершения этой последней в своей жизни кампании. Чингисхан умер 25 августа 1227 в летней ставке в районе Тяньшуй на реке Ци, к югу от гор Люпаньшань.(http://hrono.ru/biograf/bio_ch/ chingishan. php).

Предчувствуя смерть, на тайном совещании с сыновьями, перед последним своим походом на Тангутское государство, Чингисхан завещал: «О, дети, остающиеся после меня, знайте, что приблизилось время моего путешествия в загробный мир и кончины. Я для вас, сыновей, силою господнею и вспоможением небесным завоевал и приготовил обширное и пространное государство, от центра которого в каждую сторону один год пути. Теперь мое вам завещание следующие: будьте единого мнения и единодушны в отражении врагов и возвышении друзей, дабы вы проводили жизнь в неге и довольстве и обрели наслаждение властью! Я не хочу, чтобы моя кончина случилась дома, и я ухожу за именем и славой».
Еще он сказал: «После нас члены нашего уруга, оденутся в затканные золотом одежды и будут вкушать вкусные и жирные яства, будут садиться на красивых коней и обнимать прекрасноликих жен, но они не скажут: «Все это собрали наши отцы и старшие братья, а забудут и нас и этот великий день». (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal.irkutsk.ru/index. php?rubr=15&doc= 71).

Чингисхан умер в 1127 г. во время похода на Тангутское государство. Перед смертью он пожелал, чтобы царя тангутов казнили сразу после взятия города, а сам город разрушили бы до основания. (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal. irkutsk.ru/index. php?rubr=15&doc=71).

В разных источниках приводятся различные версии его смерти: от раны стрелой в бою, от продолжительной болезни, после падения с лошади; от удара молнии, от руки плененной тангутской ханши в первую брачную ночь…
По официальной версии «Сокровенного сказания» по пути на Тангутское государство он упал с коня и сильно расшибся во время охоты на диких лошадей-куланов и заболел: «Порешив идти на тангутов по окончанию зимнего периода того же года, Чингисхан провел новый переучет войска и осенью года Собаки (1226 г.) выступил в поход на тангутов. Из ханш за государем последовала Есуй-хатун. По пути во время облавы на Арбухайских диких лошадей-куланов, которые водятся там во множестве, Чингисхан сидел верхом на коричнево-сером коне. При налете куланов его коричнево-серый поднялся на дабы, причем государь упал и сильно расшибся. Поэтому сделали остановку в урочище Цоорхат. Прошла ночь, а наутро Есуй-хатун сказала царевичам и нойонам: «У государя ночью был сильный жар. Надо обсудить положение». (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal.irkutsk.ru/ index. php?rubr=15&doc=71).

В «Сокровенном сказании» говорится, что «Чингисхан, после окончательного разгрома тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи» (1227 г.) Из Тангутской добычи он особенно щедро наградил Есуй-хатун при самом отшествии своем». (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal.irkutsk.ru/index. php?rubr=15&doc=71).

Существует несколько версий смерти Чингисхана. По одной из них, полководец упал с коня во время облавной охоты на диких лошадей. По другим версиям, хан скончался от ранения стрелой (так считал Марко Поло) и даже от удара молнии (этой версии придерживался Плано Карпини). А по распространенной монгольской легенде, Чингисхан умер от раны, нанесенной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишь-хатун, которая провела с Чингисханом единственную брачную ночь. Ее специально подослал тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством. (http://aurora.mybb2.ru/viewtopic.php?t=45).

В «Сборнике летописей» Ращид ад-Дина о смерти Чингисхана сообщается: «Чингисхан умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни. Еще прежде, во время завещания сыновьям и отправки их назад, он заповедовал, что когда с ним случится это событие, они скрыли бы его, не рыдали и не плакали, дабы его кончина не обнаружилась, и чтобы эмиры и войска там выжидали, пока государь и жители Тангута не выйдут из стен города в назначенный срок, тогда всех перебили бы и не допустили, чтобы слух о его смерти быстро дошел до областей, пока улус не соберется вместе. Согласно его завещанию смерть скрыли». (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal. irkutsk.ru/index. php?rubr=15&doc=71).

Марко Поло сообщает, что Чингисхан получил смертельную рану в колено при осаде крепости Канги… (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal.irkutsk.ru/index. php?rubr= 15&doc=71).

У Марко Поло Чингисхан героически умирает в бою от раны в колено стрелой, у Джувейни и в летописи Алтан Тобчи – «от неисцелимого недуга, причиной которого был нездоровый климат», от лихорадки, которой он заразился в тангутском городе; в «Сокровенном сказании» говорится о падении с лошади зимой, что способствовало ускорению его конца, у Плано Карпини – от удара молнии, в татарской летописи Абулгази – он был заколот острыми ножницами во сне молодой тангутской ханшей во время их первой брачной ночи. (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal. irkutsk.ru/index. php?rubr=15&doc=71).

По другой малораспространенной легенде он умер от раны, причиненной тангутской ханшей, которая во время брачной ночи нанесла смертельную рану Чингисхану зубами, после чего бросилась в реку Хуан-хэ. Эта река стала называться монголами Хатун-мурэн, что означает «Река царицы».
В пересказе Э. Хара-Давана эта легенда звучит так: «По распространенной монгольской легенде…, Чингисхан… умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия Тангутского царства. Покинувший свою столицу и гарем, тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством, …уговорил свою супругу, оставшуюся там, причинить смертельную рану зубами Чингисхану во время брачной ночи, и его коварство было столь велико, что он послал совет Чингисхану, чтобы ее предварительно обыскали «до ногтей» во избежание покушения на жизнь хана. После укуса, Кюрбелдишин-хатун бросилась… в реку Хуанхэ, на берегу которой стоял своей ставкой Чингисхан. Эта река после того монголами стала называться Хатун-мюрен, что значит «река царицы». (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal.irkutsk.ru/ index. php?rubr=15&doc=71).

Аналогичную версию легенды рассказывает Н. Карамзин в «Истории государства Российского» (1811 г.): «Карпини пишет, что Чингисхан убит громом, а сибирские мунгалы рассказывают, что он, силой отняв у тангутского хана молодую жену, был ночью зарезан ею, и что она, боясь казни, утопилась в реке, названной потому Хатун-Гол». (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal. irkutsk.ru/index. php?rubr=15&doc=71).

Это свидетельство Н. Карамзин, вероятно, заимствовал из классического труда «История Сибири», написанной немецким историком, академиком Г. Миллером в 1761 г.: «Известно, как рассказывает Абулгази о смерти Чингиса: по его словам, она последовала на обратном пути из Тангута, после того, как он победил им же самим поставленного, но восставшего против него правителя по имени Шидурку. Монгольские же летописи сообщают об этом совсем другие сведения. Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал. Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами. Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью. В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-гол, то есть Женская река». (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http:// baikal.irkutsk.ru/index. php?rubr=15&doc=71).

Г. Миллер источником этих сведений называет татарскую рукописную летопись хана Абулгази и «Золотую летопись». Сведения о том, что Чингисхан был заколот острыми ножницами, приводятся только в летописи Абулгази, в «Золотой летописи» этой детали нет, хотя весь остальной сюжет совпадает. (С.Волков «Тайна смерти Чингисхана».http://baikal.irkutsk.ru/ index. php?rubr= 15&doc= 71).

В монгольском сочинении «Шастра Орунга» написано: «Чингисхан в лето года гэ-коровы на шестьдесят шестом году своей жизни в городе Турмэкэй одновременно со своей женой Гоа Хулан, переменив тело, показал вечность». (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal.irkutsk.ru/index. php?rubr=15&doc=71).

Все перечисленные версии об одном и том же памятном для монголов событии сильно отличаются друг от друга. Версия монгольского сочинения «Шастра Орунга» противоречит «Сокровенному сказанию», в котором говорится, что в последние дни Чингисхан был болен, и рядом с ним находилась его преданная ханша Есуй-хатун. Таким образом, сегодня существует пять различных версий смерти Чингисхана, каждая из которых имеет авторитетное историческое обоснование в источниках. (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal.irkutsk.ru/index. php?rubr=15&doc=71).

Марко Поло писал: "Поцарствовал он, скажу вам, еще шесть лет от той битвы и много крепостей и стран покорил; а по исходе шести лет, пошел на крепость Канги и попала ему тут стрела в коленку; от той раны он и умер". Тоже, мягко говоря, далеко не полная информация.
А потому вернемся к Мишелю Хоангу, очертившему круг возможных источников. "Средневековые восточные источники также неполны и необъективны, поскольку их авторы Рашидаддин, Ибн аль-Асир, Джувейни, Нессави сами пережили набеги кочевников, но они дают драгоценный исторический и этнографический материал. Добавим, что история монголов ХIII века рассказана почти исключительно иностранцами: китайцами, персами, арабами, армянами, грузинами, русскими и западноевропейцами".  (http://kulturamira.at.ua/ publ/perevody_ pesen/tajna_mogily_chingiskhana/5-1-0-109).

Французский историк Д, Оссон в своей "Истории монголов", что была на русском языке издана в 1937 г. в Иркутске, рассказал о том, что монголы вторглись в Си-Ся. Разбили тангутские войска и осадили столицу Тангутского государства Нин Ся. Ли Сянь, тангутский царь, сначала оказал сильное сопротивление и этим вызвал со стороны Чингисхана бешеную злобу, которую тот, однако, на время затаил. Через некоторое время Ли Сянь, сознавая безнадежность своего положения, начал переговоры о сдаче. Чингисхан притворно выразил свое согласие и даже дал клятву сохранить Ли Сяню жизнь и смотреть на него, как на своего сына. Но это было только очередное коварство свирепого старика. В это время Чингисхан был болен и уже чувствовал приближение смерти. И вот, тайно призвав своих военачальников, он приказал им в случае его смерти скрыть это и когда тангутский король в условленное время выйдет из своей столицы, убить его и вырезать все население, не щадя ни старых, ни малых. Этот приказ был в точности выполнен. После 8-дневной болезни Чингисхан умер. А на следующий день Ли Сянь был убит, а население его столицы поголовно истреблено. (http://kulturamira.at.ua/publ/perevody_ pesen/tajna_mogily_chingiskhana/5-1-0-109).

Исследователь истории В. Коновалов обращает внимание на сходные, сюжетные детали в рассказе о гибели Аттилы и заявляет, что миф о Чингисхане, возможно, переписан с другого персонажа. В частности Аттила умирает, точно так же от раны, нанесенной в первую брачную ночь принцессой, отомстившей таким образом за истребление своего бургундского народа. (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal.irkutsk.ru/index.php?rubr= 15&doc= 71).

Просто поразительны совпадения в биографии Атиллы и Чингисхана. Сравните сами – у них обоих спорная дата рождения, но точно известна дата смерти. Оба по свидетельствам историков происходят из одного и того же рода хонов (гуннов), об этом говорится в летописях Бахши Имана. Оба будущих полководца теряют отца в примерно одинаковом 10-летнем возрасте и затем оба воспитываются дядей. Чингисхан потерял отца в 13 лет. Атилла, как и Чингисхан убивает сводного брата. Оба приходят к власти приблизительно в одинаковом 40-летнем возрасте. Атилла в 41 год становится предводителем гуннского союза племен. Чингисхан в 41 год становится предводителем монголов и в 45 лет провозглашается Великим ханом. Огромная империя Атиллы простиралась от Южной Германии до Волги и Урала и от Балтийского моря до Кавказа. Империя Чингисхана – от Монголии до Европы. Оба в завоеванных странах получают одинаковые прозвища – «Бич Божий». Смерть Атиллы, фантастически совпадает в деталях с описанием смерти Чингисхана. Атилла умирает от раны, полученной в первую брачную ночь от рук принцессы, взятой им в жены по праву завоевателя, после захвата города. Одинаково описаны похороны – гроб с телом хоронят в русле отведенной реки. Смерть у обоих происходит примерно в сопоставимом 60-летнем возрасте. У Чингисхана на 66 году жизни (1162–1227). У Атиллы примерно на 62 году жизни (дата рождения неизвестна – 453 г). В преданиях говорится, что Атилла умер после первой брачной ночи с бургундской принцессой Ильдико от причиненной ей раны, после чего она бросилась в реку. Чингисхан, по одной из самых распространенных версий, умирает точно так же – после первой брачной ночи с тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-Хатун от причиненной ей раны, после чего она бросилась в реку. (С. Волков «Тайна смерти Чингисхана». http://baikal.irkutsk.ru/index. php?rubr=15&doc=71).

Чингисхан (около 1155-1227) - основатель и Великий хан Монгольской империи, организатор завоевательных походов против народов Азии и Восточной Европы. С дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание, которого не могли поколебать ни неудачи, ни оскорбления, ни обманутые надежды. Щедростью и приветливостью он обладал в достаточной степени, чтобы сохранить привязанность своих сподвижников.
Чингисхан проявил себя не только великим завоевателем, но и блестящим политиком и администратором. Империя Чингисхана оказалась самой долговечной среди аналогичных образований. (http://www.kalitva.ru/133290-chingisxan-biografiya.html).

Умер он в походной обстановке, так же просто, как и прожил всю жизнь. Глава обширнейшего из государств мира, занимавшего 4/5 Старого Света, властелин около 500 миллионов душ, а, следовательно, по понятиям своего века, обладатель несметных богатств, он до конца дней своих чуждался роскоши и излишеств. После покорения Средней Азии офицеры его армии обзавелись превосходными турецкими кольчугами и стали носить ценные дамасские клинки. Но Чингис-хан, несмотря на то, что был страстным любителем оружия, принципиально не последовал их примеру и вообще остался чужд влиянию мусульманской роскоши. Он продолжал носить одежду кочевника и держаться степных обычаев, завещав своим наследникам и всему монгольскому народу не изменять этим обычаям во избежание растлевающего влияния на нравы культур китайской и мусульманской.
Подполковник Рэнк приводит следующие отзывы, резюмирующие справедливые суждения о Чингис-хане, некоторых из его современников, в противоположность господствовавшим тогда и сохранившимся до наших времен превратным взглядам на него как на кровожадное чудовище:
"Он умер, к великому сожалению, так как был честным и мудрым человеком", - говорит о нем Марко Поло.
"Он установил мир", - высказывается Жуанвиль, французский историк XIII века.
"Последнее суждение, - замечает приведший эти отзывы автор, - представляется парадоксальным, когда подумаешь о непрестанных войнах, которые вел Непреклонный император, но, по существу, оно точно и глубоко верно... В этом смысле он действительно установил мир во вселенной; мир, продолжавшийся около двух веков, ценою войн, которые в общей сложности не продолжались и двух десятилетий. Чингис-хан искал союза с христианством. Если бы этот союз осуществился, то не подлежит сомнению, что ислам, взятый в клещи (крестоносцами и монголами)... был бы раздавлен... Экономические, социальные и политические связи между Западным миром и Дальним Востоком не терпели бы постоянных перерывов от враждебного Европе мировоззрения. Все цивилизации Старого Света достигли бы взаимного понимания и проникновения. Христианство не сумело этого понять... Этот Завоеватель Мира был прежде всего его непреклонным возродителем. Железом и огнем он открывал древние мировые пути для шествия будущей цивилизации. В этом смысле Проклятый имеет право на место в Человечестве". (http://persona.rin. ru/view/ f/0/36701/chingis-han).

"Разрушитель" разрушил и преграды темных веков, - говорит о Чингис-хане другой европейский писатель. - Он открыл человечеству новые пути. Европа пришла в соприкосновение с культурой Китая. При дворе его сына армянские князья и персидские вельможи общались с русскими великими князьями. Открытие путей сопровождалось обменом идей. У европейцев явилась прочная любознательность в отношении далекой Азии. Марко Поло отправляется туда вслед за Рубруком. Два столетия спустя отплыл на открытие морского пути в Индию Васко да Гама. В сущности, и Колумб отправился в путь на поиски не Америки, а земли "Великого Могола". (http://persona.rin.ru/view/f/0/36701/chingis-han).

Однако, по мнению этого же писателя, Европа, т.е. то же "христианство", не поняла Чингис-хана. Так как он вел свои войны не за религию, как Магомет, и не в видах личного или государственного возвышения, как Александр Македонский и Наполеон, то европейцы были поставлены этим в тупик. Объяснение этой тайны лежит в простоте монгольского характера. В противоположность Наполеону он ни в малейшей степени не был фаталистом; равным образом ему не приходило в голову присваивать себе, подобно Александру Македонскому, атрибуты бога. (http://persona.rin.ru/view/f/0/36701/chingis-han).

Идеалом Чингис-хана было создание Единого Царства Человечества, так как только тогда, как он справедливо думал, прекратятся взаимные войны и создадутся условия для мирного процветания человечества, как в области духовной, так и материальной культуры. Жизнь одного человека оказалась слишком короткой для осуществления этой грандиозной задачи, но Чингис-хан и его наследники едва не достигли этой задачи, когда имели 4/5 мира в своем государстве - Монголосфере… (http://persona.rin.ru/view/f/0/36701/chingis-han).

"Жизнь Чингисхана послужила основой для двух монгольских хроник, из которых до нас дошли две редакции, видимо, составленные вскоре после смерти великого хана, - писал исследователь, автор книги "Чингисхан" (переведена с французского языка и издана в Ростове-на-Дону в 1997 году) Мишель Хоанг. 
Первая хроника, Altan Debter ("Книга золотой династии"), воспроизводит историю потомков Чингисхана. Оригинал потерян, но существует китайский список 1263 года, Chengwu xin zhenglu ("Отчет о военных походах Святого Императора-воина"), и второй, персидский, 1303 года Djami at-Tawarikh ("Сборник летописей"), переписанный с подлинника Рашидаддином, который сам отметил, что оригинал фрагментарен.(http://kulturamira.at.ua/ ubl/ perevody_ pesen/tajna_mogily_chingiskhana/5-1-0-109).

Вторая хроника, Mongol-un Ni,uca Tobci,an ("Сокровенное сказание о монголах"), представляет собой мифологическую генеалогию Чингисхана, эпическое повествование об его царствовании и частично о царствовании Угедея, его сына и преемника. Она также была потеряна и неизвестно, на каком языке была написана (уйгурско-монгольском вертикальном, китайско-монгольском или каком-нибудь другом)". (http://kulturamira.at. ua/publ/ perevody_pesen/tajna_mogily_chingiskhana/5-1-0-109).

Вот, что говорится в "Сокровенном сказании монголов" (в переводе С. Козина) о смерти Чингисхана: "Дважды ополчась на Тангутский народ за нарушение данного слова, Чингисхан, после окончательного разгрома Тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи (1227)". (http://kulturamira.at.ua/publ/perevody_ pesen/tajna_mogily_chingiskhana/5-1-0-109).

Имеются и другие источники. Вот что по этому поводу писал Мишель Хоанг: "О самом Чингисхане существуют еще другие тексты, монгольские, китайские или персидские, созданные значительно позднее описываемых событий и восходящие к более ранним текстам: "Драгоценная история" (Yuan Shi) или "Хроника Санана Сечжена"… Сохранились также рассказы многих средневековых путешественников - Виллена де Рубрука, Плано Карпини, Ордирика де Порденоне, Марко Поло, которые оставили нам живописные зарисовки повседневной жизни монголов, а также записки даосского монаха Чан Чуня и нескольких китайских послов, свидетельства которых часто субъективны". (http://kulturamira.at.ua/ publ/perevody _pesen/tajna_mogily_chingiskhana/5-1-0-109).

У Чингисхана было много жен и наложниц, но четырех самых известных его сыновей родила Борте. Это Джучи (Чжочи), наследник которого Бату (Батый) создал Золотую Орду; Джагатай (Чагатай), давший имя династии, господствовавшей в ряде центральноазиатских областей; Огадай (Угэдэй), назначенный Чингисханом преемником; Толуй (Тулуй) – отец Мункэ, правившего объединенной монгольской империей с 1251 по 1259. Последнего сменил Хубилай, великий хан в 1260–1294, который завершил завоевание Китая и основал династию Юань. Еще один из потомков, хан Хулагу, положил начало династии ильханов в Персии.(http://hrono.ru/biograf/bio_ch/ chingishan.php).

Введенный Чингисханом свод законов Яса, или Великая Яса, имел в своей основе монгольское обычное право; надежное орудие его побед – чрезвычайно эффективно действовавшая туземная армия, которая развивалась и оттачивала мастерство в местных межплеменных схватках еще до того, как была обращена против стран Азии и Восточной Европы.(http://hrono.ru/biograf/bio_ch/ chingishan.php).

Чингисхан остался в истории как военный гений. Сын Чингисхана унаследовал империю, простиравшуюся от Киева до Кореи, внуки основали династии в Китае, Персии, Восточной Европе, а его потомки много столетий царствовали в Центральной Азии. (http://hrono.ru/biograf/bio_ch/chingishan.php).

Мы имеем довольно подробные сведения как о наружности Чингиза (высокий рост, крепкое телосложение, широкий лоб, длинная борода), так и о чертах его характера. С дарованиями полководца он соединял организаторские способности, непреклонную волю и самообладание, которого не могли поколебать ни неудачи, ни оскорбления, ни обманутые надежды. Щедростью и приветливостью он обладал в достаточной степени, чтобы сохранить привязанность своих сподвижников. Не отказывая себе в радостях жизни, он, в противоположность большинству своих потомков, оставался чужд излишеств, несовместимых с деятельностью правителя и полководца, и дожил до преклонных лет, сохранив в полной силе свои умственные способности.(http://hrono.ru/biograf/bio_ch/ chingishan.php).

Происходя из народа, стоявшего в то время на самой низкой степени культуры, Чингиз был лишен всякого образования, не имел времени усвоить те знания, которым велел обучать своих сыновей, и до конца жизни не знал другого языка, кроме монгольского. Естественно, что круг идей его был очень ограничен; по-видимому, он чувствовал себя только атаманом, который ведет своих воинов к победам, доставляет им богатство и славу и за это имеет право на лучшую часть добычи. В приписанных ему изречениях нет признаков понимания идеи о благе целого народа; еще меньше можно предполагать в нем широкие государственные стремления. (http://hrono.ru/biograf/bio_ch/chingishan.php).

Нет основания полагать, что он с самого начала задавался обширными завоевательными планами; все его войны вызывались событиями. Смуты, среди которых выдвинулся Чингиз, не могли окончиться иначе, как объединением Монголии, которое всегда влекло за собой нападение кочевников на Китай; походы на запад были вызваны преследованием бежавших врагов, необходимостью получать с запада товары, которых не мог больше давать опустошенный Китай и непредвиденным событием в Отраре. (http://hrono.ru/biograf/bio_ch/chingishan.php).

Идея всемирного владычества появляется у монголов только при преемниках Чингиза. Основные начала, устройства империи были заимствованы из сферы кочевого быта; понятие родовой собственности было перенесено из области частноправовых отношений в область государственного права; империя считалась собственностью всего ханского рода; еще при жизни Чингиза его сыновьям были назначены уделы. Благодаря созданию гвардии, Чингиз имел в своем распоряжении достаточное число испытанных людей, которым мог без опасений поручать военное начальство в отдаленных областях; при устройстве гражданского управления он должен был пользоваться услугами покоренных народов. По-видимому, он хотел освободить от этого своих преемников; таким желанием естественнее всего объяснить принятую им меру обучения монгольских юношей уйгурской письменности. Более широких цивилизаторских стремлений у Чингиза не было; по его мысли, монголы, ради сохранения своего военного преобладания, должны были по-прежнему вести кочевую жизнь, не жить ни в городах, ни в селах, но пользоваться трудами рук покоренных земледельцев и ремесленников и только для этой цели охранять их. (http://hrono.ru/biograf/bio_ch/chingishan.php).

Несмотря на все это, деятельность Чингиза имела более прочные результаты, чем деятельность других мировых завоевателей (Александра Македонского, Тимура, Наполеона). Границы империи после Чингиза не только не сократились, но значительно расширились, и по обширности монгольская империя превзошла все когда-либо существовавшие государства. Единство империи сохранялось 40 лет после смерти Чингиза; господство его потомков в государствах, образовавшихся после распадения империи, продолжалось еще около ста лет.(http://hrono.ru/biograf/bio_ch/ chingishan.php).

В Средней Азии и Персии до конца XIX века сохранились многие должности и учреждения, введенные в этих странах монголами. Успех деятельности Чингиза объясняется только его гениальными природными дарованиями; у него не было ни предшественников, которые бы подготовили для него почву, ни сподвижников, которые бы могли оказывать на него влияние, ни достойных преемников. Как монгольские военачальники, так и находившиеся на монгольской службе представители культурных наций были только орудием в руках Чингиза. (http://hrono.ru/biograf/bio_ch/chingishan.php).

Ни один из его сыновей и внуков не наследовал его дарований; лучшие из них могли только продолжать в том же духе деятельность основателя империи, но не могли думать о переустройстве государства на новых началах, сообразно требованиям времени; для них, как для их подданных, заветы Чингиза были непререкаемым авторитетом. В глазах современников и потомства Чингиз был единственным создателем и устроителем монгольской империи. (http://hrono.ru/biograf/bio_ch/chingishan.php).

Обсуждения в Интернете.
(http://aurora.mybb2.ru/viewtopic.php?t=45).

Существует несколько версий смерти Чингисхана. По одной из них, полководец упал с коня во время облавной охоты на диких лошадей. По другим версиям, хан скончался от ранения стрелой (так считал Марко Поло) и даже от удара молнии (этой версии придерживался Плано Карпини). А по распространенной монгольской легенде, Чингисхан умер от раны, нанесенной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишь-хатун, которая провела с Чингисханом единственную брачную ночь. Ее специально подослал тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством...

Я думаю, что мы никогда не узнаем как это было. Я не большой знаток монгольских верований, но полагаю, что тайна гибели была запрограммирована именно религиозными соображениями: те еще темнилы были.
Насчет коварной красавицы и хитрого тангута улыбнуло. Можно подумать, что Темуджин был доверчивым простачком и пускал в свою постель девок в полной боевой экипировке.

Может и не простачок, но мало разве случаев в истории, когда женщины убивали своих врагов? Тот же Атилла.

В колыбели - младенец, покойник - в гробу:
Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
Господин не откроет секрета рабу.

Так это вроде тоже не более, чем легенда.

Можно подумать, что Темуджин был доверчивым простачком и пускал в свою постель девок в полной боевой экипировке.

Разве не могла она спрятать под одеждой нож?

Прекрасная красавица могла это сделать шпилькой...

По "Алтан тобчи" Лубсан Данзана (XVII в.) "в городе Домэгэй у него случился сильный жар".

По "Алтан тобчи" Анонима "поблизости от города Турмэгэй-балгасун он заболел. Начался сильный жар".

По "Юань чао би ши" (XIII в.) "после окончательного разгрома тангутов возвратился и восшел на небеса в год свиньи (1227)".

По "Джами ат-Таварих" Рашид ад-Дина Хамадани (XIV в.) "он умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни".

По "Юань ши" (XIV в.) "Чингисхан остановился в уезде Циншуй при реке Сицзян. Осенью, в седьмой месяц, в день жэньу, он почувствовал себя нездоровым. В день сычоу (в восьмой день после начала болезни) преставился при реке Салигол в походном дворце Харату".

В "Шара туджи" (XVII в.) сказано:
В некоторых источниках сказано: в год собаки Чингис-хаган отправился в поход на тангутский народ. Отправился, взял с собой из ханш Исуй-хатун. Когда по дороге в Айбах, во время охоты на разных зверей, упал, то в теле сделался жар. Чингис-хаган ночью совсем не спал (букв. перевод “не воспринял сна”.) Исуй-хатун назавтра сыновьям и ноянам сказала: “У хагана сделался жар, совсем не спал, надо переговорить о походе”. Сыновья и нояны, переговорив между собой, решили прервать [поход]. Чингис-хаган сказал: “Тангуты скажут — обратно повернул из-за страха перед нами. Пошлите послов”. [И посла] отправили. Послу Шидаргу-хаган слово молвил: “Когда велели присоединиться к походу на туркестанцев, то я не говорил неучтивых слов, Эшэ Гомбо сказал”. Эшэ Гомбо слово молвил: “Я сказал, Вы, монголы, высокомерны. Имеются у меня в кочевьях Алаши верблюды вьючные, юрты решетчатые. Ко мне соблаговолите прийти, в Алаши будем биться”. Такой ответ отправил [с послом]. Чингис-хаган от болезни еще не исцелился, но не стерпев тех слов, отправился в поход, во время которого, увидав хошун Мона, соизволил молвить:
“В мирной державе — удобное кочевье,
В разоренной державе — убежище.
Преследуемый изюбрь ищет защиты!”
В восхищенье повеление сделал. Дойдя до Эшэ Гомбо, дал сражение. Того Эшэ Гомбо как пепел развеял. “Вы, все мои воины, каждый, что ни добудет, то и возьмите себе”, — сказал. Богурджи и Мухули повеление сделал: “Вам двоим прежде ничего из добычи не дал. Возьмите себе по желанию многое из того, что увидите у этих тангутов. Людей Джуйи из китайского народа вы оба себе возьмите”. Чингис-хаган, перезимовав в Снежной [горе], велел Толон Черби убить тангутского Шидаргу-хагана. Когда убивали, то Шидаргу-хаган слово вымолвил: “Если меня убьете, то Чингис-хагану — телу твоему будет худо, если не убьете, то последующим потомкам твоим будет худо”, — сказал, умирая. “Пусть хорошо будет моим потомкам — [мне] хагану вреда нет”, — с такими словами велел убить. Чингис-хаган повеление сделал. 

Шидаргу-хаган слово молвил: “Если убьешь, самому телу будет плохо. Если не убьешь, то потомству твоему потом будет плохо”. В то время когда убивали, Эдзэн сказал: “Телу моему вреда не будет, пусть будет хорошо последующему потомству моему”. Шидаргу-хаган сказал: “Гурбэлджин Гоа-хатун мою взяв, обыщи, начиная с черных ногтей”. Эдзэн Гурбэлджин Гоа взял в жены. Гурбэлджин Гоа-хатун отправилась купаться на реку Хара Мурэн. У отца [ее] по имени Сашин Джангин, фамилии Уу из китайского города Иргай, имелась домашняя почтовая птица. Написала письмо: “Я в этой реке Хара Мурэн утоплюсь. Труп мой вниз по течению не ищите, вверх ищите”. Отправила, на шею птицы привязав. Гурбэлджин Гоа-хатун к потаенному месту своему прижав щипцы, тайному месту Эдзэна вред причинила. Убежав, в Хара Мурэн прыгнув, утопилась. Хара Мурэн после смерти хатун стала называться Хатун гол. Отец искал труп ее вверх по течению, не нашел. Один войлочный чулок нашел. Китайские люди, каждый по одной лопате, земли насыпали. Стал холм, называющийся Тэмур олхо.

В некоторых историях также [рассказывается]: Чингис-хаган повеление сделал: “Оттого что прежде упал, сильная болезнь сделалась в моем изувеченном теле. Когда соединял и собирал воедино великий народ, [то] растягивался до того, что ремни у стремян вытягивались, железные стремена расходились, но таких страданий не видывал. Когда собирал обширные многие народы, ездя верхом на своей неплодной белой кобылице, положивши свою ишегенью доху, то таких страданий не видывал”.

Повеление сделал: “Эти все сайды мои, умрите!” — сказал. Сунитский Хилугэтэй Багатур слово молвил:

“Станет низкой, ставшая яшмой, держава твоя,
Овдовеет твоя милостивая Бортугэлджин хатун.
Смутясь, останутся одни твои младшие братья Хасар и Бэлгэтэй.
С поспешностью собранный, твой народ рассеется,
Ставшая высокой, держава твоя станет низкой.
Умрет Бортугэлджин-хатун твоя, в малолетстве тебе повстречавшаяся, Осиротеют твои Угэдэй и Тулуй.
Прежде соединенный, народ твой станет чужим,
Станет кочевать в сторону Хангай-хана.
Когда, рыдая и плача, придут твои ханши и дети,
Не угодно ль тебе будет им наставление сделать?
Супруге, одной оставляемой — Бортугэлджин-хатун,
Сиротам, тобой оставляемым, — Угэдэю с Тулуем,
Не угодно ль тебе будет путь указать [через] горный проход и воду в степи? Если взглянуть, то слова твои истинны. Не умирай, живи, поучая!” — так сказал.

Чингис-хаган повеленье сделал:

“У яшмы-камня кожи нет,
На стали-железе пятен нет,
И в жалком теле, в котором родился, вечности нет!
Поступайте твердо.
Тверда душа человека, держащего свое правдивое слово.
Сдерживайте малые желания.
Соглашайтесь со многими,
Поистине, крепко ли бренное тело?
Поищите в наследники самого лучшего!
У Хубилая ребенка слова особенные,
Согласно словам его поступайте!”
— так говоря, повеление сделал. Скончался в тангутском городе Турмэгэй Балгасун на 66-м году жизни в год огня-свиньи в шестнадцатый день последнего весеннего месяца.

Так что все источники предельно единодушны - хан умер после окончания похода на тангутов от болезни, сопровождавшейся сильным жаром. Болезнь приключилась, возможно, в результате падения с коня. Возраст Чингисхана на момент смерти оценивается по разным источникам от 66 до 73 лет.

А Чингис-хан вообще чем-нибудь болел?
Интересно, какие заболевания монголы выделяли... хотя бы по симптомам ?

К сожалению, говорить о медицинской карте Чингисхана сложно за неимением оной.

Ранения у него были. Это фиксировано. А болезни?

Медицина у монголов была достаточно развитой и испытала сильно влияние тибетской и китайской школ. У лам была монастырская должность эмчи - врача. В монастырях перепечатывались и переписывались своды тибетского медицинского канона.

Ранен он был стрелой, по-видимому, отравленной - ему пришлось отсасывать кровь из раны.

А монгольскую медицину можно для XVI-XX веков приравнять к тибетской, со всеми классификациями и методиками. В более ранние периоды сведений нет.

Немного о монгольской медицине:
http://russian.cri.cn/chinaabc/chapter13/chapter130603.htm

А это - про тибетскую медицину: http://tibet-med.narod.ru/

Скажу честно, я не уверен, что в XIII в. тибетская медицина была распространена в Монголии, но что могли приглашать тибетских врачей к важным особам - я думаю, не будет большим допущением с моей стороны.

Читаю сейчас очень интересную книгу по истории формирования монгольских "средневековых" летописей (17-19 вв.).
И попалась любопытная информация по вопросу об освещении смерти Чингисхана в различных монгольских источниках.
Оказывается, описание обстоятельств смерти Чингисхана в Сокровенном сказании (13 век) отличается от описаний содержащихся в летописях 17 века. Впрочем, из летописей 17 века ближе всего к Сокровенному сказанию в описании смерти Чингисхана стоит "История Асрагчи" Джамбы (1677 г.).
Однако, что интересно, описание смерти отличается от Сокровенного сказания даже в тексте "Золотого сказания "Лубсан-Дандзана (1635, или рубеж 17-18 вв.), которое иногда называют версией Сокровенного сказания.
Подобные отличия объясняются потерей доступа к китайским источникам и изменениями принципов формирования текстов - от династийно-хроникальных к генеалогическим историям и мифоэпическим сказаниям. То есть Сокровенное сказание более исторично, чем последующие летописи, которые более фольклорны.

Сокровенное сказание дает минимум информации. Поэтому все последующие источники невольно обрастут "подробностями".

Сама по себе культура монголов довольно мало китаизирована для принятия такого важного феодального института, как династийная хроника. Да и с разнообразием династией там не сложилось - ханом может быть или чингизид, или человек, утвержденный Далай-ламой.

А Лубсан Данзан по Шастиной - это все же XVIII век.

Судя по тому, что я читаю, в монгольском летописании существует "пробел" - период 14-16 вв. Летописи не писались или они не сохранились?

В XV веке шли тяжелейшие войны между ойратами и монголами. Скорее всего, если что и было, то погибло - и ханы попадали в плен, и имущество их разграблялось.

Тогон ойратский даже на мемориальную ставку Чингисхана посягнул, правда, суту богдо Чингисхан его за это покарал.

А то, что было в XIV в. - китайцы сначала припрятали, изучили, отредактировали, а оригиналы, по Чулууны Далаю, пожгли. Он приводит номенклатуру многих юаньских ученых-монголов и их работ, которые погибли в 1360-е годы.

Возрождение летописания (или же появление возможностей для сохранения летописей) - это конец XVI века, эра распространения буддизма. Появились люди, которые могли хранить книги и писать их en masse. Вот "ренессанс" монгольский через это и пошел.

Продолжение: http://proza.ru/2013/03/08/1944


Рецензии