У истоков советской власти

         Советский режим рухнул. Это уже непреложный факт.  Мнения о причинах  распада различные.  Я лично считаю, что вся беда заключалась в том, что советская система не выдержала экономической конкуренции с капиталистической.  Капиталистически страны добились более высокого  уровня жизни. А это значит,   что  обобществление средств производства в руках  государства, или, иными словами в руках уполномоченного государством чиновника, создает такую костную, неповоротливую систему хозяйствования, которая  должна через какое то время обанкротиться и рухнуть. 

         Наверное, говорить «должна» это слишком категорично. Может быть, есть другие способы построения такого общества, отличные от тех,  которые были   в СССР.  Не исключено, что сегодняшнее общество по уровню развития производительных сил еще не может строить социализм, однако при достижении более высокого уровня промышленности и автоматизации эта цель может быть достижима и, возможно, даже без всяких революций.   

         Но в данном случае я рассматриваю условия, которые были у нас. Не собираюсь писать научную статью на эту тему, просто хочу привести  пару  примеров из прожитой жизни.
Был у меня дядя Роман, которому в годы революции было около 30 лет. 1918 голодный год. Он работает в отделе рабочего снабжения Путиловского завода. В субботу приходит на завод вагон творога. Холодильников в те времена еще не было. Почему то не было и ледников, наверное, дело было в конце лета.  Рабочие разошлись по домам. До понедельника творог должен стухнуть. 
       Роман, воспитанный у частного хозяина, начинает искать выход. И додумался – сгружает творог около прачечной, вызывает на работу несколько женщин.  Вся эта команда в течение  ночи в котлах для кипячения воды  переваривает творог в сыр.  В этом виде продукт доживает до понедельника и раздается рабочим. Роман ждет одобрения от начальства.  Однако, вызвавший его начальник заявляет – я тебя отдам под суд. Откуда я знаю, что ты не украл часть сыра? 

        Роман поехал на какой то молокозавод, и привез бумагу, в которой говорилось о выходе сыра из единицы веса творога. У Романа сыра оказалось больше.  Думаю, в дальнейшем он стал остерегаться от проявления подобных инициатив. Носить оправдательные справки, и находиться под угрозой судебного разбирательства никому не хочется. Вот таковы были первые уроки, преподнесенные народу.

         Могу привести пример из собственного опыта, произошедшего более чем шестьдесят лет спустя.  Я работал электриком. На одной из подстанций на отвесной стене, на высоте порядка 30 метров были установлены проходные фарфоровые изоляторы.  Провести на них хотя бы профилактический осмотр не было никакой возможности. Для автовышки или гидроподъемника подъезда нет. 
 
        Однажды глубокой ночью я возвращался домой и проходил мимо здания телефонной станции.  Оно было  высотой около 40 метров, одна стена не имела окон.  Внизу стояли несколько юношей, и я услышал, как они перекидываются фразами с кем то наверху. Я заинтересовался их работой. Несколько человек висели на стене под самой крышей и  устанавливали какой то огромных размеров плакат а несколько человек находились на земле.. Я спросил их, кто они и чем занимаются. Они приветливо объяснили мне, что они альпинисты – скалолазы, и выполняют  работу на высоте по заказу телефонной сети. Действительно они работали  с полным альпинистским снаряжением, используя навыки и методики скалолазания.

       На следующий день я предложил своему начальнику заключить договор с этими альпинистами, чтобы они провели осмотр, указанных выше изоляторов. Начальник задал мне только один вопрос. А кто будет ходить к прокурору и доказывать, что с этими альпинистами у нас не было сговора о дележе полученных ими денег?

       Я вспомнил массу подобных случаев, происходивших в действительности, и больше подобной инициативы не проявлял, Думаю, что любой производственник приведет таких примеров сколько угодно. И гнил творог, и происходили аварии на изоляторах.         


Рецензии
Артем! Сколько раз я сталкивался с подобной подозрительностью: "Откуда я знаю, что ты не получишь откат?". Тем не менее "откаты" стали нормой ещё в советское время. Сейчас, конечно, воровства, взяток и откатов стало не в пример больше, а контроля меньше.Тогда хоть неподкупных прокуроров боялись, а сейчас и прокуроры взяткой не гнушаются. С уважением, Юрий.

Юрий Ткачев   25.05.2013 14:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.