70 лет спустя

22 марта 2012 года. Сижу в самолете  летящем из Тель-Авива  в  Санкт Петербург.  Время не отпускное и тем более не курортное.  Мне уже почти восемьдесят два. Соединить всю эту информацию на первый взгляд  невозможно. Чтобы понять, нужно прочесть мой старый очерк «Мы из блокады. Хроника блокадного детского дома». 

        Краткое содержание:   организация в блокадном Ленинграде, нашего детского дома, эвакуация по льду Ладоги на большую землю, проживание в эвакуации, выпуск из детского дома во взрослую жизнь. А  спустя более чем 40 лет в моем доме, в 1987 году мы, бывшие воспитанники блокадного детского дома встретились.   На этой первой встрече, без разногласий было принято решение встречаться каждый год  в день, когда нас вывезли из блокады на «Большую землю»  по «Дороге жизни»  24 марта  1942 года   

Первые три года встречи проходили с моим участием.  Активным участником, и даже инициатором той первой встречи была и моя жена Майя. У нее мать умерла в блокаде в 1942 году, а отец, пройдя всю войну на передовой, погиб 8 мая 1945 года при ликвидации Курляндской немецко-власовской группировки. Она после смерти матери была определена в детдом, с которым была эвакуирована в Чувашию. То есть и войны, и блокады, и детдомовщины она хватила полной горстью, и потому  в нашей компании она чувствовала себя как рыба в воде. 

        Но в 1991 году мы поменяли место жительства, и посещать эти встречи уже не могли.  Однако телефонную связь я с ребятами поддерживал и знал, что встречи происходят каждый год. Более того каждый год я готовил рюмку и звонил на место встречи, и выпивал эту рюмку одновременно с ними.  И все эти годы зрело во мне желание сесть за один стол с моими детскими однокашниками и поговорить «за жизнь».  Но перелет из другой страны, требовал определенных физических усилий  и  соответствующих затрат, и делать это ради трехчасовой встречи казалось неразумным.  Время шло, мысль зрела, и наступил момент, когда стало ясно, что откладывать поездку далее нельзя. Наши ряды редеют, в любой момент и я могу отсеяться.

       И вот я лечу в Петербург.  Все мысли крутятся вокруг предстоящей встречи. Интересно, изменились ли мои друзья внешне. Ведь они все мои ровесники, и это говорит обо всем. Я уже был уведомлен, что мы уже потеряли прекрасных ребят – Пашу Сыркова, Петю Подобаева и Олега Голубкова.
 Как выглядят наши ровесницы, наши девочки. Как бы хотелось, чтобы их не трогали годы.  Как они все отнесутся к моему появлению, хотя все эти годы во время телефонных звонков они по очереди брали трубку, и голоса у них были очень приветливые. Вдруг пришел к мысли, которая лежала наверху, и странно, что я об этом не догадался ранее, ведь 24 марта этого года будет круглая дата – 70 лет, нашего переезда по Ладоге на Большую землю. 

        Думалось не только об этой встрече. Нужно будет посетить Преображенское кладбище, Пискаревское кладбище, и Крематорий, где лежат родные мне люди. Планировал также встретиться  со своими друзьями по работе. Для этого, нужно будет совершить поездки по нескольким адресам. Нескольким, не потому что был летуном, напротив все сорок один год отработал практически в одной организации. Но реорганизации последних лет раскидали моих сослуживцев по разным подразделениям. 

        После всяких отклонений и колебаний мысли упрямо возвращаются к моим дорогим детдомовцам.  Мысленно обращаюсь к тем дням семидесятилетней давности. Как мы замерзающие жались к буржуйке, как мы жадно смотрели в столовские тарелки, как закутанные в одеяла мы ехали по льду Ладоги, как и в жару, и в дождь, и в холод до поздней осени мы работали на колхозных полях Ярославской области.  Эти «как» можно повторять бесконечно, настолько много нами было пережито вместе разных тяжелых событий. Мысли еще продолжались, а полет подходил к концу.    

Остановился в гостинице. Решил почти никого заранее не уведомлять о моем приезде кроме одного старого детдомовского друга Толи. Но и к нему я пришел только вечером 23 марта. Мы хорошо посидели и договорились о встрече на следующий день. Он должен был привести меня на место. Здесь уместно дать пояснение. В Петербурге существует общество бывших воспитанников детских домов. И это общество имеет на улице Пушкинская на первом этаже квартиру, в которой старые друзья могут устраивать встречи. Вход в квартиру прямо с улицы.  Имеются две комнаты и кухня, обеспеченная  посудой.   

Встретились с Толей на площади Восстания в 13 часов. Зашли в новый супермаркет на углу Невского и Восстания. Были произведены соответствующие покупки. Подошли к нужному дому на Пушкинской, открыли дверь, и оказались в данной квартире. Там уже находились две наши девочки – Галя Талипова и Лара Клинкина.

        Мы всех их помним по их девичьим фамилиям.  Обе меня не узнали, очевидно, я сильно изменился. Но когда я назвался, обе кинулись мне на шею. Потом пришла Тося Егорова, Опять я был узнан после долгих наводящих подсказок. Короче, все приходившие меня не могли назвать.  Но когда они узнавали, то бросались ко мне с радостными возгласами. Так было и с Валей Соболевой, и с Виктором. После всех объятий, восклицаний и восторгов, девочки побежали на кухню. Мы, как могли, помогали им и через короткое время сидели за накрытым столом. Нас было всего девять человек. Многих мы за эти годы потеряли. Если подсчитать всех участников наших встреч с 1987 года наберется 20-25 человек. Всего через детдом прошло наверное от 150 до 200 человек. Так что математическое представительство было не высоким. Но это были люди, которые больше других помнили те годы и ценили память о пережитом.

Виктор, сидящий во главе стола, берет инициативу в свои руки и открывает наше застолье. Первые три тоста пригубляем стоя, не чокаясь в память об ушедших наших друзьях. Они все эти годы принимали активное участие в этих встречах. Даже мне заочному участнику их очень не хватает. Можно представить, как больно остальным.  Некоторое время молчим. Потом начинаются воспоминания. Перескакиваем с темы на тему. Мы здесь ничего не знаем о сегодняшнем статусе друг друга, и знать не хотим. Мы здесь все равны, мы здесь все из детства. Вспоминаем отдельные эпизоды. Очень часто, по доброму, говорим о воспитателях. Мы уже сами достаточно хлебнули в этой жизни, что бы оценить их отношение к нам, и вспомнить их с благодарностью. Изредка следовали тосты. Темы разговоров различны. Не заметили, как пролетели три часа, и пришла пора расставания. Девочки быстро собрали и помыли посуду. Привели помещение в исходное состояние. Лариса сделала снимки на память. Вышли все вместе. Расставаться начали у метро.

Вот и состоялось то, ради чего я пролетел  многие тысячи километров. Пишу эти  воспоминания в декабре. Но меня не покидает радость от прошедшей встречи. Могу добавить, что мои посещения друзей по работе прошли также очень интересно и трогательно. Было много интересных встреч, воспоминаний. Я много узнал о новой структуре моего родного предприятия. Но доминантой моей поездки в Санкт Петербург была, конечно же, встреча с друзьями моего военного детства.   


Рецензии
Да, семьдесят лет - редкостный юбилей для встреч... Наверно, только в таком особом случае, когда познакомились в детстве и в очень серьезных обстоятельствах...

Наверно, ощущение нереальности происходящего...

Николай Старорусский   29.03.2019 11:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.