Вальс

     Подруги меня "заклевали": почему да почему я не выхожу замуж, мол, всё при мне, а сижу дома в одиночестве. У самих мужей нет, но они и не желают с кем-нибудь обручиться, а вот я, по их мнению, должна непременно кого-то "захомутать". А может, мне и без супруга хорошо. Однако мои доводы в счёт не берутся. И всякий раз при встрече я слышу некорректные, ироничные, а порой просто издевательские вопросы об "успехах" на личном фронте. Я, как могу, отшучиваюсь, подруги, как могут, подтрунивают, и жизнь течёт без душевных усилий и перемен.
     Однако психологическое давление моих любезных товарок не прошло бесследно для меня. "Чёрт меня дёрнул поверить сразу этому мужчине", - говорю я сейчас. А тогда мне казалось, что иду навстречу желанному союзу...
     В холостяцкой квартире был беспорядок, полутьма. На столе остатки еды, хлебные крошки, грубо открытая консервная банка, недопитая бутылка белого вина. Вокруг грязно, мрачно, словно здесь давно никто не обитал. Первое впечатление не всегда бывает верным, думала я, отгоняя возникшие негативные мысли.
Меня тянуло к этому мужчине, его, очевидно, тоже. Мы обнялись. Желание секса с обеих сторон было неотвратимым. Но странное дело, секс нас не сблизил, разве что снял напряжение. Ни тёплых слов, ни ласки. Так встретилась скотина в поле. Мне стало не по себе. Я пошла на кухню. Навела там порядок. Установилась неприятная тишина. Я заглянула в комнату. "Кавалер" аппетитно похрапывал. В квартире ни намёка на книги, газеты, вообще полный мрак. Храп заглушает мои мысли. Что делать? Не сидеть же около, ведь не больной. Пойду-ка на свежий воздух, решила я, проветрю мозги, а он пусть спит, раз сон сморил его. И хотя в душе уже поселился холодок сомнения, я старалась всячески растопить его. Но что такое? В двери нет ключа. Рядом не видно. В комнате я тоже его не нашла. И зачем закрывать входную дверь так, чтобы я почувствовала себя птицей в клетке? Негативные настроения усилились. Вернулась на кухню, посмотрела в окно. Высоко. Без помощи со стороны благополучно не приземлишься. Окно выходит на безлюдное место. Когда здесь появится кто-нибудь? Сейчас все на дачах, за пределами города. Куковать тебе, влюблённая женщина, - в июне летний день долго не кончается. Однако смотрю, идут двое, наверно, супруги. Зову их. Не слышат. Странно. Через некоторое время вижу недалеко от окна на лавочке двух женщин. Видимо, только присели и что-то активно обсуждают. Говорю судьбе "Merci beaucoup" и пытаюсь докричаться. Но меня не слышат. Не могу понять почему: голосом я не обижена. Ситуация ; нарочно не придумаешь. И смех, и грех! Буду прыгать, будь что будет, решила я. И тут невдалеке появились двое парней. Я заорала во всю мочь. Они подошли. Я быстро обрисовала своё положение. Они весело посмеялись, но согласились подстраховать меня. Благополучно приземлившись и поблагодарив "спасателей из службы Шойгу", я отправилась восвояси. Душа пела. Я чувствовала себя птицей, вырвавшейся на свободу. После этого случая я перестала даже думать о воображаемом желанном союзе.
     Подруги немного попритихли. Встречаясь по праздникам и прочим дорогим для нас дням, мы говорим о чём угодно, но только не о замужестве. Об этом мы попытались забыть навсегда. Но судьбу, видно, не переиграешь...
     Робкий стук в дверь привлёк моё внимание. Я посмотрела в глазок. Стоял мужчина.
     - Кто вы? - Не отвечая на вопрос, он сказал: - Мне надо поговорить с вами по очень серьёзному вопросу. - Голос незнакомый, но чем-то завораживающий.
     По радио, в различных СМИ неоднократно сообщали о том, что небезопасно открывать двери незнакомым людям. Впоследствии, когда меня спрашивали, как это я отважилась впустить в квартиру незнакомца, я в недоумении разводила руками.
     Но в тот вечер так и было. Я открыла дверь. У порога стоял мужчина крупного телосложения, немолодой, его внешний вид никого мне не напоминал.
     - Можно пройти? - не торопясь, вежливо спросил он. Не желая того, я, однако, посторонилась, пропуская незнакомца в дом. Его взгляд словно сковал меня. Я молча смотрела на него, не соображая, что делать и что сказать.
     - Разрешите снять пальто.
     Я кивнула в знак согласия. Моё хозяйское радушие куда-то исчезло. Но страха я не испытывала, хотя по натуре трусиха. От мужчины веяло свежим теплом. Проникновенный взгляд, неторопливые движения рук... Всё передавалось мне и превращало в нечто тёплое, доброе и сговорчивое.
     В гостиной я предложила кофе. Гость не отказался. На кухне на старом месте висело зеркальце, которое муж использовал, когда брился по утрам. Я мельком взглянула в него, увидела неопрятность и, поставив чайник на плиту, незаметно юркнула в свою комнату.
     Кофе получился отменным. Хотя я не старалась, а наоборот, торопилась, чтобы незамеченным осталось моё отсутствие на кухне. Но гость молчал.
     - Вы любите кофе? - задала я тривиальный вопрос. Он был кстати. Незнакомец оказался большим любителем и знал более десяти способов приготовления этого напитка.
     - О, да! - полувосторженно ответил он. - Существует 150 видов кофе, и каждый вид по-своему хорош. Мне вы предложили кофе "Арабика". Я угадал?
     ; Да, не ошиблись. А какой кофе Вы любите больше?
     ; Названия у него нет. Но если в эту чашку добавить чайную ложку коньяка и полдольки лимона, то это и будет мой любимый. Очень вкусный получается кофе, если при варке добавить немного корицы с сахаром.
     С каждой минутой необычный гость мне нравился всё больше и больше. Наверно, я влюбилась. Мне очень хотелось чем-то его удивить. Лимона и коньяка у меня не было, а вот корица... Я вскочила со стула и стремглав на кухню. Конечно, такой пассаж удивил гостя. Как приятно было видеть благодарную улыбку, когда я предложила ему кофе с корицей.
     Но мне не терпелось скорее узнать, что же важного он пришёл сообщить. Однако гость не спешил. В кресле ему было комфортно. Кофейный аромат бодрил. Уютная обстановка располагала к мирному диалогу. Неожиданно зазвонил телефон.
     - Извините, пожалуйста, сноха просит немедленно прийти, что-то с внучкой, - сказала я, повесив трубку.
     Мы встретились на следующий день у кинотеатра "Мечта". Я надеялась, что он, как обещал, сразу расскажет о причине вчерашнего визита. Но мой кавалер (говорю "мой", потому что меня потянуло к нему с первой минуты) предложил посмотреть фильм, которому, по его словам, уготована вечная жизнь. Демонстрировался "Большой вальс". Я видела этот фильм раньше, но против повторного просмотра возражать не стала. Кавалер, нежно взяв меня под руку, уверенно повёл в кинозал, значит, билеты он купил заранее, отметила я про себя. Сейчас редко встретишь галантного мужчину. Сердце моё играло, потому что именно такой мужчина был рядом со мной. Его мягкая настойчивость, непоказное внимание покорили меня, и я почти забыла, зачем была назначена встреча, и что он должен был мне сообщить какую-то важную информацию.
     По окончании фильма несколько минут мы шли молча. Каждый был во власти своих дум. Молчание нарушила я:
     - Вы хотели мне сказать что-то важное...
     - Да, но в такой вечер, - медленно начал он, - не хочется портить вам настроения. Впрочем, соберитесь с духом. Моя новость - не из приятных, ласкать ваш слух не будет.
     Этими словами он разбередил моё любопытство до основания. Я еле сдерживала напор чувств, ни на йоту не предполагая, каков характер ожидаемой новости.
     - Ваш муж, - не торопясь, продолжал он, - ваш любимый супруг... - Тут он остановился и посмотрел в мою сторону. Меня словно пронзило током. Я вся сжалась, как пружинка. - Впрочем, что это я тяну с новостью, - твёрдо звучал его голос. - Вы не девочка, жизнь знаете, её сюрпризы, наверно, тоже. Так вот ваш муж не умер. Он жив и здоров.
     Будто снежная лавина обрушилась на меня. Стиснув зубы, я вцепилась в его рукав.
     - Ну что Вы, в жизни всякое бывает, ; он нежно обнял меня и бережно повёл к дому. Я была в шоке. Мысли о моей замужней жизни проносились в голове одна за другой. Наивная, я полагала, что любовь и ложь несовместимы, и верила супругу, как самой себе. А на поверку выходит, что...
     - У вашего мужа новая семья. Об этом он просил меня рассказать вам. Он кается, что так вышло, что пришлось взять на себя грех, соврать о якобы трагической гибели, - мужчина на мгновенье остановился, словно хотел перевести дух, затем крепко сжал мою руку и продолжил убивающий меня рассказ. - Сделал это он ради вас и ради новой любви. Она пришла к нему в той долгосрочной командировке.
     Что чувствовала я в тот момент, что творилось в душе! Я сдерживала себя, как могла, и вспоминала, вспоминала уже почти забытую, но дорогую мне жизнь с любимым человеком, наши семейные заботы и торжества, совместные хлопоты и праздники.
     У супруга был любимый тост о гордом орле, который не на шутку загрустил, когда его подруга улетела с другим. Орёл болезненно переносил одиночество, однако силы не убывали, потому что его ежедневно приветствовало солнце, а горы требовали мужества и терпения. Этот тост супруг обычно произносил на больших застольях, где собирались вместе мужья с жёнами. Особенно вдохновенно звучали последние слова: "Так выпьем за то, чтобы ваш глаз был зорче орлиного, чтобы измена обошла стороной, а если волею судьбы останешься один, то пусть каждый твой день будет освещён солнцем!"
     Откровенно говоря, я гордилась мужем, нашей любовью, которую нелегко найти и ещё сложнее пронести через годы. Мы были вместе более двадцати лет. И получилось, что улетел из гнезда орёл, а не орлица, что в наступившем одиночестве солнца было мало, песен гор ещё меньше. А вот терпения... Пожалуй, именно терпение давало мне силы и надежду на лучшее.
     Когда мои дети были маленькими, я сочиняла для них сказки. У сказок обычно добрый конец, а в жизни, к сожалению, не всегда, если никогда. Сейчас я с полной уверенностью говорю, что сказки бывают и в нашей реальности. Их благополучный конец зависит от сильных духом людей. Вот такой человек и появился в моей жизни. Он тоже не молод. Но в отличие от меня не обзаводился семьёй, не вступал в брачные отношения. Его работа требовала стопроцентной самоотдачи.
     В минуты домашнего затишья я вспоминаю вечер в ресторане, где мой новый, неожиданно появившейся возлюбленный сделал мне предложение. Но больше всего мне вспоминается не сам факт, не ресторан и несколько хмельная трапеза. В памяти проносится картина, в которой мы, словно молодые, кружимся под звуки чарующего вальса "Сказки Венского леса". Про себя я называю этот вальс Большим в унисон с названием фильма.
     Мой новый супруг любит потанцевать в свободные часы. Особое предпочтение он отдаёт вальсу. На счастье, наши вкусы совпадают. Зимой для нас вальс обретает белый наряд, хрустальный звон, весной мы видим его в искрящемся зелёном свете дня, летом ; это музыка в ночи, пьянящие соловьиные трели, осенью - огненный бархат листвы, переходящий в мелодию горячей любви. Вальс как отсчёт наших мыслей и чувств, как отражение нашей неожиданно пришедшей любви.

     Как всё банально, - скажете вы, закончив читать рассказ. Да, жизнь заурядна, если мы сами не творим чудес, не делаем открытий, не совершенствуем душу и тело, не утверждаем добродетель, не растим достойную смену. Если мы сами не превращаем свою жизнь в праздники!

Январь 2010


Рецензии