Знакомство

     Она улыбчиво смотрела на него. Он отвечал понимающим взглядом. Их жизнь была в стадии, когда не надо слов, выяснения отношений, осуждения неудачного шага. Идиллия?! Наверно, да.
     Её звали Наина Александровна. Это была энергичная, подвижная женщина лет шестидесяти, с выпученными глазами и приятным волжским говорком.
     Его величали Георгием Алексеевичем. Рано поседевший, он был под стать супруге. Такой же энергичный и неунывающий.
     То, что они жили в ладу и были подчёркнуто внимательны друг к другу, вызывало среди окружающих зависть, неприятие, порой желание разрушить, запачкать крепкий любовный союз, действительно, редкое явление в любые времена. У них, к счастью это или к несчастью, друзей не водилось, кроме Ольги у Наины и Олега у Георгия.
     Сами Ольга и Олег встречались на пороге их дома очень редко, иногда здоровались, обычно же друг друга особым вниманием не радовали.
     Готовясь к юбилею свадьбы, супруги с пристрастием обсудили одну идею и решили, что реализуют её во время званого ужина. Отметить юбилей они пригласили, как и следовало ожидать, Георгий – Олега, Наина – Ольгу. Настроение у всех было отменным, праздничный стол вызывающе аппетитным. Первым произнёс тост Олег:
     – Ваш юбилей прекрасен своим содержанием. Мы с Ольгой сердечно поздравляем вас, бесценные наши друзья. Мало у кого есть такие друзья, как вы. От всей души желаем вам долгих успешных и благополучных лет жизни!
     Ольге понравилось, что Олег произнёс тост и от её имени, хотя они об этом не договаривались. «Молодец», – подумала она и с благодарностью посмотрела на него. Олег этого не заметил. Он наполнял бокалы вином и был очень сосредоточен.
     – Дорогие гости, – взял инициативу в свои руки хозяин, – давайте без особых церемоний приступим к трапезе. Откровенно говоря, я проголодался, Наина специально не давала мне поесть, чтобы я с восторгом опробовал её стряпню. Итак, за «работу», друзья!
     За столом сразу началось движение, каждый старался угостить друг друга желаемым блюдом. Ольга незаметно положила на тарелку Олега мяса под хреном. Олег в этот момент что-то горячо доказывал Георгию и, похоже, опять не заметил душевного расположения к нему Ольги.
     Все увлеклись едой.
     – Теперь мой черёд произнести тост, – сказала Ольга и встала. – На Востоке говорят: «Хочешь быть счастливым один день – выпей вина, хочешь быть счастливым месяц – женись, хочешь быть счастливым год – купи дом, а хочешь быть счастливым всю жизнь – будь здоров! Так поднимем бокалы и сдвинем их разом за крепкое ваше здоровье, уважаемые юбиляры!»
     Тост всем понравился. Ольга посмотрела на Олега. Он оживился. Не спросив, положил на её тарелку кусочек торта с розой. Дурман ударил ей в голову, по всему телу пошло тепло. «Щёки наверно, покраснели», – подумала она. Не сумев справиться с нахлынувшим чувством, Ольга заторопилась из-за стола. Олег поспешил за ней:
     – Вам помочь?
     Ольга смутилась ещё больше.
     – Мне надо немного побыть одной, – сказала она, запинаясь. Олег ушёл.
     Минут через пять появилась Ольга:
     – Друзья, у меня ещё есть хороший тост. Можно?
     – Конечно, – радостно произнёс Олег. – Мы все в нетерпении.
     – Я верю: любовь и счастье есть!
     И мучаюсь я в жизни и страдаю,
     встречая за бедой беду,
     горячую любовь я жду
     и счастье обрести желаю.
     Предлагаю…
     – Стоп, – прервал её Олег. – Я продолжу ваш тост.
     Во всём мне хочется дойти до самой сути
     В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
     Всё время схватывая нить судеб, событий,
     Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.
     – Ну, дорогие «поэты», – вмешался хозяин. – Ваши излияния очень трогательны! Это похвально! Но сейчас внимание! Вино, которое предстоит отведать, куплено самой Наиной. А она в винах разбирается. Верно я говорю, моя любезная хозяюшка?
     – Не знаю, не знаю, – заскромничала Наина. – Вино мы купили в турпоездке по Франции, подделок там не допускают. Так что…
     Наина взяла бутылку в руки, намереваясь разлить вино по бокалам.
     – Позволь это сделать мне, – снова вмешался Георгий. Он поднял бутылку и, застыв в этой позе, любуясь собой, промолвил: – Пусть это вино множит в нас пламя жизни и гасит его прежде, чем родится угар разочарования.
     Ольга не удержалась и по-детски восторженно захлопала в ладоши. Олег тоже стал громко хлопать.
     – Гоша, – хозяйка с любовью посмотрела на мужа. – Мы с тобой вместе, можно сказать, тысячу лет, а ты по-прежнему удивляешь меня.
     Георгий, довольно хмыкнув, наполнил бокалы вином сорта «божоле».
     Наина уже ставила на стол горячее угощенье:
     – Блюдо называется «Имам упал в обморок».
     – Вот это да! – воскликнул Олег. – Прошу объяснений, – в шутку добавил он.
     – Я ничего не придумала, – начала Наина. – Когда мы отдыхали в Турции, то невольно обратили внимание на непривычные для нас, русских, названия блюд: «Женское бёдрышко», «Палец визиря», «Турецкое блаженство». Среди них в меню было и это блюдо. Нам оно понравилось, и я постаралась выведать рецепт.
     Первым положил на тарелку нож и вилку Олег. Он откинулся на спинку стула и сказал:
     – Очень вкусно! Кулинария сегодня выходит чуть ли не на первое место в нашей жизни.
     – Ещё бы ! – воскликнул Гоша. – При таком обилии продуктов грешно готовить невкусно.
     – Когда у меня есть свободное время, я пользуюсь книгой «Русская кухня в изгнании», – поспешила сказать Ольга.
     – Я тоже. Книга написана великолепным русским языком, её только читать – одно удовольствие, – Олег глубоко вздохнул и стал рассказывать об удивительном в кулинарии.
     Все слушали внимательно, особенно Ольга. Ей казалось странным, что он так увлечён гастрономическими темами. «Не мужское это дело», – думала она про себя, но спор затевать не решалась. А сосед по трапезе уже говорил о мемуарах английского шеф-повара «Наука кулинарии, или молекулярная гастрономия». Этот шеф-повар творит настоящие чудеса. Да и кого не удивят такие фантазийные изыски, как кружевные печенья из кофе и чеснока или поданные к завтраку хлопья из пастернака с молоком тоже из пастернака!
     Казалось, всё, о чём говорит Олег, может быть известно профессионалу. «Но он физик, откуда же у него такие познания в кулинарии?» – слушая его, размышляла Наина. – «Откуда он знает, что такое пятый вкус, синдром китайского ресторана, технология фьюжн…»
     Ольга старалась запомнить каждое слово, чтобы потом расспросить подробнее. Невозмутимым выглядел лишь хозяин дома. Он знал, что кулинария – хобби Олега. Но рассказ гостя, на его взгляд, затянулся, и он неожиданно для всех закричал:
     – Браво! Браво! Я всё понял: помидоры и огурцы – не овощи, а фрукты! Из пива можно сварить суп! Из сыра приготовить мороженое! А из лука – печенье!
     По квартире прокатился гомерический хохот.
     – Было так вкусно! – шумел Гоша. – Ты нас уморил своими «вкусностями»…
     – Видимо, перестарался, – вытирая пот с лица, сказал Олег.
     – Не слушайте его! – Наина встала на «защиту» Олега. – Я с Вами согласна. Кулинария раскрывает секреты культуры. Во Франции есть повара, которые стихами пишут кулинарные рецепты и перекладывают их на музыку.
     – А салаты! Какие салаты! – воскликнул Георгий. Он не мог уступить лидерства в разговоре. – И называются, как оперные дивы – «Миньон», «Аида», «Кармен», «Тоска». А какие уютные кафе! Обслуживают, словно мы родня! Наина, помнишь, в одном мы просидели около двух часов, шёл дождь, и уходить не хотелось. Мы чувствовали себя, будто сидим дома у камина.
     – Да, есть чему поучиться у французов. И одухотворённости в поварском деле, и культуре общения, и многому другому.
     Кулинарная тема зацепила и Ольгу. Она стала лихорадочно вспоминать, что известно ей. Хозяин дома уже сравнивал русскую и французскую кухни, говорил о богатом застолье в России, о привычке русских поесть до отвала, да и выпить не на грош.
     – Я бы не сказала, что это привычка, – уверенно заявила Ольга.– И пьют у нас много не по привычке. В России употребляют спиртного не больше, чем в Швеции, а во Франции на душу приходится больше алкоголя, чем у нас. Это точные факты. Просто у нас не развита культура питья. Люди не знают меры.
     – Скорее, не хотят знать. Достали жадные чиновники, несовершенные законы. На взятку денег не хватает. А чтобы душу отвести, надо всего ничего – бутылку водки.
     От реальных выводов хозяйки всем стало не по себе.
     – Друзья, после таких размышлений точно не мешает выпить, – сказал Георгий, потянулся за бутылкой, но она оказалась пустой. Взглянув лукаво на супругу, он спросил:
     – Когда ты успела осушить, жена?
     Все дружно засмеялись, а Георгий продолжал, обращаясь к гостям:
     – Вот что, дорогие «алкоголики», мы с Наиной сейчас ненадолго отчалим, а вы пока побеседуйте, походите, может, что найдёте.
     – По-моему, – сказал Олег, глядя на Ольгу, – самое время потанцевать.
     – Не возражаю.
     Олег включил музыку и галантно пригласил даму на танец. «Как он угадал мою любимую мелодию?» – думала Ольга, легко двигаясь за партнёром.
     – Вам нравится эта мелодия?
     – Очень, – не скрывая, ответила Ольга.
     – Наши вкусы совпадают. Это приятно.
     – Мне тоже.
     – Давайте…, – Олег таинственно замолчал. Ольга резко остановилась:
     – Да не тяните, говорите же…
     – А вы не скажете «нет»? – Олег пристально посмотрел на Ольгу.
     – Пожалуйста, не пытайте меня…
     – Ладно. Исчезнем фуксом.
     – Я не прочь, но не обидит ли это юбиляров?
     – А мы вот что сделаем.
     Олег достал ручку, вырвал из блокнота листок и написал: «Дорогие Ольга и Георгий! Предлагаем сделать паузу, а завтра продолжить благодаря вам радужный банкет».
     На следующий день Ольга с Олегом пришли вдвоём. По дороге они купили всё, что полагается в подобных случаях. Особенно тщательно выбирали букет для Наины, поскольку она любила цветы и, по словам Ольги, знала в них толк.
     – Какое счастье видеть вас вместе! – радостно воскликнул Георгий, встречая улыбающихся гостей. – Наина, иди-ка скорей сюда, – позвал он супругу. – Смотри, вот она, наша идея, в реальности! – сказал он, глядя на взявшихся за руки Олега и Ольгу.
    
     Январь 2011


Рецензии