По мужеству и дань Эпилог

 ЭПИЛОГ.




    Наступали новые времена.
    Но как и самый простой человек, ищущий свою дорогу в жизни, князь Владимир мог сначало пойти по одному пути, а потом свернуть с него. И ошибок в начале великих дел, то же не избежать. Великое дело - не малая ошибка, а для кого и роковая. Владимир показал себя достойным воеводой, искусным в делах военных и усердным был в религии. Как настоящий русич, родившейся на этой земле, а не за морем, князь хотел защитить Киев от некоторых своих спутников-варягов с которыми овладел сим городом. Они пошли за наживой и получили свое, а у Владимира были далеко идущие планы, не чета наградам наемников. И когда Киев оказался в их руках, варяги затребовали свое. А требовали они с каждого жителя по две гривны, как даньщики. Такого не позволил себе и Владимир. Он стал всячески оттягивать время обещаниями, пока не посчитал, что его бывшие соратники не опасны. А после отпустил их в Грецию, обманутые сами запросились. Князь знал кого и оставить можно было в Киеве. Сильно стало его войско, готовое, как во времена Святослава идти в походы. Но у Владимира другие помыслы оказались, он не пошел на Царьград. Князю хватило своих земель, а они были огромны.
    А пока он, как обещал, стоя над телом брата, поставил статую Перуна с серебрянной головой на священном холме, рядом с другими богами. В народе шептались, что князь тем, хотел снять с себя тяжесть чего-то темного и страшного в своей жизни. А много ли сильные мира сего, свершали таких незавидных поступков? Об этот народу оставалось только судачить.               
    Усердие в вере нового князя могло поспорить с другой страстью. Со страстью к женщинам. За Рогнедой, невестой Ярополка, выстроилась очередь прелестных невольниц и девиц, и тех, кто, пошли своей охотой за князем. Тогда Владимир мог посмотреть на любую приглянувшуюся ему женщину (конечно старуха исключалась) и ни слезы, ни упреки не останавливали его. Дошло до того, что те молодцы, что имели невест и жен, прятали их от царственного сластолюбца.
    И Радимир не показывал при дворе свою Гориславу. Хотя, слух о ее верности и голодании, дошел до княжеского терема, с языка той повивальной бабки Неды. Угрюмо отмалчивался Радимир на шутливые расспросы о жене. А в тереме она ждала его, предчувствуя что-то нехорошее. И по неразговорчивости и хмурому лицу мужа, все понимала, страшась приезда князя с свой дом. Когда окреп сынок и родной лес стал сниться чаще, Горислава несмело принялась за уговоры, чтобы съездить навестить родную деревню.
    Все устраивало в князе Радимира, окромя его интереса к Гориславе. А свое надо беречь. С Владимиром витязь чувствовал уже вкус новых побед и не хотел в лесу растрачивать свои силы на рубку деревьев. На уговоры жены он отделывался обещаниями, как Владимир с варягами. Но не хотелось ему обманывать любимую. Знал ведь, на что шел, когда брал в жены древлянку. Но никак не догадывался, что с годами это может встать между ними. Верность, меч и правда не хотели в одну телегу укладываться. Верности Гориславы грозила опасность в близи князя. Правда Владимира отличалась от правды Радимира. Только меч бы не подвел в нужную минуту... Стоял Радимир на холме Перуна, когда засверкала серебрянная голова на солнце и лица бога трудно было рассмотреть. А Перун посматривал сверху на людей и молчал. Может надоели ему человеческие мольбы? Но победа в Галиции оказалась за Владимиром, как возможно и будущие битвы. Помог Перун, было общее решение. Но христиане жившие в Киеве имели на этот счет свое мнение.
    В день когда прибыли с острова Руяна купцы-варяги, Радимир задумал одно дело.
    Не встречали их как послов византийских, но как братьев своих. Недаром с тех краев прилетел сокол и свил здесь гнездо. Благородная птица знала свое место. И за морем жили родичи, те кто пытали свое счастье. С Руяна приплывали, кто повидать своих родных, кто чем обменяться: новостями ли, товаром каким.
    На острове жило много народу, несмотря на его болотистость и пренебрежение жителей к земледелию. Больше торговлей промышляли и разбоем. А племена разные сливались в одно и правил ими князь - Вислав.
    Но больше славен Руян своим четырехликим покровителем Святовитом - богом всего живого. Со всех концов земли приносят ему дары, даже свеи и даны. На море Ругов его власти больше, чем где бы то ни было. Только отголоски той веры доходят до Киева. Да одежды красные, изображение коня и жемчуг тамошний. А самое почитаемое место на Руяне - Аркон, где живет Святовит. Все это слышал Радимир, когда еще был мальчишкой. Он представлял себе, как подплывают к меловому утесу ладьи с изогнутыми носами, и он на одной из них. Многие младшие сыновья витязей, во времена деда Радимира, отправлялись наниматься воинами на остров. Но когда возмужал Радимир, его "островом" стал Святослав.
    В тот, не отмеченный ничем, богами день, богатырь разговаривал с руянцами в княжеском тереме. За чашей медовухи были рассказаны последнии новости киевские. Теперь они достигнут берегов Руяна в вот виде, как надо Владимиру. Хотел князь отправить туда своих людей, чтобы послать дары в храм Святовита. Могуч Перун, но этот четырехликий бог, по прежнему занимал важнейшее место в жизни людей помнивших о своей прародине. Святовит правит всеми и в его руках живительная сила. На далеком острове и шагу не сделают без того, чтобы не спросить у него совета. Здесь же правит Перун, покуда князь в него верит. А вера князя, что ладья на воде.
    Знал об этот Радимир и слушая захмелевших купцов задумал свое. Ему показалось, что князь лукаво поглядывает на него после покупки руянского жемчуга для жены. Горислава. Она его радость и боль. Пока жена в Киеве, не будет покоя Радимиру. Князь - женолюб всегда добивался своего.
    Горислава хотела вернутся в лес, но это могло показаться бегством и только подогрело бы желание у охотника. Да и самому Радимиру не место в какой-то глухой деревеньке. А свое место и место Гориславы витязь наконец нашел. Много верст земли и много воды на пути, встанет преградой для того, кто пойдет следом за ними. Владимир откажется от Гориславы, когда она будет на Руяне. Радимир посмотрел на Владимира сидевшего во главе стола. Князь слушая варягов, опорожнил золотой кубок привезенный из Царьграда. Прядь светлых волос свисала на глаза коварному правителю и он не торопился убрать ее. Он улыбался и эта веселость вызывала в Радимире неприязнь. Совсем другое помнил он о Святославе. Отец и сын казались не похожими ему друг на друга. Злость и беспричинная покуда ревность помешала Радимиру по настоящему хорошо узнать Владимира. В тот момент, он Руян предпочел будущим победам под началом князя.
    -... его далеко видно, - говорил между тем купец сидевший рядом с Радимиром, - он смотрит со всех сторон сразу, чтобы враг не подступил к острову. А его лук и меч могут смести любое войско...
    -Вот это "воевода"! И вы отрываете его по пустякам свими купеческими просьбами, - не то насмешливо, не то сурово сказал киевлянин.
    -Клянусь гривой Ярого коня, ты завидуешь!
    -Чему? Тому, что я не купец, или тому, что не ставлю временное жилье в Арконе? По мне, лучше остаться в вольном Киеве, чем быть вашим князем!
    -Ишь чего захотел! - воскликнул руянец, - Наш остров не для таких, как ты!
    -Нужен он мне больно. В болоте сидят и еще хвалятся, башмачники.
    -Ты пользуешься делом рук "башмачников", - напомнил варягу руянец давно забытую историю, - Они для тебя расчистили путь и дали в руки оружие.
    -Хватит. Учить меня вздумал! - захмелевший потомок встал с места.
    Но в это время прозвучал голос князя.
    -Довольно! Вы же братья. И не след братьям драться. Башмачник, как и воин нужен нам, он делает обувь. Кузнец кует меч, воин рубит им врагов, а купец торгует. Руян, как и наш дом, его уважать надо. Я рад нашим братьям, они не часто бывают у нас. А ты ссоры затеваешь!
    Князь пронзил серо-голубыми глазами смешавшегося смутьяна.
    -Я... я, - забормотал он.
    -Сядь, - велел Владимир, - Нет, не поедешь ты на Руян. Не достоин такого дела...
    -Пошли меня, - поднялся со своего места Радимир.
    -Тебя? - приподнял бровь князь.
    -Меня. Я не подведу. Отвезу дары Святовиту.
    Может князь подумал в этот момент, что в отлучку Радимира навестит его жену. Об этом подумал и муж, но еще о том, как этот прелюбодей найдет терем пустым.
    -Ты не дал мне повода усомнится в тебе, - наконец сказал Владимир, - чтож, быть по сему!
    -Позволь откланяться, теперь, - сказал Радимир.
    -Иди, - разрешил князь, - Путь не близкий, с женой простись, а завтра в дорогу.
    Как ни старался витязь, на его чело набежала тень, а меж бровей залегла складка. Не дрогнувшей рукой, словно ничего не задумал, Радимир закрыл за собой дверь в княжескую горницу.
    Домой он возвращался, как в угаре. Многое надо было успеть за ночь. Сперва наперво сказать Гориславе, чтобы она собиралась...
    От забора незаметно отделился большой сгусток тени и направился навстречу витязю. Радимир протер рукой очи, но доставая меч, понял, что это не медовуха виновата, к нему шел небольшого роста человек.
    -Стой! - приказал витязь.
    Человек остановился.
    -Ты кто? - спросил Радимир присматриваясь к незнакомцу в плаще с капюшоном на голове.
    -А ты кто? - в свою очередь спросил незнакомец звонким голосом.
    -Хочешь, чтобы я еще укоротил тебя? Отвечай, что делаешь под забором этого терема?
    -Это терем Радимира, - словно не слыша вопроса ответил человечек, - Воина, одного из первых в дружине князя...
    -Пустая болтовня, прочь с дороги, не то зарублю!
    -Спешишь домой?
    Радимир давно бы расправился с негодяем, если бы тот напал на него сам. Но тот не сделал ни одной попытки атаковать.
    -Ты Радимир? - наконец задал вопрос незнакомец.
    Вместо ответа витязь прошел к калитке во двор.
    -Меня зовут Изоком, - послышалось у него за спиной.
    -А по мне хоть желной, - безразлично ответили Радимир открывая калитку.
    -Я сын Герд.
    Калитка встала на место, а воин князя Владимира резко обернулся и увидел, что незнакомец откинув капюшон, оказался мальчишкой лет одинадцати. Все же мало было света, чтобы рассмотреть смуглое лицо.
    -Что ты сказал? - двинулся к нему Радимир.
    -Я сын Герд и хана Илдея...
    -Это она послала тебя, - витязь схватил мальчика за грудки.
    Изок не стал сопротивляться.
    -Моя мать и отец мертвы, - сказал он.
    -Врешь!
    -Сын хана не лжет! Клянусь Одином!
    -Одином?
    -Кто хочет сказать правду не поминает Локи.
    "Герд "- подумал Радимир отпуская странного мальчика - "Это она передала сыну веру своих отцов", а вслух сказал.
    -Зачем пришел? Хочешь отомстить за мать?
    -Нет, - тряхнул черными длинными волосами Изок, - это ее ненависть, она не давала покоя и отцу. Из-за нее я почти не видел мать. Она ненавидела отца и не любила меня. В простой рабыне было больше материнской ласки, чем в ней. А отец занимался своими делами. Только когда один древлянин похитил маму, и ее привезли обратно в шатер хана, она стала замечать меня.
    Эта исповедь одинокого мальчика могла тронуть.
    -Иди-ка, за мной, - приказал Радимир и подойдя к калитке открыл ее. Она тихонько скрипнула пропуская витязя и ханского сына.
    Двор освещал факел и здесь витязь рассмотрел мальчика получше. Изок оказался красивым. В нем, как и положено сочетались две расы. Радимир не видел хана Илдея и не мог узнать печенега в тонких восточных чертах его сына. Но вот с юного смуглого лица глянули синие глаза Герд с глубиной колодца. А что на дне его лежало, не было известно. И Радимиру сразу стало понятно, что это сын Герд.
    -Смотри, - сказал Изок, - что похож, я на мать?
    -Как белка на векшу.
    -Это одно и то же.
    -Берегись, если окажется, что и внутри ты такой, как она. У тебя есть видения?
    Изок рассмеялся.
    -Нет. Этот дар переходит по женской линии.
    -Как умерла Герд? - спросил Радимир.
    -От какой-то болезни пришедший с востока. Эта болезнь стала косить, как жнец в поле. Мать взяла с меня слово, что я отправлюсь в Киев...
    -За моей головой? - усмехнулся витязь.
    -Она много мне рассказывала про Киев. Еще просила, чтобы после смерти ее тело предали огню. Я исполнил ее первую просьбу и принялся за вторую. В шатре отца было много чего. Но я взял то, что по словам матери мне пригодится, когда окажусь среди русичей. Я снял войлочную одежду и переоделся в одежды сшитые ею, когда она не была больной и простился с отцом, уже не узнававшим меня из-за проклятой болезни. Оставляя шатры, своих слуг и уцелевших воинов уезжал я, зная чего хочу. Не хочу быть ханом, хочу быть витязем!
    На такие слова полные юношеской пылкости и правды, нечего было ответить. И Радимир только спросил:
    -Ты ехал к князю в дружину наниматься или ко мне по "родственному"?
    -Я думал, ты поможешь мне, - немного угрюмо ответил Изок.
    -Зачем?
    -Чтобы я стал таким сильным воином, как ты.
    -Лесть печенега, - сказал, как отрезал Радимир, - и зачем я буду помогать тебе? Твоя мать много горя принесла нам.
    -В том я не виноват, - почти с отчаянием возразил мальчишка, - родителей не выбирают. Только свой путь дальше я выбрал! Из всего, что мать говорила мне о тебе, я понял, какой ты сильный, ловкий и безжалостный. Ты научишь меня всему. Жизнь в степи жалка. А на свете есть такие города, что своим величаем подобны солнцу!
    -Постой! Прежде чем служить мне, словно князю, может для начала походишь по свету, посмотришь на эти города своими глазами?
    -Только, как воин и рядом с тобой! - изрек мальчишка, для которого Радимир стал божеством, как Перун для самого витязя.
    О Радимире больше всего слышал Изок от матери. Ее речи и собственные желания маленького хана сложили окончательный образ воина - князя, к которому потянулся лишенный родительского внимания в раннем детстве подросток. И теперь когда Изок стоял рядом с Радимиром отступление казалось ему невозможным.
    -Я отправляюсь на Руян, - глухо сказал Радимир не зная, как отвязаться от неожиданного "родича".
    -Мы поплывем на ладьях? А какой город надо захватить? - радостно спросил сын хана.
    -Никакой! Я поеду посланником. Не будет сражения.
    -Это ничего. На долго мира не хватить, - по взрослому сказал Изок.
    -Молния Перуна! Да успокоишься ты наконец!
    -Отец говорил, что спокойные, только те, кто мертвы.
    -Твой отец прав. Я могу это доказать сейчас...
    -Можешь убить меня, но я не отстану, - твердо сказал Изок, - мне ничего не страшно. Только, если я умру не став воином. Дай мне то, что я прошу и не будет у тебя человека вернее на свете. Клянусь...- мальчишка достал из под плаща знакомый витязю кинжал со змеей и деревом и вытянув руку полоснул себе по коже, - клянусь, что буду беречь твою Гориславу, в твое отсутствие до последней своей капли крови, если понадобиться...
    Кровь потекла по смуглой руке. Изок сжал ее в локте, другой рукой протянув Нидхегг молчавшему Радимиру.
    -Он принял мою кровь, клятва сделана, - со знанием дела сказал сын ведьмы, - возьми, пусть будет у тебя. Мне нужно совсем другое оружие, - мальчишка посмотрел на меч витязя, как голодный на кусок жареного мяса.
    -Радимир, - раздался женский голос.
    Древлянин и маленький печенег обернулись. К ним со стороны крыльца шла Горислава. На ее лице было написано, что она поражена слышанным. Остановившись молодая женщина глянула на Изока и Нидхегг. Мальчишка ждал, что она скажет, поняв, что от нее будет зависит его дальнейшая судьба. Как ни странно это лицо и взгляд карих глаз не вызвали у Изока того чувства, которое пыталась внушить ему Герд. Ненавистная дочери варяга, древлянка, показалась ему мягче и добрее, чем мать.
    Горислава коснулась порезанной руки мальчика. И у нее был сын. Она не желала ему судьбы Изока.
    -Избавься от него, - были первые слова древлянки указавшей на кинжал.
    -Он принял мою кровь, - начал Изок.
    -На нем много крови, но оттого и опаснее его держать у себя. Это зло. Закопай кинжал.
    -А со мной, что делать? - угрюмо спросил Изок, - Меня куда закопать?
    Горислава опустилась перед мальчиком на колени (несмотря на свои одинадцать лет, он оказался меньше ростом) и заглянула в его синие глаза. Что она там увидела, одному Велесу известно, но мягко улыбнулась и откинув черную прядь с его лица, сказала:
    -Тебе, певчая птица, надо петь дальше и радоваться жизни, потому, что ты нашел свое гнездо.
    -Я останусь с вами?
    -Да, - улыбнулась Горислава вставая с колен.
    -Это правда? - спросил Изок у Радимира.
    -Она хозяйка в моем тереме, - ответил воин спокойно, - но скоро начнет светать, а я не успел еще тебе ничего рассказать из-за этого мальчишки...
    -Неужели князь с минуты на минуту будет здесь? - с ужасом, который внушал ей Владимир, спросила жена витязя.
    -Если бы это было так, я бы не выслушивал Изока. Идемте в дом, - сказал Радимир и пошел первым.
    За ним поспешила Горислава. Изок шел последним не веря своему счастью, что удалось остаться рядом с самым сильным воином на свете, и учиться у него всему. Он завоевал доверие той, кто по праву должна ненавидеть его. Сын Герд говорил правду. Но всё ли говорят в таких случаях? Как бы то ни было, ханский сын не желал вреда этим людям.
    В горнице Радимир рассказал жене, что хочет отправится на Руян от имени князя к могучему богу Святовиту.
    -А что будет со мной и с сыном, когда ты оставишь нас? - со страхом и легким вызовом спросила хозяйка дома.
    -С вами ничего не случиться, если вы отправитесь со мной.
    -Так далеко от родного леса...
    -Да, путь не близкий. Много пройти придется, а потом на ладьях плыть, - с сочувствием по родной земле ответил муж, - Но на острове Владимир не станет тебя искать.
    -Так далеко, - повторила древлянка.
    -Да.
    -А ты не бросишь меня там и не вернешься в Киев?
    -Нет. Ответ Святовита Владимиру отвезет Ярослав. А мы останемся на Руяне и построим новый дом, где с самого начала хозяйствовать будешь ты.
    Жена ответила ему на это любящим взглядом.
    -Я готова пройти весь свет, рядом с тобой.
    -Тогда собирайся. Переодеться надо в мужское платье. Ты будешь юношей. Изок твоим младшим братом.
    -Никто не поверит, что мы братья. Хотя в нем не так заметна кровь его отца, как в его отце, его отца, - глубокомысленно изрекла Горислава видевшая Илдея, - Лада любит пошутить, подчас внушая любовь таким разным людям...  А как быть с Изяславом?
    -Его спрячем в большую корзину, не бойся это для князя. А когда покинем Киев, станем самими собою. Я заплачу купцам. Для жены воеводы они найдут место на своей ладье. Святовит охранит тебя, а я не дам в обиду.
    Горислава не знала, кто такой Святовит и чуть не расплакалась в объятиях мужа. Но понимала, что терять времена нельзя и собрав силы пошла в одрин, собираться в дальнюю дорогу.
    -Иди, - сказал ей в догонку Радимир, - а мы с Изоком покуда, соберем кое-что, - и в первые улыбнулся мальчишке.
    Горислава ушла переодеваться, а мужчины стали собирать по сумам пригодное в пути и на новом месте добро, которое унести можно. Изоку не нужно было переодеваться, он скинул с себя войлочную одежду кочевника, переодевшись в шитые матерью одежды, какие носили знатные люди в Киеве.
    Когда Горислава спустилась вниз муж и новоявленный братец увидели перед собой пригожего, хрупкого юношу с бледным решительным лицом. Этот гридень нес годовалого мальчика.
    -Готова, - Радимир окинул взглядом жену.
    -Да, - тихо сказала Горислава поправляя суму на плече.
    -Не бойся, милая, - повторил витязь, - Как начнет светать, мы покинем терем. Изок поможет тебе с корзиной.
    Радимир взял стоявшую у стены большую корзину и поставил ее на стол.
    -На княжеском дворе держись руянцев. А где твой кинжал, Изок?
    -Закопал на заднем дворе. Я мог его продать, но не хочу, чтобы он попал в чужие руки. Пусть лежит в земле.
    -Правильно сделал, - положила ему Горислава на плечо руку, - Ты мой, брат.
    -А другое оружие у тебя есть? - спросил Радимир мальчика.
    -Есть, - Изок с улыбкой достал из под плаща небольшой нож с кривым лезвием.
    Радимир нахмурился.
    -Я клялся защищать Гориславу, которая назвала сироту своим братом, - сказал печенег витязю пряча нож, - и сдержу клятву  пока...
    -Пока не передумаешь?
    -Покуда бьется во мне сердце и я буду жив, - твердо ответил Изок.
    -Хорошо, - несколько помедлив ответил Радимир, - Перун помогает смелым. Идемте, не то купцы отправятся без нас.
    С первыми петухами ворота во двор распахнулись и оттуда вышло при витязя. На старшем была кольчуга и шлем. Воин нес щит. Второй вел лошадь с притороченной к седлу корзиной. Самый младший негромко свистнул и словно из под земли к нему подскочил скакун, черный как уголь. В нем была видна, как и в его хозяине восточная кровь.
    -На нем приехал? - спросил Радимир ханского сына.
    -Да. Отец подарил его мне, - ответил Изок погладив любимца по изогнутой, бархатной шее.
    -Красивый. Смотри, чтобы не отняли.
    -Лучше расстаться с жизнью, чем со скакуном, - ответил кочевник.
    -На все жизни не хватит. Не спеши отдать ее раньше времени.
    Конь Радимира стоял на княжеском дворе. Там уже собралось много народу. Горислава и Изок смешались с толпой руянцев. Владимир кивнул своему воеводе.
    -Все готово, можно ехать. Руянцы торопятся, и мы задерживать не будем.
    Князь подал Радимиру ларец.
    -Здесь лежит золото и серебро, которое островитяне признают больше, чем меха. Медные монеты и послание князю Виславу. Передашь лично в руки. Остальное нагружено на лошадях. Ярослав покажет. Ну, езжайте.
    Как и руянцы, Владимир не любил тратить времени попусту. Всё сказав он повернулся и скрылся в переходе терема, словно летучая мышь от света.
    -Славный князь, - сказал главный купец стоящий рядом с Радимиром, - далеко пойдет.
    Витязь вскочив в седло, стал глазами искать Гориславу и Изока. Уже первые всадники поехали со двора. Наконец он увидел бледное лицо жены и чтобы не выдать ее, отвернулся. Изок не отъезжал от нее ни на шаг.
    -У меня к тебе дело есть, славный Круто, - сказал Радимир купцу, поправляя шлем.
    -Славный и богатый я, - лукаво поддакнул Круто, - а еще догадливый, обладающий острым взглядом.
    -Любишь хватить себя.
    -А как же, все вижу, поехали уже, - купец тронул поводья и поехал первым.
    Радимир ехал сзади, покуда, по мостовым Киева они не выехали к воротам.
    -Хороший город, - бросил через плечо Круто, - высокие стены.
    По его тону было непонятно в шутку он говорит или всерьез. Когда одними из последних выехали из Киева руянец и древлянин, у Радимира наконец появилась возможность переговорить с купцом. Перед ними лежала широкая пыльная дорога и по ней "ползла" цепочка людей.
    -Так о чем твое дело? - сам спросил Круто не меняя плутовского выражения лица, - уж не о том ли красивом молодчике с черными бровями вразлет, маленьким ротиком и косой под шлемом?
    Радимир дернул поводья.
    -Осторожно, шею бедной животинке сломаешь.
    -Как ты догадался?
    -Мудрено не догадаться, не молодому человеку. Не бойся, я один знаю эту тайну, пока сам ее захочешь хранить.
    -Хитрец, ты Круто.
    -В нашем деле без этого ни как. Кто она тебе?
    -Жена.
    -От князя хочешь спрятать?
    -И это знаешь!
    -Ваш Владимир охоч до девок. Многих таких сгубили бабы, а князю чувствую это не грозит.
    -Сколько просишь, заплачу, только перевези ее на Руян!
    -Любишь, - не спросил, а сказал Круто, - понимаю, сам когда-то был пойман в эти сети. Но только подводная скала те сети разрезала. Девица не любила меня и отравилась... Печальная история.
    -Не повезло тебе, старик. Но меня Горислава любит и сын у нас есть.
    -Уж не в той ли корзинке сидит?
    -Да.
    -Как только будем на привале, пусть вынет свое дитя. Теперь вам нечего прятаться. Среди моих людей едет моя дочь в мужском платье. Она частенько сопровождает своего отца в пути. Сорванец, а не девка. Власта будет подругой твоей жене.
    -Спасибо тебе, - сказал купцу Радимир.
    -Всякому спасибо цена есть. А за иное не благодарят. Наша дорога длинная, но вижу попутчики у меня хорошие и не дадут старому человеку заскучать, - ответил Круто, - А дальше, дальше будет море и Руян.



                КОНЕЦ.



               
   

    Для написания исторических событий я использовала материал у Карамзина из его "Истории государства Российского".
    А отдельные слова брала из словаря Солженицына, как то:

            Бава - забава, игрушка.
            Балабой - болтун.
            Бадажничать - шутить.
            Багровина - синяк.
            Валява - то кто лежит, да ест.
            Додон – нескладный.
            Деепись - история.
            Дарный - к подарку.
            Долбень - дурень. Лживец – лгун.
            Лататуй – олух.
            Пест – упрямый.
            Разбегай - ветрогон.
            Ялда - о большом, неуклюжим.
            Яризна – ярость, лютость.
            Языня – вздорный болтун.
            Яр - круть, уступ.
      
    Месяцы: Январь - просинец.
            Февраль - сечень.
            Март - сухий.
            Апрель - березозол.
            Май - травный.
            Июнь - изок (певчая птица).
            Июль - червень.
            Август - зарев.
            Сентябрь - рюен(ревун).
            Октябрь - листопад.
            Ноябрь - груден.
            Декабрь - студеный. 



            Бирюк - волк одиночка, нелюдимый человек.
            Векша - белка.
            Дикая вира - штраф собираемый с общины на чьей земле убили человека.
            Дружина - на Руси приближенные князя и его войско.
            Женолюб - человек который любит ухаживать за женщинами.
            Желна - крупная птица семейства дроздовых, черный дятел.
            Ильм - лиственное дерево с прочной древесиной, род вяза.
            Ладо - бог веселья и любви.
            Море Ругов - Балтийское море.
            Острец - степной сорный злак, используется как корм лошадям.
            Одрин - спальня.
            Посадник - наместник князя, выборный глава гражданской администрации.
            Перестрел - длина равная полету стрелы (примерно 100 шагов).
            Робич - сын рабыни.
            Рунка - охотничье копье.
            Усмарий – тот, кто обрабатывает шкуры, кожи.
            
            


Рецензии