Не спящая по ночам

 НЕ СПЯЩАЯ ПО НОЧАМ 

Сначала я думала, что это луна, одиноко сияющая на черном беззвездном небе. Но почему ее опоясывает черный обруч? И только когда автобус проехал еще какое-то расстояние и луна осталась позади, я поняла, что это была не луна, а круглое окошко, сияющее на невидимой в темноте высоченной башне.
Но откуда в современном городе башня с круглым окном?
А если это просто высокий дом, то неужели в нем все-все жильцы, кроме одного, спят? Ведь в небоскребах так много квартир. Может быть, целых сто или даже двести.
На следующий день я снова возвращалась домой поздним вечером, почти ночью, и снова на том же самом месте одиноко горела луна, опоясанная черной тесемочкой. И снова я проехала мимо.
Но когда в третий раз я увидела все тот же пылающий шар, я не выдержала и сошла с автобуса, хотя время было позднее, и, возможно, это был последний автобус.
«Ничего, возьму такси», - успокоила я сама себя и пошла на таинственный свет.
Я шла довольно долго, а светящееся окно было все так же далеко.
«Как в море, - подумала я. - Там тоже расстояние обманчиво».
И все-таки постепенно в темноте стали проявляться контуры высокого дома, действи-тельно похожего на башню. Чем ближе я подходила, тем больше появлялось на темной стене круглых слепых окон, и только на самом верхнем этаже бессонно глядело во тьму сияющее око.
Загипнотизированная его взглядом, я вошла в подъезд, нажала кнопку лифта и в мгновение ока вознеслась высоко-высоко, в самое поднебесье. И только выйдя из лифта, опомнилась.
«Господи, что я делаю? И вообще зачем я сошла с автобуса? Мало ли кто тут живет, и какое мне дело, почему кто-то не спит ночами! Да и как я могу среди ночи позвонить в чужую квартиру?»
Но как раз в это мгновение дверь приоткрылась. Из нее выглянула женщина… Нет, старуха. А еще точнее, старушка - маленькая, сухонькая, с живым, молодым, чуть ли не девичьим лицом. Она испуганно посмотрела на меня и, судя по облегчению, появившемуся на лице, тут же успокоилась.
- Извините… - сказала она, хотя извиняться должна была я. - Но я услышала лифт, и вышла посмотреть, кто это. Но это, слава Богу, вы…
- А вы ждали кого-то другого? - спросила я, от неожиданности забыв правила приличия.
 Какое вообще я имела право задавать вопросы незнакомому человеку на пороге его квартиры, да еще посреди ночи?
- Наоборот, я жду, чтобы никто не пришел, - непонятно ответила старушка и после довольно длительной паузы не очень уверенно спросила: - Может быть, вы зайдете? Если у вас, конечно, есть время... Или вы спешите?
Все было странно. И то, что она, единственная в доме, не спала в этот поздний час. И что она не удивилась, а даже наоборот, успокоилась, увидев чужого человека. И этот девичий румянец на старческом лице. И странные речи о свободном времени посреди ночи.
Но не зря же я так долго шла на этот призывающий свет!
Я кивнула старушке, она посторонилась и пропустила меня в дом.
Я  чувствовала, что меня ждет нечто необыкновенное, но не предполагала, что попаду в тропический сад. Очень высокие потолки позволяли тут и там расти пальмам и еще каким-то стройным, как свечки, деревьям, по стенам вились лианы, из углубления в стене, который я сначала приняла за камин, бил прозрачный родничок. Экзотические птицы сидели в клетках и свистели изо всех сил, не обращая внимания на темноту за окном. Старинная мебель, стулья с изогнутыми ножками, кресла с вычурными украшениями на подлокотниках вполне соответствовали необыкновенным растениям в комнате. Хотя это была не комната, а скорее зал площадью в целый этаж. Таких просторов в городской квартире я еще не видела никогда. Но самым удивительным в этом жилище были не роскошные деревья, не журчащий родник, не круглые окна-иллюминаторы, а потолок: он был стеклянный, и из-за этого казалось, что над комнатой нет крыши - только небо, усеянное звездами. Звездный ковер.
- Да-да, - улыбнулась старушка, перехватив мой взгляд, - у всех ковер на полу, а у меня на потолке. Вам нравится?
И не дождавшись ответа, проговорила светским тоном:
- Я вам очень рада и даже не стану спрашивать, что вас ко мне привело. Хотя, признаюсь, ваш визит вызывает у меня любопытство. - Она дотронулась до моей руки и сказала заговорщицки:
 - Ведь мы, женщины, существа любопытные, не так ли?
- Что вы, в этом нет никакого секрета, - покачала я головой. - Хотя объяснение вам наверное покажется странным…
- Ничего, ничего! - подбодрила меня старушка.
- Несколько дней подряд я возвращалась домой очень поздно, и каждый раз обращала внимание на единственное светящееся окно - ваше. Я даже сначала думала, что это луна, но потом заметила, что у луны есть поясок.
- Да-да, поясок… - улыбнулась она. - Прелестная  фантазия. А ведь я никогда свое окно светящимся не видела. Оно светится, только когда я дома, а когда я на улице, оно темное. Но все равно я прекрасно представляю: луна и поясок… И что же?
Она вопросительно посмотрела на меня.
Действительно, и что же? Единственное в городе светящееся окно вовсе не причина для ночного вторжения в чужую квартиру.
- Понимаете… - я смутилась. - Это меня почему-то тревожило... Я вспоминала это ночное окно даже днем, когда  солнце слепило глаза. А потом и среди ночи, когда не могла уснуть. Мне казалось… да и сейчас кажется!.. что за этим скрывается какая-то тайна. А теперь, когда я увидела вас и вашу квартиру, я в этом просто уверена. Или я ошибаюсь?
- Нет, вы  не  ошибаетесь, дитя мое, - покачала головой старушка и, заметив, что я усмехнулась, строго добавила: - Да-да, по сравнению со мной, вы дитя, хоть кажетесь себе вполне взрослой, а может быть даже и немолодой. Как вы думаете, сколько мне лет?
Вопрос был некорректный, однако ответ таковым быть не мог. Я внимательно посмотрела на свою собеседницу. Несмотря на румянец и живость, было видно, что ей уже перевалило за семьдесят. А может быть дело шло уже и к восьмидесяти.
- Ну… - я замялась. - Вам наверное около семидесяти?
- Ха! - воскликнула старушка. - Ценю в людях воспитанность! Ведь вы подумали что мне около восьмидесяти, так?
Я неопределенно пожала плечами.
- Да-да, подумали! - с жаром уличила она меня. - Так вот, - она сделала паузу, чтобы я успела приготовиться к сюрпризу. - Через десять дней мне исполнится… сто тридцать один год! Если, конечно, я - не дай Бог! - случайно не усну.
Я с изумлением смотрела на нее. С изумлением и жалостью. И как это я с самого начала не поняла, что она сумасшедшая?
- Нет, я вовсе не сумасшедшая, - ответила она, во второй раз прочитав мои мысли. - Мне действительно сто тридцать один год.
- Да нет, я ничего такого не подумала… - забормотала я. - Я просто не все поняла… Что значит, если вы случайно не уснете?
- А-а-а! - она хитро посмотрела на меня. - В этом-то все и дело! Если вам интересно и у вас есть время, я вам расскажу свою историю. И мне тоже это будет чрезвычайно полезно: я тогда без всяких усилий продержусь до утра.
«Как странно, - подумала я, - одни и те же оговорки».
- Я вам сваю кофе, - сказала старушка, - а вы устраивайтесь поудобнее в этом кресле. Можете укрыться пледом, - она кивком показала на старинный, изрядно истрепанный плед, лежавший на низенькой табуретке рядом с креслом.
Я погрузилась в удобное глубокое кресло, накинула на себя плед и сразу же почувствовала страшную усталость. Когда старушка вернулась в комнату с подносом, на котором стояли две дымящиеся чашки из светящегося, чуть ли не прозрачного фарфора, я почти спала.
- Нет-нет-нет! Спать запрещается! - воскликнула старушка, но тут же добавила, ставя чашки на низенький столик перед креслом: - Хотя… вам-то можно. Это мне строжайше запрещено!
Она взглянула на меня и, увидев, что во мне снова вспыхнуло любопытство, села в кресло напротив и взяла чашку в руки. Я тоже сделала глоток.
- Итак… - начала она. - История эта началась полтора века назад. Нет… чуть позже. Это я для красного словца. А если быть точной, то сто тридцать два года назад.
Я улыбнулась упорству, с которым старушка стояла на своем, но она не обратила на это внимания.
- На одной улице одного провинциального города, - продолжала она, - жила прелестная девушка, и ее полюбил достойный юноша, живший в том же городе. Девушка отвечала ему взаимностью, и, казалось бы, ничто в этой истории не предвещало никаких сюрпризов, но… на этой же улице жила еще одна девушка, вернее, молодая женщина, которая тоже полюбила этого юношу. Вы скажете, что и в этом нет ничего необыкновенного, такое часто случается, и одной из двух женщин в таких случаях всегда приходится смириться и ждать, когда придет другая любовь. Но дело было в том, что вторая женщина была колдунья.
- Колдунья? - непроизвольно вырвалось у меня.
- Колдунья, - строго подтвердила старушка. - И вы, деточка, напрасно не верите. Она действительно была колдунья, об этом знал весь город. Она могла вылечить человека от неизлечимой болезни, могла найти пропавшего ребенка, соединить расставшихся возлюблен-ных. Как вы поняли, это была совсем не злая колдунья, она делала только добрые дела, и все у нее получалось. Единственное, чего ей не удалось, - это приворожить к себе прекрасного юношу, которого она полюбила. Любовь юноши к  той, первой девушке была так велика, что никакие заговоры и снадобья, к отчаянию колдуньи, на него не действовали, и все жители города знали о поединке между двумя женщинами. Победила та, первая девушка, и, как вы догадываетесь, наступил день свадьбы. Колдунья на свадьбу явилась тоже, хотя ее никто не приглашал. Была она в черном платье, а вам, наверное, известно, что приходить на свадьбу в черном не принято. И вдобавок ко всему на шее у нее опасно мерцало черное агатовое ожерелье, предвещающее несчастье. Увидев колдунью, все замерли, но та подошла к невесте, улыбнулась и поздравила ее со счастливым событием. И лишь напоследок сказала:
- Ты победила, но за победу свою ты дорого заплатишь!
 Невеста помертвела от ужаса и спросила дрожащим голосом:
- Что, что ты сделаешь?..
- Не сейчас, - ответила колдунья. - Я вернусь в самый счастливый день твоей жизни.
- Но разве не сегодня этот день? - удивилась невеста.
- Нет, будет еще счастливее, - мрачно пообещала колдунья и вышла из зала.

В тот день, когда у молодой женщины родилась дочь, была гроза. Обессиленная и счастливая, она лежала в полусне на высокой кровати, а рядом с ней сладко посапывало крошечное, только что родившееся существо. Могучий удар грома заставил женщину открыть глаза, и при свете ночника она увидела возле кровати высокую и тонкую женскую фигуру. Она ее сразу узнала, и у нее оборвалось сердце.
- Вот я и пришла, - сказала колдунья.
- Только не трогай ребенка! - закричала женщина. - Умоляю тебя! Посмотри, какая она красивая. Неужели у тебя поднимется рука? Ведь ты же добрая колдунья, ты любишь детей! Во всяком случае, все про тебя так говорят.
- Обо мне так говорят? - удивилась колдунья, и было видно, что ей это приятно.
Она склонилась над девочкой.
- Действительно, прелестное создание!
Она погладила новорожденную по головке.
- Не беспокойся, я не сделаю ей ничего плохого. И кроме того… - колдунья оглянулась, чтобы убедиться, что их никто не слышит. - Кроме того, сейчас я уже рада, что твой муж тогда меня отверг. Я встретила более достойного человека. Смотрю я на вас, и что-то не в восторге от вашей жизни. Сдается мне, что твой муж скуповат?
- Да-да… - забормотала женщина, только чтобы не сердить гостью. - Не трогай ребенка, умоляю…
- Я не сделаю ей ничего плохого, - повторила колдунья. - У нее будет счастливая жизнь, но…
- Что «но»?.. - в ужасе закричала молодая мать.
 - Но все, что будет с ней происходить, все главные события ее жизни, будут случаться ночью, когда она спит. После того, как зажгутся три первые звезды, и до того, как они погаснут.
- Как же так?.. - не поняла женщина.
- Не тревожься, - успокоила ее колдунья, - у нее будет жизнь хоть и странная, но счастливая. Должна же я хоть что-нибудь сделать, раз уж пришла. А зла на тебя я, как видишь, не держу.
- Но объясни… - проговорила женщина, но в это мгновение молния снова разрезала небо, и она зажмурилась. А когда открыла глаза, гостьи уже не было.
«Приснилось? - подумала женщина. - Или нет?»

- Деточка, - сказала вдруг старушка, - если вы не поняли, то речь идет о моем рождении. А молодая женщина - это моя мать.
- Я поняла, - тихо проговорила я.
- Вот и хорошо, - она кивнула и продолжила. - А узнала я об этой истории, только когда мне исполнилось шестнадцать лет. Мать рассказала мне об этом, смущаясь, боясь, что я ей не поверю. Да и сама она, как мне показалось, не была вполне уверена, что колдунья, явившаяся той ночью, ей не приснилась. Мало ли что может привидеться в мгновения, когда рождается твое дитя!
Сначала я отнеслась к рассказу матери как к сказке, но вскоре заметила, что, действительно, сны, которые мне снились ночью, днем имели продолжение. Во сне я впервые встретила того, кого потом полюбила и за кого вышла замуж. Мне приснился юноша с темными волосами, в которых загадочно сверкала седая серебристая прядь. Через несколько дней я встретила его на балу. Возможно, если бы не сон, я не обратила бы на него внимания, потому что в это время мое сердце было встревожено другим юношей, капризным и непостоянным, как женщина, и на этом балу должно было решиться многое. Но, увидев грустного молодого человека с белой прядью в волосах, я узнала его, удивилась и уже не упускала из вида. А он, почувствовал мой взгляд и пригласил меня на мазурку, и мы танцевали до утра. Мой капризный кумир был забыт и в этот вечер, по словам моих подруг, даже страдал.
- Ах, моя милая, - прервала она сама себя, - вы,  наверное, удивляетесь, как я могу это помнить, ведь бал этот был более ста лет назад. Вы мне не верите. Но, представьте, в моих ушах и сейчас звучит музыка той мазурки, а сердце проваливается в бездну от взгляда моего нового знакомого. Однако я вас совсем заговорила. Может быть, вы хотите еще кофе?
- Рассказывайте дальше, прошу вас! - воскликнула я.
- Пожалуйста, вы очень любезны, - церемонно сказала старушка и накинула на плечи шаль с темно-вишневыми кистями. - Что же было дальше? А дальше была вся жизнь. И вправду, все, что со мной происходило, случалось во сне. Мой возлюбленный признался мне в любви, когда я спала и он думал, что я его не слышу. Внезапно начавшаяся буря заставила нас искать пристанище в поместье, мимо которого проезжал наш экипаж. И среди ночи я проснулась от слов: «О, как же я люблю тебя! Я просто теряю рассудок!» Я приоткрыла глаза и увидела моего рыцаря, стоящего в двух шагах от моей постели, и взгляд его был темен от страдания. Его предложение руки и сердца я тоже услышала во сне - вернее, я думала, что это сон, а на самом деле именно в это мгновение он произнес вслух эту фразу, находясь от меня за несколько миль, а наутро приехал к моим родителям просить моей руки.
В первое время мы с ним жили душа в душу, но через несколько лет, когда у нас уже были две дочери, он пристрастился к рулетке. Это было несчастьем нашей семьи, он проиграл наше имение, и я понимала, что на этом он не остановится. Бедность уже подавала нам знаки, но однажды во сне мне приснилась цифра, на которую он должен был поставить в игре, и я сказала ему. В ближайший вечер он отыграл не только имение, но и выиграл массу денег - так много, что мне стало даже страшно. И не напрасно. Он не выдержал такой удачи, вернее, удачи не выдержало его сердце, и через несколько дней он умер от сердечного удара. И, разумеется, тоже, когда я спала.
Я осталась одна с двумя дочками, с деньгами, совсем еще молодая, растерянная, не умеющая жить без человека, который принимает решения. Но однажды я увидела во сне, как молодой мужчина довольно скромной наружности  советует мне вложить деньги в акции двух еще мало известных промышленных компаний. Поэтому я не удивилась, когда утром в прихожей зазвонил звонок и горничная доложила, что пришел незнакомый человек и хочет со мной поговорить. Он предложил мне то же самое, что и во сне, и попросил за услугу определенный процент с будущих доходов. Процент совсем небольшой, и я согласилась. Компании богатели и расширялись, акции действительно стали приносить большую, даже очень большую прибыль, а поскольку ее никто не проигрывал в рулетку, вам должно быть понятно, откуда у меня на верхнем этаже башни этот дивный сад и ковер из звезд. И еще вилла на Лазурном Берегу и коттедж вблизи Нью-Йорка. А тот человек?.. Да-да, деточка, вы догадались правильно. В конце концов, он стал моим вторым мужем, и мы счастливо прожили с ним почти пятьдесят лет. А потом он умер, как умерли все вокруг меня. И друзья, и дочери. Ну еще бы, кто же может выдержать сто тридцать лет!
- А вы?.. - спросила я и запнулась.
- Ничего-ничего, не смущайтесь, моя милая! Ваш вопрос вполне закономерен. Почему все умерли, а я жива, не так ли?
Я смущенно пожала плечами.
- Очень просто. В какой-то момент я подумала: все, что возможно, со мной уже произошло - любовь, и богатство, и рождение детей, и путешествия. Осталась лишь одно, последнее приключение - смерть, которая, судя по всему, тоже должна придти во сне. Ночью. После того, как зажгутся три первые звезды. Значит, решила я, если ночью я не буду спать, смерть ничего не сможет со мной сделать. И вот уже больше пятидесяти лет я не сплю по ночам. Я сижу в этом кресле и смотрю через стеклянный потолок на небо – как над моей головой проплывает иногда любовь, иногда счастье, иногда безмятежность. Признаюсь, частенько мне хочется, чтобы они заглянули в мой дом, но я не сплю, и они проплывают мимо. Но зато мимо проплывает и смерть. Она плывет на облаке медленнее всех остальных, она зорко всматривается в мое окно, иногда мы с ней встречаемся взглядом. Но я не сплю - и она плывет дальше. А в Нью-Йорк я давно уже не летаю - боюсь уснуть в самолете… Теперь, деточка, вам все стало понятно, ведь правда?
Я ошеломленно смотрела на старушку. Она выглядела усталой, у нее слипались глаза.
- Я вам очень благодарна, - пробормотала она сонным голосом, - что вы помогли мне скоротать эту ночь. Помогли выиграть еще один день жизни.
Небо стало светлеть. Много звезд уже погасло, а значит, пора было уходить.
Я поднялась. Старушка хотела тоже встать, но я видела, что у нее нет сил.
- Не провожайте меня, - попросила я. - Я сама захлопну дверь.
Старушка не стала возражать и откинула голову на спинку кресла. Через мгновение она уже спала.
А я на цыпочках вышла из квартиры, и дверь бесшумно закрылась за мной.

А потом я уехала больше чем на год в другую страну и совсем забыла светящееся окно, старушку и ее восхитительную сказку. Но, вернувшись, в первый же вечер возвращаясь поздно вечером от друзей, я увидела высоко в небе оранжевую луну, перепоясанную темным обручем. И сразу все вспомнила. И обрадовалась, поняв, что за это время удивительная старушка справила еще один день рождения.


Рецензии