Симка

               
Я вышла из учительской и увидела в пустом школьном коридоре белоголовую девочку лет четырёх. Чёлка закрывала брови, а из-под белых пушистых ресниц на меня смотрели голубые-голубые глаза.
 –Меня зовут Симка,- сообщила девочка, не ожидая вопроса. Я улыбнулась, и новая знакомая ответила мне чудесной улыбкой.
 Так мы познакомились, и Симка стала частой гостью в доме, где я жила, кстати, она приходилась моей хозяйке какой-то родственницей.
Часто Симка приносила с собой детские книжки и просила прочитать. Слушала она очень внимательно, глядя мне в рот. Потом мы вместе рассматривали картинки, и Симка объясняла мне их. Я поила её какао. Она пила с блюдца, долго, старательно. На носу у неё выступали капельки пота, она,  выпятив нижнюю губу, дула, а потом говорила:
- Вкусно. Когда будешь ещё такое варить, позови. Я сразу прибегу.
Хозяйка как-то заметила ей:
-Взрослых надо на «Вы» называть:
-Так тётя ж одна! – искренне удивилась Симка. Мы посмеялись и больше подобных советов ей не давали.
Когда темнело, мы забирались на печь, и Симка пересказывала нам содержание только что прочитанных книг. Мы с хозяйкой слушали и охали, когда было надо удивляться или бояться. Но пора было уже зажигать лампу, готовиться мне к урокам.
И хозяйка говорила:
- Что это там шевелится? – и глядела в тёмный угол за Симкиной спиной. Симка, не оглядываясь, проворно перебиралась через меня, садилась на край, свесив ноги, и говорила:
- Снимите-ка меня, пойду уж домой. Мамка, должно быть, заждалась.
Хозяйка, посмеиваясь, уговаривала:
- Посиди ещё с нами. Что дома-то?-
- Боитесь без меня-то?- догадалась Симка. – Не бойтесь: нет там в углу  никого! Кошка, должно, там была. Глянь-ка теперь. Шевелится?
Сама она не решалась посмотреть в тёмный угол. Мне становилось жаль Симку, и я говорила:
- Нет, уж не шевелится. Наверное, это и вправду кошка была!
- Кошка, должно, - успокаивала меня Симка. – Не бойся. А я уж пойду. Завтра ещё приду.
Мы снимали Симку с печки, и она, только когда была на руках, решалась оглянуться на тёмный угол.
  Как-то мне прислали открытку, на которой был изображён медведь, несущий в большой корзине девочку.
  Симка внимательно рассмотрела картинку и потребовала:
- Ну, рассказывай про медведя-то. Чего это он девочку тащит. И куда это он её тащит?
  Я рассказала ей сказку про Машеньку и медведя. Симка потом долго молча сидела над открыткой. Я проверяла тетради. Смеркалось. О Симке я уже и забыла. Вдруг она заговорила:
- Домой уж пора. Гляди-ка, скоро и ночь… А медведь-то, он, должно, ночью по улице ходит…
Я утвердительно кивнула. А Симка стала рассуждать:
- А то, может, сидеть у тебя, пока мамка придёт?
Ночь ведь скоро… Медведь-то, он что, только девочек в корзине-то носит? Или и больших берёт? Должно, и больших. Он вон какой!
  Она слезла с табуретки и принялась одеваться.
- Может, тебя проводить, Сима?
- Да ведь ему что ты, что мамка… - резонно заметила Симка, натягивая пальто. – О вон какой!
- Да ведь это сказка! У нас в селе не ходят медведи!
Не ходят? Нет, должно, ходят. Ночью ходят, когда все спят…
- А сейчас ещё никто не спит, и светло ещё…
- Ну пойдём уж, - согласилась Симка. – От нас тебя мамка проводит.
     Мамке она доверяла всё-таки больше.
  Однажды рано утром я сквозь сон услышала Симкин голос. Открываю глаза: да, посреди комнаты закутанная в платки  стояла Симка. Хозяйка разматывала шарф, которым была поверх пальто подпоясана Симка.
- Симка! Чего это тебе не спится?! – удивилась я.
- Спала бы, - серьёзно, как всегда, отозвалась она, выбираясь из пальто, - так по селу милиционер ходит!
- Ну?! Так милиционер не медведь! Он же девочек не забирает!
- Нет. Он самогонщиков забирает. А у нас вчерась варили. Зайдёт он к нам, а я возьму и расскажу, что варили из сахара-то. Мамке враз штраф!
- А ты бы не рассказывала всем, что у вас варили, - посмеиваясь сказала хозяйка, вытаскивая её из больших валенок.
- Да ведь спрашивают! – озабоченно ответила Симка и полезла на табурет к столу, обернувшись ко мне, спросила:
- Вкусное-то варили?
- Нет, Симка, сегодня молоко с творогом будем есть, - ответила за меня хозяйка.
- Молоко-то нельзя! Пост! Бабушка говорит, молоко бог не велит сейчас есть, грех будет. А у вас бог-то есть? – и она завертела головой, оглядывая углы.
- А мы нашего бога-то вон как завесили – ответила хозяйка, показав на завешенную ради меня икону (совсем снять икону хозяйка не решилась: соседки осудят).
- Да, - подтвердила я, отправляясь на кухню умываться, - мы бога завесили и едим молоко.
Хозяйка полила сметаной творог, посыпала сахаром и подвинула миску с творогом и кружку с молоком Симке:
- Ешь, Симка!
- Нет, нельзя. Молоко нельзя, - и она отодвинула кружку.
- Ну,ешь творог со сметаной!
-Творог-то буду. А молоко нельзя – грех!
       В этот же день вечером зашла к нам Симкина мама и, смеясь, рассказала, как Симка учила бабушку:
-Вон тётя-то учительница ест молоко и ничего. Они там бога-то совсем завесили, он и не видит, а они молоко едят! Давай, бабушка, и мы своего бога хорошенько полотенцем закроем…
      Бабушка рассердилась и… подперла Симку веником, Когда Симка дома надоедала беготнёй, бабушка ставила её к стене, а к ней прислоняла веник, и Симка стояла смирно, не шевелясь.
                Приближалась весна. В селе многие готовились к пасхе. Симкина бабушка тоже копила сахар, яйца… Сахар она прятала на полати. Симка нашла и очень обрадовалась. Грызя кусок сахара, она свесилась с полатей и радостно известила:
- Глядите-ка! Тут кто-то сахар спрятал! А я нашла!
- Ты уж не найдёшь! – проворчала бабушка. – Слазь-ка! Из этого сахара я тебе на пасху кулич испеку.
                Симка пришла к нам и поинтересовалась, нет ли у нас на полатях сахара.
- Нет, мы сахар в столе держим, - сказала ей хозяйка.
- А кулич печь будете на пасху?
- Не будем. У нас тётя-то учительница-комсомолка. Мы на пасху не будем праздник делать.
- Ну, я принесу вам кулича, - пожалела нас Симка
        Кусок кулича и два крашеных яйца она принесла нам рано утром, когда я ещё была в постели. Всё угощение было у неё завязано в белый платочек узелком.
              Она вошла и провозгласила:
  - Спите ещё! Христос воскресья!
 - Да ну?! – удивилась я.
 - Ты не так говори!
 - А как?
 - Надо говорить: «воистинна!» Не умеешь? На-ка кулич. А вы мне красных яиц давайте.
         Хозяйка взяла её гостинец, ушла на кухню. Скоро вышла и подала ей узелок. Симка развернула его и засияла: в узелке лежали конфеты, печенье и два крашеных яйца.
- Ишь! И у вас яйца-то покрашены, как наши? Чем красили-то? Тож луком?-деловито спросила она.
 - Луком, луком, - подтвердила хозяйка.
 - А печенье-то магазинное. Из города, чай, прислали…  Ну, побегу я, мамке покажу!
      Близилось лето. Симка редко стала бывать у нас.
- Что-то редко заходишь, - сказала я ей как-то.
- Хозяйство ведь! – озабоченно ответила она.-
- С инкубатора цыплят взяли, а куры нет
- Так ты им курицу заменяешь?
- Нет. У меня ж крылышек нет. Я их пасу. Чтоб коршун не унёс.
         Теперь Симка боялась коршуна и волка, про медведя она уже забыла.
        Однажды вечером, когда она вдруг заторопилась домой, я спросила:
- Боишься, что волк придёт?
- Волк-то что! Вот хорь!
- А что хорь? Страшный зверь, что ли?
 - А то не страшный? Волк-то что! А хорь у нас вчера курочку унёс! Я сама видела: пёрышки валялись. И кровь!
- Тогда, конечно, - согласилась я, - хорь страшнее волка.
-Да! Волк что! – пренебрежительно махнула рукой Симка, скрываясь за дверью.
    Пили мы как-то с Симкой «вкусное», пришла соседка к хозяйке.
 - И Симка здесь! -  удивилась она.
 - А чего ж, - ответила Симка, дуя на блюдечко с какао.
        Соседка подмигнула мне и спросила:
 - Симка, а где ж твой отец?
              Я знала, что у Симки нет отца, и поспешила замять вопрос, придвигая Симке печенье. Но Симка обернулась к соседке и серьёзно ответила:
 - Так ведь нет отца-то.
 - А чья ж ты? – прикинулась удивлённая соседка.
 - Чья? Государственная я! – и разъяснила:
 - Вон Петьке-то отец из города деньги присылает на книжки и конфеты, а мне государство деньги-то из города шлёт. Мы с мамкой на эти деньги и книжки покупаем и конфеты. А вот мамка в город поедет, так и куклу купит, Моргалку. Как положишь её, она и глаза закроет. В городе есть такие. Это у нас тут нет, одни калеки несчастные, а в городе всякие куклы. Вон мне тётя учительница поросёнка привезла. Так он в платьице и пищит, как на живот нажмёшь. В городе всё есть!
                И Симка снова налила в блюдце какао и стала дуть, чтоб не обжечься.


Рецензии
Теплом проникаешься к милой, непосредственной Симке!)
Словно увидела и услышала трогательное общение двух Душ!..
Спасибо душевное за замечательную историю, Таня!
Успехов во всём!

Ордина   14.07.2018 09:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.