Размышления о русском шансоне

Русский шансон представляет собой многоцветную и разнообразную сферу музыкально-поэтической культуры. В этом котле сплавились в единое целое традиции различных народов, социальных групп и субкультур.
Шансон использует выразительные средства разных музыкальных течений.

Джаз часто присутствует в произведениях шансонного характера. Он привносит туда упругий ритм, сочные гармонии, причудливый мелодический рисунок. Особенно, на мой взгляд, это заметно в творчестве Михаила Шуфутинского. Его песни «Ну и ради бога», «Бум-бум», «Золотой иероглиф» буквально пропитаны джазом.

Шансон дружен и с рок-музыкой. Произведения в этих стилях порождают исполненные глубоких эмоций шансонные рок-баллады. Здесь используется весь арсенал выразительных средств рока. Ревущие или плачущие, искаженные звуки электрогитары. Барабаны, которые бешено захлебываются в своей сумасшедшей партии. Здесь можно вспомнить баллады Михаила Круга. Например, «Мне тебя не понять». Или жутковатую, поражающую своим предчувствием смерти «Исповедь» с одноименного последнего альбома певца.

Шансон генетически связан с русской народной песней. Ее обобщенные образы, протяжный лирический характер и диатонические мелодии присутствуют в некоторых произведениях русского шансона. К примеру, песня Сергея Трофимова «В небо белым голубем подымусь», повествующая о погибшем солдате, отчетливо напоминает интонации знаменитого «Черного ворона». Когда я слышу эту песню, мне представляется человек, одиноко стоящий посреди поля. Он «акапелла» общается с окружающим миром, всеми природными стихиями.

Также мне видится связь шансона с авторской или бардовской песней. Она проявляется на разных уровнях. Начиная с самого поверхностного – использования акустических гитар, незамысловатых аккордов, простой, даже несколько упрощенной, манерой исполнения. До самых глубоких основ – авторского характера всех песен, приоритета слова над музыкой, тесный контакт со слушателями.
Интересно, что шансон и не скрывает своей связи с бардами. Напротив, он стремится вобрать в себя все лучшее из авторской песни. Произведения Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Александра Галича поистине навсегда вошли в золотой фонд шансона. 

Для шансона характерно обращение к цыганской музыкальной культуре. Все эти гитарные переборы и стремительные соло, подвывающие хоры – из этой оперы. Оттуда же постоянные темы странствия, уход от упорядоченной скучной действительности, ярких любовных историй. Хотя зачастую все это оборачивается «псевдоцыганщиной», то есть подражанием ради подражания без сохранения внутренней сути.   

Русский шансон не чуждается использования экзотических музыкальных стилей. Здесь одним из наиболее ярких примеров мне видится «Донна Роза» Михаила Шелега с одноименного альбома. Использование испанской музыкальной стилистики усиливает подчеркнуто пародийный характер произведения. Сюда же можно отнести «Марджанджу» Михаила Шуфутинского. В этой песне музыкальный и вербальный экзотизм помогает создать яркий выразительный образ.

Итак, современный русский шансон характеризуется полистилистичностью, использованием выразительных средств различных художественных систем. При этом они не просто механически сопрягаются. Происходит их взаимопроникновение, творческое осмысление и воплощение. 

 
Мне кажется, что шансон возрождает традиции исконной русской культуры. Древние могучие богатыри причудливо переродились в блатных героев, которые в пьяном угаре способны совершать из ряда вон выходящие, иррациональные и «героические» поступки. Мученики с закопченых икон стали страдальцами-сидельцами. 

Шансон оперирует ключевыми концептами русской культуры. Понятия «воля», «свобода», «правда», «справедливость» являются системообразующими для многих произведений шансона. Здесь можно привести в пример песню «Свобода» Михаила Круга. Свобода, «без которой гибнет человек», противопоставляется «неволе», которая ассоциируется с тоской, грустью и смертью.

Русский шансон вообще кажется мне фундаментальным творчеством. В его произведениях художественно осмысляются основные моменты бытия человека. Здесь идет речь о «веселой жизни», «нелепой смерти», любви, предательстве, семье и отношениях между детьми и родителями. В этом плане шансон кардинально отличается от поп-музыки, которая в основном не стремится к глубокому погружению в действительность.   

Еще одно свойство шансона – отсутствие стремления к внешней красивости. Это не поп-композиция, где аккуратные мальчики и девочки в стиле унисекс сладкими голосами выводят нечто расплывчато-романтическое. Шансон принципиально отказывается быть эстетически привлекательным. Для него характерен хриплый, шепчущий, не попадающий в такт вокал а-ля Аркадий Северный. Три блатных аккорда на плохо настроенной гитаре. Хотя сейчас шансон уходит от своего исконного антиэстетизма. В нем становится больше романтики, красоты, успокоенности. Плохо это или хорошо – вопрос спорный.

Я уже писал, что шансон характеризуется пристальным вниманием к слову. Именно оно, а не музыка, первично в этом творчестве. В произведениях порой встречаются настолько удачные языковые жемчужины, что просто диву даешься. «И бережно держа, и бешено кружа, ты мог бы провести ее по лезвию ножа». Это строка из песни Владимира Высоцкого «Белый вальс» кажется мне одним из наиболее удачных примеров подобного рода. Хотя не буду лукавить. Много в шансонных песнях лингвистических неудач, банальных рифм, истертых сравнений и метафор. Все это есть. Однако лучшие образцы шансона очищены от подобной шелухи и блистают драгоценными камнями слов.               


Рецензии