Профессиональные бойцы на Руси

Рисунок автора 2013




"Без бойца - нет венца" - русская народная пословица


Уста клеветнику я смажу кровью
На поле русском кулаком,
Отвечу лжи мерзавца жгучей болью,
Залает он паршивым псом...

(С.В.)



В давние времена, много веков назад на Руси не знали, что такое М1, мистфайт, карате или ушу и прочее. Но каким-то чудесным образом русские воины били врага на поле брани. Мало того, побеждали противника превосходящего численно. Примером тому может послужить не один факт в истории нашего Отечества.

Весной 1571 года Девлет-Гирей собрал крупное войско. По разным данным, оно насчитывало от 40 000 до 120 000 тысяч крымской орды и ногаев, с 7 тысячным отрядом турецких янычар. Но историки сходятся на 97 тысячах... Основные силы Русского царства в тот момент были связаны Ливонской войной, поэтому «береговые воеводы» на Оке имели в своём распоряжении не более 6 тысяч ратников. Под Кромами крымская орда «перелезла» Оку и в обход Серпухова, где стоял с опричным войском Иван Грозный, устремилась к Москве. Согласно преданию, тайные броды на Оке указал татарам предатель — Кудеяр Тишенков (не лучшая слава для русского человека быть предателем). Татары зажгли московские посады и Земляной город, начались пожары в Кремле. В окружённые каменными стенами Кремль и Китай-город Девлет-Гирей так и не вошёл. Шеститысячный полк воеводы Михаила Воротынского отбил все атаки крымцев, а когда хан начал отступление, провожал его до Дикого поля.

Крымский посол рассказывал в Литве, что ханские люди убили в России 60 тысяч человек и ещё столько же увели в полон. Историки (А.А. Зимин, Р.Г. Скрынников) оценивают размер угнанного татарами «полона» примерно в 10 тыс. человек.

Только чудесами такие подвиги не объяснить. Логично предположить, что наши русские предки знали как управляться оружием в рукопашной схватке. Тем более, что именно так и только так бились в те времена. Огневая мощь современников двадцать первого века стрельцам и воеводам того же шестнадцатого века и не снилась...

Но где же те знания о ратном деле, позволявшие бить врага, превосходящего многократно?



В наше время людям интересно смотреть и заниматься единоборствами. Самые востребованные из предложенного публике это восточные техники ведения боя с оружием и без него. Русский стиль борьбы принято не просто отрицать, даже высмеивать. Возможно, это происходит по причине возникновения здесь спекуляций на тему единоборств, или, это конкурентная борьба, война иного профиля - информационного...

К вопросу некоторых невеж, - "у русских разве была своя школа единоборств, как на востоке или на западе?" - предполагающего по сути дикость и отсталость нашего народа в сравнении с другими более цивилизованными и логично утверждающее, что русские не могли достойно противостоять врагу...

Отвечаем, что обязательно была таковая. Даже "позабыв" на время о великих и решающих сражениях, где победителями были русские, скажем непременно следующее, что были такие бойцы, которые в строю или в одиночку наносили ответный удар пришедшим на русскую землю оккупантам-разорителям. Об этом свидетельствует традиция проводить кулачные бои вплоть до начала тридцатых годов двадцатого века. Это не пьяный мордобой и поножовщина в подворотне, как нам пытаются представить, это древняя традиция, уходящая своими корнями в далёкие времена, о которых без достаточных документальных сведений нам остаётся воссоздавать картину прошлого в своём воображении...

Чётких граней в определении школы единоборств нет. Поэтому будем исходить из современных представлений об этом предмете исходя из имеющихся источников в нашем распоряжении...

Самый главный факт существования именно школы рукопашного боя в России определяет вид "кулачного боя" - "стенка на стенку" и "Сам-на-сам". Второй применялся на Руси и в Европе и как судебное доказательство, - как "поединок" с незапамятных времен; - он служил, для окончательного подтверждения правоты ответчика в судебном деле.

В уголовном кодексе пятнадцатого века в "судебнике" "Русская Правда" такое единоборство называлось "русское поле", и обвиняемый призывал обвинителя к "полю". Это некоторый прообраз дуэли. Условия состязания определялись и выбирался их способ и оружие. Документальные памятники тех времён перечисляют эти и оружия и орудия, которыми пользовались тяжущиеся в таком "Суде Божием". Так в древнейшем, после Ярослава, судебнике Иоана III от 1497 г. говориться, чтобы при поединках посторонние (т.е. зрители) не присутствовали. "А к "полю" приедет окольничей и диак, и вспросити исцев, ищеи и ответчиков кто за ними стряпчей и поручникы, и тем велети и стояти, "а доспеху и дубин и ослопов" стряпчим и поручником у себя не держати" ,тогда двое выходили драться в поле рано утром...

По поводу этой статьи Карамзин замечает: "... из сего не справедливо заключали, что бойцы сражались у нас ослопами и дубинами.4 В договоре князя Мстислава Давидовича Смоленскаго с Готландией и немцами в ст. 11 упоминаются оружия на "поле" мещи и сулицы".

Карамзин о судебных поединках говорит следующее: -"Обвиняемый требовал присяги и "Суда Божия": требуя "поля" и единоборства, - говорил он. Каждый мог вместо себя выставить бойца... Избирали любое оружие, кроме огнестрельнаго и лука. Сражались обыкновенно в латах и в шлемах, копьями, секирами, мечами, на конях или пешие; иногда употреблялись и кинжалы. (Ист. т. VI, стр. 226) Но и кулачное состязание было в ходу. Известно, что в Москве, для поединков, в самом центре города, на Троицкой площади, у ворот Ильинских было отведено особое место, которое и называлось поле (там же, т. VIII, стр. 26). Собственно название "поединок" и не употреблялось ни в устной речи, ни в законе, а имелся термин "поле" или "прошу поля".

Существование у нас этого рода доказательств правоты восходит ко временам глубокой древности. И если следов его не находится в "Русской Правде", то в упомянутом выше договоре Смоленскаго князя Мстислава Давыдовича с Готландией и немецкими городами, под 1228 годом говорится (ст.11): "Русину же не лзе позвати немчица на "поле" или немечкый гость бится в Руси межи собою - меци или сулицами Князю не надобе и никакому русину, а правити сами по своему суду."

В Судебнике Государя Иоанна III, от 1497 г. и Царском Судебнике Ивана Васильевича IV или Грознаго такой поединок занимает не последнее место, и ему посвящено более 10 статей. "Если истец представит несколько свидетелей, причем одни будут говорить в его пользу, а другие против него, то первые имеют право требовать "поединка" с последним". (Беляев, Ист. Рус. Законод., 1879 г., стр. 520).

Судебный поединок должен был быть совершон при окольничем и дьяке, представителе судебной власти, которые, прибыв на "поле", спрашивали: кто у них стряпчие и поручники, и эти лица должны были присутствовать при поединке, но никакого оружия при себе не иметь. Посторонние не допускались. Поединок мог происходить и между истцом и ответчиком, и между их свидетелями. Малолетним, старикам, женщинам, попам, чернецам и черницам лично биться запрещалось, но беспрепятственно дозволялось нанимать за себя бойцов. Таким образом бились иногда не только один-на-один и при том посторонние - наемные бойцы, но и целые группы свидетелей противных сторон.

В "Судебнике" 1497 г. читаем: "А битися на поле бойцу с бойцом или не бойцу с не бойцом, а бойцу с не бойцом не битися". Отсюда очевидно, что еще в глубокой древности были специальные кулачные и другие бойцы, заявившие себя на боях и которых можно было нанимать за себя.

Для нас здесь важно знать только о факте существования неких бойцов, которые выходили на поле на поединок драться либо с таким же бойцом профессионалом, либо с противной стороной, не способной нанять профи. Сейчас довольствуются адвокатом. Тогда была иная практика - профессиональный боец, которого воспитывали в семье, где так зарабатывали на жизнь, обеспечивая всем необходимым своих сородичей. В те времена быть судебным бойцом было почётно, как это теперь быть скажем Генрихом Падвой, к услугам которого прибегают богатые люди.

Сыновья таких бойцов смотрели на своих отцов и повторяли движения, приёмы защиты и нападения с оружием и без такового. Чтобы быть лучшими в поле они отрабатывали приёмы, уловки, "обманки", особые удары или стандартные для кулачного боя. Они проводили потешные бои. Сейчас это называют спарингами. При этом, собирались вокруг обыватели и с большим интересом наблюдали за "потехой" удалых молодцов. Часто сходились помериться силой друг с другом бойцы из разных семей. Видимо, им было любопытно узнать что-то новое из умения драться у других или была другая причина...

Эти бойцы в трудную для Отчизны годину обучали ратному мастерству народное ополчение. Именно из таких удальцов Петр первый сформировал учебную роту при Преображенском полку в 1701 году, как это было, например, у шведов. До определённого момента такая практика была достаточной чтобы защитить Родину от врага. Но с возникновением в Европе профессиональной армии со стратегией и тактикой исходя из современных видов оружия, этот опыт перестал давать тот результат, который когда-то был эффективен. Поэтому в петровские времена начали возникать военизированные школы. Профессионалов ставили на учёт и систематизировали их знания, умения и способности, выплачивая неплохое по тем временам жалование...

Но вернёмся к судным боям, к "русскому полю"...

Так как один из видов оружия в поединке был кинжал, значит была определённая школа владения коротким клинком (ножом). Не все документы, доказывающие это сохранились по той простой причине, что за время прошедшее с тех пор было большое количество войн, сопровождаемое убийствами и грабежами, пожарами где если документальные свидетельства не были украдены, то сгорали вместе с домами. Та же Москва горела дотла не раз. Были случаи намеренного уничтожения книг и учебников по русскому стилю единоборств. Инициаторами этого были духовные чины православной церкви, боровшейся с этим пережитком язычества...

Возрождение давней традиции русских людей драться на кулаках или на любых видах оружия, думаю, будет интересным обычаем для местного населения России и иностранцев. Школа русского ножевого боя возрождает часть вышеизложенного в области изучения владения короткими клинками - ножами, как самым распространённым ныне орудием, способным на многое...


Рецензии
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.