Лекция 11 о ветхом завете в йельском университете

 ПРОФЕССОР КРИСТИНА ХЭЙАС:  Вам, наверное, известно, что пост-библейская традиция провозглашает Моисея первым величайшим древним  законодателем Израиля, и в самом деле, согласно Библии, Моисей получает закон от Бога и передаёт израильтянам. Однако Моисей определённо не является автором или составителем правовых материалов, содержавшихся в Библии.
Некоторые отдельные законы, как мы знаем,  уже существовали в праве
Древнего Ближнего Востока, и они являются частью этого правового наследия. Материалы, определённо относящиеся к более позднему периоду времени -
и мы убедимся в этом на примере Второзакония - были отнесены ко временам Моисея. Тем не менее, Моисей является центральной фигурой библейского повествования начиная с Исхода до Чисел и Второзакония. Он служит
образцом для подражания лидерам Израиля.
С библейской точки зрения, никто не может взглянуть на лик Бога и
 продолжать жить, а Моисей, который говорил с Богом, по выражению Библии "уста в уста" был исключением из этого правила.  Почему же ему
 не позволено было увидеть плоды своих трудов? Почему ему не разрешено
было вступить в землю обетованную? Этот вопрос беспокоил древний
 Израиль, и Библия содержит  попытки объяснить эту великую тайну или трагедию. Когда Моисей спрашивает Бога, может ли он вступить в землю обетованную(гл.3:25 Второзакония) - Бог отказывает, и он даёт причину в гл.32:49-52:
"Ты умрёшь на горе, на которую собрался взобраться и присоединишься
к своей родне, так же как и твой брат Аарон умер на на горе Хор и присоединился к своим родственникам, так как вы оба не укрепили веру
 в Меня в израильском народе у вод Мэрибах- Кадеш и в пустыне Синая и не смогли утвердить  мою святость у израильского народа.  Вы можете
 смотреть на эту землю издалека, но никогда не войдёте в неё - в землю, которую Я даю народу Израиля."
Что случилось у Мэридах-Кадеш и что так рассердило Бога? Эта история описывается в гл. 20 Чисел, в которой не даётся однозначного ответа. Непонятно, чем Моисей заслужил такое наказание. Возможно Моисей не вполне
 буквально следовал инструкциям Бога, добывая или требуя воду для израильтян, и прогневал его? Создаётся впечатление, что история в гл.20 Чисел и последующее заявление Второзакония, что события, описанные в этой истории, восстановили Бога против Моисея, пытается объяснить это давней традицией о великом вожде, который умер на восточной стороне реки.
Пытаясь объяснить эту смерть, писатели, возможно, предположили, что он согрешил,  и что это было наказание за какой-то грех.
После очень живой сцены, в которой Бог показывает Моисею обетованную землю со смотрового возвышения на восточной стороне реки Иордан, мы читаем о смерти Моисея  в гл. 34 Второзакония:
"В тот самый день Бог разговаривал с Моисеем: "Поднимись на эту гору
 Аварим, на пик Нево  в земле Моава против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую Я даю Израилю для проживания." Так взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, напротив Иерихона.
И Бог показал ему всю землю, от Галаада до Дана, [который находится на севере], и все Нафтали и землю Ефрема и Манассии, и всей Иудеи [на юге] до оконечностей Средиземного моря и в Негеве [южные пустыни], и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора [оконечности Мертвого моря].
Затем Моисей, слуга Господа, умер там в земле Моава, как и сказал Бог,
 и он похоронил его в Моаве, но и по сей день никто не знает, где именно.
 И народ Израиля оплакивал Моисея в долинах Моавы тридцать дней.
И никогда больше не возникало в Израиле такого пророка, как Моисей,
 который лично общался с Богом, никто не способен, как он, на знамения
 и чудеса, которые Господь послал его совершить в земле Египетской
 фараону, его домочадцам и  всей земле его, никто, как он, не обладал всемогущей силой для великих и страшных дел, которые Моисей совершил на
 виду всего Израиля."
В Библии нет более такой личности, которая бы удостоилась такого почёта.
 Для библейского автора не характерно говорить о человеке в столь пылких терминах.
Моисей стал образцом лидера в библейской традиции. Мощь Моисея как образцового лидера Израиля очевидна  в преемнике Моисея Джошуа.  Второзаконие заканчивается передачей авторитарности от Моисея к Джошуа. 
Так в гл. 34:9 Второзакония мы читаем: "Джошуа, сын Нуна, наполнился
духом мудрости, потому что Моисей возложил на него руки, и израильтяне внимательно следили за ним, делая как  Господь приказал Моисею."
Несколькими способами Джошуа представлен как точная копия Моисея.
 Моисей пересекает Камышовое море, воды вздымаются, и дети Израиля
проходят по суше. В отношении Джошуа мы увидим, что он пересекает реку Иордан, направляясь в обетованную землю, воды вздымаются, и дети Израиля  проходят по суше (Книга Джошуа гл.3:13)
   После переправы израильтяне  празднуют Пасху, и это создаёт тесную
связь с Исходом во главе с Моисеем, а также со временем первой Пасхи.
Моисей видит образ Бога в горящих кустах.  Ему было сказано снять свою обувь, сандалии, потому что он был на святой земле.  Моисей являлся посредником в заключении договора между Богом и Израилем у горы Синай. Джошуа станет посредником обновления Завета в месте, называемом Сихем. Моисей посылает разведчиков осмотреть землю, Джошуа также посылает разведчиков для осмотра местности. Моисей протягивает жезл во время сражения, для того чтобы Израиль одолел врага, а Джошуа проделывает то же самое с копьём. Эти  литературные параллели свидетельствуют о важном значении Моисея в израильской традиции, как образцового лидера,
и все другие достойные лидеры наделяются чертами Моисея. После вступления израильтян в обетованную землю о Джошуа говорится: " В тот день Господь возвеличил Джошуа пред очами всего Израиля, чтобы они почитали его во все дни свои, как они почитали Моисея." Нет большей похвалы для лидера израильтян, чем сравнение с Моисеем.
 Теперь рассмотрим Второзаконие, а Джошуа оставим до следующей лекции.
Итак, блуждания израильтян в пустыне заканчиваются на равнинах Моава, расположенных на восточном берегу реки Иордан, и этим открывается  Второзаконие.  Там Моисей намерен выступить с тремя длинными  речами
перед вступлением израильтян в обетованную землю. Эти три речи составляют основную часть Второзакония, и потому оно сильно отличается от остальных четырёх книг Пятикнижия, в которых автор описывает Моисея, получающего команды от Бога и передающего их израильтянам, то есть говорил с  ними от имени Бога. Во Второзаконии Моисей обращается к израильтянам напрямую от своего имени, так что книга почти полностью написана от первого лица в прямой речи, тогда как  первые четыре книги  Пятикнижия написаны от третьего лица неизвестным автором.   
Моше Вейнфельд, один из выдающихся исследователей Второзакония, характеризует его как книгу, выражающую идеологию, посредством
программных речей, вложенных в уста великого лидера.
 Это очень распространённая практика в более поздней израильской  историографии, и, как говорит Вейнфельд, она уже присутствует и во Второзаконии. Второзаконие отличается от остальных четырёх книг ещё
в одном важном аспекте. Так согласно священническому писателю, Израиль получил свои законы, свою Тору у горы Синай, однако во Второзаконии
 указано, что законы были даны на равнинах Моава сорок лет спустя после Синая и перед переправой израильтян через реку Иордан. У горы Синай израильтяне услышали Декалог, но остальная часть законов была
предоставлена им на равнинах Моава.
Структуру  Второзакония можно рассматривать с двух углов зрения.
 Мы можем произвести своего рода литературное разделение, в соответствии
 с речами. Для начала мы имеем первую речь, которая является вступлением
 в первых четырёх главах (4:43.  Вступление даёт нам представление о том, где находятся израильтяне на момент повествования, и далее следует первая проповедь Моисея. В своей проповеди Моисей даёт историческое обозрение, которое имеет дидактическую цель: он хочет, чтобы израильтяне узнали
нечто и сделали выводы из его обозрения их истории от Синая по настоящий день.  И в этом обзоре, в том как он пересказывает историю, которую мы только что читали в предыдущих книгах, мы видим его селективный способ отбора событий. Мы видим, как он описывает вещи таким образом, чтобы подчеркнуть праведное, верное выполнение Богом Завета(обещания), и он(Моисей) использует это, чтобы призвать израильтян к выполнению  своей части договора, повинуясь законам Бога.
Вторая речь растянулась с гл.4:44 по гл.28:6 и также содержит немного исторического обозрения, снова рассказывая некоторые сюжеты из более
 ранних книг Торы и снова давая нам  понимание феномена внутренней интерпретации Библии или частей Библии, которые, рассматривая те же темы
в другом месте, начинают интерпретировать их в другом свете. Центральный блок законов представлен  во Второзаконии с гл. 12 по 26 - это всё во
 второй речи Моисея - и в основном повторение на разные лады законодательного откровения, с которым мы уже знакомы.
 Центральный раздел законов,  в гл. с 12 по 26 считается древнейшим ядром книги.
Греческое название этой книги, Второзаконие,deutero nomos, второй закон, повторение закона, и оно проистекает из того факта, что основная часть
 книги содержит обозрение  уже существовавшего законодательного корпуса.
  В гл. 27 мы имеем воспроизведённую церемонию договора. Она происходит на горе неподалёку от Сихема после того как израильтяне переправились через Иордан.  От историков древней Греции нам известно, что в древности
поселенцы и колонизаторы - особенно если они колонизовали территорию по религиозному побуждению - исполняли определённые церемонии, которые сопровождались благословением и проклятиями. Они изображали законы на каменных столпах, они сооружали алтарь для жертвоприношений, они провозглашали благословения и проклятия для тех, кто соответственно  подчиняется или не подчиняется, и всё это очень сильно напоминает то что описывается в гл. 27, в которой появляются все подобные элементы.    
В гл. 28 перечисляются материальные награды, в случае если Израиль будет соблюдать законы Бога и наказания  -  в случае не исполнения, и некоторые из них очень действенные.  Точка зрения Второзакония на историю, согласно которой, судьба Израиля полностью зависит от  подчинения условиям
 договора, эта точка зрения будет постоянно повторяться  в будущих материалах.  Третья речь Моисея расположена  в гл. 29-30 и подчёркивает,
 до какой степени  злая судьба является управляемой и находится на
 совести самой общины. Моисей перечисляет дополнительные беды и страдания, которые обрушатся  на Израиль, если он будет грешить. Но он подчеркивает, что выбор за Израилем: Бог ясно выразился относительно того, что требуется для достижение жизни и процветания. Израилю нужно только выбрать. И это
 все, изложено в речи в главе 30. В стихах с 11 по 20 мы читаем:
"Конечно, это инструкция, которую я вам предписываю сегодня,  не находится вне пределов вашего понимания, равно как и вне пределов досягаемости.
Она  также и не на небесах, что вы могли сказать: "Кто из нас может подняться до небес и достать её для нас, и распространять её нам, чтобы мы могли соблюдать её?"  И не за морем, что вы могли бы сказать: "Кто из нас может перейти на другую сторону моря и получить её для нас, и распространить её среди нас, чтобы мы могли соблюдать её?" Нет,это очень близко к вам, вашим устам и сердцам, чтобы вы  соблюдали его. Смотрите, Я дал вам жизнь
 и процветание, смерть и несчастья. Потому что я заповедую вам сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить путями Его и соблюдать Его заповеди, Его законы и Его правила, чтобы вы могли  процветать и расти, и что Господь Бог твой благословил вас в земле,в которую вы собираетесь войти и обладать."
Вслушайтесь в каденции(модуляции) этого вида языка в книге Второзакония.
 Мы не слышали подобный язык раньше, но это тот стиль выражения, который люди стали ассоциировать с библейским языком. Он начинается здесь, во Второзаконии.
"Но если ваше сердце отворачивается, и вы не вняли, и вас заманили в поклонение и служение другим богам, я объявляю вам сегодня, что вы непременно погибнете, вы долго не протянете на земле, ради которой вы пересекли Иордан. Я призываю сегодня небо и землю, чтобы свидетельствовать против вас в этот день: я поставил перед вами, жизнь и смерть, благословение и проклятие. Выберите жизнь - если хотите, чтобы вы и ваши потомки  жили - любя Господа, Бога твоего, внимая его повелениям, и крепко держась за него. Таким образом вы будете иметь жизнь и долго будете пребывать на земле, которую   Господь Бог ваш поклялся вашим предкам, Аврааму, Исааку и Иакову, предоставить им."
Итак, всё было предоставлено, и дело лишь за Израилем, принять это
или нет. Последний раздел книги, гл. 31-34 представляют собой что то вроде сборника приложений.  В гл. 32 можно найти древнюю поэзию, которую обозначают как "Песнь Моисея", в гл.33 - благословения Моисея, в гл. 34 - описание смерти Моисея.  Уже много столетий назад исследователи Библии
 обратили внимание на стих, открывающий Второзаконие: " С этими словами Моисей обратился ко всем израильтянам  на другой стороне Иордана."
Очевидно эта строчка написана  кем то, находящимся на земле,  которая была назначена израильтянам, и  автор рассказывает о том, что Моисей обращается с речью к израильтянам, ещё не пересекшим Иордан и потому, с перспективы автора, находящимся "по ту сторону Иордана", и взор его направлен  в восточном направлении. Вряд ли можно предположить, что автором этой строчки был Моисей, так как он никогда не пересекал Иордан и не вступал на обетованную землю и потому не мог описывать связанные с этим события как происходящие "на другой стороне Иордана." Тем более последняя глава, описывающая смерть  и похороны Моисея вряд ли была написана им самим.
 Итак, как мы видим, эти и многие другие текстовые особенности указывают на время написания Второзакония, которое приходится на много веков позже предполагаемого времени жизни Моисея, если мы вообще имеем дело с реальной исторической личностью.   И вот на основе тщательного анализа такие учёные как Моше Вейнфельд, Бернард Левинсон и др. пришли к выводу, что основополагающее ядро Второзакония появилось в восьмом веке. Это был, возможно, свиток законов, известных как Книга или Свиток Торы.
 Второзаконие обозначает себя таким образом в гл. 17:19-20. 
И поэтому мы считаем, что это было, возможно, нечто приблизительно равное содержанию глав 12 и 26; наверное, это было небольшое вступление и заключение. В конце концов эти законы были включены в речь Моисея,
 вероятно с гл. 5 по 11 и, возможно, гл.28, и произошло это, возможно, в восьмом или седьмом веке.  И немного позднее произошло несколько событий, о которых я расскажу по порядку, хотя достоверно не известно в каком именно порядке они происходили.
Затем во Второзаконие добавляются главы с 1 по 4, своего рода
вступительная часть и историческое обозрение, а также приложения в конце, гл. 31 - 34.  Законы обновляются, абзацы расширяются для отражения опыта изгнания. Как вы знаете, в 586 г. Иерусалим был  разрушен, а израильтяне изгнаны в Вавилон. В какой-то момент Второзаконие добавляется к другим четырём книгам Пятикнижия. Содержание Библии от Книги Бытия до Чисел задумано как предшествующее Второзаконию, и потому оно служит как заключительная часть; более того, будучи присоединённым, оно передаёт своё название, книга Торы, свиток Торы, всему материалу. 
 Слово "Тора" не используется в тех книгах в классическом значении;
 только Второзаконие словом "Тора" обозначает инструкцию Бога или всеобъемлющее откровение. Так что благодаря этому прибавлению к четырём предыдущим книгам, эти последние также стали известны как Тора.
И наконец во время изгнания,  или вероятнее, в период после изгнания до конца шестого века Второзаконие было вставлено в большее историческое повествование, простирающееся с Джошуа, Судей, Первого и Второго Самуэля, Первой и Второй книги Царств: это цельный блок, который мы рассмотрим на следующей лекции. Таким образом, Второзаконие  служило одновременно заключением к предыдущим четырём книгам и предисловием к следующим материалам, длинному историческому повествованию, протянувшемуся до окончания 2 Царств.  В наши дни многие спорят о точной  датировке этих событий и этого процесса, в результате которого этот материал рос и расширялся, но в период после изгнания, в некоторый  момент, Книга Бытия,  Числа, Второзаконие и следующее за ним длинное историческое повествование до 2 Царств  - выкристаллизовались в единый блок.   
Второзаконие является несколько странным завершением материала Книги Бытия и Чисел, потому что не имеет на самом деле повествовательной кульминации.
 Вы ожидаете, что израильтяне, ведомые Моисеем, благополучно вступят в обетованную землю, но этого не происходит. Некоторые учёные предположили, что отсрочка владения Израиля землёй могла отражать исторический опыт изгнания, опыт, который оспаривал саму идею владения  землёй как центральное условие договора. Поэтому, если вы находитесь в изгнании, наиболее подходящее окончание - это не вступление израильтян в обетованную землю.
Сложный процесс, в результате которого сформировалось Второзаконие, подчёркивает тот факт, что современные представления об авторстве не приложимы к библейскому тексту.  В нашем представлении автор - это отдельная личность, которая  пишет текст в определённое время.  Однако в древности  тексты, особенно коллективные, создавались иным образом.  По выражению Вейнфельда, библейские авторы были собирателями, ревизионерами, редакторами, интерпретаторами древних традиций. Древний текст, как правило, был коллективным трудом на протяжении многих веков и испытывал на себе модернизации и реконтекстуализации.  Тех, кто развивал и передавал текст таким образом, мы обозначаем как школа, хотя надо понимать, что это весьма условное, не  формальное, обозначение. Так что когда мы говорим о Второзаконнической школе, мы подразумеваем существование блока текстов, в которых очевидно выражена определённая идеология или ориентация, и всё же мы знаем, что составные её части датируются разным временем.  Школой мы считаем людей,  сохранявших, развивавших и передававших текст и при этом объединённых общими взглядами, идеологией, а не тех, кто сел и написал, например, Второзаконие. Древний текст имеем характерные черты длительной  обработки или переработки группой книжников,  в соответствии с системой объединяющих их взглядов, которые формируют определённую школу.   
 Так же дело обстоит и со Священнической школой: мы имеем в виду священнические материалы, которые, по всей видимости, имеют своё происхождение  из восьмого, седьмого, шестого и пятого веков и которые сохранялись, перерабатывались и передавались определённой группой людей, объединённой системой взглядов, или как мы её называем, школой, в данном случае Священнической школой.
Правовые материалы Второзакония - с гл.5 по 26 - содержат, во-первых, несколько расширенную версию Десяти Заповедей в гл. 5,  и другие законы в гл. 12-26, напоминающие материалы, обнаруженные в Исходе - собрание материалов, которое мы обозначили как Законы Завета. Они также имеют много общего с законами Левита и Чисел. Однако встаёт вопрос: как соотносятся различные версии правовых материалов? Некоторые из параллельных законов почти совпадают, а некоторые - нет. Являются ли правовые материалы Второзакония прямым откликом или модификацией законов Исхода и Чисел, или лучше их воспринимать как совсем другие, независимые редакции общей
правовой традиции?   
Вейнфельд утверждал, что Второзаконие связано с предыдущими традициями Пятикнижия и что Второзаконие пересматривает и преобразовывает их, в соответствии с новыми идеями - новым представлением о централизованном культовом поклонении и гуманистическим духом. Под влиянием этих двух определяющих идей, говорит он, преобразуется предшествующий материал.
 Он особенно настаивает на том, что Второзаконие связано с источником "Е". Многие учёные считают, что этот источник довольно трудно выделить в библейском тексте и идентифицировать. Однако в источнике "Е"  гора Синай обозначена как Хореб, точно так же как  и во  Второзаконии.
Автор Второзакония ограничивает откровения у горы Синай  Декалогом и проводит точку зрения, что полный свод законов был дан Моисею для
израильтян на равнинах Моава. По мнению Вейнфельда, это означает, что Второзаконие со всеми ревизиями рассматривалось и представлялось  скорее как  усовершенствованное замещение старой Книги Завета, чем дополнение к ней.  Теперь они расположены в тексте бок о бок, но, по мнению Вейнфельда, те кто издал Второзаконие, воспринимали его как  модернизированную замену  законов в Книге Завета.
По большей части Второзаконие не содержит в полном смысле гражданский
 закон. В основном оно сфокусировано на морально-религиозных предписаниях - что то вроде аподиктического закона в Израиле - и небольшое количество гражданских законов, присутствующих в нём, переработаны таким образом,
 чтобы соответствовать духу гуманности Второзакония. Таковы, например, законы о десятине, законы о списании долга на седьмой год, правила освобождения рабов, правила, установленные для трёх празднеств - всё это древние законы; они присутствуют в Исходе, но появляются во Второзаконии преобразованные в соответствии с пристрастиями редакторов.  Так, согласно Второзаконию, израильтянин, попавший в рабство за долги, освобождается от рабства с предоставлением ему щедрых даров от хозяина. В Исходе такого нет. Или ещё пример: Второзаконие расширяет запрещение кодекса Завета притеснять переселившихся иноземцев. Во Второзаконии имеется настойчивое требование, чтобы израильтяне не только воздерживались от притеснения их, но и любили их. Оно доходит до того, что предоставляет конкретные правовые
преимущества, пищу и т.п. переселившемуся иноземцу.  Если отношения Второзакония с некоторыми законами Завета часто, хотя и не всегда,
 являются ревизией, то отношения между Второзаконием и законами Священнического источника гораздо труднее охарактеризовать.
Священнический источник, кажется, представляет одинаково ранний набор законов, правовых традиций, которые просто исходят из совсем другого
круга и имеют разные цели. Он больше касается священных вопросов, и если затрагивает другие предметы, то делает это со священническим подтекстом.
Как и Второзаконие, Священнический источник часто преобразует и модернизирует законы Завета. Это доказывается тем фактом, что Священнический источник отменяет  долговое рабство для израильтян в целом и настаивает на том, что рабы должны  приобретаться только из внешних стран: израильтянин  не может поработить другого израильтянина. Тем не менее, Вейнфельд  утверждает, что иногда Второзаконие содержит законы, которые также находятся в Священническом источнике, но представляет их, по его выражению, более рациональным образом, или в десакрализованном виде.
Таким образом, трактовка Второзаконием жертвоприношения,  как мы увидим, отличается от толкования, например, Священнического источника. У них разные заботы и разные фокусы в представлении этого материала.
Так или иначе, многие учёные в результате изучения этих текстов пришли к заключению, что школа Второзакония пересматривала и модернизировала
древние законы, особенно законы Кодекса Завета, но иногда также и в более древних слоях Священнического источника, и они делали это в соответствии с требованиями восьмого - шестого столетия. Так Второзаконие приводит
 пример феномена, который сопутствует нескольким поворотным пунктам
истории Израиля, и с которым мы ознакомимся по мере продвижения по тексту Библии - и это является модификацией и переработкой  более ранних законов  и традиций в свете новых обстоятельств и идей.  Таким образом, Второзаконие само по себе является скрытым  санкционированием процесса интерпретации. Понятие канона, или священного канона, который приводится далее
 в библейском тексте, позволяет разворачивать и развивать священные традиции. И эта идея, я думаю, сильно отличается от современных понятий о природе священных канонов. Я думаю, что у многих людей сложилось представление, что священный канон - это неизменный, статичный, авторитарный текст. У библейских авторов было иное представление о священном каноне. Тексты, представлявшие священные откровения, модифицировались, они пересматривались, перефразировались, они обновлялись и интерпретировались в процессе сохранения и передачи. Именно потому что текст или традиция были священными и авторитарными, считалось важным адаптировать его к новым обстоятельствам, чтобы он звучал  адекватно; в противном случае он мог оказаться неуместным. Так что представления  о священном и каноническом у библейских авторов и современных людей очень сильно различаются.
Итак, каковы эти особенные обстоятельства и вопросы, которыми руководствуются интерпретаторы традиций  во Второзаконии. Одним из первостепенных изменений  является требование поклоняться Богу в едином центральном храме. Это вызвало огромные изменения в религиозной практике Израиля. Согласно Второзаконию, центральное святилище должно
 располагаться в месте, которое выберет сам Бог - Второзаконие не называет его - или где он велит обитать своему имени. Иерусалим никогда конкретно
 не назывался в качестве такого места, но несколько позднее Иерусалим  фактически выполнял эту функцию, согласно другим библейским текстам. Существует поразительное сходство между религиозной программой Второзакония и основными религиозными реформами, которые были проведены в восьмом веке царём по имени Езекия, и ещё более сходства с совершёнными в седьмом веке (около 622 г. Д.Н.Э.) царём по имени Иосия. Об этой реформе рассказывается в гл.22 книги 2 Царств. Эта реформа давно привлекла внимание учёных
 и дала им основание для датировки основного материала Второзакония концом седьмого века.  В соответствии с рассказом во 2 книге Царств, во время ремонта храма, который производился в период царствования Царя Иосия, был обнаружен свиток Торы. Когда его прочли, царь был расстроен, потому что требования Торы не были соблюдены. Этот термин, свиток Торы, отсутствует
от Книги Бытия до книги Чисел и появляется  в гл.17 Второзакония. Далее в книге 2 Царств рассказывается, что Иосия собирает людей и публично читает текст свитка, и люди соглашаются с условиями последнего, и после этого следуют  реформы Иосия.  Мы узнаём, что он очищает храм  от сосудов,
 которые были сделаны для Баала и Ашераха, которые были в храме Яхве.
 Он удаляет все инородные элементы культа и запрещает приносить жертвоприношения Яхве  в других местах, кроме центрального святилища. 
Он уничтожает все возвышенности - под этим подразумеваются сельские храмы, рассеянные по всей округе, в которых местные священники и Левиты могли проводить жертвоприношения, используя ритуальные храмы и столпы для поклонения Яхве, что считалось вполне законным в источниках  "J " и "E".  Патриархи постоянно делали это, воздвигали алтари повсюду, однако Второзаконие приказывает прекратить поклонение другим богам, а также поклонение Яхве в неустановленных местах, то есть, на возвышенностях  или в сельских храмах. И опять же это  свидетельствует о том, что Иосия проводил реформы в соответствии с постановлениями Второзакония. После этих реформ было провозглашено о праздновании Пасхи, которое, в соответствии
с описанием во Второзаконии, проводилось не как семейный ритуал в своём доме, а как народное паломническое празднество, в котором участвовали все жители Иерусалима.   В других книгах Библии( в отличие от Второзакония) Пасха описывалась как домашний семейный праздник. И это служит ещё одним указателем на то, что свиток законов, обнаруженный и определивший направление реформ  Иосия, был скорее всего правовым материалом Второзакония.  Учёные полагают, что этот правовой материал был оформлен  в Сверном царстве Израиль, которое, как вы помните, пало в 722 году.
 Этот материал был составлен, возможно, в восьмом веке, и это
подтверждается тем фактом, что Второзаконие имеет сходство с писаниями некоторых пророков из Северного царства восьмого века, таких как Осия,
 и мы позже рассмотрим это более детально.  Оно также имеет сходство с источником  "Е", который тоже связан с Северным царством.
В девятом и восьмом веках  Северное царство являлось местом борьбы против поклонения Баалу. В нём жили некоторые  пророки, таких как Илия и Елисей, которые отличались  своим фанатизмом и своим эксклюзивным Яхвизмом.
Некоторые учёные думают, что в девятом, восьмом веках на севере
образовалась радикальная  партия  Яхве и усердно боролась против поклонения Баалу. Они считают, что эти традиции были перенесены на юг; после падения Северного царства в 722 году  на юг устремились беженцы, принося с собой новые традиции. Некоторые письменные материалы были спрятаны в храме, и столетие спустя, во времена Иосии, когда храм восстанавливали, их обнаружили. Возможно, эти материалы были затем переработаны в более
обширный свиток, включавший вступления Моисея и т.п.  и способствовали реформам Иосии.
Централизацию культа надо также рассматривать на  более широком
 политическом фоне конца седьмого века. Нависла ассирийская угроза. Северное царство было полностью уничтожено, десять племён - изгнаны, депортированы. Южное царство сумело избегнуть уничтожения лишь посредством  согласия выплачивать дань как вассал Ассирии, то есть признала владычество Ассирии. И конечно, в результате Южное царство-Иудея - испытала мощное культурное и религиозное влияние ассирийцев. В 2 Царств рассказывается, что в храме
 были внедрены иноземные формы богослужения. Реформы Иосии понимались некоторыми как попытка утвердить политическую, культурную и религиозную независимость Иудеи. Неупорядоченные поклонения богу по всей стране более
 не допускались; люди должны были быть объединены вокруг центрального единообразного культа Яхве, который должен быть очищен от ассирийского или любого чужеземного  влияния.  И это считалось необходимым для того чтобы выстоять и пережить ассирийскую угрозу. Так что именно в этом контексте мы можем рассматривать очень сильные параллели, существующие между Второзаконием и некоторыми ассирийскими  договорами седьмого века.
 Мы уже говорили о хеттских вассальных договорах, послуживших моделью для Завета Израиля, когда обсуждали Исход.  Однако Второзаконие, очевидно,
взяло за образец ассирийский вассальный договор. Лучшими примерами этих договоров служат договора ассирийского императора Асархаддона.  Он правил в Ассирии в седьмом веке до 669г. Эти договора были обнаружены примерно
 50 лет назад, и среди учёных, усердно их изучавших, был Моше Вейнфельд.   Он утверждал, что Второзаконие перерабатывает  хеттские модели  второго тысячелетия в соответствии с образцами Завета, которые очевидны в первом тысячелетии в вассальных договорах Асархаддона. Мы видим, как историю используют в качестве орудия мотивации, и мы видим законы, подкреплённые проклятиями.  Вы будете изумлены, если сопоставите некоторые проклятия из договоров Асархаддона с проклятиями из Второзакония - удивительное соответствие.
Однако во Второзаконии есть и благословения, а у ассирийцев  их нет. Вейнфельд отмечает, что ассирийские договоры представляют собой  скорее присягу вассалов на верность сюзерену нежели реальные договоры.
 Второзаконие тоже в некотором роде является клятвой верности,
правда люди в данном случае присягают Богу , а не царю.  В нём имеются наставления любить Господа Бога - вспомните тот язык, которым это
 излагается в гл. 30 Второзакония - следовать за Богом , бояться Бога, слушать глас Божий - всё это типичные обеты верности, и они имеют
параллели в ассирийских договорах, в которых вассал обязуется любить коронованного правителя и слушать его голос.  Как видите, используется  одинаковая фразеология. Второзаконие имеет политическую литературную
 форму, которая заимствована, однако направлена к Богу.   Ассирийские договоры также предостерегают  против пророков или экстатиков или толкователей снов, которые будут пытаться разжечь мятеж.
Во Второзаконии  имеется нечто похожее: предостережение о ложных пророках, которые будут подстрекать к крамоле и склонять людей к поклонению другим богам. Некоторые учёные считают Второзаконие своего рода контр договором, подрывным документом, который который пытается переместить лояльность
 народа ассирийскому владыке  к  Богу, истинному сюзерену, и это является частью народного движения.
Второзаконие отличается по стилю, по терминологии, по воззрению, по теологическим установкам от других книг Торы. Будучи серией публичных
 речей, оно принимает высокий риторический тон  и обладает стилем очень искусного проповедника. Оно использует прямое обращение вы, иногда в единственном, иногда во множественном числе. Моисей,  как правило, говорит очень лично и обращается персонально. Во Второзаконии имеется своего рода наставительные фразы, побуждающие, увещевающие сделать вас это от всего сердца и души, сделать это потому что это поможет вам. Если вы пожелаете подчиняться голосу Яхве вашего Бога, то земля предстанет перед вами молочной рекой с медовыми берегами. Такой язык характерен для Второзакония в отличие от остальных книг.
Итак, давайте выделим самые основные темы Второзакония прежде чем закончим разбор Пятикнижия.
Прежде всего, как я уже говорила, это централизация культа, являющаяся ключевой темой с важными последствиями. Это продвинуло иудейскую религию ближе к монотеизму, благодаря настоятельному требованию поклоняться
единому Богу в едином центральном святилище. Жертвоприношения должны были происходить только во время паломничества в Иерусалиме. Это означало отсутствие сакральной причины для убийства животных в окрестностях, и их убивали только для обыденных целей пропитания.   
Есть сведения, что до реформ дело обстояло  не так и что если вы хотели убить животное ради мяса, то где нибудь в поле сооружали импровизированный алтарь, у которого вы выливали кровь убиенного, отдавая её Богу.
Кровь могли выливать и после реформ, но эта процедура не носила
сакрального характера.  В результате многие сельские Левиты и прочие люди, которые возглавляли местные святилища, остались не у дел, и это, вероятно, объясняет тот факт, что Второзаконие создаёт специальное положение для Левитов, которые  не могли более зарабатывать себе на жизнь в этих святилищах,  и включает их в законодательство, своего рода социальное законодательство. Поскольку многим из них пришлось перебраться
 в Иерусалим, то там создались напряжённые отношения между иерусалимскими священниками и вновь прибывшими Левитами, и в других текстах мы увидим,
 как эти отношения будут развиваться. 
 Итак, централизация культа имела некоторые последствия.  Одним из них является большее абстрагирование божества, и на это указывают многие из тех, кто читал Второзаконие, и следующие за ним родственные ему книги: Второзаконие последовательно обозначает святилище как место, которое Бог выбрал для местопребывания своего имени. О пребывании самого Бога в  храме не говорится, и храмы не называются домом Бога.  В храме обитает лишь его имя, для этого его и построили. Вейнфельд утверждает, что это делалось для того, чтобы бороться с популярным древним представлением, что Бог в самом деле находится в святилище.  Точно так же для искоренения или борьбы с идеей, которая подразумевается в более ранних источниках, что Бог
восседает на херувимах, которые охраняют его ковчег, Второзаконие подчеркивает, что функцией ковчега является исключительно хранение
табличек с текстом Завета. Покров ковчега и херувимы не упоминаются.  Исчезает образ трона, на котором восседает Бог, расположив ноги на ковчеге. Образ божества становится более рассеянным. Проявляется также некоторая абстракция и в переходе от зрительной к звуковой образности в описании Богоявления - теофании.  Во Второзаконии Бога слышат, но не видят, и это сильно отличается от предшествующих текстов, в которых описывается огненное облако и т. п.
Святилище понимается как место поклонения Богу, как культовый центр, в котором израильтяне,  точно так же как и чужеземцы, могут обращаться с молитвой к Богу, который обитает на небесах. Нельзя сказать, что жертвоприношения отменены и что они совершенно безразличны Второзаконию.
 Это совсем не так. В служении Господу Второзаконие придаёт этому существенное значение. Однако Второзаконие менее озабочено культовыми вопросами и, по крайней мере, когда оно говорит о жертвоприношениях, оно фокусируется на других  аспектах. Оно говорит преимущественно о таких приношениях, которые употребляются  самим дарителем в святилище или часть которых передаётся  в некотором роде обездоленным: Левитам, иностранцам-резидентам, сиротам, вдовам.  Так что подчёркивая обязанность делиться жертвенной пищей с обездоленными членами общества, Второзаконие
 производит впечатление, что преимущественная цель жертвоприношения гуманистическая, или, по крайней мере,  лично нравственная - выполнение религиозных обязанностей  или выражение благодарности Богу и т.п.  И эти аспекты жертвоприношений подчёркиваются во Второзаконии.
Второзаконие также ориентирует на социальную справедливость, персональную этику и добрососедскую ответственность. Своим милосердным отношением к слабым и угнетённым Бог подаёт пример для благочестивого поведения израильтян.  Бог помогает сироте, вдове и чужеземцу, и это является основанием для предписания Израилю действовать таким  же образом.
 Это служит основанием для гуманизма, идея которого красной нитью
 проходит через гл. 12 по 26 Второзакония.
Ещё одной из основных тем Второзакония является факт, что концепция Завета обуславливает идею, что каждое поколение израильтян ощущает себя так
 словно оно само непосредственно заключило договор  с Богом.  Например, в гл.5:2-3 Второзакония говорится: " Господин наш Бог заключил этот договор с нами у Хореб (Синай). Не с нашими отцами, а с нами, с каждым из нас,  живущим ныне."
Это довольно интересно, потому что поколение, видевшее Исход и Синай, вымерло, а их дети утверждают, что Бог именно с ними заключил договор, с каждым из них. Так что каждому поколению израильтян  предстоит ощущать
 себя стоящим у священной горы и заключающим договор с Богом, и этот знаковый момент вечно актуален. Этому процессу способствовали обязательства учиться, изучать законы, читать их ежедневно, обучать этим законам детей - вот инструкции, которые содержатся в книге Второзакония.  Более того, гл. 31 Второзакония устанавливает, что через  каждые семь лет Тора должна быть полностью  прочитана публично.  Вейнфельд  утверждает, что тогда как большинство культур Древнего Ближнего Востока подразумевает  царю писать законы для себя, чтобы читать их самому, лишь в Израиле - к тому времени
 он ещё не нашёл параллелей -  только в Израиле закон является руководством для обоих - царя и народа.  Оно  должно быть провозглашено и прочитано народу вслух по истечению каждых семи лет.
Ещё одна  ведущая тема Второзакония это тема любви. Вейнфельд отмечает, что ассирийские договора подчёркивают обязанность любви вассала к коронованному правителю, но никогда в них не упоминается об ответной любви правителя к вассалу. Второзаконие, наоборот, подчёркивает милостивую и бескорыстную любовь Бога  к Израилю, которая выражается в его могущественных актах в защиту Израиля. Автор Второзакония ясно  выражает мысль, что великая любовь Бога должна пробудить ответную любовь со стороны Израиля, любовь к Богу, которая здесь означает на самом деле верность.   
Любовь и верность являются лишь абстракциями, средством выражения которых  служит Тора - полное собрание учений Бога, его инструкций, законов и руководств, которые должны обеспечить длительную и счастливую жизнь на
 земле.
Эта мысль обнаруживается в очень важном абзаце, известном как Ш(е)ма.   
Этот абзац является центральным выражением любви Бога к Израилю  и  был выделен в качестве неотъемлемой части еврейской литургии  на очень ранней, начальной стадии, и продолжается по сей день. Назван он так в соответствии со словом, открывающим абзац в гл.6:4 Второзакония - "слушай" или "шема."
"Слушай, о Израиль! Яхве наш Бог, один лишь Яхве. Ты должен любить
 Господина твоего Бога всем своим сердцем, всей душой и всей своей мощью. Прими к сердцу эти инструкции, которые я предписываю тебе сегодня.  Внуши их своим детям. Повторяй их, будучи дома и в отъезде, всякий раз когда ложишься и когда встаёшь. Привяжи их как знак  к своей руке и прикрепи их как
символ у себя на лбу, напиши их на двери  своего дома и на своих воротах."
Итак, любовь и верность Богу это краеугольные камни Торы, но Тора также и выражение этой любви и верности - её изучение, соблюдение, преподавание и передача из поколения в поколение.
Ещё одна ключевая идея Второзакония - это идея об избранности народа
 Израиля Богом. Здесь об этом упоминается впервые. Это выражение
 особенности Израиля, его уникальных отношений с Богом, и они выражаются словом "bachar", что означает "выбрать."  Господь избрал Израиль даровать ему благодать и любовь, чтобы он был его особой собственностью.
Второзаконие 10:14:  "Знай, небеса до своих крайних пределов принадлежат Господу, Богу твоему, а также - земля и всё, что на ней!  Ещё к отцам твоим Господь обратился со Своею любовью, так что Он выбрал вас, их прямых потомков, из всех народов -  и теперь это свершилось."
Такая идея могла корениться в политической практике Древнего Ближнего Востока, согласно которой сюзерен мог выделять  вассалов в качестве своей особой собственности, и подобное слово мы находим в Исходе.  Однако Второзаконие содержит утверждения национальной гордости, возвеличивания и в отличие от Священнических материалов - которые представляют святость, как будущую цель, которую можно достичь, соблюдая Тору Бога и выполняя все её предписания - Второзаконие говорит об Израиле как уже о святом народе, который в силу своей святости  обязан соблюдать Тору Бога: вы святой народ и поэтому вы должны поступать именно так. Если грубо обозначить разницу, то можно сказать, что согласно Священническому источнику, святость является целью, которую достигаешь через послушание  Торе Бога, а для Второзакония святость является статусом, который можно потерять, если не выполнять положения Торы. 

[end of transcript]


Рецензии