Фантастика инструмент влияния

Вопрос, что такое ФАНТАСТИКА, несложный, по крайней мере, для меня. Во-первых, и в основном это, прежде всего формат.

Любое художественное произведение можно перевести в разряд фантастики, что собственно часто и практикуется (в качестве аллюзий), но не всякое фантастическое произведение можно перенести в «классическую» прозу.
У фантастики просто шире  набор инструментов и диапазон свободы для реализации одной и той же мысли.

А в чём это, собственно, говоря, выражается. Всего лишь в более «приятельском», что ли, отношению к читателю.
Это как, знаете, сомнительный факт или суеверие. Если ребенку сказать: «не наливай кипяток навесу», он спросит «почему?» и в случае ответа в формате материалистического и вполне вероятного и понятно «поранишься», он сразу чувствует себя в ущербном (подчиненном) положении. Поскольку игнорировать невозможно, так как это нацелено на конкретную личность, а игнорировать вариант нервозатратный. И придется либо признать (правоту, авторитет, стлу), либо спорить – и то и другое борьба (внутренняя или «междоусобная»).
Вариант второй. Ребенку отвечают, нечто вроде «не знаю, примета плохая».
В этом случае нет никакого авторитета. Информация преподносится бездоказательно и подразумевает бОльшую внутреннюю свободу. И не имеет значения, с каким результатом конкретный человек проживет этот момент, возможно, что и одинаково. Но суть в том, что в случае с суеверием человек более свободен, его личность при этом не участвует, он становится свидетелем чего-то иного, чем совет и реакция на него.
Также с фантастикой. Это, прежде всего способ выйти за рамки, взглянуть со стороны, свежим взглядом, сделать знакомые вещи мало узнаваемыми «подойти к вопросу заново, а, не опираясь на чей-то авторитет».
А когда советчик явно сомневается если не в умственных способностях, так в физических точно (раз лезет с подобными советами) и наверняка считает себя в праве советовать, то есть видит себя выше. Это к слову нормально, но ранит самолюбие.
Зато суеверие или в нашем случае фантастика позволяет сказать собеседнику, вернее предложить встать рядом, взглянуть с другой позиции. А принимать, не принимать совет уже дело далекой перспективы.
Свобода от немедленной реакции, тоже свобода.
Также и фантастика выступает эдаким побратимом, поскольку человек, беря в руки книгу подобного жанра, понимает, что 90% (за редким исключением) всей необходимой информации для понимания материала он получит в самом произведении. Конечно, бывает и двойное дно и скрытый смысл и отсылки и прочие литературные рецепты, но то, что читатель не наткнётся на нравоучительную заумь или откровенное невежество значительно ниже.
Именно из-за подобных обстоятельств фантастику и причисляют к низкосортной литературе (а сорт в первую очередь зависит от автора, а не от жанра), поскольку автор разбирается в придуманных им вещах наравне с читателем.
Отсюда и возникает у читателя чувство если не причастности, то мысль, что и у него может получиться сочинить нечто подобное. Разговор на равных не иначе.

Если вернуться к «отвлеченному примеру», фантастика где-то между наукой от религией. Именно что своего рода «каждый раз новое суеверие».
Религия не даёт ответов, наука ничего не принимает на веру, суеверия направлены в первую очередь на человека на его мироощущение и ежедневные потребности. Понятно, что человек не обойдется без науки и религии (атеизм – это тоже своего рода религия). Живет то он каждую секунду и неплохо бы наполнить эти секунды смыслом, а так оперативно наука с религией по отдельности не справляются, поскольку требуют серьёзного к себе отношения, а суеверия и фантастика, это больше краски мысли, чем рост ума или души (хотя, зависит от автора).

В целом, собственно «во-первых» всё. Фантастика даёт больше возможностей автору и меньше требует от читателя (впрочем, опять же зависит от автора).


Второе. Что делает фантастику таковой?
Фантастическое допущение. Это очень важное понятие, вернее понимание.
Если отвлеченно, то допущение это инструмент разного калибра (зависит от автора, сколькими инструментами он будет пользоваться), но суть сводиться к иллюстрации (чётко выделенной) определенного аспекта.
Например, эльфы против орков или вторжение пришельцев… хотя  вместо орков/эльфов может быть любой локальный исторический конфликт, как и пришельцы, могут прибыть из Испании в новый свет. На первый взгляд это из разряда «тоже самое», но другими словами, и поскольку в истории мы не очень, или не достаточно, а за фантазии не бьют (отсюда собственно и произрастает некоторое пренебрежение к фантастике). Но суть такой нехитрой подмены в свободе от стереотипов, можно показать с одинаковой легкостью, обе стороны не борясь с историческими предрассудками (как автора, так и читателя).

Второй после «мир, цивилизация, культура» идёт  уровень инструментария «социальный». Это когда описывается общество, где есть уникальная социальная прослойка или нетипичное социальное явление.
Вампиры, киборги – суть другие. И их присутствие меняет статус и ощущение от представителей других «слоёв» и сословий.
Самое место для вопросов толерантности, дискриминации, «гендерной» составляющей общества. Тайная жизнь, недоступная обывателям и так далее.

Третий уровень ещё тоньше – личностный. Это когда мир «привычный нам» (не обязательно именно наш, просто привычный), но протагонист с некоторыми уникальными  свойствами (мутант, демон/ангел, призрак, астральный странник и т.д).
Здесь обычно звучат вопросы о том, как здорово обладать силой (на первых порах), потом не здорово и совсем тяжко. Моральный выбор, ответственность, последствия, сожаления об «утраченном», желание сохранить приобретенное и так далее.

Все эти инструменты имеют множество модификаций и вариантов, а с привнесением любовной линий, дружбы, героизма и всего прекрасного или наоборот (зависит от автора) что есть в мире… их будет (инструментов) больше чем нот.
И делай ими что пожелаешь.

И последнее, что даёт нам фантастика. Краски, которые если и есть в реальность, для их «выделения» потребуются если не большИе, то уж точно бОльшие усилия.
Опешите достоверно ужасы войны… великий труд. Кто там не был, тот не поймёт, сделает многозначительную «мину» но не поймет.
А с фантастикой. Напомни человеку про ночной кошмар и ледяной пот. Поймут все, потому что все мы люди и устроены одинаково.

Фантастика это отражение стремления современного мира к большей глобализации.   Способ формирования сознания огромных масс населения. Уравнивания различных людей. И как перспектива создание нового общего менталитета – общего для всего мира.


Некоторые примеры.
Рассказывать об истории своей страны, даже наилучшим образом переврав её (в целях рекламы/пропаганды) не добьёшься такого эффекта как от фантастического иносказания.
Например, правительство одной из стран постоянно вмешивается во внутренние дела других стран, и завязывает вооруженные конфликты (ничего личного – просто бизнес) в общем, ведет активную игру. И для того, чтобы ей меньше мешали другие страны, нужно иметь влияние на население (в идеале не толь своё и не только законодательно-правовыми методами). Вот тут и используется возможность использовать фантастику.
Берется раскрученная, популярная «франшиза» и под соусом новых серий подаётся единственно правильное видение конфликта на какой-то несуществующей планете.

В качестве подобного инструмента выступают такие американские «бренды» как вселенная Марвел и «звездные войны» (это, кстати, вообще «вакцина американского менталитета» ВАМ).
Под маской ничего не обязывающего чтива или шоу подаётся нужное для «элиты» настроение народа, определенное отношение к человеку, государству и демократии.

Что такого в «Звездных войнах»? Раньше ничего такого не было. Но как популярность стала значительной, а известность беспрецедентной (для явления МассМедия) почти религиозной, это превратилось в мощный инструмент формирования менталитета.
Джедай - хорошие, (даже если плохие), ситхи - плохие (даже если хорошие). Если нужно подбить фантастический народ к активности кто-то говорит «выбора нет», если главного героя взяли за горло и ему говорят, что выбора нет, он отвечает, что выбор есть всегда.
И конечно спасается.
Ну, чем не иллюстрация американского менталитета. Двойные стандарты, манипуляция другими (читай они тупее нас),  уверенность в своей правоте и навязанном выборе (народ ведь по большей части сам не знает «чего хочет») всё это демократия.
Если вы знакомы с современной американской фантастикой, то вспомните, как часто вы встречали эти «выбора нет, и выбор есть всегда» - это и есть признак «формирующей американский менталитет» фантастики. Или часто, особенно в детской фантастики встречаются сюжеты о предателях и перебежчиках. «Сделай выбор, будь с нами», когда надо кого-то завербовать. Ведь предать плохих ради хороших это хорошо.
Или «Я знаю, ты меня слышишь, очнись, ты один из нас», когда надо вернуть перебежчика, вед предавать хороших, даже если они не правы плохо.
Ну, и конечно их пресловутая: «командная игра». У любой группы должен быть лидер, так группой легче управлять (управляя лидером).

Всё это отражает привычное американское видение.

Если вам кажется, что это ерунда, то попытайтесь придумать фантастическое произведение, и вы поймете, как непросто избегать американизмов (имен, фраз, обычаев и т.д).
Или, например, придумайте фантастический рассказ «про школу». Я уверен проще будет сделать что-то с американским колоритом, чем другой национальности и не потому, что Америка многонациональна и тому подобная толерантность и прочее. В Америке, сколько бы не было народов все они американцы, и чтобы сами американцы о себе не говорили все они живут в похожей «медийной» среде (часть которой достается и нам), поэтому они ведут себя друг с другом, как и их страна, ведет себя со своими и чужими гражданами.
 
Америке, по-видимому, не особо нужен законопослушный народ (народ должен бояться сам себя, и уповать на защиту государства). Поэтому это страна гражданских свобод  - ты можешь стать кем угодно, но имеет ввиду конкуренция будет жесткой, ведь есть те, кто уже давно в деле, короче хрен у тебя получится, но пытайся, а вдруг. Свобода? Нет обман, видимость.
Но Америка стала наглеть, хоть, скорее всего, ведет себя по-старому, это стало просто заметней. Тотальный контроль над населением (террор, мобильное рабство), это нужно не для защиты граждан от граждан, а именно для контроля. Шпионишь в пользу дрогой страны – «большой брат» всё видит. Не платишь налоги - «большой брат» всё видит. Собрался эмигрировать – ты забыл попросить разрешения.
Зато когда американец отправляется убивать детей и пишет в «твиттере» "человеки – раковая опухоль". Его не остановят. Зачем? Террор мощнейший инструмент контроля. Народ легче сплотить, лишь дав им крови и большой,.. к маленькой-то все привыкли.

Всё что мы видим, слышим, читаем из сделанного в Америке пропитано их менталитетом. Наиболее выразительно это когда они делают переделки старых произведений или переделки других народов.
Античные герои и боги ведут себя, рассуждают, да и выглядят как американцы. И всё это наплевав на историческую достоверность, главное действие. А то, что темнокожий рыцарь свободно гуляет во времена Короля Артура, так это для толерантности (ну не убивать же чернокожего с криком «сарацин», шпион, лазутчик).

Вот и получается, что, читая, мы узнаем не только, что произошло в книге, сколько понимает, почему это произошло, почему автор это написал, и чем при этом руководствовался.

Фантастика мощный инструмент для самовыражения.
И не следует относиться к ней пренебрежительно.
Но внимательней, пожалуй.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.