На книжных полях - конец музыки

Мир очень сильно меняется. Если в начале мира была музыка, то ее изменение – это и есть исчезновение старого универсума, на смену которому неизвестно еще, что придет. В музыке я практически профан, но вот общество изучаю. Стервозный британский музыкальный критик Лебрехт и экзотический российский музыкальный деятель Мартынов исторически почти одновременно провозгласили финал некой эпохи. Он выражался в их терминах в «убийстве музыкальной классики» и «конце времени композиторов». Возьмем по паре книг этих авторов и посмотрим, какая за этим социология.
 
 НА ЗАПАДЕ:

 МАЭСТРО, ШЕДЕВРЫ И БЕЗУМИЕ
 Н.ЛЕБРЕХТ

 
 «Критиков могут порой обвинить в цинизме, однако в том, что касается бесстыдства, им до музыкальной индустрии далеко» - знаменитый музыкальный критик со звучным именем Норман Лебрехт продолжает отвечать на вопрос своего первого бестселлера «Кто убил классическую музыку»?
 В книге «Маэстро, шедевры и безумие» - (подзаголовок: «Тайная жизнь и позорная смерть индустрии звукозаписи классическое музыки»), - каждое слово основного заглавия – это название одной из трех частей. В первой автор рассказывает об истории индустрии грамзаписи и ее поворотных моментах. «Шедевры» - это топ-100 лучших классических записей и их краткая история, ну, а «безумие» - это анти-рейтинг 20 самых позорных записей, которые лучше бы не «родились».
 Что «убило» систему классической грамзаписи? Система «звезд», жадность виртуозов и продюсеров, изменение массовых вкусов, появление CD и Интернета. Да многое… Но «убийство» - это журналистский перехлест; на самом деле, так сказать, «не взрыв, но всхлип». Та МУЗЫКА, которую писали Моцарт и Бетховен, Шопен и Чайковский умерла сама, она стала уже просто НЕВОЗМОЖНОЙ после мировых войн и концлагерей. Так мне кажется, в отличие от супер-искушенного и рафинированного критика. Та Музыка – это свет уже угасших звезд, а исполнительские «звезды» - это «культурные фотоны» этого, уже лишенного источника света. Сам Лебрехт пишет о культе умерших дирижеров и солистов: «Это было тревожной тенденцией, ибо цивилизация, которая поклоняется своим мертвецам, обречена на гибель» (с. 98).
 Но сама книга очень познавательна, читается как увлекательный роман. Интриги, амбиции, технические новинки, творческие взлеты, роковые управленческие ошибки… Песня. Точнее, арии в исполнении Э.Карузо, с которых история классической грамзаписи и началась.
 Понятно, что захотелось залезть в Интернет, поискать «героев» книги. Из впечатлений, пожалуй, наиболее сильное – это Ф.Крейслер. Такой Скрипки я не слышал! Многое, конечно, недоступно, но и то, что есть, впечатляет!
 Список лучших классических грамзаписей интересен, но спорен. Из советских маэстро и виртуозов там: Е.Мравинский. К.Зандерлинг, Д.Ойстрах, С.Рихтер, В.Гергиев. Кроме того в тексте из «наших» упоминаются Е.Кисин и В.Муллова. (Первого я слушал, сидя у белой колонны в Большом зале Ленинградской филармонии, чудо-ребенок был в белой рубашечке и красном пионерском галстуке; а побег на Запад скрипачки, победительницы конкурса имени Чайковского, кажется, мог стать сюжетом авантюрного романа). Анны Нетребко в именном указатели нет. Нам может показаться, что русская музыка серьезно недооценена. Но ведь не фирма «Мелодия» определяла моду на мировом рынке записей. «Глобализация» там началась куда раньше, чем об этом заговорили. Плюс, конечно, англо-саксонский, еврейский и германский расизм. Так что, оценкам Лебрехта, когда он сравнивает пианистку Татьяну Николаеву (исполнительницу Баха и Шостаковича) с «трактористкой», стоит доверять не больше, чем его байкам о том, что поставки в Союз томографов сорвались из-за того, что советские женщины в томографы не влезали (мешали широкие бёдра). Ну, и немало в таком духе.
 Но еще больше, автор не любит Караяна. Разоблачению диктаторских амбиций во многом посвящена предыдущая книга Н.Лебрехта «Маэстро миф». Может и так, но Караяну удалось продать больше всех записей классики. Его исполнение было безупречным. Недавно специально послушал запись Первого концерта для фортепьяно с оркестром П.И.Чайковского. О ней в тексте упоминается как о примере, когда солист (С.Рихтер) победил дирижера. Ну, соревнование солиста с оркестром в произведениях такого рода – это общее место, штамп, но может ли идти речь о «полной победе». Гениальная музыка, исполненная с фантастическим мастерством, - вот о чем говорит эта запись. Но и Караян, и Рихтер представлены в рейтинге Лебрехта другими примерами.
  Не менее любопытен анти-рейтинг из 20 записей. Здесь, например, достается Гергиеву, которому для записи «Реквиема» Верди навязали поп-звезду А.Бочелли, а Ольга Бородина и Рене Флеминг вынуждены были приспосабливаться к попсовику. Что до итальянца, то кроме истории его слепоты драматизма в нем не обнаружить при всем желании, не говоря уже о скромных вокальных данных. После прошлого нового года показывали по «Культуре» его концерт – хорошо он поет с Сарой Брайтман, миленькое такое мяуканье – вот подходящая пара. И ничего плохого – сладенький сиропчик нужен домохозяйкам. Однако, когда его смешивают в неподходящих сочетаниях, то итоговый продукт выходит неудобоваримым».
 Ну, ладно, количество торжествует над качеством, продюсеры музыкальных записей, исполнители разного рода, зарабатывают как умеют. Рынок стал непонятным: музыка стала доступней, но стандарты снизились. Что меня поразило еще, так это то, что продажи записей группы «Битлз» были равны продажам ВСЕЙ классической музыки! Ничего не имею против «битлов», но «битломания» многое говорит о людской природе, в том числе, и о склонности к массовым психозам, а также о драматизме с культурной ситуацией в современном мире. Ну, да бог с ней. Свет угасших звезд еще идет, и на наш век должно хватить.
 Что до стервеца-критика, то в чем-то писать у него можно поучиться: «Результат получился не столько неприятным, сколько вгоняющим в краску стыда, - тебе словно показывают нагого, ничем не прикрытого старика. Второй раз смотреть на него ты не хочешь, но знаешь, что увиденного тебе не забыть»….
Недавно посмотрел антифашистский фильм "Мнения сторон". Сведения о гениальном дирижере В.Фуртвенглере, почерпнутые у Лебрехта, весьма способствовали лучшему пониманию фильма.
 Узнал также много новых имен.

Кто убил классическую музыку?
 Норман Лебрехт

Наконец, нашел эту книгу Лебрехта.
 Читаю его книги в обратном порядке...
 Сначала "Маэстиро, шедевры и безумие", потом "Маэстро миф" и теперь вот дочитал "Кто убил классическую музыку".
 Лицо Баха на обложке переходит в портрет президента на долларе...
«В погоне за деньгами классическая музыка загоняла себя в тупик» (С.490).
 По мысли автора, классическую музыку «убила» система «звезд», их жадность, а также аппетиты медиа-дельцов и продюсссеров. Изобретение цифровой записи сначала привело к расцвету на рынке, а потом вызвало застой. Просто отпала потребность в обновлении коллекций, если почти «все» уже есть.
 Суров Лебрехт и к тем «рвачам» от классики, чьи непомерные гонорары подорвали и деформировали рынок распространения классической музыки. Среди антигероев фигурируют нераскаявшийся нацист Герберт фон Караян, «три тенора», требовавшие миллионы за концерты-«миксы» - чего стоит только название подглавки «Откорм большого Лучи (о Паваротти; читал поставив диск «Деки» с выдающимися тенорами) – но главное: подчинение мирового медиарынка 4-5 глобальным корпорациям, которые ради своих сверхприбылей упрощают и унифицируют вкусы людей по всему миру. В «отчете коронера» фигурируют и имена «наших» мегазвезд, которые «пировали во время чумы»: Ростропович, Кисин, Гергиев, Хворостовский, Темирканов, Башмет, Плетнев, Муллова, и пр., «выбравших свободу». В отношении к России вообще подчас проскальзывают расистские нотки. Определения «расист» и  «стервец» как нельзя лучше подходит Лебрехту. Но многое в его книге - правда.
 Исполнение и записи классики приносило все больше денег, но все меньше радости. «Звезды» получают львиную долю, а остальные довольствуются крохами. Первые халтурят. К примеру, тот же мариинский маэстро машет руками (без палочки) на огромном количестве концертов и спектаклей, продвигает себя на нескольких фестивалях. Но когда же он успевает репетировать??
 Конечно, музыка звучит. Но как-то уже не так. Виртуозность исполнения часто убивает ее душу и делает исполнителей неотличимыми друг от друга. Другой вопрос, что, не сузил ли Лебрехт поле своего анализа. Деньги деньгами, но ведь «классика» - это чаще всего уже музыка мертвых (те, кто ее написал и задал образец исполнения, уже не живут). Могут ли даже великолепные образцы прошлых столетий заменить отсутствие чего-то подобного в веке нынешнем. Так что скорее, классическая музыка тоже «умерла», а «канавы» лишь утилизируют остатки за большие деньги, раскрывая рот на сводьбе дегенеративного принца и его гулящей пассии.
 Русскому читателю чтение книг Лебрехта будет особенно полезным в качестве избавления от иллюзий и детско-восторженного отношения к этой сфере. Вот как школьный класс пригнали в концертный зал, с трудом утихомирили, прочли вступительную лекцию и исполнили несколько популярных хитов. Некоторым понравилось, и они продолжают покупать диски типа «Сто хитов классики». В нашем отечестве ситуация с музыкальной культурой представляется особенно неблагоприятной. За исключением пары столиц и нескольких крупных центров, наши люди на протяжении года лишены возможности послушать живое и хорошее исполнение классики. Большинство НИКОГДА не были в филармонии и опере. Стоит ли удивляться примитивности дорогих россиян, что бегут в «день города» на стадион, посмотреть, как грудастая «фабрикантка» раскрывает рот под «фанеру» и делают многотысячные гонорары поп-звездам, разбивающим в гостиницах унитазы. Культурная ситуация в РФ близка к полному одичанию.
  Понятно, что наши мастера в родную провинцию не очень то стремятся. Курс на Запад, на Запад, водном глазу знак доллара, в другом символ евро, и нот уже не видно, где же тут разглядеть бедных соотечественников, некоторые из которых, еще хотят послушать классику и любят ее исполнителей, несмотря на отсутствие взаимности.
 Но в Европе и Америке платят несопоставимо больше. И что там еще. Концерты-миксы на открытом воздухе перед жующей толпой, представления в дворцово-парковых ансамблях, шокирующие постановки в западных столицах, где исполнители классических партий распевают их, облаченные в скафандры или голышом. «Кто убил кла$$ическую музыку?» - к чему этот вопрос, давайте порадуемся.   
 
 
 ДЛЯ ЦИТАТЫ:
По направлению к Рихтеру
 Юрий Борисов

Эпоха отлетела, как прозвучавшая нота...



 В РОССИИ:

Казус Vita Nova
В.Мартынов

Прочел очередной опус Владимира Мартынова - " Казус Vita Nova "  Ораторию по Данте тоже скачал из Интернета и слушал фоном.
 Очень остроумно он пишет. Мне даже кажется, что тексты из букв получаются у ВМ куда лучше, чем тексты из нот. Собственно музыковедческую сторону книги оценить я не могу, так как не обладаю достаточному знаниями для этого, но утверждение о "смерти композиторов" кажется любопытным.
 Автор призывает к самопознанию. А со стороны посмотреть можно?
 Вот детство-юность музыкального барчука. В стране нищета и перенапрыяжение, а у обитателей советского музОлимпа почти коммунизм (Чтоб я так жил - "классовая ненависть"). Пацаны из простых называю детей из элитного дома "композиторы" и - и со всех сторон: музыканты и композиторы. Плюс сказочные для совка культурные возможности: пластинки старинной музыки - папа достал, ни у кого в Москве нет; папа же – секретарь СК - может заказать любую книгу, выходящую в СССР, плюс общение с уникальными людьми. Казус Володи Мартынова уникальный - колоссальные возможности для развития.
 Кем стать? Композитором, кем же еще, ведь вокруг все такие.
 Но не сыграли ли эти безумные шансы с Мартыновым злую шутку? Вдруг по природе своей он был предназначен для другой деятельности? И отрицая композиторов, он занимается отрицанием композитора в себе?!
 На мой музыкально-примитивный взгляд, быть композитором - это не писать, а "записывать", когда звуки, темы, гармонии переполняют мозг и душу. (Вспоминаются «очки Шуберта», которые нужны были ему для того, чтобы зафиксировать побыстрее то, что он услышал во сне!). А когда этого нет, то остается комбинировать чужое, используя свою бешеную эрудицию, добытую с уникального жизненного старта. Скрестил минимализм и церковное пение, вот вам "Плач Иеремии"?
 Странно, однако. Коммунистическая власть дала таким как Мартынов очень много, а они от нее отвернулись. Большинство "детей Арбата" кинулось искать свет на Закате. У ВМ тоже есть элементы "низкопоклонства перед Западом" - превозносит битлов, роллингов, Кейджа, но сам он убежал к попам, ушел в церковную музыку. Многое интересно. Очень!
 Разрушение прежнего музыкального мира ВМ связывает с крахом западной колониальной системы. Но - может быть, дело глубже. Ведь империалистический порядок рухнул из-за гражданской войны европейцев между собой (1914 - 45), а потом были закономерные следствия, в т.ч. и для музыки. Творческий потенциал истощился, музыку силы Баха или Чайковского уже написать никто не может. (Сергей Стадлер похоже высказался однажды). Противопоказаны почтенно возрасту уставшего и вырождающегося социума сильные страсти.
У Мартынова я читал несколько книг и считаю его весьма оригинальным современным философом. О конце эпохи лучше дать слово ему самому, особенно когда «законченный композитор» анализирует этапы собственной жизни.

Автоархеология (1978-1998)
Владимир Мартынов.
(КОНСПЕКТ ЦИТАТАМИ)

МОЕ ВВЕДЕНИЕ
Поскольку сам Мартынов в формальных вещах не стесняется, то кладет на музыку справочные сведения о Сингапуре, то в «Опусе пост» после крутого минимализма добавляет в конце детскийц голос и какие-то глупые стишки, то позволим себе также поэкспериментировать с  формой, используя саму «Автоархеологию»  Мартынова.
Вот абзацы, из-за которых, по-моему, вообще, стоило открывать эту книгу

«м»
Так, известный хоровой дирижер Минин, ставший теперь вроде бы верующим, в те времена ходил по московским храмам и высматривал, не поет ли кто из его хористов на клиросе.

«м»

Ведь строить рожи бульдогу значит полностью зависеть от него, причем этим можно заниматься только до тех пор, пока существует сам бульдог, то есть до тех пор, пока существует то, чему можно строить рожи. Наверное, именно поэтому с развалом Советского Союза вдруг выяснилось, что диссидентам, может быть, за исключением одного Буковского, абсолютно нечего сказать. Так диссидентская свобода оказалась всего лишь перевернутым отражением советского идеологического прессинга.

«м»

К тому же появление таких групп, как “ABBA” или как наша «Машина времени», фактически дискредитировало саму идею рок-музыки, необратимо заражая массовое сознание бациллами какого-то усреднено причесанного псевдорока, заразившись которым становилось практически невозможно пробиться к чему-либо настоящему.

«м»

к концу 1970-х годов пиршество западноевропейской культуры явно подходило к своему завершению, и хотя на столах было еще достаточно и вина и закусок, но большинство гостей начало уже расходиться по домам, так что покидать это пиршество было самое время.

выразительно пишет Ирина Нахова: «К началу 1980-х годов нарастала усталость. Брежневская беспросветность и стагнация наваливались чернотой депрессий, и казалось, что это конец и все возможное уже осуществлено или исчерпано. Начало 1980-х, на мой взгляд, было самым беспросветным временем. И поэтому те, кто уехал, казались нам счастливыми. А потом началась перестройка, и теплое время романтического коммунального существования в одночасье завершилось. Повеяло холодом рыночных отношений».

«м»

том, что здесь речь должна идти не о какой-то региональной ночи, имеющей место только на территории Советского Союза, но о ночи мировой, от которой не могут спасти никакие географические перемещения и никакие смены культурных декораций. И действительно, какой смысл было уезжать в другие страны и менять культурные декорации, если сама культура превратилась для меня в пустую безжизненную декорацию, в которой давно уже не происходит никакого действия? Вот почему я четко понимал, что мне нужно как можно скорее покинуть пространство культуры, и вот почему, покидая его, я практически не
испытывал ни сомнений, ни сожалений.

«м»

Благословенны советские времена, когда Церковь, будучи гонима, находилась под жестким репрессивным прессингом государства! Подобно мощной крепостной стене, этот прессинг отгораживал Церковь от маразматического кошмара и непробудной пошлости окружающей действительности. Здесь, в Церкви, каждый желающий мог обрести полную свободу и абсолютную независимость от посягательств современного мира. Конечно же, и здесь звучали партийно-съездовские пасхальные и рождественские послания патриарха, конечно же, и здесь можно было услышать официозно-духовные речения номенклатурных лиц, но тогда гораздо легче можно было отделить пшеницу от плевел, локализуя весь этот словесный мусор и просто не обращая на него никакого внимания. Теперь же, когда подобные высокопарные речения звучат и с церковного амвона, и с телевизионного экрана, когда Церковь смешалась с миром, а мир — с Церковью, как отделить пшеницу от плевел? Как распознать, что нужно слышать, а что пропускать мимо
ушей? Как стать свободным от всего этого?

«м»

счастлив, что Церковь удержала меня от многих соблазнов перестройки! Трудно представить себе более пустое, более непродуктивное и вместе с тем более кичливое время, чем перестройка, которая всегда представлялась мне временем валаамовых ослиц. Валаамова ослица, как известно, — это ослица, которая вдруг заговорила человеческим голосом. И, подобно этой ослице, многие и очень многие публицисты, журналисты, газетчики, писатели и другие общественные деятели, ранее исторгавшие из себя вполне идейные и идеологически выдержанные советские тексты, вдруг заговорили человеческим голосом и начали обличать то, рупором чего являлись до этого. Вообще-то то, что они заговорили человеческим голосом, было очень хорошо, но тут возникал вопрос: «А где они были раньше и кто им мешал говорить человеческим голосом до перестройки?»

«м»

Неплохой режиссер, фильмами которого засматривался весь Советский Союз, вдруг снял фильм под названием «Так жить нельзя». Мне всегда хотелось спросить у этого уже достаточно немолодого режиссера, а как он жил до сих пор, если нельзя жить так, как жил он и как жили мы все?

«м»


С.113. Но самое главное заключалось в другом, а именно в том, что, несмотря на видимость бесконечного потока новшеств, на самом деле перестройка не выдвинула ни одной настоящей идеи, не предложила ни одного метода и ни одной собственной технологии.


что Данте — это я, это все современное человечество, а если быть точнее, то это не просто современное человечество, но новый тип человека — Homo errans (человек заблудившийся), пришедший на смену Homo sapiens (человеку разумному).

«м»

Во всем этом, безусловно, было много искреннего и много подлинного, но все это было крайне кратковременно.

«м»

«А что вы хотите? — сказал он (высокопоставленный поп – ВК). — Это проповедь на базаре». Так в доходчиво-популярной форме владыка разъяснил мне, чем я занимаюсь на самом деле, когда участвую в духовных фестивалях. Но что такое «проповедь на базаре» и кто может заниматься этим? В моем представлении проповедью на базаре мог заниматься разве что юродивый …

«м»

восстановление храма Христа Спасителя фактически отрекалось от связи с древней иконописью, древним зодчеством и древним пением и вместе с тем ориентировалось на традиции синодальной империи, приведшей в конечном итоге Россию к революционной катастрофе. Дело усугублялось еще и тем, что это в достаточной мере сомнительное сооружение XIX века в конце XX века в силу ряда обстоятельств уже не могло было быть полноценно восстановлено, в результате чего возникла сильно ухудшенная копия этого образчика имперского официоза.

«м»

после более чем семидесятилетнего пребывания «под спудом», Церковь наконец скажет свое пастырское слово, на фундаменте которого могли бы начаться процессы нравственного очищения и подлинного национального возрождения. Но ничего такого не произошло, и никакого пастырского судьбоносного слова так и не  прозвучало. Вместо этого Церковь начала всенародно хороводиться с властью, которая буквально еще несколько лет назад всячески гнобила и народ, и страну, и саму Церковь. Я не мог понять, как человек, практически собственноручно разрушивший дом Ипатьева, без всякого всенародного покаяния может благостно стоять в храме со свечкой в руках. И этого понять не мог не только я, ведь недаром всех этих партийных бонз, оказавшихся вдруг в храме со свечами в руках, народ прозвал «подсвечниками»

«м»

Но, как я теперь понимаю, все эти претензии к Церкви, впрочем, так же как и надежды на какое-то слово, которое она могла бы сказать, были абсолютно напрасны и необоснованны. Подобно всему тогдашнему обществу, Церковь, буквально раздавленная семидесятилетним советско-вавилонским пленением, не имела ни сил, ни возможности для произнесения вообще хоть какого-то членораздельного слова. И поэтому в том, что в начале 1990-х годов был упущен исторический шанс положить начало национальному возрождению, нет вины Церкви
— в этом заключается скорее ее беда, но сейчас нам всем от этого не легче.

«м»

расцерковленная культура — это только одна сторона медали, оборотной стороной которой является обескультуренная церковь.


«м»

Вообще весь вид Петербурга с его Александрийским столпом, ростральными колоннами, адмиралтейской иглой и Медным всадником можно рассматривать как блестящий образ расцерковленной культуры, построенной на принципах волеизъявления и господства

«м»


главное, по-моему на 264: сли попробовать расширить применение метода автоархеологии и приложить этот метод к современному миру в целом, то можно получить следующие положения: современный мир в основной своей массе не нуждается в Боге, следовательно, Бог не нуждается в основной массе современного мира. И еще: для основной массы современного мира Бог умер, следовательно, для Бога умерла основная масса современного мира. Но если все это действительно так, то получается, что мы живем в почти что умершем и не нужном Богу мире, и это очень похоже на правду, ибо мир, который достался нам в удел, представляет собою руины во всех мыслимых смыслах: и в экологическом, и в нравственном, и в эстетическом, и в религиозном.

«м»

Западноевропейская цивилизация изначально профанна. Эпоха Просвещения, которую с церковных позиций следовало бы называть, скорее, Эпохой Помрачения, и все, что последовало за этой эпохой, представляет собой только вершину айсберга. Воля к профанизации, воля к расколдовыванию мира начала заявлять о себе на самых ранних стадиях становления этой цивилизации. Уже готика является фактическим разрывом с принципами сакрального пространства, бережно сохраняемыми Византией. Так что противостояние Европы и Византии — это не просто противостояние двух различных цивилизаций, это противостояние
сакрального и профанного начал. Мы живем в мире, в котором целиком и полностью
возобладала европейская цивилизационная парадигма, и поэтому мы видим то, что
видим.

«м»


Так что к написанию «книги молчания» ведет долгий и непростой путь — путь превращения человека говорящего в человека молчащего. По сути дела, человек говорящий и есть тот самый Homo errans, или человек заблудившийся, о котором я писал уже выше, ибо плутает этот человек не в чем ином, как в собственных словах и в собственных разговорах. Именно бесконечное количество слов образует тот сумрачный и непроходимый лес, в котором, подобно Данте, оказался Homo errans.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ МОЕ

Дальше следует предполагать переход к «Времени Алисы» (следующему трактату ВМ). Но согласиться с тем, что рисование черного квадрата или просто сидение за  инструментом  три с лишним минуты – это и есть лучшие произведения нашего века – нет, на такой маразм соглашаться не стоит.
И все же, насмехаясь порой над Мартыновым, не соглашаясь, продолжаешь его читать. Очень ценен самостоятельный поиск своего Пути. Какая порой точнейшая критика современной ситуации, какая ясность анализа. Никак нельзя было  бы ожидать этого от представителя хиппи-богемы, у которого переводная мудрость про «брахмана-атмана» мешалась с авангардными заморочками и православными догмами, «религиозная философия»  с модными поветриями эпохи «застоя», превращаясь  в мозгу в эклектичные опилки. А вот, поди же ты – интересно.
Поскольку, даже рассуждая о музыккальынх проблемах и нотных записях, этот пост-композитор все же имеет в виду проблемы социальные и религиозные, нельзя удержаться от замечания. А не похож ли его поиск «истинного православия», которое якобы когда-то было, на утверждения об истинном коммунизме социализме, который якобы был «извращен». Адептя этих учений, произрастающих, кстати, из одного корня, любят рассуждать о “замутнении» истинного христианства и истинного коммунизма. Но, что если их «извращения» - это и есть их истина, котороая в основе нашего кризиса и лежит.
Музыкальные иллюстрации-аналогии? Пожалуйста. Бренчание и возгонка пенного энтузиазма ВИА про «яростный стройотряд» существенно отличаются от псевдорелигиозных хоровых революционных песен. Но это начало и конец одного и того же социального тупика, за который пришлось заплатить миллионами жертв. Так  и сейчас – страшнейший за всю историю кризис культуры и морали, но возможно, что «постхристианство», при всей мучительности такого состояния – это путь к   чему-то новому. И состояние музыки служит здесь индикатором? 
Что до самого этого состояния, то на него неизбежно как-то подействует небывалая ранее глобальная доступность почти любой музыки. Но как и со всем остальным, непонятно, чем это обернется…


Рецензии