Будущее науки и наука будущего - 1

Тему будущего, и конкретной страны, и всего человечества, следовало бы изучать, обогащать, приумножать текстами глубже и пространнее, уж больно серьезна она, эта тема, необъятна, многоаспектна и чрезвычайно важна. И сам себе задумался: о чем надо в первую очередь размышлять? Видимо, о науке сегодняшней и науке будущей.

Наука - важнейшая часть человеческой жизни. Без науки человечества не существует. А есть ли у человеческой жизни будущее вообще? Говорить о будущем трудно, но можно и нужно. И мысли разные нужно развивать, и вызывать на разговор умных собеседников, и поспорить (в смысле - подискутировать, высветить наличное положение вещей, окружающую нас действительность с разных сторон, вывести на сцену, на всеобщее обозрение разные грани действительности).

Возьмем, к примеру, бывшее представление о грядущем коммунизме. Сейчас люди вообще плохо себе представляют существо такого вопроса, такого понятия, как коммунизм. Спрашивается, почему он так обруган и оплеван? Вопрос тут состоит в содержании и употреблении слов СОБСТВЕННОСТЬ, РАВЕНСТВО-НЕРАВЕНСТВО, АМБИЦИИ, ДЕНЬГИ, БОГАТСТВО.

Большая часть публики с ее трёпом о коммунизме вообще нынче не представляет себе сию тему в ее историческом движении. Почему мы можем так утверждать? Потому что никто сейчас, как говорится, на своей шкуре не испытал на себе условий жизни тех поколений людей, когда идеи коммунизма только-только возникали ("коммунизма призрак пр Европе рыскал, уходил и вновь маячил в отдалении"), когда о таком слове большинство и слыхом не слыхивали. Что такое 12-часовой рабочий день за токарным станком? или за кочегарским трудом? Или за копанием ям с помощью одной только лопаты? за строительством железной дороги голыми руками, тасканием
тяжеленных рельсовых шпал? или за уборкой урожая серпом и ладонями дергать колосья? Что такое 150 миллионов безграмотных, не умеющих читать российских крестьян, живущих в избах без стекол и дымоходов? Почитайте Гиляровского о жизни московских бомжей, жителей приютов и ночлежек. Их было десятки, сотни тысяч, миллионы! Разве кто-то из современных людей всё это себе представляет?

Ну-ка, вспомните, что писал один из старинных писателей о жизни простого люда в конце 19-го века. Далее следует длинная цитата, первоисточник которой очень просто найти в интернете

"Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные его зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке  шли  они по немощеной  улице  к высоким каменным клеткам фабрики; она с равнодушной уверенностью ждала их,  освещая грязную дорогу  десятками жирных квадратных глаз.  Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые  восклицания сонных  голосов,  грубая  ругань  зло рвала воздух, а  навстречу  людям плыли  иные звуки - тяжелая возня машин,  ворчание пара.  Угрюмо  и  строго  маячили  высокие   черные  трубы,  поднимаясь  над слободкой, как толстые палки.

"Вечером, когда садилось солнце, и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, - фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в  воздухе  липкий запах  машинного  масла,  блестя  голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление, и даже  радость, - на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых.

"День  проглочен  фабрикой, машины  высосали из  мускулов  людей столько силы,  сколько  им было  нужно. День бесследно вычеркнут из  жизни,  человек сделал еще  шаг к своей могиле,  но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака, и был доволен.

"По праздникам спали часов до десяти, потом люди солидные и  женатые одевались в свое лучшее платье и шли слушать обедню, попутно ругая молодежь за ее равнодушие  к церкви. Из церкви возвращались домой, ели пироги и снова ложились спать - до вечера.

"Усталость, накопленная годами, лишала людей аппетита, и для того, чтобы есть, много  пили, раздражая желудок  острыми ожогами  водки. Вечером лениво гуляли по улицам, и тот, кто имел галоши, надевал их, если даже было сухо, а имея дождевой зонтик, носил его с собой, хотя светило солнце.

"Встречаясь  друг  с другом,  говорили  о  фабрике, о машинах, ругали мастеров, - говорили и  думали только о том, что связано с работой. Одинокие искры неумелой,  бессильной мысли  едва мерцали в скучном однообразии  дней. Возвращаясь домой,  ссорились  с  женами  и  часто били их, не щадя кулаков. Молодежь сидела в трактирах или устраивала вечеринки друг у друга, играла на гармониках, пела  похабные,  некрасивые  песни, танцевала,  сквернословила и пила водку.  Истомленные трудом  люди пьянели быстро,  во всех грудях пробуждалось непонятное, болезненное раздражение. Оно требовало выхода. И, цепко хватаясь за каждую возможность разрядить это тревожное  чувство, люди из-за  пустяков бросались друг  на  друга с  озлоблением  зверей. Возникали  кровавые драки. Порою драки кончались тяжкими увечьями, изредка - убийством.

"В отношениях людей всего больше было чувства подстерегающей злобы,  оно было  такое  же  застарелое,  как и  неизлечимая  усталость  мускулов.  Люди рождались  с  этою болезнью души, наследуя ее  от  отцов, и злоба черною тенью сопровождала  их  до  могилы,  побуждая  в течение жизни к  ряду  поступков, отвратительных своей бесцельной жестокостью.

"По  праздникам  молодежь являлась  домой  поздно  ночью  в  разорванной одежде, в грязи и пыли, с  разбитыми лицами, злорадно хвастаясь  нанесенными товарищам ударами,  или оскорбленная,  в гневе  или слезах обиды,  пьяная  и жалкая, несчастная и противная. Иногда парней приводили домой  матери, отцы. Они  отыскивали  их  где-нибудь   под   забором  на  улице  или  в   кабаках бесчувственно  пьяными, скверно  ругали, били кулаками  мягкие,  разжиженные водкой  тела детей, потом  более  или  менее заботливо укладывали их  спать, чтобы рано утром, когда в воздухе темным ручьем потечет сердитый рев  гудка, разбудить их для работы.

"Ругали  и  били  детей тяжело, но  пьянство и драки  молодежи  казались старикам вполне законным явлением, - когда отцы были молоды, они тоже пили и дрались, их тоже били матери и отцы. Жизнь всегда была такова, - она ровно и медленно текла  куда-то  мутным  потоком  годы  и  годы  и вся  была связана крепкими, давними привычками думать и делать одно и то же, изо дня в день. И никто не имел желания попытаться изменить ее.

"Изредка  в слободку приходили  откуда-то посторонние люди. Сначала  они обращали  на себя  внимание просто тем, что  были  чужие, затем возбуждали к себе  легкий, внешний интерес  рассказами о местах,  где они работали, потом новизна стиралась с  них, к ним привыкали, и они становились незаметными. Из их рассказов было ясно:  жизнь рабочего везде одинакова. А если  это так - о чем же разговаривать?

"Но иногда  некоторые из  них  говорили что-то неслыханное в слободке. С ними  не  спорили, но слушали их странные речи недоверчиво. Эти речи у одних возбуждали слепое раздражение,  у других смутную тревогу, третьих беспокоила легкая тень надежды  на  что-то неясное, и они начинали больше  пить,  чтобы изгнать ненужную, мешающую тревогу. "Заметив  в чужом необычное, слобожане  долго не могли  забыть ему это и относились  к человеку,  не  похожему на  них, с безотчетным опасением.  Они точно боялись, что человек бросит в  жизнь  что-нибудь такое, что нарушит ее уныло правильный ход, хотя тяжелый, но спокойный. Люди привыкли, чтобы жизнь давила их всегда  с  одинаковой силой, и,  не  ожидая  никаких  изменений  к лучшему, считали все изменения способными только увеличить гнет.

"От  людей, которые говорили новое,  слобожане молча сторонились.  Тогда эти люди исчезали, снова  уходя куда-то, а оставаясь на фабрике,  они жили в стороне,  если  не  умели  слиться  в  одно  целое  с   однообразной  массой слобожан...

"Пожив такой жизнью лет пятьдесят, - человек умирал.

Конец цитаты

С другой стороны, надо вообразить себе праздную жизнь дворянства: балы, наряды, роскошь, дворцы, экипажи, имения, лесные угодья, крепостные крестьяне, и все это во владении, в личном владении, в СОБСТВЕННОСТИ ничтожного по численности правящего класса. Никто ж себе сейчас этого не представляет. Разве нынче читают Чехова, Достоевского и остальных десятка полтора-два писателей прошлого, чьих имен даже никто из неспециалистов даже и не знает? Разве были тогда трамваи, автомобили, самолеты, радио-телевизоры, мобильные телефоны? О чем тогда писали газеты? Какова была психология тех людей, их быт, их образ мыслей? Кто из нынешних себе это представляет?

Но декабристы, "разбудившие Герцена", разночинцы и народовольцы, рождавшиеся тогда, в начале 19 века, уже размышляли о будущем, в том числе о социализме и коммунизме, просвещали народ будущим, прививали мечту о светлом будущем. Лозунги Французской революции были СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО. Что такое равенство? Что такое братство? Кто слышал о таком понятии как "братство людей"? Шахидки, взрывающие людей в метро? Рокфеллеры, Морганы, Ротшильды? Люди мечтали о равенстве и шли с этой мечтой, рискуя угодить в тюрьму, или даже шли на смерть. Насколько должен быть угнетен человек, чтобы ценить равенство выше самой жизни! Но этот самый оплеванный нынче коммунизм обещал им именно равенство и свободу. И революции происходили потому, что постепенно люди пропитывались идеей о равенстве.

Идеи в людских массах сами собой не возникали. Энтузиастам идей приходилось вдалбливать их в людские головы годами, десятилетиями. Нужно было организовать всю эту пропаганду и агитацию, создать отряды революционеров. Кто сейчас понимает весь это колоссальный и тяжкий ежедневный БЕСПЛАТНЫЙ труд? Эти люди творили будущее. И они его сотворили. Но спустя какое-то время души людей снова стала разъедать ржавчина неравенства, ржа эгоизма, ЭГО. Эта ржавчина, сытость и дурь, зависть и бестолковость разъели мечту. Кто сейчас это понимает? Очень мало таковых, я думаю...

Будущее - это вопрос идеологии. Но у нынешнего общества цельной идеологии нет. Есть гул толпы, как на толкучем базаре, где каждый кулик свое болото хвалит. Вот в чем проблема. А если нет идеологии, то нет и мечты, нет будущего, и нету счастья. Нет его и не будет, несмотря на мобильники и интернет, машины и дачи. Вот так!

* * *
Есть у меня книжка небезызвестного психиатра Моуди "Жизнь после жизни". Мне очень трудно поверить, что можно увидеть будущее в хрустальном шаре, как это описывает данный автор, а также множество других. Но то, что пишет по данной теме Виталий Правдивцев (http://www.aferizm.ru/chydesa/kristal_shar.htm), выглядит весьма правдоподобно. Однако, как резонно заметил однажды Гай Юлий Цезарь: "Зачем мне знать будущее, если я не могу его изменить?", очень выпукло данное соображение проиллюстрировал А.С.Пушкин в "Песне о вещем Олеге".

* * *
За что мы ценим государственных деятелей? Не за красивую болтовню, не за импозантную внешность. Важнейшее качество государственного мужа - способность ПРЕДВИДЕТЬ будущее. Способности предвидения и должны быть посвящены несколько абзацев размышлений о будущем.

Одно из важнейших качеств человеческого ума, человека, как личности, является предвидение последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать нежелательные последствия принимаемых решений. Развитие способности предвидеть возможно только на почве тщательного и всестороннего изучения окружающей действительности. А всесторонне понимание и оценка настоящего возможно лишь при развитом интеллекте.

* * *
Когда-то любил неожиданность поэта Маяковского. Да и сейчас люблю. Помню его строки: "Единица - ноль. Единица - вздор. Голос единицы тоньше писка. Кто его услышит? Разве жена... И то, если не на базаре, а близко".

Вспомним детство. С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре. С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. А затем - в первый раз в первый класс. Вот тут-то все и начинается. Человек - существо общественное. Человека разумного создает человеческое общество. Ум можно воспитать только умом. Разум - разумом. Мудрость - мудростью. Ни один маугли не стал человеком. А человечеству известна примерно сотня примеров маугли, т.е. воспитания детей животными. В первом классе человек уже начинает по-настоящему жадно всматриваться в других. Конечно, среди множества прочих ощущений. Лучшие люди Земли понимают значение школы. В лучших обществах Земли детей отдают в школы к лучшим учителям. Если Общественный Разум найдет в себе силы продолжать развивать Людство, может быть, единственное во Вселенной, то в Школу будут направлены его лучшие люди. Такая тенденция возможна, такое будущее улучшит человечество.

* * *
Чтобы правильно представлять себе будущее, нужно хорошо знать прошлое, то-есть дружить с историей и историками. Но историки, к сожалению, частенько продаются спекулянтам от политики. История - слишком политизированная наука, и прогнозистам нужно твердо стоять на почве исторических фактов и современности, чтобы не сбиться в тумане предвидения. Историкам очень часто не хватает честности.

Прошлое - стотысячлетний туман. Но зачем далеко ходить? Вспомним хотя бы Николу Теслу. Недавно записал себе небольшой фильм Виталия Правдивцева "Властелин мира - Никола Тесла" (http://www.youtube.com/watch?v=_DVzJV6h8J0). Никола Тесла легко переходил из обычного, человеческого, в так называемое "измененное состояние сознания". Вот слова, приписываемые В. Правдивцевым Николе Тесле: ..."вдруг я увидел вспышку, похожую на маленькое Солнце. В то же мгновение истина открылась мне. Это было состояние абсолютного счастья. Мысли шли нескончаемым потоком, и я едва успевал фиксировать их". "Подобные состояния", - говорит Правдивцев в своем фильме, - "время от времени испытывают многие творцы. Происходит это, как правило, спонтанно, неожиданно, как и у Теслы в первый раз. Но Тесла со временем научился входить в такое состояние всегда, когда этого хотел. Он утверждал, что может в любой момент начисто отключать свой мозг от внешнего мира, и в этом состоянии к нему приходит внутреннее видение. Таким же образом Тесла доводил свои конструкции до совершенства. "Мне не нужны модели, рисунки и эксперименты. Когда у меня рождается идея, я воображением начинаю строить прибор, меняю конструкцию, совершенствую. И мне совершенно безразлично, находится ли прибор у меня в мыслях или в мастерской - результаты будут одинаковы. За двадцать лет у меня не было ни одного исключения".

Он не пользовался математическими операциями, как это принято сегодня, говорит Бранко Ковачевич, декан электротехнического факультета Белградского Университета (Сербия), ему не нужны были уравнения, он понимал суть вещей. Суть вещей, принципы всегда были для Теслы важней деталей. Именно их он в первую очередь прозревал, когда ненаправленно погружался в измененное состояние сознания ...

Пересказывать фильм В. Правдивцева не имеет смысла - каждый интернетчик может с ним познакомиться самостоятельно. То, что здесь о нем сказано, имеет цель обратить внимание на ощущение Теслы о присутствии в Галактике некоего информационного центра, где сконцентрированы фантастические знания о будущем, тысячи технологий, которые невиданным образом могут изменить жизнь на нашей планете. Насколько можно верить таким ощущениям? вот вопрос вопросов. Что это такое - измененное состояние сознания? Кто сейчас владеет такой же способностью?

Знакомство с публикациями членов Академии прогнозирования не дает нам ответов на эти вопросы. Мы по-прежнему как бы остаемся в пещере, на стене которой проецируются тени событий, происходящих вне этой пещеры.

* * *
Кое-что, для уяснения будущего, вспомнил из прошлого. Начну с цитаты:

"Уважаемые товарищи потомки,
Роясь в сегодняшнем окаменевшем г...не,
Наших дней разбирая потемки,
Вы, возможно, спросите и обо мне".

Этими строчками начинается последняя поэма В.В.Маяковского "Во весь голос". Я тоже иной раз спрашиваю самого Владимира Владимировича (мысленно, конечно), насколько искренним и правдивым был он в своей поэзии и в своей правдивости. Он говорил о себе: "Я - поэт. Тем и интересен". А поэт русской словесности он, безусловно, интересный. Конечно, для тех, кто понимает и чувствует поэзию. Музыка стихотворной речи и ее смысл доступны, к сожалению, далеко не всем. Маяковский сам умел совершенно великолепно читать свои стихи и собирал на свои выступления огромные аудитории. Прочти, товарищ, о нем пару слов в современном интернете, это интересно. Он покончил с собой, и прямо в спальне из только-только остывшего тела сотрудники ОГПУ забрали и унесли мозг поэта. Спрашивается, зачем? Оказывается, в то время в СССР был Институт мозга, и мозг Маяковского доставили туда для исследования или причин, или истоков гениальности. То-есть, общественность того времени считала поэта гениальным. Любопытно, что предки Маяковского по матери имели родство с Пушкиным и Гоголем - двумя титанами русской словесности.

Не знаю, как сейчас в России ценится и оценивается Маяковский, но он был певцом Октябрьской революции и грядущего коммунистического общества. И был, я уверен, искренне заблуждавшимся, как теперь считают нынешние "товарищи потомки". Маяковский однажды так сказал: "Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет". Я не думаю, что он бы славил нынешние наши распавшиеся осколки его, Маяковского, Отечества. Он в своей фантазии, родившей облако в штанах (можешь себе представить облако в штанах??!), никогда бы не сумел бы представить себе подлых предателей дела Октябрьской революции, типа таких, как, например, Горбачев, Ельцин, Кравчук, Шушкевич, и тысячи подобных им парт-функционеров, годами воспитывавших в себе безнаказанность и беззаконие в условиях отсутствия организованной оппозиции и поставивших точку на позорной истории так называемой "перестройки".

Коммунизм, в том виде, как его представляли в первые полтора-два десятилетия советской власти, конечно же, есть утопия. Примерно такая же, как и утопия "социалистов-утопистов" - Томаса Мора, Сен-Симона, Фурье, Оуэна и других, неизвестных ныне. Даже Ленин сообразил, что для возрождения России после разрухи периода "военного коммунизма" надо ввести НЭП - новую экономическую политику. И неизвестно, как пошла бы "альтернативная история", если бы НЭП процветал и далее. Но история сослагательного наклонения не имеет.

А может быть, надо было бы сказать не "даже Ленин", а восторгнуться гениальностью Ленина, который словами Маяковского "землю всю охватывая разом, видел то, что временем закрыто". И гениальность самого Маяковского, который, воспевая Отечество, которое есть, смог увидеть, несмотря на мерзость "классовой борьбы" и "диктатуры пролетариата", ростки грядущего великого будущего, где человек человеку не волк, а друг, товарищ и брат.

* * *
Все-таки я по-прежнему склонен думать, что история развивается по Марксу. И главный двигатель жизни - технический прогресс. Не люди делают историю, а вещи и предметы, которые люди же и создают. Есть такое противопоставление: "не сознание определяет бытиё, а бытиё определяет сознание". А не наоборот ли, может возникнуть вопрос у субъекта сомневающегося? Вполне возможно, что вопрос так вообще нельзя ставить. Бытиё и сознание идут рядом. Речь идет об ОБЩЕСТВЕННОМ БЫТИИ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ.  Т.е. люди делают свою историю опосредованно, через предметы, которые они изобретают и совершенствуют. Но каждый из создателей в абсолютном большинстве своем не осознает, что он влияет на историю. Только после того, как созданное пошло гулять по свету и перестало его слушаться, до него может дойти истинный смысл содеянного, его суть.

Вот, к примеру, развитие робототехники... что оно нам сулит? Не станут ли роботы умнее людей?

* * *
Сделаем ответвление в другую сторону. Что нужно сделать в будущем? Во-первых, открыть тайну появления живой материи из неживой. Уж больно сложны эти молекулы-хромосомы, трудно понять, как в природе произошло такое сложное самопроизвольное конгломерирование.

Нужно понять, как возникла речь и сознание. Попугай умеет подражать всевозможным звукам, в том числе и речи человека, мозг у него десять граммов, и этих десяти граммов достаточно, чтоб попугайничать на любом из 6000 земных языков. Но чтобы осмысленно говорить и творить, мозг как минимум должен быть под килограмм (как у Анатоля Франса)

Возможно ли узнать, что было до Большого Взрыва? Да и был ли сам этот Взрыв? А где был Бог до Взрыва? И т.п…

И наконец, надо понять как устроен электрон (протон, нейтрон) А ведь он "так же неисчерпаем, как и атом". Нужно понять, что такое нейтрино и есть ли оно на самом деле, не говоря уже о бозоне Хиггса

Для всего этого нужно в хорошем порядке поддерживать на должном уровне жизнь обычных людей. Ведь тех гениев, что дают нам новую жизнь, новое знание, новое понимается, рождается по пару человек в столетие. А настоящих исследователей, которые создают нечто величайшее, имеется в каждом веке лишь 5-6 процентов от общей массы населения. Но чем больше масса, тем весомей процент. Поэтому о будущем надо заботиться.

Наука будущего есть продолжение сегодняшней науки.

______________________
Пришло в голову 9 марта 2013 года
Перемещено в "Избранное" 11.06.2014
Наверное, надо переименовать.


Рецензии
мысль о создании коммунистического общества не умерла...Это есть во всех религиях ...В том числе и в коммунистической...Почитайте моральный облик молодого коммуниста и сравните с 10 заповедями...и вы не найдёте отличий...

У меня супруга работает в школе преподаёт...Я у неё спросил а может ли сейчас школьник твой сказать к чему мы стремимся к чему мы идём...Она сказала что вряд ли кто что скажет...Так что сейчас нет идеи...Обогатиться...Плохо...

Пет Рович   29.01.2019 10:11     Заявить о нарушении
Ещё Польска не сгинела...
Какой предмет ведет ваша супруга?
У меня в жизни тоже был период работы школьным учителем.
Спасибо за визит.

Вадим Бережной   30.01.2019 07:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.