О Библейских притчах II

II

Описанный процесс соотношения видоизменения религиозных понятий с основными стадиями развития человечества в «Эволюции религии» представлен нами как эволюционное видоизменение состояние разума человечества. За долгий временной отрезок именно разум в каждый основной период создавал соответствующие символы в виде знаний согласно своей стадией развития.

Таким образом все множественные понятия о божественноом начале представляют собой меняющуюся проекцию внутреннего мира самого человека. Неоднократно нам встречалось мнение, что религия представляет собой внешнюю картину внутреннего мира человека, иначе его  психологию.

Такое положение вещей подготавливает нас к ожиданию направления ответа на интересные вопросы. Вероятно знания об истоках религии, ее механизме и целях должны содержать важнейшие и глубинные мотивы нашего собственного разума, его основное наполнение, желания и противоречия.

Поскольку эти моменты очень важны в изучении, они могут стать серьезным помощником в интерпретации религиозных символов, в частности Библейских притч, поскольку они представляются нам производными внутренних влечений человека.

Более подробно и все же схематично наша исходная позиция, с которой мы обращаем внимание на символизм Библии, имеет следующий вид.

Как упоминалось в «Троица. Ответ на рецензию 2», в настоящее время стествознанию известно об основных мировоззрениях, в которых видится прямое указание на видоизменение основных религиозных понятий. С этим видоизменением соотносятся основные стадии развития человечества. Согласно Дж. Фрезеру это анимистическое, религиозное и научное мировоззрения.

Кратко разберем каждое из перечисленных относительно внутреннего содержания.

При анимистическом мирооззрении наблюдается преобладание магии как всемогущества мысли. В подобном процессе внутренние мыслительные механизмы  бессознательно объединенияются с внешним миром. На этом этапе создаются духи и демоны, которые в сущности представляяют собой проекции внутренних влечений человека. Внешний мир строится по схеме внутреннего.

В современном мире ярким примером анимистического образа мышления может служить, к примеру, параноики шизофреник. Данные психические растройства в основе построены на вере в реальность своих мыслей и фантазий.

Можно сказать другими словами. Все наиболее волнующее человека не находит естественного выхода и механизмами примитивной психической организации выносится во внешний мир в виде мифологических фантастических существ. Изначально такие существа получили образ демонов, но в процессе вытеснения, то есть эволюции, получили статус богов.

Следуя далее Фрезеру, в религиозном мировоззрении «магическая сила» духов, в анимизме направленная на животный мир, теперь переносится на внешнее человеческое существо.

Эта ступень прогресса также являлась бессознательной и поэтому не замеченно самим разумом. Теперь магическая сила переносится на существа, именуемыми Богами, которые во многом имеют остаточные черты животного анимизма. В конечном итоге, как известно, такое существо приобретает облик человека, Иисуса Христа.
 
Здесь явно усматривается намек на происхождение самого понимания духов. Это своего рода скрытый прогресс эволюции самого разума, который происходит параллельно с усмирением влечений религиозной нравственностью.

Следующим этапом является появление научного мышление. Вернее сказать, научное мирооззрение продвинулось на передний план, ранее оно было оттеснено анимистическим и религиозным способом мышления. Теперь магическая сила анимизма, а также могущество религиозного Бога, перенимается реальной истиной, то есть наукой.

При таком положении главенствующая роль над внешним и внутренним миром отдается в руки и разум самого человека. Уже не анимистические духи и религиозный Бог, а нтеллектуальный потенциал (разум) продолжает познавать внутреннюю и внешнюю реальность во всей ее неоднозначности.

Открывшиеся перспективы сопоставления описанных трех мировоззрений дали силу разуму, самому действующему согласно влечениям, способность определить собственные ранние заблуждения.Теперь появилась возможность полностью направить освобожденную от влияния устаревших представлений внутреннюю силу на осознание реальной картины мира.

Так в нелегкой борьбе наука побеждает анимизм и религию.


                Продолжение следует ...


Рецензии