Маленький, настырный и отважный

Из цикла «ВИНОГРАДНЫЕ ИСТОРИИ»

Маленький, настырный и отважный


На самой солнечной грядке нашего небольшого участка растёт новичок из Америки – «Вэлиант». Попал он к нам всего через одни руки, можно сказать, напрямую из заморских стран. И таким образом, мой муж подключился к испытанию сорта и наблюдению за ним в условиях Подмосковья.
 
Растению этой весной пошёл всего второй год, а продемонстрировало оно такие чудеса своей натуры, что только удивляться приходилось и ахать от восторга.

«Вэлиант» был высажен в прошлом году вегетирующим саженцем, как и положено по технологии и срокам. Поскольку он был первогодок, то не пришлось убирать растущую рядом клубнику. Земли на участке мало, каждая пядь занята под культуры. Пока этот иностранец вырастет в наших краях, можно ещё не раз полакомиться растущей впритык ягодой.

На второй год, весной, мой виноградарь с трепетом подходил к кустам и проверял, как перезимовали растения. С каждым отрезанным кусочком лозы у него поднималось настроение, и во взгляде светилась радость: перезимовали!

«Плач» лозы у него начался раньше всех. В остальном наш заморский гость поначалу ничем особо себя не проявлял, был «как все».

Ничего, такая скромность украшает.

Клубнику из-под него мы убирать не стали, полагая, что и в этом году саженец не вырастет до таких размеров, которые помешают ягодам вызреть.

А потом началось! «Вэлиант» быстрее всех дотянулся до середины шпалеры, раньше всех выпустил цветоносы, при этом их было так много, что совсем несвойственно лозам этого возраста. И зацвёл он в двадцатых числах мая. Придерживаясь технологии, муж с сожалением удалял «лишние» кисточки. Оставил чуть больше, чем надо – на свой страх и риск. (Но не зря говорят, что цыплят по осени считают. В августе нам стало ясно, что уже на второгодке можно было оставить все грозди, «Вэлиант» справился бы и с такой нагрузкой).

Побеги настырно лезли вверх по шпалере. Внизу уже почти не видно клубничных кустиков – всё прикрыли виноградные листья. Наш иностранец быстрее всех стал наливаться соком, о чём указывал менявшийся на глазах цвет его некрупных ягод.

Скажу честно, что я не люблю мелкоягодный виноград с изабельным вкусом. Для меня он всегда остаётся диким, и отношусь я к нему, как к «дичку». И я не понимала всех восторгов Александра Ивановича, когда он делился со мной своими наблюдениями и мыслями по поводу «Вэлианта». К тому же это – технический сорт, который идёт на приготовление вина, а мне оно противопоказано. Муж тоже не занимается виноделием, и я недоумевала, для чего он вообще его тут посадил.

Лето набирало жаркие свои темпы. Клубника начала созревать на открытых грядках, а под кустом в густой тени пока всё было зелено. Но против жары не поспоришь, и природа своё взяла. Стали созревать ягоды: на лозе – виноград, под лозой – клубника. При этом мне больше нравились те, что под лозой: огромные, красные, сладкие. Наверное, и воробьям тоже приглянулись эти ягоды. Стали мы замечать, что птицы воровато ныряли в заросли «Вэлианта». Их «преступление» оставалось некоторое время нераскрытым. Мы никак не могли понять, что воробьям надо в виноградной лозе.

Они совсем не клевали нашу клубнику! Их туда манило совсем иное лакомство! Виноград! При этом скажу, что из всех имеющихся у нас сортов солнечной ягоды, ни одна не привлекала птиц так, как «Вэлиант». Он оказался самым сладким и самым удобным для них угощением.

Но мы же не для птичек растим урожай! Когда муж разгадал причину воробьиного нашествия, пришлось укрыть куст сеткой. Не весь, а только нижнюю, плодоносящую часть.

После воробьёв я тоже решила попробовать на вкус заморские ягоды. Небольшие гроздочки не обещали деликатесных изысков. Для еды, конечно, он не годится: мелкий, «костлявый», приторно-сладкий… Конечно, мои вкусовые пристрастия далеки от эталона. Кому-то «Вэлиант» покажется очень даже привлекательной ягодой, тем более, что он рано созревает…
 
Но аромат! А послевкусие! Оно менялось по мере созревания ягод. Невольно вспомнила изысканные вина. Понятно стало, почему это за ним охотятся не только воробьи, а и серьёзные виноградари.

Теперь я разделяю восторг моего мужа: «Вэлиант» - прекрасный сорт для хорошего гурмана, понимающего толк в изысканных винах, это – раз.

Жизнеспособность и приспособляемость растения впечатляет, это – два. Уже только то, что он выдерживает минус 46 градусов, даёт возможность иметь на него перспективные виды. В этом году муж готовится привить на одно его плечо «Лору», которую я полюбила «с первого вкуса». Возможно, что «Лора» приобретёт новые оттенки и унаследует сильнорослость «Вэлианта».

Таким быстрорастущим «дикарём» можно увивать беседки и навесы. Это три.

Но главное – аромат и послевкусие ягод говорит о том, что для виноделов есть прекрасная возможность пополнить ассортимент изысканных вин.

К осени вся лоза «Вэлианта» вызрела до самых кончиков. Весной, когда мы ставили черенки укореняться, удивила их стопроцентная приживаемость. И поразительно! На многих вегетирующих саженцах из-под каждой почки появилось по два, а то и три соцветия. Ну и куражистый наш паренёк! Зачем же так спешить? Приходится удалять потенциальные грозди винограда.

В переводе с английского «вэлиант» - значит храбрый, отважный, доблестный, бравый, галантный геройский.

Этот храбрец и смельчак, наш куражистый паренёк «Вэлиант» всем эпитетам отвечает полностью. А я ещё добавляю: маленький, настырный и отважный. Маленький – по размеру гроздей и ягод. Настырный – по своей жизнестойкости. Отважный – по определению.


Рецензии
Эра, рассказ получился увлекательным. И что интересно, именно сегодня я посадила твой «Вэлиант» в землю. Что-то в этом есть мистическое)) почему я именно сегодня зашла к тебе на страничку, не иначе, как для того, чтобы получить интересную и полезную информацию актуальную для меня.
Теперь я знаю, что у этого малыша есть русское имя - Отважный))
Благодарю тебя и за рассказ и за малыща!!!
С нежностью,

Наталия Чикова   15.03.2013 22:14     Заявить о нарушении
Спасибо, но не ошибись, Наташа, с названием! Виноградных вариантов так много. Только Вэлиант, а Отважный это другие совсем качества и вкус. Мы наш Вэлиант сушили на изюм. Такая теперь прелесть! Осталось в нём самое полезное: кожица, косточки - то, что лечит эти страшные болезни. Сушили в качестве эксперимента, теперь уверены, что надо сушить много. Положишь изюминку в рот и вспомнишь лето, любимый виноградник - сразу силы прибавляются.

Эра Сопина   16.03.2013 06:57   Заявить о нарушении
О, как!!! Да, даже изюм свой, молодцы!
С именем все понятно, запомнила.

Удачи, виноградари!!!

Наталия Чикова   17.03.2013 22:56   Заявить о нарушении