Моя Винница в иллюстрациях фото 92. 94
Фото 92. К примеру, вот об этой фотографии шёл спор только в плане места события. О времени съёмки — ни слова. Как будто, всем это и без того было ясно.
Ну а как, простите, о времени рассуждать, если изображённые на портретах лица практически никому из членов сообщества «В контакте» не знакомы? Знакомый же семьи военнослужащего время съёмки считает, видимо, необязательным примечанием для этого, на мой взгляд, исторического фото.
Что я могу высказать по поводу этой фотографии, на которой семья военного лётчика снята на фоне портретов членов Политбюро ЦК КПСС? О семье — совсем мало. Работа у лётчиков была весьма опасной (если они летали на реактивных самолётах). Техника была не очень надёжной — многие погибали. Наверное, где-то есть хорошо запрятанная статистика потерь лётного состава тех лет. Но платили лётчикам за эту работу, по советским меркам, хорошо. Знаю это не только по слухам: свояк (муж сестры жены) как раз был военным пилотом (от войны в Корее 1950-1953 г.г. до событий в ГДР 60-х годов).
Портреты были размещены на аллее, ведущей от входа (по ул. Хлебной) в Парк культуры и отдыха в сторону фонтана (которого тогда ещё, вроде бы, не было). Сделан снимок после весны 1953 г. (смерти Сталина), но не позднее конца июня 1957 г. Тогда (я использую тут лексикон советской прессы тех лет) М. З. Сабуров (1900-1977) [первый от нас], наряду с К. Е. Ворошиловым, Н. А. Булганиным и М. Г. Первухиным, поддержал «антипартийную группу» Г. М. Маленкова (1902-1988) [второй от нас], Л. М. Кагановича (1893-1991) [третий от нас], В. М. Молотова (1890-1986) [четвёртый от нас] и примкнувшего к ним Шепилова) в борьбе против Н. С. Хрущёва. 29 июня 1957 г. изображённые на портретах лица были выведены из состава Политбюро ЦК КПСС, то есть, смещены с партийно-советского Олимпа. Ночью сии портреты вместе с ажурными металлическими рамами были сброшены на землю хоздвора парка... Не удивляйтесь, что ранжирование портретов и последовательность перечисления изображённых на них лиц полностью совпадают. Кто за кем висит (на стенах учреждений), кто за кем должен быть носим (на демонстрациях), кто — слева, кто — справа, кто — ниже, кто — выше на плакатах — всё это было строго предопределено. Колода «святых» постоянно тасовалась (кто — умер, кого — ликвидировали, кто — впал в немилость, кто — снова воскрес из небытия). Партийные организации периодически (перед демонстрациями 1-го мая и 7-го ноября — всегда) получали соответствующие указания из райкомов и горкомов. Нарушившим указанный порядок — партийное проклятие в виде выговора (без или с занесением в личное дело), лишения партбилета (и, тем самым, завершения служебной карьеры).
Фото 93. А эту фотографию обнаружил я «В контакте» с большой радостью: об оркестре я писал в главе «Кино моей молодости». Третий слева — скрипач и футболист Фима Пельцман. Так сказать, винницкий Никколо Паганини и Диего Марадона тех лет (в одном лице!). Аккордеонист (с бабочкой, а не с галстуком, как остальные!) тоже мной описан. И за пианино — вероятно, упоминавшийся Яша. Нескольких музыкантов вспоминаю зрительно, но не более. Может быть, найдётся кто-нибудь, кто в состоянии подсказать…
[В конце апреле 2019-го года вношу дополнения и уточнения, почерпнутые из сайта в FB "Старые фото Винницы" от 26.04.19 (Иванчук Станислав):
"1957г. Оркестр кинотеатра "Коцюбинского" .
Оркестр играл перед началом сеанса. Руководитель Ремизов (труба справа от аккордеона), у фортепиано Митя Ненайдох. Первый скрипач от певицы - Фима Пельцман…"
"Александр Плисюк - На заднем плане вверху слева на тубе играет мой дед. Войтов Александр Сидорович."
Я специально ничего не изменял, только внёс приведённое выше. Читатель может также обратиться к упомянутой главе "Кино моей молодости".]
Фото 94. И эта фотография футбольной команды «Динамо» образца 1950 г. меня очень обрадовала. Впереди — капитан Саша Моисеев. Самый пожилой (лет под сорок), участник войны. Спокойный, прилежный в игре. Авторитет. За ним — вратарь Виктор Березовский (Бомбей, Бомбочка - так его называли болельщики) и правый защитник Марик Бромберг, полузащитник Женя Иванов (??) и центральный нападающий Фима Пельцман, последний — правый инсайд Валёк (увы, с уголовным прошлым "щипача" - карманного вора). Перед ним - футболист из рядов ассирийцев (имя не вспомнил). Обо всех них упоминалось в главе «Винница спортивная». И здесь помощь со стороны мне бы не помешала...
Спро'сите: как такое неважное можно помнить через 60 с лишним лет? Отвечаю:
- это было важным, потому что более эмоционального развлечения, чем футбол посмотреть, тогда не было...
- футболисты были нашими героями, которых мы видели не только на поле; в перерыве между таймами команды сидели кружком за стадионом на редких лавочках, на траве, а мы их плотно обступали, чутко прислушиваясь к разговорам наших кумиров; нас отгоняли (дайте игрокам свежим воздухом подышать!), а мы подкрадывались снова...
- после матча в своих дворах до темноты обсуждали и игру, и реплики игроков в перерыве.
Свидетельство о публикации №213031001476
Мой отец служил в ВВС с 1928 года по 1948. После демобилизации отца мы уехали в Киев из Винницы. Связь с Виннице оставалась много лет.
Помню тот печальный для штаба 2-ой воздушной армии день в 1949 (50?)году, когда погибла группа генералов и старших офицеров при аварийной посадке ЛИ-2 на винницкий военный аэродром. В 1953 гостил в Винницей. Был на кладбище, где были похоронены сослуживцы моего отца.
Последнее посещение Винницы состоялось через много лет в 2001 году. Прошел пешком все места нашей прошлой жизни в славном городе, где в 1947 году родился мой младший брат. Наснимал две пленки по "тропам моего детства".Город, который остался в сердце навсегда....
Игорь Браевич 29.04.2013 18:17 Заявить о нарушении