Филипп Ивсон. Оправдание в посланиях Павла

ОПРАВДАНИЕ В ПОСЛАНИЯХ ПАВЛА
Филипп Ивсон
http://www.the-highway.com/justification1_Eveson.html

Мы зависим от Слова Божия, Писания Ветхого и Нового Завета, во всем, во что мы верим и что проповедуем в Евангелии о спасительной силе Бога в Иисусе Христе.  Павел напоминает Тимофею: "Ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим.3.15). Спасение - это всеобъемлющее понятие, затрагивающее все аспекты доброго дела Бога по отношению к грешному человечеству, ведущих к новой жизни на новом небе и новой земле. Жизненно важный элемент всего, что касается спасения - это оправдание грешников.   
Оправдание - это не человеческая идея, которую придумала Церковь или отдельные люди, чтобы выразить нечто о спасительных делах Бога. Это истина, которая открывается нам Самим Богом в Библии. Она является частью Божьего спасительного плана, который был раскрыт в Евангелии и должен быть проповедан открыто. Более того, как и любой другой аспект истины и откровения Божия, дело Бога в оправдании грешников ведет нас к тайне Бога и Его непостижимым путям. Мы остаемся пораженными, потрясенными и униженными, чтобы на веки веков затеряться среди чудес, любви и хвалы. В Послании к Римлянам Павел не может не преклониться с обожанием, завершая свое изложение Евангелия: "О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!  Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?  Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему же слава вовеки. Аминь" (Рим.11.33-36).
В отношении такого предмета, как оправдание, Библия не оставляет нас с необъяснимыми концепциями или констатацией фактов. В ней есть определенное учение по важнейшему вопросу, касающемуся статуса и состояния человека пред Богом. Оно касается также других жизненно важных элементов Евангелия, в том числе таких понятий, как замещение, умилостивление и вменение - элементы, которые либо отсутствуют, либо недооцениваются в различных современных трактовках этого предмета. Другими словами, есть совершенно определенное библейское учение об оправдании, а не просто некая концепция оправдания (1). Библия не только указывает на тот факт, что грешники оправдываются по милости Божией, и следствием этого является их определенная правовая позиция; она также указывает, как грешники могут достичь этого блаженного положения, чтобы они были объявлены праведными Богом. Рим.5 начинается с факта: "Итак, оправдавшись верою", а затем апостол немедленно приступает к рассмотрению полученных благословений: "имеем мир с Богом". Эта констатация четко связана с предыдущей главой, в которой Павел всеми силами доказывает, что мы не оправдываемся нашими делами, но только верой. Он также объясняет в Рим.3, как Бог может остаться праведным и в то же время оправдать неправедных людей.
Когда мы рассматриваем библейское учение об оправдании только верой, естественно будет начать с Павловых посланий. Особая терминология, связанная с оправданием, сосредоточена именно в его текстах и представляет собой наиболее полное изложение предмета. Отсюда мы перейдем к позиции других новозаветных авторов по этой важнейшей доктрине. Это предполагает изучение евангельского свидетельства: имел ли Господь Иисус Христос дело с оправданием во время Своего земного служения, а также учения Ветхого Завета на эту тему.
Короче говоря, Павел определяет оправдание как заявление Бога о том, что Он полностью прощает грешников, верующих во Христа, оправдывает их от всякой вины и ставит в правое юридическое положение пред Ним на основании того, что Он сделал в Иисусе Христе. Именно в Послании к Римлянам Павел дает наиболее подробное изложение этой темы. Он затрагивает ее также в Послании к Галатам, где с огромной страстью предостерегает новообращенных об опасности принятия иного Евангелия. Он также предостерегает верующих в Филиппах, дабы они не впали в заблуждение по этому жизненно важному вопросу (3.2-11). В своей переписке с коринфской Церковью Павел говорит о том, что оправдание имеет центральное значение для Евангелия, и настаивает на том, что "звалиться" можно лишь Господом (1 Кор.1.30-31, 6.11, 2 Кор.3.9, 5.19-21, 10.12-18). и, наконец, в Послании к Титу, являющемся одним из резюме Евангелия, Павел ясно подчеркивает оправдание по вере (3.4-8).
Павел представляет истину об оправдании только верой как важнейший и изначальный элемент в отношениях искупленного грешника с Богом через Иисуса Христа. Это не следует путать с примирением, возрождением или обращением. Оправдание - это не синоним примирения (2). Скорее его следует рассматривать как "обеспечение логических оснований для примирения" (3). Освобождение или выкуп также являются частью Божия доброго дела, через которое Он оправдывает грешников, но их не следует путать с оправданием. Возрождение, обращение и освящение также связаны с оправданием, но не являются его синонимами.
Сущность учения Павла по этому вопросу представлена в Рим.3.21-26. Леон Моррис считает, что эти стихи - "самое важное из всего, когда-либо написанного апостолом" (4). Все ключевые богословские термины, относящиеся к оправданию, сгруппированы именно здесь, хотя многие из них введены уже в Рим.1.17. 

Раскрытие тайны

"Но теперь" (3.21) указывает на зарю новой эры. Произошло нечто поразительное. Хотя эта фраза может иметь логическую силу, ссылаясь в качестве аргумента на будущее, она скорее всего имеет в виду настоящее. Ситуация резко меняется с приходом Мессии и Его смертью на кресте. Павел имеет в виду то же, что и в 1.16-17, где он говорит, что Евангелие раскрывает правду Божию. Если гнев Божий на людей с их греховными страстями был очевиден, то ныне происходит потрясающее раскрытие правды, чтобы мир знал, что Бог решительно вмешался, чтобы поставить людей из всех народов в правильное положение пред Собой чрез Своего Сына.

Непрерывность и разрыв

"Независимо от закона" (ст.21) подчеркивает разрыв с прошлым. До начала новой эпохи было время Моисеева завета, характеризующегося законом. Это было временное устроение, связанное с одним народом, Израилем, имевшим закон, державший его отдельно от других, который подчеркивал грех, но был не в состоянии изменить человеческий удел (Рим.4.13-15). Говоря о развитии Божия замысла спасения в истории двух великих эпох, Павел рассматривает это с точки зрения закона и веры. Период до прихода Христа рассматривается как состояние под законом или "под игом закона" (Гал.3.15 - 4.7). Решающий момент в истории спасения произошел, когда пришла вера, т.е. пришел Христос, Который является Объектом веры. Вера - это термин, который четырежды (Гал.3.23-25) означает приход новой эпохи, и Павел подчеркивает поразительную ситуацию, что народ Божий больше не характеризуется законом, но верой во Христа. В 2 Кор.3.4-11 Павел описывает прежнюю эпоху как устроение осуждения и смерти, которая может считаться "ветхим" заветом (3.14), ибо Бог создал Новый завет через Кровь Креста Христова (1 Кор.11.25).
Но то, что "закон и пророки свидетельствуют" (3.21), подчеркивает преемственность. Весь Ветхий Завет, говорит Павел, предполагает эту новую эру и указывает на нее. В самом деле, оправдание через Иисуса Христа не является новой идеей, это то, что было у Бога с самого начала (ср. Еф. 1.4-5). На самом деле такие люди, как Авраам и Давид, были оправданы именно таким образом, как Павел указывает в Рим.4. Это показывает, что, когда Павел говорит о «пришествии веры", это никак не означает, что никто не имел этой спасительной веры до пришествия Христа. Как мы уже видели, "вера" описывает новую эпоху домостроительства Божия. Евангелие оправдывающей благодати Божией является исполнением того, на что намекается в Моисеевом устроении, истории Израиля и пророческих посланиях. Теперь все это явилось и ясно раскрылось через вмешательство Бога во Христе.

Божья правда

Праведность или правда Божья в Рим.3.21-22 связана с 1.17 и 3.5 (фраза в NIV "праведность от Бога" есть ненужное ограничение смысла (5). В ст.25-26 и 10.3 это понятие появляется снова. Павел нигде больше не использует его, кроме 2 Кор.5.21. Кроме Павла, оно появляется в Мтф.6.33, Иак.1.20 и 2 Пет.1.1, где его смысл отличается от Павла.
Что означает правда Божия в посланиях Павла? Современная влиятельная точка зрения оценивает ее как технический термин, используемый в еврейской апокалиптике для обозначения спасения силой Божией: Божия праведность - это Его сила, которая созидает спасение (6). Предполагается, что это понимание знакомо читателям в Риме. Это очень спорно. Судя по тому, как этот термин используется в других местах Нового Завета, он не означает особым образом силу Божию, и Павел, конечно же, не описывает праведность в таких терминах. Для него Евангелие, а не праведность, есть сила Божия ко спасению (7). Другой недавний способ понимания этой фразы, видящий ее на фоне Ветхого Завета, настаивает, что праведность - это "верность Бога в сохранении обетования Аврааму" (8). Хотя многое говорит в пользу этой точки зрения, ее серьезный недостаток в том, что она не учитывает 2 Кор.5.21 ("Чтобы мы сделались в Нем праведными пред Богом") и очень похожее заявление в Фил.3.9 ("Праведность, что приходит от Бога по вере"). Безусловно, лучше рассматривать возникновение фразы в свете ее непосредственного контекста и не сбрасывать со счетов возможность того, что она имеет более чем одно значение.
Здесь, в Рим.3.21-26, правда Божия отождествляется с оправданием. Ст.26 содержит глагол "оправдать" и прилагательное "праведный". Бог вмешался в Иисусе Христе, чтобы обеспечить оправдание грешников. В 3.21-22, как и в 1.17 и 10.3, это выражение имеет в виду праведный характер Бога, ясный из Его верности Своим обетованиям и Его спасительного вмешательства с целью оправдать Свой народ и одарить его правильным положением пред Ним. В Рим.3.5 и 25-26 контекст требует не выпускать из поля зрения этот праведный характер Бога. Первое говорит о праведности Божьей в суде, тогда как второе относится к оправданию через праведный характер Бога. 2 Кор.5.21 со своей стороны может означать только Божий дар правого статуса пред Богом через Иисуса Христа, и именно это лежит в основе учения Павла об оправдании (9). 
Павел излагает оправдание в Рим.4-5, где правда описывается как дар Божий (5.17), вменяющийся верующим (4.3-11). Вменение или обмен, который Лютер называл "дивным обменом", лежит в основе оправдывающей благодати Божией. Грех не относится к верующим, но ко Христу, и Он несет его, чтобы послушание или праведность Христа были вменены верующим, чтобы они считались праведными (2 Кор.5.21). В 1 Кор.1.30 Христос описывается как наша праведность от Бога. В Фил.3.9 говорится о "не своей праведности, которая исходит от закона, но праведности, что приходит от Бога по вере". Это параллельно заявлению Павла в Рим.10.3: "Не зная праведности Божией и стремясь поставить свою праведность, они не покорились праведности Божией" (Рим.10.3). Фил.3.9 ясно показывает, что праведность является даром от Бога, и это также должно быть принято во внимание при обсуждении того, что есть правда Божия. Текст также связывает эту праведность с верой во Христа. Вера подчеркиваетмя и в Рим.1.17, что добавляет вес аргументу, что понятие дара не должно быть проигнорировано при интерпретации правды Божьей. Эти примеры подтверждают, что проведение заметных различий между праведностью и правдой Божией в этом послании недоказуемо (10).

Вера

Эта праведность Божья получена через веру в Иисуса Христа (ст.22). Павел уже подчеркнул значение веры в 1.17 со ссылкой на Авв.2.4: "Праведный верою жив будет". Вера и ничто кроме веры - вот вероятный смысл выражения "из веры в веру" или, как в NIV, "верой от начала до конца". Вера снова упоминается в 3.25-26 и в конце главы в ст. 28-30. Вся гл.4 трактует, что значит "вера, а не дела". Оправданных характеризует вера, а не "дела закона". Эта вера не означает верность, ибо контекст не подтверждает мнения, что имеется в виду верность Христу. Христос есть Объект этой веры (11).
Вера как таковая не имеет ценности; это просто средство для грешника ухватиться за Того, Кто спасает его. Вера подчеркивается в Еф.2.8-9 как "Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился". Настаивая с такой силой в Гал.2.15 - 5.6 на оправдании только верой, Павел убежден: "Вера - это то, что единственно важно" (5.6 NIV). Время по приходе Христа и Евангелия может быть описано как эпоха веры: "Теперь пришла вера" (3.25). Не дела и не христианские добродетели, такие, как любовь, оправдывают нас, но Христос, принимаемый по вере. Тем не менее апостол добавляет, что вера, которая оправдывает, "выражает себя в любви" (5.6 NIV).

Божья праведность является общедоступной

Фраза "всякому верующему" не является плеоназмом; ее следует понимать в свете другого утверждения: "ибо нет различия". Кому доступна праведность Божия?С одной стороны, она только для тех, кто имеет веру в Иисуса Христа. С другой - она доступна любому, кто имеет веру во Христа. Евреи и язычники, столь нуждающиеся в ней, одинаково могут быть оправданы, ибо все они находятся в одном и том же греховном положении. Это путь, открытый для любого еврея или язычника.

Универсальное состояние человечества

То, ради чего спорит Павел в Рим.1.18 - 3.20, приводится в 3.23: "Ибо все согрешили и лишены славы Божией". Не имеет значения, имеет народ Тору или нет, и пытаются люди исполнять религиозные и нравственные требования закона Божия или нет. Все народы и каждый человек по своей природе находятся в одинаковом положении. Выражение Павла "согрешили" предполагает то, что он позже разовьет в 5.12-21. Все согрешили в Адаме как главе человечества по завету. Он является представителем всех людей, ибо когда он согрешил, все люди согрешили и умерли в нем. Верно также и то, что в этом состоянии все, евреи и неевреи, находятся в состоянии бунта и не имеют правильного положения пред Богом: "нет праведного ни одного" (3.10). Это положение всех и каждого по их природе в Адаме. Кроме того, все человечество по природе лишено славы Божией. Никто не может видеть Бога в блеске Его потрясающего величия.

Свободная Божия благодать

Люди оправдываются "даром по благодати Его" (5.24). Поразительна сама мысль, что это совершает Бог, против Которого люди восстали! Именно это делает все заявление столь изумительным. "Даром" значит даром, но оправдание - это не просто дар. Это дар для тех, кто никак не заслуживает его. Благодать означает, что она полностью незаслуженна. Незаслуженная Божья милость явлена в оправдании грешников, которые на самом деле заслуживают лишь осуждения. Павел  в своих письмах обращает внимание на благодать Божью много раз. В Еф.1.6-8 он восхваляет "славную благодать" и "богатство благодати Божией", щедро излитые на верующих. Он не оставляет в них сомнений, что "благодатью вы спасены" (2.6-8). Павел напоминает Титу, что "благодать Божия спасительна для всех" и что он сам "оправдан по благодати Его" (2.11, 3.7).

Выкуп

Драгоценная природа оправдывающей благодати Божией вводится в словах "искуплением во Христе Иисусе" (ст.24). Оправдание не приравнивается к искуплению. Выкуп - лишь путь, на котором наше оправдание стало возможным. Гал.3.10-14 также упоминает искупление в контексте оправдания. Выкуп здесь - это освобождение от уплаты цены или избавление от плена либо рабства. В Рим.3.9 сказано, что "евреи и язычники, все под грехом". Эту тему Павел развивает и в Рим.6, когда говорит, что "царил грех". Мало того, что все виновны по причине греха, люди еще и порабощены грехом. Все мы находимся в грехе и под властью греха. Опять же в Послании к Галатам Павел говорит о состоянии "под законом", "под проклятием", "в рабстве стихиям мира" и "тем, что по природе не боги" (3.10,23, 4.3-8). Искупление от всех этих форм рабства и дается во Христе Иисусе. Христос "предал Себя для искупления" (1 Тим.2.6).  Рим.3.25 указывает на драгоценный характер искупления, которое есть обретение избавления через пролитие крови. Еф.1.7 еще более тесно отождетвляет искупление с Кровью Христовой, то есть с жертвенной смертью Христа. Дважды Павел говорит коринфянам, что они "куплены дорогой ценой" и теперь принадлежат Господу (1 Кор.6.20, 7.23).

Гнев удален

Искупление во Христе - это нечто большее, чем просто освобождение от грехов и злых сил. Гал.3.13 говорит: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою". Проклятие - это не что иное, как гнев Божий, направленный против людей, грех которых выявил закон. В противоположность проклятию Павел говорит об умилостивлении или отведении гнева в Рим.3.25 (в NIV неверно "жертва искупления"). Это связана также с упоминанием гнева Божия и дня гнева (1.18, 2.5-8) (12). Предупреждение народа о "грядущем гневе" было неотъемлемой частью проповеди Павла (1 Фес.1.10). Этот гнев есть справедливое возмездие Божие на грешников, наказание, вкючающее в себя удаление от присутствия Божия на вечную погибель (2 Фес.1.5-9). Это ошеломляющая истина для нашего времени - то, что Бог замыслил дело Христа как средство удаления Своего гнева! В Судный день станет ясно, что гнев Божий пал на Иисуса Христа. Проклятие или наказание, которого заслуживал грех, на Кресте было принято Христом (13). 2 Кор.5.21 выражает ту же истину: "Не знавшего греха сделал грехом для нас". Эта заместительная жертва отводит наказание от всех, кто имеет веру ("через веру"). Таково слово крестное (1 Кор.1.18). Не удивительно, что Павел не хвалился ничем, кроме Креста Христова ( Гал.6.14)!

Терпение Божие

Ст.25 говорит о долготерпении Бога, Который миловал грехи (ср. также 2.4). Это нечто большее, чем просто терпение, которым Бог сдерживает день Своего суда и гнева, так что окончательное воздаяние не падает на грешников сразу (Деян.17.3). Это относится также к отношению Бога к верующим прежней эпохи, чьи грехи не вполне удалялись от них. Они прощались и были признаваемы праведными пред Богом, даже если их грехи оставались на них тогда. В 2 Цар.12.13 после того, как Давид, совершив большой грех, признал пророку Натану, что согрешил против Господа, пророк ответил ему: "Господь снял с тебя грех твой, ты не умрешь". Система жертв Ветхого Завета не могла реально искупить грех. Бог просто оставлял грехи Своего народа ненаказанными до настоящего времени (Евр.9.15,26). То, что в ветхом Завете лишь символизировалось, Христос окончательно и полностью исполнил в Своей смерти.

Оправдание Бога
 
 Бог сделал это, чтобы явить Свою праведность и справедливость в настоящее время, чтобы оправдать тех, кто верит в Иисуса. Крест Христов подтвердил Божию праведность. Бог снимал грехи Своих людей во времена Ветхого Завета, и ныне оправдывает нечестивых, которые ныне верят в Иисуса. В то же время Бог верен Своему обетованию народу Своего завета. Божия справедливость удовлетворена смертью Христа. Христос принял на Себя наказание и гнев Божий, которого заслуживал грех, чтобы виновные грешники прошлого, настоящего и будущего, евреи и неевреи, которые обращаются к Богу в обетованном Мессии, Иисусе Христе, могли быть прощены, оправданы и приняты как праведные. Мы можем оценить теперь стремление Павла поделиться такой вестью с евреями и неевреями в самом сердце империи!

Вера, а не дела

С Рим.3.27 по 4.25 Павел излагает истину об оправдании только верой. Спросим, учил ли он в Рим.2.5-16 оправданию делами? Будь это так, что противоречило бы 3.20- 5.1. Но Павел здесь не занимается вопросом оправдания. Он приводит лишь мрачную картину дня гнева, когда Бог будет судить всех людей в Своем Сыне. Речь идет не об оправдании, а об осуждении. Это будет праведный суд именно по делам. Тому же учит Иисус в Мтф.12.37 и 25.31-46 и Иоанн в Откр.20.11-15. Праведники, оправданные по вере, сотворят праведные дела; о делах неверующих станет ясно, что они неправедны.Для праведных это будет означать вечную жизнь, для неправедных - весь ужас гнева Божия. В тот день правосудие будет вполне справедливым и к евреям, и к язычникам. Само по себе обладание законом Божьим не поставит евреев в выгодное положение, ибо лишь тот, кто вполне соблюдает закон, будет объявлен праведным (Рим.2.13). Это единственный вариант оправдания делами, других не существует. 
 Теоретически для человека возможно достичь оправдания повиновением явной воле Божией. В случае нашего Господа это не теория, а действительность, ибо Он оправдан Своей праведной жизнью (1 Тим.3.16). Но поскольку весь род человеческий "в Адаме", для нас это невозможно. Еще один важный для Павла момент в том, что Бог судит в соответствии со стандартами, которые известны всем, евреям и язычникам. Эти стандарты - это либо явный закон Божий, либо сознание добра и зла, общее для всех людей. По этим стандартам все обречены. Никто никогда не дотягивал до своих собственных стандартов, не говоря уже об идеале, который Бог явил в Своем законе и в жизни Иисуса. Евреи и язычники, таким образом, в одинаковом положении. Все они осуждены, все находятся под гневом Божиим, и все нуждаются в спасении. Все мы грешники по своей природе и на практике.
Из этого следует, что соблюдение закона Божия как таковое не ставит человека в правильное положение пред Богом (Рим.3.27-4.25). Даже принадлежность к народу, особо избранному Богом, чтобы войти в Его Завет, и выполнение обязанностей и требований закона не обязательно означает праведность в глазах Бога. Поиск подчинения закону и соблюдения его  таким образом, чтобы в случае любого греховного провала рассчитывать на ритуал очищения и искупления, не является достаточно хорошим решением. Делание дел закона в меру своих возможностей не ставит человека в правильное положение пред Богом. Никто никогда не оправдался таким образом (14). Были люди, которые пребывали с Богом до прихода Христа, например, Адам и Давид, но они были оправданы не на основе принадлежности к сообществу завета или исполнения всех обязательств по завету. Единственным способом оправдаться в Ветхом Завете была вера в Божие обетование. Это обетование касается Мессии, Иисуса Христа, который является потомком Авраама и Давида по плоти (Рим.1.3, 9.5). Только верою в Иисуса Христа евреи и язычники были оправданы и поставлены в правильное положение пред Богом. Именно это Павел доказывает всеми силами в своих посланиях к Римлянам и Галатам.
Дух также включен в обетование Аврааму (Гал.3.14), ибо Он тесно связан с Иисусом. Он есть Дух Христов. Те, кто оправдан, имеют Духа, и Павел говорит, что праведность закона исполняется в них Духом. Пребывающий Дух есть примечательная особенность учения Павла в Рим.8 и Гал.5. Вера - это результат работы Духа, и она приводит человека к тому, что он делает угодное Богу.

1. Cм. A. McGrath, lustitia Dei: a History of the Christian Doctrine of Justification, Vol.1, Cambridge, 1986, p.2  и более популярная книга Justification by Faith: What it means for us today? pp. 143-144. Автор прав, проводя различие между библейской концепцией и церковным учением, но он просто подчеркивает, что библейское учение - это не просто концепция. Н.Т. Райт в своих лекциях по оправданию твердо убежден, что библейское учение не включает в себя принятие человека Богом, но говорит только о членстве в завете.
2. Dunn, Romans 1-8, Word Biblical Commentary 38A, Word, 1988, p. 259. Комментируя Рим.5.10, он пишет: "Есть искушение добиваться четкого различия между оправданием и примирением, чего следует избегать... Параллели между Рим.9 и 10 показывают, что для Павла эти понятия были эквивалентными" Ср. также  C. K. Barrett, The Epistle to the Romans, Harper and Row, 1957, p. 108.
3. R. Y. K. Fung, ‘Justification by Faith in 1 & 2 Corinthians’, in Pauline Studies, Essays Presented to F. F. Bruce, eds. D. A. Hagner & M. J. Harris, Paternoster, 1980, p. 255. Cр. M. E. Thrall, ‘Salvation proclaimed: V. 2 Corinthians 5:18-21’, Expository Times, Vol. 93, 1981-1982, p. 230: "Оправдание есть необходимая предпосылка примирения".
4. Leon Morris, The Epistle to the Romans, Eerdmans/IVP, 1988, p. 173.
5. К обсуждению объективного и субъективного компонентов праведности Божией см.: C. E. B. Cranfield, Romans Vol.1, T. & T. Clark, 1975, pp. 96-99; D. J. Moo, Romans 1-8, Moody, 1991, pp. 65-70.
6. Cр. E. Kдsemann, ‘The Righteousness of God in Paul’, in New Testament Questions of Today, SCM, 1969, pp. 168-182; Commentary on Romans, Eerdmans, 1980, pp. 23-30.
7. Cр. S. K. Williams, ‘The “Righteousness of God” in Romans’, Journal of Biblical Literature 99, 1980, p. 258.
8. Cр. S. K. Williams, ‘The “Righteousness of God” in Romans’, p.265.
9. Протестантские ученые всегла понимали 2 Кор.5.21 как недвусмысленное упоминание о статусе праведности верующего. Относительно взгляда, что "праведность Бога" понимается как праведность в завете, см.:  N. T. Wright, ‘On becoming the righteousness of God: 2 Corinthians 5:21’, in Pauline Theology Volume II, ed. D. M. Hay, Fortress Press, 1993, pp. 200-208. Райт считает, что Павел как посланник Христа и служитель Нового Завета Павел говорит о видимом выражении верности Богу в завете.
10. Cм. S. K. Williams ‘The “Righteousness of God” in Romans’, p. 265 and P. T. O’Brien, ‘Justification in Paul and Some Crucial Issues of the Last Two Decades’, in Right with God, ed. D. A. Carson, Baker/Paternoster, 1992, PP. 77-78.
11. К опровержению взгляда, что "вера Христова" есть "полнота Христа", см. J. Murray, The Epistle to the Romans, Part One, Eerdmans, 1960, Appendix B, pp. 363-374. а также D. J. Moo, Romans 1-8, pp. 224-225 и обсуждение фразы Р.Б.Хейса, поддерживающего единство этих понятий, и Д.Данна, говорящего только о "вере Христовой" в  Society of Biblical Literature: 1991 Seminar Papers, Scholars Press, 1991, pp.714-729, 730-744.
12. Об умилостивлении как смысле, отличающемся от просто милости, см.: Cranfield, Romans, pp. 214-218; Moo, Romans, pp. 232-242; J. R. W. Stott, The Message of Romans, IVP, 1994, pp. 113-116.
13. Cf. Cranfield, Romans, p. 110: "Реальность гнева Божия становится по-настоящему понятна нам только в Гефсимании и на Голгофе". ‘
14. Cр. R. Haldane, Exposition of the Epistle to the Romans, Banner of Truth, 1958, pp. 79-94.Холдейн показывает, что те, кого закон обязывает к точному и совершенному послушанию ему, будут найдены праведными в Судный день. В ответ на аргумент, недавно возрожденный Э.П.Сандерсом, что сам закон предусматривает грех и отвечает на него через систему жертв, Холдейн говорит, что "искупление по закону не имело силы как таковое, но было лишь образом искупления Иисусом Христом Своих людей в Его жертве. Так как люди принадлежали к временному или плотскому завету, они могли искупить не грех, но лишь внешнее осквернение... Таким образом, реально грехи оставались на их совести, ибо закон не предусматривал для них искупления" (Р.89). Иными словами, в законе как таковом не было спасения. Средства искупления в законе соотносятся лишь с истинным искуплением, представленным в Евангелии. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии