Три лика Создателя

На пути своего развития человечество пережило уже несколько цивилизационных эпох: варварской разобщенности, времени становления локальной государственности и, наконец, вступило в эру глобализации и всеобщей интеграции в общемировые процессы. Эти эпохи отличались друг от друга как уровнем технико-экономического развития, так и ментально-мировоззренческим. Но основное, в чем заключается разница между ними, – это их отношение к Создателю и уникальное видение Его образа. При этом Сам Создатель со времени сотворения мира, разумеется, был и остается одним и тем же. Различаются лишь взгляды людей на Него, и особенности именно этих взглядов характеризуют переход от одной цивилизационной эпохи к другой.

Самым пестрым, сложным и противоречивым являлся пантеон языческих богов. Боги язычников были антропоморфны, с ними возможно было вступать в обоюдный контакт и взаимодействие, на них возможно было походить, с ними возможно было договориться и заключить сделку. Каждый из этих богов воплощал в себе какие-то конкретные человеческие черты, гипертрофированные до невозможных для самого человека пределов. Они были живыми, зримыми, способными к изменению, несовершенными и, по сути своей, весьма материалистичными.

Единобожники представляют себе Создателя несколько иначе. Их Бог является невидимым, вечным, нелицеприятным и неизменным, что в корне отличает Его от языческих богов. Но при этом Он остается живым, личностным, время от времени является пророкам в том или ином образе для декларации Своей воли, а также принимает самое активное и непосредственное участие в судьбе человека, беря на Себя функции асолютного Судии и вершителя посмертной участи каждой конкретной личности. Таким образом, у единобожников Создатель занимает промежуточное положение между антропоморфной и идеальной сущностью.

Человечество нового времени не может уже удовлетвориться образом такого Создателя, потому что оно стало глубоко социально, и каждая отдельная личность перестает иметь значение в жизни общества сама по себе: наступило время коллективов и объединений, и пришла пора брать ответственность из рук Творца в свои руки. Поэтому человечеству требуется новый облик Создателя: безличностный, вневременной, неконтактный, неопределимый, безразличный к судьбам кого бы то ни было! Такой Создатель должен воплощал в Себе абсолютную идею и не содержать ровным счетом ничего осязаемого и материалистичного. Таким образом, отражением Творца в сознании современного человека может стать лишь абсолютное Ничто.

Возникает закономерный вопрос: а почему вообще нельзя отказаться от Бога, как это попытались в свое время сделать атеисты? Но, во-первых, им так и не удалось доказать Его отсутствие. Во-вторых, ответ лежит в морально-нравственной области: потому что тогда человечеству некуда будет идти и незачем станет развиваться. Оно скатится в удовлетворение своих насущных потребностей и деградирует. Смысложизненные цели не могут содержаться в самом субъекте, они всегда должны находиться вовне. Поэтому даже если бы Бога и не было, Его необходимо было бы выдумать!

Что касается якобы неуклонного роста числа атеистов в обществе, то этот фантомный феномен связан с совершенно иными причинами. Просто человечество перестал удовлетворять образ Того Творца, который предлагает ему единобожие, и ему потребовался новый, более совершенный. Поэтому некоторая часть людей закономерно встала на путь отрицания существования Создателя вообще, какого бы то ни было. На самом деле атеистами зачастую называют себя и те, кто не отрицает существование Бога как такового, а лишь неосознанно протестует против сущности Творца, безапелляционно предлагаемой единобожием...


Рецензии
Вау, Лариса! А я думаю куда Вы запропастились... Оказывается, в дебрях философии плутаете. Да ещё какой!
Дай Вам Бог сил выбраться оттуда без потерь. Говорю искренне.
С тёплым чувством из зимней Австралии,

Рефат Шакир-Алиев   22.06.2013 17:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Рефат! ))

Лариса Баграмова   18.07.2013 21:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.