Синичка...

 Лето 2010-го года было очень жарким, но оно стало для меня одним из самых холодных и тяжёлых... 7 августа не стало мамы.

 Мама родилась в 1934 году, под самый Новый год. Её мама, моя бабушка, была ветеринарным врачом. Ездила по башкирским деревням (в район она попала по распределению после окончания Сельхоз института).

 Военное голодное детство дало о себе знать тоже. Моя бабушка формировала дивизию Шеймуратова, сортировала для фронта лошадей. Мама и её двоюродный брат (его моя бабушка усыновила в пятилетнем возрасте, когда её родная сестра вышла повторно замуж и решила сдать своего ребёнка в детский дом) ели в сновном лепёшки из лебеды, суп из дикого лука. Хлеб был похож на пластилин да и то его не хватало... Поэтому здоровье у мамы с детства было подорвано...

 Бабулин брат, который погиб в первые дни войны в 1941 году, всегда говорил моей маме:
 "Эх ты, синичка..."

 С раннего детства мама знала, что такое труд. Дома вся уборка лежала на ней и брате. Ребятишки помогали взрослым в огороде. В послевоенные голодные годы вместе со взрослыми пололи просо...

 С раннего детства мама мечтала быть учительницей. Но сразу после школы в семье умерла бабушка, брата забрали в армию, маму (мою бабушку положили в больницу)... В доме ни копейки. В газете "Вечерняя Уфа" мама прочла объявление о наборе в техучилище. Там сразу же давали стипендию.
 После окончания мама 7 лет проработала на заводе УМПО токарем-универсалом. Была единственным токарем в цехе, кому доверялось вытачивать сверхточные детали по сложным чертежам, выполняла спецзаказы из бронзы и из золотосодержащих металлов. Для изготовления некоторых деталей огромный финский станок приходилось перестраивать несколько раз.
 Свою мечту, быть учителем, мама осуществила. Без отрыва от производства заочно закончила педагогическое училище.

 Мама и похожа была на эту птичку! Такая же быстрая, аккуратненькая, маленькая, худенькакая, тихая, с задорным звонким смехом. Но самоотверженная в своей работе в школе, верная своему призванию быть учителем, бесконечнолюбящая детей и свой труд, нежная мама, заботливая бабушка.

 Всю свою жизнь мама помогала людям. Особое внимание уделяла детям из неблагополучных семей: проводила беседы с родителями, устраивала детей в пионерские лагеря на лето, ставила детей на льготное питание в школе, отстаивала на педсоветах.
 Администрация школы направляла таких ребятишек только маме в класс.

 Даже уже будучи на пенсии постоянно во сне видела как ведёт занятия в школе, даёт открытые уроки... Она помнила имена своих выросших учеников и даже бывших родителей называла по имени отчеству при встрече.

 Каждую зиму мама подкармливала синиц у кухонного окна. Сама делала для них кормушки. Каждую осень синицы прилетали к окну и стучались в раму своими крохотными клювиками. Мама разговаривала с ними... Синицы не боялись её и даже залетали в кухню через форточку!

 До последних дней от мамы была только польза.

 Я - поздний ребёнок в семье...
 Мама называла меня своим Ангелом-хранителем... Мы всегда были вместе. Никто так не чувствовал и не понимал меня, как мама. Это мой самый близкий человек. Мой собеседник, советчик, моя мама, мой самый верный и надёжный Друг... Моя жизнь!
 Теперь мне совсем не с кем поделиться, некому раскрыть душу...

 Немного успокаивает то, что не было дня, когда бы я не подошёл к маме и не поцеловал в щёчку, не признался бы в любви. Хорошо, что я имел возможность делать это ежедневно и многократно: целовать, говорить, делиться мыслями и самым сокровенным!

 В памяти красные венгерские яблоки зимой.
 Прогулки по лесу.
 Подготовка к Новому году всей семьёй! Сами делали ёлочные игрушки и рисовали на окнах морозные узоры белой гуашью...
 Мамины добрые, улыбающиеся голубые глаза и нежные, тёплые руки...

 Мне тебя очень не хватает, мама!

 Скоро снова осень... Синицы вновь прилетят и постучат в кухонное окно...

 Передадут мне привет от мамы...


Рецензии
Виталий, любая бы женщина была бы счастлива иметь такого любящего сына, как ты! Дай Бог тебе счастья!

Вадим Сазонов   11.03.2013 00:01     Заявить о нарушении