IIIа. Обрывки прошлых мыслей. Продолжение

Роберт Рем
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ
трилогия
© 2009 – 2012

Книга первая
СТРАДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
роман

ЧАСТЬ IV
ТРАНСФОРМАЦИЯ




III
Обрывки прошлых мыслей
(продолжение)

(продолжение главы)

     Следующий N-ый день.
     Вчера был, как мне показалось, переломный момент в моих метаниях по поводу идеи с новым проектом по созданию имен брендов. Стояла дилемма: либо продать доменное имя, либо начать заниматься этим делом. Я отдался на милость судьбы: что придет первым – тому и быть: если первым придет предложение о покупке – продам, если – запрос на разработку имени бренда – займусь этим проектом. В этот день у меня ни с того ни с сего сильно разболелась голова. Я разработал на компьютере, причем спонтанно, красивую презентацию. И… решил заниматься проектом. Когда ехал в метро, на мобильный пришло сообщение о пропущенном вызове. Как оказалось на следующий день, это была девушка из дизайн-студии с запросом стоимости моих услуг. Судьба спасла меня от продажи своей идеи? Сегодня вспомнил фразу Вадима Зеланда: «У ваших дверей не толпится народ». Может быть, поэтому не поступало предложений о покупке проекта, ибо это моя идея, которую я породил, и потому сам вижу все ее возможности? Может быть, это «моя дверь»?
     Следующий N-ый день.
     Интересно, почему люди берут в жены «стареющих» мам – известные люди сходятся с такими же известными людьми, но с обузой: тридцатипятилетние или сорокалетние с двумя детьми становятся парой для другого стареющего любителя жизни и новых ощущений? Зачем брать в жены стареющую вывеску? Последний шанс? Иногда да. Иногда берут из-за социального положения и известности человека. Шоу, черт побери! Зачем связывать себя этой обузой? Это говорит о неумении жить. Или женись в молодости на молодой, или женись, будучи в возрасте и обеспеченным – тоже на молодой, но по любви. Вычисли, любовь ли это или нет? А если опошлился и не хочешь любви, не женись. Если ты знаменит и богат, на кой черт тебе это? Оставлять потомство? Продлиться через своих отпрысков? Бред полный! Найти вывеску для своего честолюбия, повысить свою значимость среди других мужчин и в целом, в обществе, обладая красивой и привлекательной женщиной? Женщина порой только о том и думает, как бы найти выгодного мужчину и снять с себя проблемы и ответственность за свою жизнь. Зачем брать такую женщину в жены? Ведь у вас разные цели: у тебя – любовь и единение, у нее – решить свои проблемы, найти надежное место. Люди не будут счастливы, имея разные цели. Все это – поверхностные отношения, рассчитанные на наивную публику и газеты.
     Следующий N-ый день.
     Вчера повстречал Вику, свою давнюю несостоявшуюся любовь. Совершенно неожиданно. После того как я проведал своих на тренировке, по пути домой я вдруг вспомнил, что нужно зайти в магазин за кефиром, и свернул. Вдруг вижу, идет по тротуару. Она. Я окликнул ее: «Привет!» Она не останавливаясь, повернула голову в мою сторону и ответила: «Привет». Я на ходу: «Как жизнь?» Она: «Нормально». Я усмехнулся и переспросил: «Нормально?» Все это происходило между нами на расстоянии нескольких метров: мы шли не навстречу, а в разные стороны. Затем я обернулся посмотреть, куда она пойдет: она вошла в ювелирный магазин. Поднимаясь по ступенькам, она посмотрела на меня и видела, что я тоже обернулся: дал ей повод подумать обо мне. Она была красива. Все еще красива. На ней было платье, и я заметил, что ноги у нее стали полнеть. Но лицо ее было так же божественно! Красиво! Ну и повезло же кому-то! Но перед тем как мы поздоровались, она шла задумчиво, видимо, погрузившись в свои мысли. И только после того как я ее окликнул, она улыбнулась для проформы – ха-ха, «сменила вывеску».
     С Викой мы познакомились более десяти лет назад. А еще раньше, года три-четыре до этого, когда я увидел ее впервые – сразу влюбился; когда видел ее на улице – то и дело оборачивался вслед. Очень редко я встречал ее, или замечал издалека, а когда она проходила мимо, я боялся даже взглянуть на нее! Смотрел и отводил взгляд: так она мне нравилась. Наконец, однажды я подошел. Мы разговаривали в метро, она была хорошо одета. Я спросил, замужем она или нет? Она сказала, что скоро выходит. Мы сидели на лавочке, она находилась так близко, что когда я смотрел на нее, иногда забывал, о чем нужно говорить. Я написал ей стихи и музыку, посвятил их ей, и даже отдал написанное: музыку – в нотах, стихи – на листке бумаги. Смешной. И в ее глазах, думаю, я был смешон. Сейчас вспоминаю об этом и смеюсь над собой. Мне уже все равно. Как говорится, жизнь есть жизнь. Давайте смеяться вместе. Какую девушку я упустил! Подумал: раз уж она так твердо говорит, что выходит замуж, то, как умная девушка (а как же мне иначе о ней думать!), сделала свой выбор, серьезно подумав прежде. Я видел, что она весела, по крайней мере, казалась такой, и думал, что она счастлива. Прощаясь и уходя навстречу своим подругам, подъехавшим на метро, она бросила мне фразу: «Артур – несбывшийся ля мур», и мы посмеялись над этим; а потом они все вместе обернулись на меня и захихикали. Затем я ехал в метро, и ком подступал к моему горлу, я еле сдерживал слезы. Моя любовь пришлась не ко двору.
     После этого мы еще пару раз виделись, разговаривали по пути. Это было до моего брака. А уже после развода, я однажды встретил ее в магазине, и было это как раз в день дня рождения Ольги. Прошло более десяти лет после того нашего первого разговора в метро. Она стояла возле прилавка и выбирала мясо, а я, проходя мимо, бросил ей: «Привет!» Она ответила: «Привет». Затем возле кассы, когда она встала за мной, я ее спросил: «Как дела?»
     – Хорошо, – сказала она.
     – Дети есть? – сходу поинтересовался я.
     – Я только полгода назад замуж вышла, рано еще.
     Я тут же подумал, что и тут я опоздал. Я про себя усмехнулся: а тогда она с уверенностью и гордостью заявляла, что скоро выходит замуж. Прошло десять лет. Вот так «скоро»!
     – А я недавно развелся, – доложил я.
     – Жизнь идет, – многозначительно сообщила она, и я подумал, что она наконец-то начала кое-что понимать в жизни.
     – Да, – согласился я с ее философским мнением. – Как работа?
     – Нормально. Я собственно работаю все на том же месте, на том же предприятии. Всю жизнь там, – пояснила она.
     – А я окончил вуз с отличием и теперь адвокат, – сказал я, ведь надо тоже чем-то похвастаться!
     Помню, однажды, во время одного из наших давних разговоров, еще тогда, когда я был студентом, я сказал ей, что сокурсники меня видят прирожденным адвокатом. И вот теперь сообщил, что, мол, видишь, добился своего: обычное хвастовство перед женщиной.
     – Что ж, это достижение, – в ответ просто сказала она.
     – Ты домой? – поинтересовался я.
     – Теперь здесь моя мама живет: я к ней приехала. А мы с мужем живем – и она назвала станцию метро, пояснив, – в западном округе.
     «В западном округе», – подумал я. Да хоть в центральном или у самого бога на квартире: мне-то зачем подчеркивать, что именно в западном? Ох уж это хвастовство!
     Когда я расплачивался с кассиром, я увидел, что она бросила взгляд в мой кошелек.
     «Вот, – думаю, – как и десять лет назад: как тогда разглядывала меня с ног до головы, пытаясь оценить, так и сейчас – смотрит мне в кошелек с той же целью, даже если не сознает этого, не задумывается». Подсознательная привычка самки: она всегда оценивает. Что ж, самка получит самца, а не человека.
     Я понял, разговаривать больше не о чем, да и нет смысла: везде и всюду я опоздал.
     Позже в один из дней, когда они с мужем выезжали на своей обшарпанной девятке мне навстречу, я на своем авто D-класса с гремящим в салоне Nighwish случайно перегородил им путь, а затем, сдавая немного назад и великодушно пропуская их вперед, поймал ее взгляд, который она тут же отвела в сторону.
     Эх, Вика, Вика. Жизнь идет и угасает, чтобы затем на смертном одре заставить нас рыдать об упущенном или без слез сожалеть о прошедшем, ибо слезы все мы уже выплачем задолго до этого момента.
     Но… женщина никогда не раскаивается. Мне нужно помнить об этом всегда. Это поможет не сожалеть об упущенном, не возвращаться в иллюзии и не создавать новые. Так что мой ля мур с ней, действительно, остался несбывшимся…
     Будь счастлива, Тошенька!
     Следующий N-ый день.
     Сегодня годовщина моей свадьбы. Очередная годовщина начала моего бывшего брака.
     Разговаривал с Ольгой по телефону. Делился своими переживаниями. Сказал, что гневаюсь на себя и на нашу разлучницу. «Как я мог так поступить?» – сказал я. Она тихо сказала: «Я не знаю, как ты мог?» Я предал. Как я презираю ту стерву, которая причастна к этому – Анну! Даже противно произносить это имя.
     Ольга мне сказала, что, вероятно, так должно было быть. По судьбе. У каждого свой путь. Я ей сказал, что единственное объяснение, которое я приемлю, это то, что у нее, Ольги, появился человек, который, возможно, лучше меня, и сейчас лучшая, спокойная жизнь. Она сказала: «В чем-то стало лучше, в чем-то хуже, например, в материальном положении». Я не могу найти себе оправдания. Я возненавидел в душе женщин; как я смогу уже кого-то полюбить? Я даже не желаю быть верным. Из принципа. Из-за моих нынешних лишений.
     Сегодня я начал писать статью на правовую тему. Мне понравилось. Все-таки я умный, грамотно излагаю мысли. А эта гадина не умеет писать. Вспоминаю ее эсэмэски: пишет как придется – не напрягается излагать мысли нормально, писать полностью слова и расставлять запятые. Как я мог на нее посмотреть, сравнить ее со своей женой?!
     Работа, выполняемая с увлечением, отвлекает от плохих мыслей и злости.
     Читаю книгу о сексуальных ласках – «Психосексология», сборник статей разных философов, психологов, социологов и тому подобной братии. «Ну, учителя! – думаю. – Развращаются там сами и учат этому других. Работать надо, а не развратом заниматься!»
     Я сказал жене, что если бы она тогда, перед нашим разрывом, не была безразличной, я бы даже не посмотрел на другую. Сейчас написал «жена» и подумал: а ведь у меня была жена. Как будто ее нет, но я не называю ее как-то по-другому. Жена остается женой. Не знаю, будет ли у меня теперь кто-нибудь. Если будет, то это должна быть женщина лучше Ольги. Но такое вряд ли теперь возможно. Она мне всегда помогала советами. «Вместе у нас тогда хорошо получалось идти по жизни», – говорила теперь она. А я ей говорил о педантизме и любви к порядку. Сказал, что педантизм – это крайность, а любовь к порядку – хорошее качество. Ольга ответила, что во время нашей совместной жизни начала ведь меняться, приучилась и полюбила порядок: «…Но тебе это стало уже не нужно, ты как-то сказал, что теперь тебе все равно, чисто в доме или нет»… Теперь же мне вообще не хочется делать уборку, и я часто зарастаю пылью.
     Грешницы-разлучницы в действительности совершают большой проступок: за него непременно наступит раскаяние и наказание. Жестокое. Значит, Анна сама получит такое: развал своей семьи или отношений, измену мужа, мужчины, его уход к другой. Получит слезы. Ну и получай же то, что заслужила!
     Разве мы будем считаться с новым партнером больше, чем с предыдущим?
     Я, например, не приму своей жены обратно. Я бы не принял и Анну теперь, которая причастна к развалу моей семьи. Я бы не принял и Вику, хотя любил ее своей невыраженной любовью столько лет! Дурак! На кой черт мне она, если она меня отвергла, не приняла мою любовь! И зачем мне эта Анна, которая сначала притянулась с поцелуями, говорила, что хотела серьезных отношений, а затем дала отворот-поворот! Вертихвостки чертовы! К черту вас, вы не нужны мне!
     Следующий N-ый день.
     Сегодня во сне я был с красивой девушкой – как будто фотомоделью. Она лежала на мне; я свою правую руку положил ей на ягодицы, а другой – гладил волосы и плечи. Мы так позировали перед фотокамерой. Она была шатенка с длинными прямыми волосами. Было особое чувство: было волнительно.
     Следующий N-ый день.
     У меня возникла мысль: удивительно – есть же ведь люди, которые стремятся оскорбить других людей, уколоть! Почему люди хотят уколоть словом других, особенно искренних, праведников или святых? Потому что они хотят проверить, верят ли те в свои учения, придерживаются ли они сами того, о чем говорят. Ведь человек греховен, он имеет грешки и не может простить безгрешность другим – этим святым и праведникам. Неужели все человеческое общение всегда будет состоять из уколов, язвительности, лжи и пустословия?
     Для чего я пишу? Для себя, а не для того, чтобы изменить мир к лучшему, как порой лицемерно стремятся другие. Для себя – чтобы измениться, трансформироваться, вспомнить все свои чувства и эмоции, пережить их заново, осмыслить и выйти из этого другим: закаленным, более мудрым, постигшим истину, ее глубину. Мир и других людей изменить невозможно. Подстроиться без ущерба для себя также невозможно. Но можно трансформироваться таким образом, что эта проблема – изменить мир или подстроиться под него – не будет более волновать. Нет плохих людей. Все хорошие. Только многие заблудились в поисках смысла своей жизни. Вот и выплескивают желчь наружу, на других людей. Одни твердят другим и «проповедуют» свои безнравственные теории, вычитав чужие мысли из книг, и начинают изливать свои непрактичные теории другим, а те их отторгают, поскольку они не соответствуют их собственным теориям и представлениям. И спорят, спорят, и вместо поиска путей к истине и понимания сути жизни переходят к обидам и ненависти. Вместо того чтобы давать любовь, люди друг на друга изрыгают ненависть. Жаль. Но можно вырваться отсюда, из этих тисков. Нужно очень постараться.
     Следующий N-ый день.
     Все-таки хорошо, что у меня в жизни так произошло. Я вырвался из этой организации, где работал – там все постепенно угасали, опускались; наверное, в душе им самим было невыносимо там работать. Взять хотя бы самую смазливую из сотрудниц, Дину. Однажды она сказала мне, что люди, с которыми ей приходится теперь общаться, ниже по уровню воспитания, человеческим качествам или социальному положению, нежели это было при прежнем руководстве. Я же – могу написать книгу, и, по крайней мере, могу что-то дать людям. Я расту духовно. Не все могут так жить, не все выбирают духовный путь, и не всем это дано. Я ни с кем не связан обязательствами: жены у меня нет. Я открыт любви и новым чувствам. Так что бог может дать, а может и не дать. И еще неизвестно, что из этого лучше?»…
     Все эти записи возвращали Артура в прошедшее время, но теперь все переживалось им по-другому.

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/03/10/2220

Вернуться к предыдущей главе: http://www.proza.ru/2013/03/10/2100


Рецензии