Петров Владимир. История развития ТРИЗ
За два года друзья проанализировали несколько тысяч изобретений. Они поняли, что для решения изобретательской задачи необходимо выявить и разрешить техническое противоречие. Была разработана и опробована первая методика изобретательства. Результаты оказались на столько прекрасными, что друзья решили написать письмо Сталину о состоянии изобретательства в СССР и как улучшить этот процесс. Ответом был их арест летом 1950 года с вынесением "врагам народа" приговора 25 лет лагерного режима.
Освободили друзей только после смерти Сталина в конце 1954 года.
В 1956 году вышла первая статья по ТРИЗ . В ней раскрывались основы методики изобретательства, ее фундаментальные понятия и пути ее развития. Были изложены и этапы решения изобретательских задач. Параллельно Альтшуллер начал проводить первые семинары по обучению методики.
В 1959 году была опубликована вторая статья , в которой рассматривается пошаговый путь решения задачи (цепочка операций), в том числе определение ИКР. Сформулированы первые приемы разрешения противоречий. Количество семинаров увеличивается.
К этому времени появилась убежденность, что необходимо разрабатывать науку изобретать. Стали разрабатываться первые законы развития технических систем.
В 1961 году вышла в свет первая книга , в которой содержалась улучшенная методика изобретательства, откорректированная в связи с опытом проведения семинаров.
В 1963 вышла в свет книга в которой автор описывает теорию, разработанную ГАльтшуллером, В книге изложена теория Г.Альтшуллера, методика занятий и поурочная программа семинара. Дается определения "идеальной машины" и пути стремления к ней. Изложены некоторые законы развития техники и возможность прогнозирования (предсказывания) будущих машин. Представлен пошаговый алгоритм решения изобретательских задач, который содержит 4 стадии с 17 шагами. Изложены 31 прием разрешения технических противоречий, их определения и примеры. Кроме того, помещена таблица использования этих приемов. Таблица содержала 16 универсальных показателей.
В 1964 годах выходят две книги по ТРИЗ. Первая была сдана в печать в 1962 г. . В ней расширяются понятия, изложенные в первой книге. В "Основах изобретательства" основное внимание уделяется разбору задач по АРИЗ. В этой книге впервые дается название «Теория изобретательства» (с.3, 9). В АРИЗ-64 введена новая часть - "проверка и уточнение условий задачи". Эта часть нацелена на развитие АРИЗ как инструмента для решения трудных задач. Приемы разбиваются на подгруппы, и приводится таблица, использующая эти подгруппы.
В 1965 году впервые появилось слово алгоритм
В 1968 году создана секция Методического совета ЦС ВОИР (Центральный Совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов), которая занимается разработкой и пропагандой методики изобретательства.
В 1969 году опубликовано первое издание книги "Алгоритм изобретения" . Начала разработки указателя физических эффектов (под руководствам Г.Альтшуллера работу вел В.Гутник - Баку). Начала разработки указателя физических эффектов (под руководствам Г.Альтшуллера работу вел В.Гутник - Баку).
Проведен первый большой семинар по методике изобретательства в Дзинтари (около Риги), организованный ЦС ВОИР. После этого события были открыты первые школы ТРИЗ (в то время они назывались АРИЗ) в Дубна (рук. В.Богоч), Петрозаводске (рук. А.Селюцкий) и Каунасе (рук. Ю.Чяпяле).
В 1970 г. Организована Общественная Лаборатория Методики Изобретательства (ОЛМИ). Выпущена работа Г.Альтшуллера "Об изобретательских способностях" .
В 1971 г. ЦС ВОИР финансирует создание первого в СССР общественного института изобретательского творчества - Азербайджанского Общественного Института Изобретательского Творчества (АзОИИТ) и ОЛМИ, руководимых Г.Альтшуллером.. Разработан АРИЗ-71, содержащий 6 частей (36 шагов), 40 приемов устранения технических противоречий и таблицу их использования с 39 универсальными параметрами. В этом виде приемы используются и сегодня. Они описаны во втором издании "Алгоритм изобретения" . Позже были добавлены еще 10 (дополнительных) приемов. В.Гутник проанализировал свыше 5000 изобретений "с физическим уклоном" и отобрал из них примерно 500 наиболее интересных - эта информация положила начало картотеке по физэффектам. Появились первые наброски указателя, но работа прервалась.
В 1972 г. разработан курс развития творческого воображения (авторы Г.Альтов и П.Амнуэль) . Перевод книги Алгоритм изобретения (1969) на польский . (первая публикация о ТРИЗ за пределами СССР). Создание Школ ТРИЗ в городах Горьком (рук. Ю.Шеломок и Б.Голдовский) и Днепропетровске.
В 1973 г. Разработаны: первый вариант вепольного анализа . Ю.Горин подготовил первый указатель. В него были включены свыше 100 эффектов и явлений и примеры их изобретательского применения. Полный текст указателя в 1973 г. был передан в ЦС ВОИР, но не был издан. Подготовлен сокращенный текст указателя и. Выпущены поурочные планы и конспект лекций (27 занятий по 3 часа) прекрасный методический материал для преподавателей. Это первый шаг к массовому обучению, парные приемы (прием – антиприем) , переносе технических решений на основе функционального подхода . общие принципах построения алгоритмов творчества . Основные идеи и направления цепочки дробления . Вышел перевод книги "Алгоритм изобретения" (1969) на немецкий . Проведена первая конференция преподавателей в Днепропетровске с аттестацией преподавателей ЦС ВОИР. Открыта Ленинградская Школа ТРИЗ (рук. В.Митрофанов, помогал В.Петров) – самая мощная школа в истории ТРИЗ. Серия статей "Школа изобретателя" в Вильнуской газете "Комъяунимо теса" (Комсомольская правда).
В 1974 г. появилась рубрики для детей "Изобретать это сложно, изобретать, это просто" в газете "Пионерская Правда". Вторая конференция преподавателей ТРИЗ в Горьком (вторая и последняя аттестация преподавателей ЦС ВОИР). Снят документальный фильм "Алгоритм изобретения". Усовершенствованный вариант книги по развитию творческого воображения . Разработаны: методические материалы ;.основополагающие работы по узловому компоненту, противоречиям и оператору отрицания, введено понятие главной полезной функции системы (ГПФ) ; принцип отзывчивости . Гонение на ТРИЗ – выгон Альтшуллера из АзОИИТ, прекращение финансирование ЦС ВОИР ОЛМИ, закрытие Ленинградской школы и школ в некоторых других городах. В Ленинграде работает только школа во ВНИИ «Гидроприбор» (руководитель В.Петров).
В 1975 г. создан АРИЗ-75. В нем более четкая и жесткая, по сравнению с АРИЗ-71, формулировка. Введено понятие физического противоречия. Имеются шаги по использованию вепольного анализа и указателем физических эффектов. Разработано методическое пособие для преподавателей и слушателей . Разработаны первые стандарты. Другие работы: энергетический анализ технических систем , алгоритм решения схемных задач . Повторное издание перевода книги "Алгоритм изобретения" (1969) на польский . В Ленинграде открыт университет молодого рационализатора и изобретателя (руководитель В.Митрофанов, помощник В.Петров).
1976 г. открытие специализированных курсов ТРИЗ в системе повышения квалификации – Институт повышения квалификации (ИПК) Судостроительной промышленности (рук. В.Петров). Кроме ТРИЗ ведутся курсы системного анализа и теории принятия решений. На занятиях решаются производственные задачи . Позже были открыты школы в ИПК других министерств. Выполнены разработки: курс развития творческого воображения , использование системного анализа для развития технических систем , начало разработки методики прогнозирования с использованием ТРИЗ , продолжается совершенствование методики преподавания ТРИЗ, в частности разработана методика применения деловых игр и конкретных ситуаций для преподавания ТРИЗ . Первая серия статей по ТРИЗ в СМИ Ленинграда (газета "Смена" – авторы: Б.Злотин, В.Канер, В.Митрофанов, В.Петров).
В 1977 г. разработан АРИЗ-77 . Революционный шаг в АРИЗ содержащий полную цепочку противоречий (административное, техническое и физическое) и логику, присущую всем последующим АРИЗ. Первая работа по системе законов развития технических систем . Выход в свет книги А.Селюцкого и Г.Слугина "Вдохновение по заказу" . Организация первого Ленинградского научно-практического семинара, ставшего традиционным в последующие годы для ТРИЗовцев СССР. Открытие Ленинградской городской школы молодого рационализатора при ЛДНТП. Начало профессионального использования ТРИЗ в системе ФСА (Б.Злотин). Перевод альбома 40 основных приемов на Болгарский язык .
В 1978 г. выполнены разработки: анализ процессов , соединимость , система законов развития ТС , теория применимости , решение схемных задач .
В 1979 г. выход книги "Творчество как точная наука" . Начало публикаций по изобретательству в журнале "Техника и Наука". Под руководством Б.Голдовсгого, на основе ТРИЗ создан "Комплексный метод" (в нем разработаны схемы применения имеющихся и вновь введенных новые инструментов, введены понятие операторов). Другие разработки: сравнительный анализ законов развития биологии и техники , учебно-методические материалы , подготовлен учебник для системы профтехобразования , введено понятие "математический эффект" .
В 1980 г проведен первый съезд разработчиков ТРИЗ в Петрозаводске (в дальнейшем традиционный). Материалы, разработанные на заседаниях, легли в основу дальнейших разработок. Вышли в свет книги "Крылья для Икара" , "Теория и практика решения изобретательских задач" и учебные пособия . Минвуз УССР ввело в учебный план для всех технических ВУЗов республики дисциплину "Основы технического творчества", основу которого составляет ТРИЗ. Выполнены разработки: алгоритм открытий , выбор перспективных направлений , основы закона согласования ., основы методики и организации поиска технических решений .
В 1981 г. разработана новая система законов развития техники, введены и определены законы избыточности и толерантности . Выпущено учебное пособие "Основы научных исследований" .
В 1982 г. разработан АРИЗ-82 . Разработаны "Фантазии" и Шкала "Фантазии-2" . Создание Кишиневской школы ТРИЗ. Петров В. Прогноз развития сварочного оборудования на основе ЗРТС и анализа более 80000 патентов , разработаны механизмы закона увеличения степени идеальности . Полностью сформированная система законов была доложена на семинаре преподавателей и разработчиков ТРИЗ (Петрозаводск-82), а опубликована в 1983 и 1984 году . В 1981-82 гг. В.Петров выпустил методические материалы по ТРИЗ . Создание кружка "Юный конструктор-рационализатор" (рук. И.Викентьев). Учебное пособие "Теория решения инженерных задач" .
1983 г. – Перевод книг: "Творчество как точная наука" на польский язык , "Алгоритм изобретения" (1973) на вьетнамский язык , Крылья для Икара на немецкий язык . А.Ю Лихочев - разработка банка медицинских и биологических эффектов . В.Петров совершенствует методику системного анализа и прогнозирования , разработал принцип "гипервеполей" , методика использования задач-аналогов . Законы развития технических систем изложены в работах Б.Голдовского и Э.Кагана . Аппарат разрешения противоречий – Б.Голдовский . В.Михайлов – разработка химических эффектов . Методические указания "Планирование эксперимента" . Указатель физических эффектов . Методы активизации мышления .
1984 г. Выход первой книги по ТРИЗ для детей . Перевод книги "Творчество как точная наука" на английский язык . Сборник материалов по ТРИЗ напечатан в Болгарии (АРИЗ-82, 40 основных приемов, таблицы физэффектов, вепольный анализ, система 54 стандартов, статьи по физэффектам из "Науки и техники", Шкала "Фантазии-2", разбор задач по АРИЗ) . Научный семинар в Новосибирске внес серьезный вклад в развитие ТРИЗ . Злотин Б., Зусман А. Начало разработки методики применения «диверсионного анализа» для решения научных проблем. Саламатов Ю.П., Кондраков И.М. Идеализация технических систем . Верткин И. Механизмы свертывания технических систем . Резервы изобретательства .
1985 г – АРИЗ- 85 А, Б, В . И перевод этих материалов на Болгарский . Первая презентация Жизненной Стратегии Развития Творческой Личности. Книга "Профессия – поиск нового" . Книга Калеви Рантанена о ТРИЗ . Злотин Б. К общей теории развития Ресурсы . Герасимов В., Литвин С. Механизмы повышения идеальности . Каплан Л.А. Прогнозирование развития измерительных систем . Афанасьев В.Е. История винтовки . Дубров В.Е. Свертывание конструкций технических систем . Рубин М. О неизбежности вытеснения природы техникой , техники и природа . Первая презентация методики решения исследовательских задач , начало разработок по теории развития коллективов (Б.Злотин, А.Зусман, Л.Каплан). Методика выбора перспективного направления НИОКР . Начало разработки проекта "Изобретающая Машина" - первая компьютерная программа по ТРИЗ. Разработана универсальная система построения учебных программ . Закономерности развития музыкальных форм . Технология использования ресурсов . ТРИЗ в радиоэлектронике . Тенденции развития АРИЗ . Учебное пособие "Основы технического творчества" . Учебное пособие "Вепольный анализ технических систем" . Как стать изобретателем?
1986 г. Перевод книги "Творчество как точная наука" на немецкий язык . Перевод на болгарский язык 76 стандартов , указателя физэффектов и обзор материалов по ТРИЗ . (Начало создания частных компаний для применения ТРИЗ. Основан Кишиневский центр «Прогресс» и несколько позже ленинградский кооператив "Творчество" (рук. В.Петров). Каган Э. Построение модели идеального вещества . Интенсификация творческого труда инженера . Развитие ФСА . ТРИЗ в радиотехнике .
1987 г. Начало выпуска петрозаводской серии книг "Техника – молодежь – творчество". Выход книги по ТРИЗ для детей . Альтшуллер Г., Рубин М. Что будет после окончательной победы . Герасимов В. Литвин С. Дальнее прогнозирование развития технических систем и применение закономерностей развития техники в ФСА . Злотина Э., Петров В. Разработка системы необходимых составляющих развития творческого мышления . Разработка деловых игр . ТРИЗ и ФСА сварочной техники . Структура информации при прогнозировании . Учебное пособие . Трамплин в будущее . Основы технического творчества .
1988 г. Научный семинар в Миассе (Челябинск) внес серьезный вклад в развитие ТРИЗ. Выход книги по ТРИЗ для детей . Первая презентация Теории развития коллективов. Законы развития систем . Теория прогнозирования . ЖСТЛ . Геометрические эффекты . Проект "Изобретающая машина" . Фей В. Хронокинематика технических систем . ТРИЗ в радиотехнике . Сборник "Методы поиска новых технических решений" .
1989 г. Создание Ассоциации ТРИЗ. Книга "Поиск новых идей: от озарения к технологии" . Выход книги по ТРИЗ для детей . Теория и практика решения изобретательских задач . Законы и прогнозирование технических систем .Фей В. В поисках идеального вещества . Применения ТРИЗ в радиотехнике . Регистрация минского кооператива "Научно-исследовательская лаборатория изобретающих машин (НИЛИМ)". Выпуск книги "Интенсификация инженерного творчества" . Использование элементов ФСА и ТРИЗ для решения исследовательских задач . ФСА на этапе прогнозирования развития технических систем . ФСА наладочных работ . ТРИЗ в радиотехнике . Сборник "Грани творчества" . Ресурсы .
1990 г. Начало выпуска "Журнала ТРИЗ" Разработка теории автоматического формулирования проблем (компьютерной системы «Проблем Формулятор»). Выход книги по ТРИЗ для детей . Методы поиска изобретательских идей . Книга по ТРИЗ во Вьетнаме .
1991 Решение исследовательских задач . Методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений . Начало разработки софтвэра «Инструментарий Изобретателя, теперь имеющего название Innovation WorkBench (IWB). Методическое пособие по ТРИЗ для преподавателей школ .
1992 Выход книг по ТРИЗ для детей . Создание фирмы Ideation International Inc. Учебное пособие "Решение учебных задач по ТРИЗ" . Книга "Азбука изобретательства" .
1993 Выход книг по ТРИЗ для детей . Приемы рекламы . Алгоритмы педагогического творчества . Начало продаж IWB DOS в США. Материалы для дошкольников .
1995 Начало разработок методики Directed Evolution. Книга "Рождение изобретения . От фантазии к изобретению . Выход книг по ТРИЗ для детей
1996 Разработка первых софтвэров для "Windows” ”Appetizer”, “Improver”, “Ideator”
1997 Начало продаж софтвэра для использования «Диверсионного подхода» в США имеющего название Anticipatory Failure Determination (AFD). Основы инженерного творчества .
1998 – Выпуск первого номера журнала "Технология творчества". От технологического брака до научного открытия . Решение творческих экологических задач . Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы . Материалы для воспитателей детских садов .
1999 – Учебное пособие к курсу " модели и методы инженерного творчества" . Материалы для младших школьников .
Свидетельство о публикации №213031002166
Но предполагаете ли Вы продолжить хронологию?
Дмитрий Гаврилов 01.12.2013 00:32 Заявить о нарушении