121. В. Агошков. Орельские места. Корьдно...

121. В.Агошков.

Орельские места.

Корьдно...

КОРЬДНО – КУРАБ-ГОРОДИЩЕ. Городище у д.Лужки находится недалеко от Кром и хорошо видно невооружённым глазом. Оно могло соответствовать летописному городу Корьдно, но как это доказать?! Помог случай. Будучи в колхозе «Победа» Кромского района, я услышал от главного агронома необычное название: «Кураб-городище».

 У Никольской потом в другой книге я также прочитал об этом: «Фрагменты таких горшков (обтачивалась на гончарном круге только верхняя часть. – В.А.) найдены на городище у д.Лужки («Кураб-городище») на р.Оке (Кромской район Орловской области), где они датируются дирхемами начала XIв.» Конечно, слова Кураб и Корьдно всё-таки не совсем соответствуют друг другу.

Пригодилось сообщение Б.А. Рыбакова об «Анониме» – восточном авторе, который столицу вятичей назвал Хордаб (Хурдаб). Поскольку звуки «К» и «Х» в русском языке близки по звучанию, то не удивительно, что наш Кураб легко мог звучать, как Хурдаб. Думаю, что городище в дер. Лужки могло быть столицей местных вятичей, северян, радимичей и кривичей – городом Корьдно (Кръдно). До сих пор место, где располагается городище, главенствует над окружающей территорией, имеет достаточно крутой спуск, так что его легко было оборонять.

Кураб-городище является достаточно внушительным и запоминающимся мысом большого Кривчиковского плато, омываемого с южной и западной сторон рекою Окою. Старожилы утверждали, что с этого мыса были видны купола всех бывших кромских церквей. Такого высокого плато, как Кривчиковское, я в Орловщине больше не встречал и могу его сравнить лишь с дальневосточными сопками, на которые забирался вместе с друзьями во время службы в армии.

Кураб-городище находится в удобном географическом месте: недалеко отсюда впадают в Оку довольно большие реки Крома и Ицка, так что вместе с главной рекой Окой они захватывают значительную площадь, на которой жили славянские племена. Отсюда через данные реки и их притоки легко было попасть в другие земли и страны.
 
 
КОРЬДНО И ХАЗАРЫ. В 8-10 веках вятичи и другие славянские племена платили дань мощному Хазарскому каганату. Не исключено, что Кураб – городище и был основан им, как место для сбора дани, как административный центр. Наши предположения строятся на том, что и город Хурдаб, и вятический вождь Ходота и хазары имеют в названии начальный звук «Х». Хазары – казары – казаки? Хурдаб – Курдаб – Кураб – Курабка. Ходота – Кодота – Кудота – Кудеса – Чудеса… Обе формы – хазары и казары – известны в литературе. Если допустить, что Кураб-городище основали хазары, то, следовательно, название его принадлежит им.
 
Столица Хазарии – Итиль находилась на юге реки Волги, и возникает, на первый взгляд, вопрос, а что делали хазары у верховий Оки?! В летописях сообщается о том, что хазары брали дань с вятичей «по беле и веверице с дыма». В 964г князь Святослав запретил вятичам платить дань хазарам и приказал везти её в Киев. Однако вятичи, видимо, не очень-то испугались князя. Святослав в следующем году вновь идёт войной на вятичей. Однако и в 981 и в 982 годах – уже Владимир – дважды усмиряет вятичей. Возникает недоумение: почему вятичи так упорно, вплоть до восстаний, не хотят подчиняться Киеву и спокойно платят дань хазарам?!
 
П.И. Якоби(й), автор книги «Вятичи Орловской губернии» (1907) предполагал, что вятический город Карачев (Корачев) назван в честь вельможи, важного сановного лица – карачи! Корень явно тюркский, и, скорее всего, хазарский.
П.И. Якоби(й) делает осторожный вывод:

«По-видимому, в Карачеве жил делегат хазарского правительства для собирания дани с вятичей».
Это могло быть в истории. Так, князь Владимир, чтобы подчинить себе вятичей и ослабить их, «выселяет владетельные, знатные и богатые роды («мужи лутши») на южную границу Киевской области, ставя их таким образом во враждебные отношения с тюркскими кочевниками».

Правда, возникают сомнения: если, по мнению Якоби(я), карачи были хазарскими наместниками, то вряд ли они, попав на границу, становились враждебными «тюркским кочевникам», поскольку сами-то были тюрками! Впрочем, киевские князья умело использовали на своей стороне и тех же тюрок.
 
 
КОРЬДНО – ЭТО КАРАЧЕВ. Орловский археолог, учёный, краевед-исследователь Л.Н. Красницкий считает, что Кърдно – это позднейший …Карачев. Можно ли стать на сторону автора такого заявления?! В летописях писали: Корачев. Если «Ъ» дал «О», «Д» = «Ч», то тогда, действительно, возможен город КОР(а)Ч + НО. Наверное, у Л.Н. Красницкого есть свои соображения по поводу соотнесения топонимов Коръдно (Кърдно) и Корачева. Однако в имени Карачев нет звука «Б»!

Наши оппоненты удивлённо поднимут брови: в топонимах Корьдно (Коръдно, Кърдно) и Корачев и не может быть «Б»! Этот звук присутствует в имени Кураб-городище и в столице – племенном центре вятичей Хурдаб. Но есть ли тождество между Корьдно и Хурдабом?! Конечно, полностью этого утверждать у нас нет оснований.

Тем не менее видные учёные уверяют, что конечное ДНО (в КОРЬДНО) когда-то имело звук «Б», т.е. ДНО звучало, как ДБНО! Дно – это то, что уДОБНО!
От слова ДОБА, очень распространённого ранее в русском языке, возникли слова ДОБРЫЙ, ДОБЛЕСТЬ, БЕСПОДОБНЫЙ, СДОБА, СУДЬБА, СВАДЬБА, ДОБРОВА – ДУБРАВА, ДУПЛО И ПР.
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии