122. В. И. Агошков. Орельские места. Ходота

122. В.И.Агошков.

Орельские места.

Ходота.

КОРЬДНО – КОРЕННАЯ ДОБА. Кромская речка НЕДНА – приток Кромы – неудобная из-за болотистых и крутых берегов, пересыхающего русла. В XIX веке речку именовали Сухая Недна! Недна – Недбна – неуДОБная! Корьдно – Корьдбно – Коренная Доба, т.е. доблестное, судьбоносное место. Корьдобно – Хорьдобно – солнечное, хорошее место. Вспомним столицу Ирака – Багдад. Скорее всего, следовало бы писать – БАГДАБ, в имени города видим ДАБ – наше ДОБА. Тюрки заимствовали славянское ДОБА, переделав его в ДАБА!

От Корьдбно легко перейти к Хурдабн – КУРАБ – ГОРОДИЩЕ. Не исключено, что русское слово ГОРОДИЩЕ есть перевод имени КУРАБ (КУРДАБ) – город! Кураб – Короб– Корабль: издали Кураб-городище напоминает по форме и КОРОБ и большой КОРАБЛЬ.

 Деревня Карнади, что находится в Суровском сельсовете Новодеревеньковского района на реке РАКОВКА, вряд ли могла быть столицей – племенным центром вятичей Корьдно – Кърдно, поскольку трудно объяснить наличие звука «Н» после КО(А)Р –, хотя не исключено пересогласование звуков «Д» и «Н».

 
НАШ ВАРИАНТ: Кураб-городище – это древняя столица вятичей, племенной центр других славянских племён, образовавших вместе с вятичами в верховьях Оки и низовьях Кромы хорошо укреплённый город, сообщающийся через Крому и Неруссу, Ицку и Навлю – с Десной и Днепром, а через Оку и Волгу – с южными странами.

Стоп! – слышу голос оппонента: в ваших рассуждениях о Курабе нет звука «Д», который присутствует в племенном центре Корьдно. Возможно, ответим, что «Д» растворилось в звуке «Б»: вспомним, что город БРЯНСК в летописях звучал то ДОБРЯНСК, то ДЬБРЯНЕСК, то БРЯНСК. Восточный Багдад для нас просто БОГАТ?!
 
 
ХУДОТА – КУДОТА – КУДЕЙ. Владимир Мономах писал о походах на «Ходоту и его сына». Было это зимой. Историк М.Н. Покровский назвал Ходоту – «туземным царьком». Нужно заметить, что оба слова (и «туземным», и «царьком») несут в себе субъективную информацию. ТУЗЕМНЫМ – не значит от слова туз, т.е. важный, влиятельный человек. ТУЗЕМЕЦ – (устаревшее) – это местный житель, обычно малоцивилизованной страны, в противоположность приезжему иностранцу. ЦАРЁК – уменьшительно-пренебрежительное слово, полуцарь, этакий вождь «индейцев», с гусиным пером в волосах!

Дело тут не только в историке М.Н. Покровском, считавшем вятичей малоцивилизованным племенем. Об этом же писали и киевский летописец Нестор, и его последователи, которые возвышали себя – полян и уничижали вятичей, северян, радимичей и другие восточные племена. Однако Нестора понять ещё можно: он, говоря о наших предках, что они живут в лесу, как «звери», имел в виду их языческое происхождение, отсутствие у них молитвы и поклонения христианским святыням.

М.Н. Покровский должен был на стыке XIX и XX веков отделять зёрна от плевел. Безусловно, вятичи и другие восточные племена не были «дикими и малоцивилизованными», в противном случае они бы просто не выжили. Странное дело: как только вятичи, северяне, радимичи попадают под зависимость Киева, они вскоре теряют свои племенные названия. Т.Н. Никольская, проведя раскопки Большого Слободкинского городища в Шаблыкинском районе, установила, что вятичи, проживавшие здесь, обладали высокоразвитым производством.

 Достаточно сказать, что вятички щеголяли в шубах и кожаных сапожках. Унаследовали это мастерство болховцы, которые выпускали в большом количестве изделия из кож и мехов. Существовало у вятичей и разделение труда: так, процветанию ювелирного производства способствовало то, что каждый мастер выполнял свою часть работы! Вот вам и «малоцивилизованная» страна!

Однако кому-то выгодно считать наших предков «отсталыми» и поэтому-де нужен «высоко просвещённый иностранец». Конечно, мы не выплёскиваем вместе с водой и ребёнка – есть и на Западе, и Востоке умные люди, добрые жители, искренне желающие нам счастья. Но вместе с тем не следует забывать о том, что Россия всегда была и будет объектом для хищников.
 
 
КУКША – СЫН ХОДОТЫ. Итак, ХОДОТА – это местный старейшина, князь, царь (если хотите). Царь, поскольку власть переходит от отца к сыну. Мономах не пишет о том, встречался ли он вообще с Ходотой, победил ли он его, обложил ли данью!

Владимир Мономах совершил поход «сквозе Вятиче» в 1096 году. Допускаем, что вместе с отцом был в походе 6-летний Юрий Долгорукий, который познакомился с сыном Ходоты – …Кукшею. Иными словами, никакой войны между Мономахом и Ходотой не было, а имела место «дружеская беседа».

Мономах уговорил Ходоту отдать ему на воспитание сына Кукшу, который потом станет просветителем Вятичей. Те не простят ему измены и убьют.

Мценцы с каким-то особым рвением доказывают, что убили Кукшу их предки у села Карандаково. Учёный А.В. Арциховский считал, что Кукшу убили под г.Серенском Калужской области.
Туляки, в свою очередь, считают, что Кукшу убили на их территории, причём год называют не 1111 или 1113-1114, а на 100 лет позже. Нынешние калужцы указывают ещё одно место гибели киевского святого.

Пора сказать: люди, опомнитесь, т.е. вспомните, а было ли вообще убийство Кукши, а если и было, то связано ли оно вообще с крещением вятичей?!

Ведь мы ничего не знаем о Кукше, ни о времени его жизни. В крайнем случае, не умиляться нужно сейчас о том, что, мол, у нас убили (?!) Кукшу (этим грешат, как видим, не только орловцы, но и калужане с туляками!), а говорить о роли и значении церкви в жизни общества, о причинах и времени крещения тех же вятичей, способствующих созданию единого и мощного государства – России.

Иначе мы будем без конца унижать своих предков, утверждать вслед за «просвещёнными иностранцами» об отсталости вятичей, северян, радимичей и других славянских племён и о том, чтобы и впредь «малоцивилизованные нации» звали к себе на помощь иноземных руководителей: царей – президентов – советников и прочих.

Итак, если в 1096г Кукше было лет 10, то в 1111-м – около 25 лет, самый подходящий возраст для просветителя- христианина. Ведь попади Кукша в Киев лет 17-20, то вряд ли он стал бы служить христианам, поскольку уже впитал в кровь и пот мировоззрение предков. Почему же в таком случае отец Кукши – Ходота отдал его Мономаху?!

Да потому, видимо, что вятический царь был достаточно прогрессивным лидером своего племени и понимал, что язычество при всех его плюсах слишком миролюбиво и недостаточно способствует объединению славян. К тому же Ходота знал, кто он! Единокровный с киевлянами славянин. И, хотя Ока течёт на север, её притоки связаны с притоками Днепра, позволявшими вести от моря до моря торговлю!

Хазарский каганат к тому времени был уже уничтожен //есть мнение, что Хазарский каганат существовал и позже похода Святослава//, и вятичи, насколько бы они ни были сильны, нуждались в надёжном защитнике. Ими стали Владимир Мономах и его сын Юрий Долгорукий, водивший через вятические территории целые полки.
 
(С) В.И. Агошков.


Рецензии