123. В. Агошков. Орельские места. Кудей. Кродо

123. В.Агошков.

Орельские места.

Кудей.Кродо.


ХОДОТА имеет в своей основе божественное происхождение. Ходота – Кудота – Кудесник! П.И. Якоби(й) писал, что имя Ходота «не имеет аналогии в славянском языке и славянской истории, но оно существует в восточной ветви финского имени – у остяков и вогулов, и выражает понятие всего высшего, находящегося высоко, наверху, до крыши включительно. Кодохта (Ходохта) – крыша по-остяцки.

У Мономаха это слово, написанное Ходота, с пропуском придыхания, обратилось из титула главы высшей власти, в собственное имя». Автор подчёркивает, что «славяно-русские современники Мономаха не понимали языка вятичей». Сейчас взгляд П.И. Якоби(я) и ему подобных на вятичей, как на представителей финнов, не принимается в расчёт, но подчеркнём, что Ходота так же, как и Кукша, обозначает одно и то же: находящийся наверху, подобно Солнцу!

Ходота и Кукша были не только племенными вождями, но и местными богами! Не случайна связь Ходоты со словом ходить! Русский историк XIX века С.М. Соловьёв считал, что языческий бог Сварог образован из СВАР – небо и ГА – ходить (Сварга). По-английски GO – «ходить». Христианство отвергло вятических богов, сравнив Кукшу с «кукишем», а Ходоту – с Кудотой, кудесью, кудесниками, волхвами и пр.

 
КУДЕЙ. Тот же П.И. Якоби(й) говорил о предках башкир – КУДЕЕ (Кудей). Моя мать и многие её ровесники часто поправляли нас, детей, если мы спрашивали: «Куда (куды) пошёл?» Ответом старших было: «На Кудыкину гору!» Более терпеливые поправляли: «Нельзя говорить «куда», нужно – «далеко». Однажды, когда мне было уже за 30 лет, я преднамеренно поинтересовался у матери: «А почему собственно нельзя спрашивать «куда?».

Она, как-то съёжившись, посмотрела на меня печально осуждающе, будто бы я нарушил какое-то табу, и отошла в сторону, не желая видеть моего наказания за проникновение в тайну со стороны всесильных духов. С высоты своего полуатеистического воспитания я тогда решил, что данный вопрос – это такая «мелочь», на которую не стоит обращать внимания. А не связывали ли мамины предки, славяне по происхождению, вопросительное наречие «куда» с тем же богом башкир Кудеем (Куд)?!

Произношение «иностранного» слова КУД было для славян запретным, дабы не накликать беды. Куд – кут – закута – закуток – куток. Кут – это угол в доме, в селе. А в углу всегда водились потусторонние силы. В.И. Даль также не даёт ясного ответа на то, а почему нельзя «кудыкать»: кудыкать, курское, спрашивать, без надобности, встречных: куда идёшь? Не кудыкай, счастья не будет! Слово КУД у Даля – это злой дух, бес, сатана; волхованье, чернокнижие…. Итак, для башкир и родственных им народов КУДЕЙ – бог, высшее существо.

Для славян – бес, сатана. Христиане, как известно, сжигали волхвов. Несомненно, что служители церкви отнесли волхвов в разряд «кудес», людей «в личине, переряженных», вытворяющих «чудеса посредством нечистой силы».
 
 
КРОДО (КОРЬДНО) – ЖЕРТВЕННЫЙ АЛТАРЬ.
 
АНДРЕЙ КАЙСАРОВ, патриот России, погибший 30-летним 14 (26) мая 1813 года при освобождении Германии от французских войск, является автором небольшой книги «Славянская и российская мифология» (1804г).
В ней есть главка, посвящённая КРОДО.

Как пишет в комментарии Александра Баженова, Крода (Крада) – это жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр. На нём сжигали мёртвых и приношения (сравни санскритское cradda – священная жертва в честь мёртвых). Киевский летописец Нестор назвал их «крады и требища идольские». Мы знаем, что вятичи сжигали умерших. Однако А.Баженова утверждает, что «для этого ритуальная крада не подходила. Умерших сжигали в специальных крадах – ладьях и проч.».

Согласно поверью, сожжённый уносился в РАЙ – ВЫРИЙ, и это видели родственники. Душу, в виде дыхания и дыма, подхватывали жаворонки, которые прилетали во время Радуницы – в день поминовения усопших предков – 9 марта. Не отсюда ли и глаголы ВЫРЫТЬ и ВЫРЫВАТЬСЯ?!

Христианство вытравливало красивые языческие поверья, и, перенеся Радуницу на 1 мая (а вернее – ночь), согласно пасхальному календарю, объявило день поминовения умерших – нечистым, бесовским.
Отсюда пошло выражение «Вальпургиева ночь».
 
 
ЖЕРТВЕННЫЙ КОСТЁР. Могла ли столица вятичей Корьдно (Кърдно) стать местом, где горел жертвенный костёр?! А.Кайсаров писал: «По мнению Гроссера, поклонялись Кроду славяне, поселившиеся на Гарце. В Гарцбурге, за милю от Гослара, стоял истукан Кродов на высокой, лесом обросшей горе. Этот истукан представлял старика с обнажённою головою, который голыми ногами стоял на рыбе и опоясан был белою шерстяною повязкою, держа в одной руке колесо, а в другой сосуд, наполненный цветами и плодами…».

А.Кайсаров упоминает саксонцев, т.е. вендов, которые умели «утвердиться прочно и невредимо на самых опасных местах». Венды – это венеды. Многие усматривают в венедах– вятичей! В крайнем случае, саксонцы жили недалеко от вятичей, и последние могли перенять от них божество Кродо.
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии