124. В. Агошков. Орельские места. Кросна. Трсна

124. В.Агошков.
Орельские места.

Кросна.

Трсна

КУРАБ-ГОРОДИЩЕ. Если посмотреть на Кураб – городище со стороны реки Оки, то мы увидим достаточно высокую гору, называемую местными жителями Кривчиковской. Гора – это плато, на котором разместились село Кривчиково, посёлок сельского типа Отрада, большой лес и ферма с пашней.

Говорят, что с плато раньше были видны маковки всех церквей Кромского уезда. Такое не исключено, ведь реки Ока, Крома, Ицка текут к плато, и таким образом их источники находятся выше остальной местности, что позволяет видеть постройки, как на ладони. В этой связи вполне закономерно и установление «истукана» Кродо на высоком, заметном со всех сторон мысе – Курабе – городище.

Большое наводнение 1994 года XX века показало, что между Курабкой и Кромами существовало когда-то значительное озеро, которое обнимало Кромы и с востока уходило на запад, в сторону села Кутафино.

В озёрных местах Ока проделывала себе протоки в разных направлениях. Даже сейчас, если посмотреть внимательно на западную низину Кривчиковского плато, можно увидеть старое русло Оки. Правый берег Оки у Кураба-городища настолько крут, что мы вместе с художником Николаем Швецовым – преподавателем Кромской средней школы – делали всё возможное, чтобы не упасть вниз, к воде. Так что вполне объяснима ситуация, когда Кродо «босыми ногами» стоял на острой и скользкой рыбе. Мыс состоит из камня.

А.Кайсаров уточнял, что некто Шедий считал обнажённую голову Кродо как «усердное служение божеству», его белую повязку – как «свободу», колесо – «дружбу народа и единодушие против неприятеля». А.Баженова уверяет, что «рыба под ногами (как и ящур) – это подземное царство; чаша с плодами – обильная земная жизнь; колесо – вечное обновление жизни на земле (и во вселенной), зиждущейся на прочной нерушимой основе (оси)».

Заметим (см. нашу книгу «Кром» (1994г), что верёвка, на которой гоняют лошадей по кругу, называется КОРДА (это соответствует геометрическому понятию – хорда). С каким же окружением был связан племенной центр Корьдно?!

Через Оку отсюда можно было попасть в Волгу и Каспийское море; через Свапу, Десну и Днепр – в Чёрное и Азовское моря; эти же реки, а также другие притоки вели и на север, в Балтийское, Белое и другие моря. Учитель Кривчиковской средней школы Владимир Иванович Тупиков в начале 90-х годов рассказал мне, что недалеко от Кураба-городища находится приток Оки с очень знакомым названием – ДУНАЙ! Если этот гидроним сохранился со времени первого появления (с берегов Дуная?) славян на Курабе-городище, то тогда не нужно удивляться и статуе Кродо! Мы исследовали и городище, и старое русло Оки, поднялись на высокое плато.

Замечательное место, мало изученное, за исключением Кураба-городища. Постояли возле раскидистого дуба, на котором, по поверьям, живут русалки, на Троицу летающие в соседний, Никольский лес. А ведь и у Пушкина русалки живут на деревьях, а не плавают в реках и озёрах. Всё это позволяет верить в то, что Корьдно – это жертвенный алтарь Кродо.

Костёр на Курабе-городище и сейчас будет виден за много километров, а в древности, отражённый в полных водах Оки, Кромы, Ицки и других речек, магически проникал в души наших предков, не принуждая, заставлял их радоваться весне, солнцу, пению жаворонков.
 

 
КРАСИВОЕ СЛОВО – РАДУНИЦА. Недалеко от Кураба-городища есть деревня Родина. Может быть, Родина от Родиница//Радуница?! В самом деле, возле храма Световида (ВИТА – жизнь, поэтому, правильнее «Световита») «каждый мог принести жертву творцу – Солнцу и Небу; Матери – жизни, земле; предкам». Весною всё в природе обновляется, нарождается. Род, родник, природа, родители, родиться, Родина, рожь. У Даля приводятся такие варианты слова Радуница: раду(о)нец, раду(о)ница, радовница, радошница, радованцы…

Навий день, родительская, день поминовения усопших на кладбище. Красная горка, вся Фомина неделя, первая по Пасхе…. Создатель словаря пишет: «По-видимому, все слова эти от РАДЪ, но где же тут радость? Не от РОДИТЕЛЬ ли?».
Как видим, В.И. Даль помог нам выйти на топоним РОДИНА! На Орловщине и до сих пор имеются балки, ключи под названиями Смородинка – Самородинка. В городе Мценске есть гора Самород – центр города. Смородинка – это Самородинка, т.е. сама родит. Кродо, Корьдно – место, которое даёт жизнь всей округе (вспомним колесо (коло-около), а также цветы (свет?) и плоды (плодовитость).
 

 
ГДЕ НАХОДИЛСЯ КОРЬДНО. Владимир Мономах «ко Корьдну ходих первую зиму». А если вспомнить, что в течение всего XI века из Киева в Ростово-Суздальскую землю и Муром ездили кружным путём, через Смоленск и верховья Волги, а переезд из Мурома в Киев через вятическую территорию и был одним из подвигов былинного Ильи Муромца, то станет ясно, что вряд ли Корьдно находился в центре Земли Вятичей.

Он мог быть и на юге, т.е. около Кром. Вспомним, что столица черниговского княжества – Чернигов – была недалеко от Киева, а само княжество простирало свои владения почти до Москвы.

В своём «Поучении» Мономах писал о походе через Землю Вятичей, как об особом подвиге: «А се вы поведаю, дети моя, трудъ свой оже ся есмь тружаль пути дея и ловы 13 летъ. Первое: къ Ростову идохъ сквозе Вятиче, посла мя отецъ, а самъ иде Курьску». Итак, можно предположить, что Мономах расстался с отцом где-то в районе Курска, и далее он шёл с войском один. Скорее всего, путь его пролёг по водоразделам, к истоку Оки – через Самодуровское озеро – и далее по правому берегу Оки – более высокому и менее заболоченному, чем левому. Нет справа у Оки и крупных притоков. Об этом походе рассказал В.Иванов в романе «Русь Великая».
 

 
КРОСНА И ТРСНА. В нашем выпуске №8 мы говорили о том, что в книге «Холмская Русь» (1887) написано: «…русские владения в этом крае простирались на юг до р.Кросны (ныне – Трсны)». Кросна – приток реки Буг! Даль связывал название города Кромы со словом «кросны», т.е. ткацкий станок.

Если Кросна (Кромы) и Тросна (Трсна) – ударение везде на первом слоге – это одно и то же, то следует признать, что пгт. Кромы, и сгт. Тросна – районы – побратимы, а, следовательно, были населены одним и тем же племенем.
К слову, в 10 км на юго-востоке от Кром есть торфяное место, которое называют Троска!
 
(С) В.И. Агошков.


Рецензии