Перебирая старые бумаги

Перебирая старые бумаги
О Фестивале песни. Новосибирск. Академгородок. 1968

А.Галич. Фото В.Давыдова. 1968


Лишите и хлеба, и крова,
утешусь немногим в пути.
Но слово, насущное слово
дайте произнести.
Людмила Дербина

Перебирая недавно старые бумаги, я наткнулась на чудом сохранившиеся вырезки из газеты “Вечерний Новосибирск” за 1968 год – отклики на события почти тридцатилетней давности.

Произошли эти события в новосибирском Академгородке и положили начало массовой расправе, оставившей кровоточащий след в судьбах и душах не только тех, по кому проехали “колесом истории”, но и тех, кто был их свидетелем.

И, по существу, поставили окончательную и жирную точку на так называемой “хрущевской оттепели”.
Академгородку было тогда только десять лет.

Постановление о строительстве крупного центра академической науки в Сибири – Сибирского филиала Академии Наук СССР было принято в мае 1957 года.
Первым президентом его стал академик Михаил Алексеевич Лаврентьев.
В 30 км от Новосибирска был выделен участок леса вблизи от недавно построенной на реке Обь электростанции, на берегу возникшего в результате этого искусственного водохранилища, получившего от реки свое название – Обское море.

Там, в наскоро собранных финских домиках, временно расположились лаборатории и поселились сотрудники, с семьями и без. Когда в июле 1959 года я с полуторагодовалой дочкой приехала туда к мужу, мы вначале снимали комнату на окраине соседнего поселка. Походно-бивуачный быт первых лет надолго, если не навсегда, определил стиль жизни.

Население городка было молодым изначально и еще молодело. Науке нужны были кадры. И много. И разумнее всего их было готовить тут же, тем более не было недостатка в учителях – в городке собралась научная элита со всей страны.

Ну и, конечно, с самого начала (дело молодое!) стали появляться дети, которых становилось все больше и больше. По образному, но несколько раздраженному выражению одного из ученых, мы ходили "по колено в детях». А когда из временных переехали в большие дома и появилось много других развлечений и занятий по интересам, дружба сохранилась. Собирались на посиделки, уложив детей спать.

О, эти благословенные кухонные «сходки»! Об одной из таких посиделок с историком Натаном Яковлевичем Эдельманом и писателем Феликсом Кривиным у меня даже сохранилось «историческое» свидетельство – благодарственная открытка от Натана Яковлевича.

Ну и, конечно, слушали песни. Потому что после долгого молчания все вдруг заговорили и даже запели, аккомпанируя себе на гитарах, обо всем, что волнует и чем жива душа.

Тем, кто знает, не надо объяснять, а тем кто не знает, трудно объяснить, кем были для нашего поколения эти певцы, которых в народе прозвали бардами. И не так уж и важно, кому первому пришла в голову мысль организовать фестиваль бардов в Академгородке. Важно, что это место оказалось самым подходящим для такого неординарного события, как первый официально разрешенный Всесоюзный фестиваль бардов.
Главная заслуга в проведении этого фестиваля принадлежала ученому-физику Анатолию Израилевичу Бурштейну. Он в то время был еще и председателем знаменитого клуба “Интеграл”. Клуб славился своими острыми дискуссиями на различные темы и так раздражал местные партийные и общественные организации, что они только и ждали подходящего повода, чтобы прикрыть его.

Для фестивального концерта был выделен самый большой в городке 1000-местный зал Дома Ученых. Но и он не смог вместить всех желающих. Стояли на балконе, в проходах и даже в дверях. Авансцена напоминала витрину в электронном магазине по количеству и разносортице поставленных на нее записывающих устройств.
И было что записывать!

Сразу же выявились фавориты: свердловчанин Александр Дольский (сейчас он живет в С.-Петербурге), ленинградец Юрий Кукин, москвич Сергей Чесноков, минчанин Алик Крупп (через год он погибнет в лавине на Памире).

Но самым ярким и незабываемым, безусловно, был Александр Галич – настолько непривычным и неожиданным было то, что он вынес на сцену. Он затмил всех.

"То, что делал Галич, было, ну, совершенно по другому департаменту, как говорится, чем «капли дождя на стекле» и все эти наивные песенки. Очень чистые, конечно. Но в том, что делали эти ребята, был действительно наивный уход от реальной жизни в какие-то чистые пространства, где никто не мешает, где можно спокойно пожить, где можно спокойно чувствовать себя. Галич – это было совсем другое дело. И это не то, что Высоцкий пел: «В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы – просто некуда деться». Галич, наоборот, там, в суете городов, жил» (Сергей Чесноков) .
Начал Галич с баллады “На смерть Пастернака”.
Воспоминания об организованной травле Пастернака, которая, безусловно, ускорила его смерть, были тогда слишком свежи в памяти.

У Джанни Родари, известного не только своими детскими сказками, есть поучительная притча:.”Одно насекомое провело зиму на голове маститого ученого.
– Ну, и как голова? – спросили его.
– Голова как голова. Ничего особенного.
Не позволяйте насекомым судить о больших головах!”

У нас же не только позволяли, но и организовывали их мнение о великих. И брошенный Галичем со сцены душераздирающий упрек: До чего ж мы гордимся, сволочи,
Что он умер в своей постели ¬– вызвал настоящее потрясение.

И вот он пропел последнюю строчку:

А над гробом встали мародеры
И несут почетный ка-ра-ул.

Сначала наступила мертвая тишина, потом раздались первые аплодисменты. Нарастая с галерки, шквалом накатились они на онемевших от ужаса официальных  представителей, занимавших, как водится, первые ряды. Реакция была немедленной и (увы!) привычной – запретить!
Анатолий Бурштейн:
“Мне после этого сказал контролирующий фестиваль представитель райкома партии, что Галича надо отстранить от концертов... Галич, в общем-то, к этому был готов. Я к этому тоже был готов... Но тот же самый человек подошел ко мне и сказал: “Знаешь, академики хотят все-таки послушать. Придется его разрешить”. И мы дали ему тогда отделение. Целиком”.

Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду.
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание золото.
Промолчи – попадешь в первачи.
Промолчи, промолчи, промолчи.

“Произошло то, что поэт, который никогда не имел голоса, мог выступить открыто... Когда перед тобой лица людей, когда ты на сцене, когда горят огни рампы, когда ты выходишь и говоришь слово…” (Сергей Чесноков).


Концерты продолжались. И организованные, и стихийные. Свободолюбивая городковская публика и прежде игнорировала официальные запреты.

Из-за отсутствия постоянной сцены трудно было проследить за расписанием концертов. И тогда была разработана так называемая система “Жень”. По городку ходили люди с надписью на груди: “Женя”. Чтобы узнать, где и когда будет концерт, надо было обратиться к "Жене”.

Галич, конечно, был нарасхват.

Бурштейн вспоминает эпизод, который произошел на одном из «квартирных» выступлений Галича: “Кто-то сказал, что Визбор не приехал, потому что не желает петь на десятку академиков… А Галич тогда отложил гитару и сказал, что это пижонство. Так серьезно в тишине прозвучали его слова: “Дали бы петь, – сказал он – Где угодно. Хоть под забором. Только бы дали”.

Он пел. И после этого фестиваля песни Галича и других бардов пошли гулять по стране. И с этим уже ничего нельзя было поделать. Джина выпустили из бутылки. И, отчаявшись расправиться с песнями, стали расправляться с певцами.

Не замедлили появиться «отклики».
В статье «Песня - это оружие», опубликованной в "Вечернем Новосибирске" 18 апреля 1968 года (именно ее я и нашла в старых бумагах), автор Николай Мейсак осудил и заклеймил участников фестиваля. Больше всего досталось Галичу:
"Галич? Автор великолепной пьeсы 'Вас вызывает Таймыр', автор сценария прекрасного фильма 'Верные друзья'? Некогда весьма интересный журналист? Он?.
 Что заставило его взять гитару и прилететь в Новосибирск? Жажда славы?. Что такое известность драматурга в сравнении с той “славой”, которую приносят разошедшиеся по стране в магнитофонных «списках» песенки с этаким откровенным душком?..
Галич учит нас подводить товарища в разведке, в трудной жизненной ситуации, иными словами, пытается научить нас подлости…

“Пусть каждый шагает, как хочет”, – и вы бросаете во вражеском тылу раненого друга.
“Пусть каждый шагает, как хочет”, – и вы предаете любимую женщину.
«Пусть каждый шагает, как хочет», – и вы перестаете сверять свой шаг с шагом народа. Глубоко роет “бард”, предлагая этакую линию поведения.
 Мне, солдату Великой Отечественной, хочется особо резко сказать о песне Галича “Ошибка”…

Где полегла в сорок третьем пехота
Без толку, зазря,
Там по пороше гуляет охота,
трубят егеря…
…Он же подло врет, этот «бард»…”

Нет смысла цитировать дальше статью: она вся написана в том же духе. В духе отнюдь не безопасной демагогии, которая и помогала обосновывать прошлые и грядущие расправы.

И напрасно Анатолий Бурштейн по-интеллигентски великодушно пытался найти оправдание автору статьи: “Он был истово верующий. Солдат партии. И он принимал директиву за вдохновение. То есть он где-то себя растравил. И вот это сознание, сознание сороковых годов, самого тяжелого нашего времени, выплеснулось в виде мифов и комплексов в его статью.
Во-первых, он не был на фестивале. Начнем с этого. Он слушал запись. Но он описывает бардов с грязными ногтями, грязными волосами, моделируя образ хиппи, многократно осмеянный в нашей литературе, не зная ситуации, попадая впросак “.

А вот оценка Александра Дольского:
“Это совершенно четко инспирированная статья. Партийными органами. Это статья фашистского толка. Я не говорю, что она реакционная. Она просто фашистская. Статья палаческая. Вот эта статья и ряд других статей – ведь они же сыграли свою роль...".

"Интеграл”, как нетрудно дoгaдаться, прикрыли, активистов его обвинили в том, что они занимаются антисоветской деятельностью, Бурштейна лишили кафедры в университете.

Досталось всем, а Галич заплатил за смелость быть свободным в несвободной стране сначала изгнанием, а потом смертью.

Перечитав старую статью, я подумала, что неплохо было бы напомнить обо всем этом.

Мы поименно вспомним тех,
Кто поднял руку...

Пока я обдумывала. в какой форме это сделать, в “Новом Русском Слове” появилось сообщение о просмотре фильма про Галича.
На призыв Арона Каневского не пропустить “эксклюзивный просмотр” фильма откликнулось гораздо больше народу, чем, по-видимому, ожидали устроители. Не присnoсобленный для такого показа зал явно не вмещал всех желающих. И хотя внесли дополнительные стулья, но в задних рядах все paвно ничего не было видно, поэтому смотреть пришлось стоя.
Но я, в любом случае, благодарна устроителям за предоставленную возможность, потому что, оглядываясь назад, испытываешь хоть и горькое, но все же счастье – счастье видеть, что скорбный труд не пропал.

Тридцать лет – ничтожно малый срок по историческим меркам, но достаточно большой в жизни отдельного человека. “Иных уж нет, а те – далече”. И как объяснить тем, кто вырос в другoе время, тем более в другой стране, что за песню сажали, помещали в психушки, расстреливали.
И не только за нее. Но и за слово, и за мысль, и зa точку зрения, и даже только за подозрение, что она отличается от официальной.

***
В Конце 1967- го – начале 1968-го в Институте катализа, где я тогда работала, снимали один из эпизодов документального фильма о хрущевском периоде отечественной истории. Когда я спросила, как называется фильм, мне ответили: “Славное десятилетие” (1954-1964), или “Десять лет без Сталина, но по сталинскому пути”.

Вот анекдот того времени:
– Что такое культпросвет?
– Культпросвет – это просвет между двумя культами.
Просвет закончился, а до следующего – горбачевского – было еще очень далеко.


Рецензии
Большое спасибо, Люба! С большим интересом почитала ваши воспоминания о встречах с Александром Галичем в Новосибирске. Мне Леонид рассказывал о встречах, выступлениях его там. И фотографии прислал. Я в стихи ру поместила вот это. Там и фото есть. Может быть Вы сможете узнать кого нибудь из Ваших. Там и Лёша наш есть http://stihi.ru/2013/04/15/588
Я без Вашего разрешения поместила маленький отрывок из Ваших воспоминаний. Очень надеюсь, что Вы не будете против. Обнимаю! Лена

Памяти Б. Л. Пастернака

Разобрали венки на веники,
На полчасика погрустнели,
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!

И терзали Шопена лабухи,
И торжественно шло прощанье,
Он не мылил петли в Елабуге,
И с ума не сходил в Сучане!

Даже киевские «письмэнники»
На поминки его поспели,
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели!

И не то чтобы с чем-то за сорок,
Ровно семьдесят — возраст смертный,
И не просто какой-то пасынок,
Член Литфонда — усопший сметный!

Ах, осыпались лапы ёлочки,
Отзвенели его метели...
До чего ж мы гордимся, сволочи,
Что он умер в своей постели!

«Мело, мело, по всей земле,
во все пределы,
Свеча горела на столе,
свеча горела...»

Нет, никакая не свеча,
Горела люстра!
Очки на морде палача
Сверкали шустро!

А зал зевал, а зал скучал –
Мели, Емеля!
Ведь не в тюрьму, и не в Сучан,
Не к «высшей мере»!

И не к терновому венцу
Колесованьем.
А как поленом по лицу,
Голосованьем!

И кто-то, спьяну, вопрошал:
«За что? Кого там?»
И кто-то жрал, и кто-то ржал
Над анекдотом...

Мы не забудем этот смех,
И эту скуку!
Мы поименно вспомним всех,
Кто поднял руку!

«Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку...»

Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул...
А над гробом встали мародёры,
И несут почётный ка-ра-ул!

Золото Зари   15.04.2013 01:22     Заявить о нарушении
Леночка, я, конечно, не против. Размещаю, чтобы читали. И вам спасибо, что читаете. Мне это очень приятно. И спасибо за мгновенные отзывы. У меня так не получается. Всего Вам доброго. Обнимаю. Люба

Любовь Качан   15.04.2013 19:58   Заявить о нарушении
Дорогая Люба, я желаю Вам самых счастливых дней с братом и незабываемых встречь!
Сегодня грущу и скорблю вместе с вами, и с родными и близкими всех пострадавших, всвязи с нечеловеческим тирактом в Востене.. Какая подлая и гадкая жестокость . . . Погибли люди . . .

Золото Зари   17.04.2013 01:27   Заявить о нарушении