На книжных полях - РУпроза

На книжных полях места немного, потому заметки очень краткие и фрагментарные.
 Однако здесь без претензий на критику или на профессиональный разбор, даже если книги по интересующей тебя специальной теме. Только лишь краткие впечатления о том, что больше всего бросилось в глаза.

Бета-самец
Денис Гуцко.

Неинтересно и неубедительно.
 Автор как будто хочет "приклеить" свой текст к читателю, "навязывается", а мне хотелось его "отлепить".
  Реалии вроде бы узнаваемы, но сюжет не «цепляет».
Гуцко стремится показать, что прозу писать он умеет, старается вылепить характеры персонажей, но к «героям» и их довольно нелепой жизни остаешься почти равнодушным. ГЕРОЕВ НЕТ в условиях «неистинного бытия». Да и надежды выйти из него нет тоже, решение нелепых проблем недостойной жизни оборачивается трагической бессмыслицей.
Конец дурацкий. Вместо катарсиса раздражение.
Современной российской реалистической прозы никак не получается, эпоха «не дается». Гуцко ещё куда ни шло, но чтение книг шаргуновых-прилепиных выше моих возможностей.



Купол
Алексей Варламов
 
Да, постсоветская реальность никак не дается отечественным литераторам-«реалистам». Следовательно, и читатели ничего пристойно не получают. Остается читать развлекуху или что-то «аллегорическое», «жанровое» или экспериментальное. Эпоху пытаются запечатлеть и те, у кого это неплохо получалось в прошлые, советские времена, и молодые литераторы, но никак не выходит. Фантастика есть фантастика, трэш есть трэш, а вот реалистичные описания вроде и похожи, но как картина с фотографическое точностью отражая пейзаж,не передает его красоты и особенностей, так и на современные литературные потуги смотришь – не похоже, хотя все детали вроде прорисованы. Целостности нет, понимающего авторского взгляда…
 Дальше многих продвинулся в этих попытках профессор Алексей Варламов, известный своими ЖЗЛовскими биографиями. Я о его романе «Купол».
 Драма нового «лишнего человека» на сломе эпох, трагедия страны со сломанным хребтом; история нелепого существования, экватором которого стала нелепая Perestroira.
 Жизнь в так знакомой тверской провинции, контраст со столицей, трясина, из которой не вырваться без огромных потерь – все это до боли знакомо и типично для нашего поколения. 5/6 роман об этом, но потом начинается сон-бред больного сознания про «Купол» (название от него), пошла метафизика с психоанализом – это не понравилось.
 Эпилог, впрочем, тоже не "реален", а философичен. Не согласен с такой философией, но - плюрализм отменять не будем.
 В целом, проза очень неплохая, написанная  хорошим  русским языком.   
Без фантастических моментов нынешние романы редко обходятся. Сама жизнь окружающая часто напоминает фантасмагорию.

Конунг
 Илья Бояшов

Да,  стилист Бояшов изрядный. Хель меня забери, если это плохо! В начале повествования его «простота» даже раздражает – выглядит как роман о детских и юношеских годах князя Рюрика. Но ирония, какая ирония в описании жестоких викингов! Уже язык дегероизирует этих морских разбойников. А чего стоит «постмодерним» - скальда, сочинявшего висы о подвигах отнимателей жизней, зовут … Гендальф (привет «толканутым»!). Дальше напряжение нарастает, типичный викинг, сын свободного ярла-бандита задумался, пораженный тайной Бьерк-горы. Прогресс обеспечивают странные люди, такие, как корабельщик Рунг. Роман не только о природе власти, но и о природе человека. Не в силе Бог, а в правде. Мидгард, если он строится по правде, оказывается сильнее Асгарда. За город в кроне волшебного ясеня жестокие скандинавские боги так и не расплатились с построившим город великаном. За то и прокляты. А конунг поплыл «к нам», чтобы сделать Гардарику Русью…
 Конечно "Конунг" - это роман-притча. Сделать притчу не только нравоучительной, но и интересной - безумно трудно. Сравните, например, с образчиками грузинского кино, которое невозможно смотреть, оно безумно скучное, но которое почему-то "все" представители образованщины стараются хвалить, выискивая там неведомые философские глубины.
 Здесь же "простенько, но со вкусом", хотя, "простота" романа, повторяю, весьма обманчива.
 Думаю, Бояшов один из немногих современных авторов, которых стоит читать; писатель, уцелевший после произошедшего в стране культурного катаклизма. Но будет неверно сказать «на безрыбье». Нет, автор «Танкиста» и «Конунга» хорош по самым строгим меркам.   «Армада» ещё ничего, но вот остальное читать невозможно.
 
Аквариум
 Виктор Суворов


При чтении возникало ощущение, что смотришь фильм. Повествование так и просится на экран. Получилось бы неплохо. Да некому, да и время уже прошло. Содержание? Автор, хоть и предал советскую военную разведку, но романтизировал ее. Последующая популярность гру среди постсоветской публики немало обязано Резуну.


Змеееед
В.Суворов
Дочитал «Змеееда». Признаться, было интересно, хотя и противно. Раньше я «Суворова» тоже читал с интересом и даже задумывался. Теперь уже только удовольствие от выдумки (во, брешет!). Увидел резунчика в каком-то документальном сериале, посмотрел-послушал и стало ясно, что это вполне гротесковый гоголевский персонаж (с хохляцким говором вдобавок) и верить ему не следует ни при каких обстоятельствах. А развлечь он может отменно (если не очень брезговать).
Та же «ледокольная» серия придумана отлично. Как «Суворов» уже более двадцати лет отменно «троллит» государство и «науку» с «историей этой страны», построенной на лжи, замалчивании преступлений и восхвалении рабства. Снайпер – какую отличную позицию занял! Но в кого же, пули летят-попадают. Не в ту же несчастную Россию разве? Лампасникам и номенклатурщикам что станет – они наворовались, хотя «резунщина» им и может быть субъективно неприятной. Но главный ущерб-то Родине наносится. Потомки фашистов руки от удовольствия потирают: мы де не виноваты – пришлось первыми ударить, чтобы Европу от сталинских орд спасти. Вали. Ну, жгли-убивали, так это самооборона была, а жертва сама виноватая. Но что предателю о Родине говорить. Подлец резун первостатейный. И с другой своей темой (что в романах про 1936-38 раскрывается) он поступает схожим образом: «здесь вижу, а здесь не вижу». Глупых коммуняк и потомков «незаконно репрессированных», что в своих мерзких «соврасках» и «новых газетах» льют крокодиловы слезы можно «потроллить» выражениями типа «ленинско-троцкистская банда» и показать уголовную сущность революционеров. Но какая нам радость от того бала, что еврейского изверга Ягоду побелид кавказский пахан Коба и его верный подручный бандит и насильник Берия (это только «изборцам-опричникам» типа фурсовых-прохановых приятно), русские «щепки»
летели   миллионами и при тех, и при других. А бывший «освободитель»  и рад постреливать то в ту, то в другую сторону: пусть спорят о чем угодно,  лишь бы главное не затронули. Для Резуна это безнаказанность за предательство.
 

От/чет
 Василий Сретенский

С таким оформлением и рекламой («Код да Винчи» по-русски») сам бы не купил и смотреть бы не стал. Но принес приятель, прочел и порадовался. Могут же и наши писать такое, когда захотят. «От/чёт» сконструирован куда лучше и тоньше, нежели «Код». (Реклама и маркетинг, конечно, несопоставимы). В принципе, деталей этого конструктора немного: христианские апокрифы, гностические учения, катары, тамплиеров, правда, нет, зато в изобилии представлены разнообразные масоны… Угораешь от смеха, когда читаешь в романе - кто понимает! - отзыв на диссертацию по масонам (диссертантка «дура, к тому же на седьмом месяце»), но историческую науку развивать надо. Что касается загадок истории, без которых дэнбрауновщина не обходится, то наша история для нас – это одна сплошная загадка (поймал себя на мысли, когда читал, что почти ничего не помню про русский 15 век). И посадить на эту «терру инкогниту» лишний сюжетец ничего не стоит, читающая публика же все равно, в основном, невежественна. Ну автор и сажает свои тайны: Иису воскрес благодаря самоубийству Иуды, возник орден, хранящий тайну воскресения, сам главный герой – доцент культурологи, в конце концов решает испытать секретные рецепты на себе – оживить полюбившуюся ему студентку, а самому сунуть голову в иудину петлю… В пересказе, конечно, чушь полная. Но «Ангелы и демоны» - лучше что ли?
 Но я быстро понял, что фон романа гораздо лучше рисунка. Это когда два героя, пили и вывели, что в России, как правило, удаются ЧЕРНОВИКИ жизни. То есть люди, в основном, не реализуются, живут НЕ своей жизнью. Ну, а власть тратит их жизни без счета – что жалеть черновики. После этого я стал читать внимательнее. Ради подобных культурологических откровений стоит и масонскую поэму потерпеть (методы её дешифровки я все же пропускал). Автор-герой, а роман сделан в форме публикации бумаг Василия Сретенского, показывает себя большим умницей. Так и хочется себя с ним отождествить. На два дня такое отождествление происходит – что может быть лучше восприятия книги. "Крутые" десантники и оперы уже достали.
 Вполне веришь, что автор (настоящий) окончил исторический факультет МГУ и преподает культурологию в коммерческом вузе – всё очень правдоподобно. Герой, несомненно, страдает: жена ушла – подалась-продалась в Швейцарию, научный руководитель – гебистский стукач, студенты – придурки, в основном, окружающие – за редким исключением, не способны к мышлению, к культурному творчеству. «Творцы» же обречены на маргинальность. Да это и везде так, но у нас общий расклад усугубляется рядом экономических и политических обстоятельств. Словом, тяжело, но В.С. не отчаивается, не озлоблен, даже нравы хамской нашей столицы описываются без гнева, лишь с грустной иронией......Сравнение молодых людей, что сидят в общественном транспорте, разведя колени с самцами шимпанзе, готовыми к спариванию – это сильно. И подобные меткие замечания рассыпаны по всему тексту.
 Самое ценное в книге – это блестящий культурологический анализ. А тайны в дэнбаруновском духе – ну их к бесу! Без них лучше.   
 

Media Sapiens: Повесть о третьем сроке
 Сергей Минаев

 Фэповско-нашистская подстава. И подмена. Делишки и методы теперешней власти приписываются оппозиции, чтобы дискредитировать ее методами, так сказать, литературного пиара. С больной головы … ну, не совсем на здоровую. Больше подходит поговорка про бревно и соринку.
 Пишет Минаев ужасно: ошибки, заимствования, мат.
 Такие мэны нынче сверху – «информационные террористы», всплывшие на поверхность в путинлэнде.

 

2017
 Ольга Славникова

 Есть литераторы, но не писатели. Ольга Славникова как раз из таких. Сюжет наметить может, тему заложит, героев расставит и будет двигать. Но оживать их – увы! Книга есть - романа (рассказа) нет. В этом она схожа, кстати, с Дм. Быковым. Тот также «тоже-литератор».  Такие сейчас процветают. Главное попасть в струю, а что мейстрим ныне канализационный – кого из них это волнует?

 
 Патриот: Жестокий роман о национальной идее
 Алексей Колышевский

Сразу следует предупредить, что уровень письма «нижеплинтусный» и рассматривать этот текст как роман, пожалуй, не стоит. Здесь автор стоит примерно на уровне С. Минаева – тоже «писателя», недавно ставшего «телепузиком», только подходит к схожим проблемам с противоположным знаком. Это ему, кстати, плюс (записки информационного террориста – это, кажется, просто фэповская подстава в попытке переложить вину с больной головы на здоровую). Впрочем, голова от происходящего болит у всех с соответсвующими результатами. «Патриот» - это тоже далеко не шедевр, даже если подходить к нему как к политическому памфлету среднесетевого «аффтора». Протоптипы героев почти все узнаваемы, но ситуация слишком уж огрублена. Это может оттолкнуть даже сочувствующего читателя. Впрочем, основной вектор верен: власть в отношениях с избирателем решила напрочь отказаться от «романтических ухаживаний» и подменить их, если не банальным изнасилованием, то самыми простыми «предложениями, от которых нельзя отказаться». Это давало быстрый временный эффект, но (при)вело в стратегический тупик. Политика в россиянии так и не смогла перейти к «воспроизводящему хозяйству» (а демократия принципиально длительный процесс), а ограничилась банальным «собирательством и охотой». Чернопиарщики поступали и поступают как троглотиды – мы победим, возьмем свои бабки, а после нас хоть трава не расти. Вот она и не растет…
 Огрубление огрублением, но иная версия, когда какого-нибудь «Поплавского» с его ФИПом провозглашают «социогуманитарным мыслителем России №1» и поют осанну банальному провокатору и недоучке с одесского привоза – это выглядит во сто крат хуже. Да и другие в описываемой компании тянут максимум на мелких бесов, хотя вреда приносят  много.
 Поэтому читать Ал.Колышевского все-таки стоит, несмотря на корявый слог и примитивно-утрированное изображение ситуации. Он дает понять, что приходится иметь дело с крысами и объект его описания теряет всю харизму и обаяние «державности» и «патриотизма» и превращается в Крысятник, наподобие того, что показан в одноименном фильме Франсуа Озона. Эти твари так глубоко вгрызлись в национальный бюджет и т.п., что даже кончиков хвостов не видно. Как же их извлечь из той «головки сыра», которая по праву должна принадлежать нам всем?   

Каменный мост
Александр Терехов

Стиль автора очень разражают. Вс е эти "потоки сознания"...
 При явной нехватке литературного мастерства (а это очевидно для Терехова), такая манера обрекает читателя на излишние мучения.
 Да и содержание не лучше. Все герои - и современные, и времен сталинщины - это антигерои. Читаешь, преодолевая отвращение, но потом откладываешь.
 Через год после покупки, когда лежал в больнице,  все же решил дочитать. Преодолевая отвращение.
 Литературный уровень нулевой, но масса интересных фатов и деталей.
 Повествование не улучшают и откровения главного героя, отличающегося, скажем так, сексуальной невоздержанностью. Безвкусные описания его многочисленных случек перебивают исторический материал. Так до конца и не ясно, кто же застрелил девку: асоциальный фантазер – сыночек самолетного наркома или бешеный сынок микоянчика.
 Зато узнаешь, что сынки сталинской номенклатуры в разгар страшной войны создали фашистскую организацию с целью захвата власти. Конечно они «играли». Но показателен характер «игры». (Показательно также желание Терехова покопаться в окаменевшем кремлевскомдерьме). Нет, этот режим гнил с самого начала и только обильные кровопусканиия немного продлевали его страшное существование. Вся эта запредельная жестокость и пр. показывает во власти какой силы оказалась наша страна. Как мучили народ эти существа.
 Вспомнился «Князь мира сего» Г.Климова. Там коммунистическая верхушка предстает в виде нечистой силы. Но наивные фантазии Климова меркнут перед бытовыми описаниями у Терехова, которые показываю всю мерзость и инфернальность захвативших Россию сил.
 И их еще не прогнали.   
 Еще  слышал, что этому роману дали вторую премию "Большой книги".
 Понимаешь, что российские критики и обожаемые ими авторы - это враги нормального русского читателя.
 
Домик в Армагеддоне
 Денис Гуцко

Если люди среднего возраста – это поколение с перебитым хребтом, чье течение жизни резко нарушено было «катастройкой», и у многих после этого так и не «срослось», то блее молодые практически сразу в ходе взросления оказались в том социальном аду, что образовался в постсоветский период.
 Проза писателей этого поколения очень противоречива, драматична, даже, можно сказать антиномична, но чаще бывает честной (хоть и наивной), чем у более искушенных «старших товарищей», особенно привыкших к фиглярству и мимикрии «шестидесятников».
 Но и молодые осторожничают, пишут уклончиво и с опаской о том, что их волнует: невоплощенных идеалах и поруганных святынях, патриотизме и русском сопротивлении, о Любви и Вере. Осторожничают, даже боятся они не зря – можно попасть не только под каток политических репрессий, но и быть затравленным псевдо-либеральной и/или гламурной критикой (желающих, чтобы не осталось никаких ценностей, кроме безудержного потре****ства, а сам венец творения препратился в примитивного орануса), после чего не издадут и не заплатят, превратят в изгоя – хоть человеком из подполья становись.
 Новый роман Д.Гуцко и затрагивает «опасные» темы, и призывает к их осмыслению.
 Заметный, если не сквозной, мотив романа – предательство. Предпосылка нынешней мерзости – это предательство старшего поколения, которое в силу корысти или растерянности, предало, пропило, распилило свою собственную страну, бросило потомков в социальный ад, в «армагеддон».
 Почему юношам не следует вступать в военно-патриотические организации, во все эти Владычные стяги и Православные Сотни, курируемые «старшими товарищами»? Потому что «товарищи» их предадут, подставят при первой выгодной возможности. Они уже предали, а потом стали жить по принципу «если КПСС нет, то все позволено». Православие и патриотизм и соответствующие организации для них тоже нечто подобное комсомолу: свою выгоду надоем, а рядовым головы идеалами задурим ( «детям» тем хочется каких-то идеалов, нельзя же подобно «отцам» думать только о жратве) Но тут еще и традиция провокации, от охранки и Азефа идущая, цветет махровым цветом…
 В общем, юношам со взором горящим не нравится сооружение зоны для игрового бизнеса, но организации протеста мешает то страх их руководителей, то стукачество. В общем, коллективное социальное действие на общее благо никак не может состояться. Потом оказывается, что есть и более важные проблемы – спасти новую жизнь, например (чтобы этот ребенок потом тоже маялся?..)
 Д.Гуцко пока явно не хватает мастерства и опыта, и не только литературного. «Домик» на настоящий роман не тянет. Но попытка « схватить» современные проблемы предпринята интересная   


Филфак
Олег Волховский


Написано средне. Даже, можно сказать, не написано, а смонтировано, сконструировано в расчете на читательский/коммерческий успех. Всё как-то схематично, с подбором «горяченьких» тем. Стержень романа – ординарно-пошловатая история о романе препода и студентки. Ну, ладно, некоторые места действия узнаваемы: и корпус гуманитарных факультетов МГУшатника, и ДСВ – «Дом Сексуальной Взаимопомощи» - крестообразная общага на пересечении Вернадского и Кравченко, и т.д. Хоть речь идет о филфаке (точнее уж о ФилФаке с известным значением второго корня), но написано явно не филологом, встречается и дурновкусица. «Согрешила с холодильником» - это плохо, пусть даже речь идёт о шоколадном батончике, прибавляющем калории.
 Разумеется, «Олег Волховский» пишет по-женски. Игры с переменой пола, точнее, с раздваивающейся сексуальной ориентацией – лейтмотив произведения (да и игры с псевдонимом заставляют скорее подозревать бисексуальность, а не требования издательства). Основной текст размером с повесть, сопровождается «перебивками» - историями с изложением «жареных фактов» из жизни декадентских знаменитостей. (Этим напоминает «Неверную» Игоря Ефимова). Эти новеллы якобы сочиняют модный и скандальный писатель Олег Верховский, читающий курс по истории декаданса, и влюбившаяся в него девушка Женя. Парочка любит погорячее. Здесь и прОклятые поэты с непреодолимой тягой к саморазрушению и вовремя не попавшие в клинику для буйно помешанных, здесь и О.Уайльд, трахающий «дорианов грев», а его русскому подражателю, содомиту Кузмину посвящено аж три сюжета (нагоняла листаж?). Вообще, про наших читать как-то интереснее, может быть, еще потому, что действие самого романа становится напряженнее. Сюжеты, правда, опять самые заезженные – «верняк». Рассказывается история странной парочки Гиппиус – Мережковский с разнообразными спутниками их жизни. В главе о Вячеславе (с «Башни») и его окружении также приводится немало скандальных подробностей. Основные вопросы: кто, кого, в каком количестве и в каких пропорциях… Современных интерпретаторов историй Серебряного века волнуют, в основном, альковные сюжеты. Конечно, для тех, кто интересуется этой великолепной страницей в истории отечественной культуры, было бы непростительной наивностью не подозревать о том, что многие источники Серебряного века были отравлены, но можно ли составить адекватную картину эпохи через описание этих «ядов». Возьмите мемуары активных участников и творцов русской дореволюционной культуры, пусть даже не обладающих выдающимися литературными способностями. Насколько же они интереснее, живее, полнокровнее современных попыток залезть той эпохе под юбку!
 Конечно, богема, заигрывая с дионисийством, иногда заигрывалась. Проблемы начались однако, когда дионисийская стихия в народе была по-настоящему разбужена. Но не только народ-богоносец был участником кровавой оргии. Например, китаёзы широко использовались еврейскими чекистами в качестве палачей: «трупы расстрелянных, как известно, Чрезвычайка отдает зверям Зоологического сада. И у нас, и в Москве… Но при убивании, как и при отправке трупов зверям, китайцы мародерничают. Не все трупы отдают, а какой помоложе – утаивают и продают под видом телятины». Страшно, страшно читать Гиппииус, хотя вроде бы ничего принципиально нового не узнаешь. Но, не она ли, рыжеволосая бестия, «женщина, безумная гордячка», декадентская мадонна, вместе со своим неразлучными спутником по странному брачному союзу примечала и поддерживала, например, «убивца» – Савинкова. Потом, правда, большевички «перетерроризировали» незадачливого литератора, однако: лиха беда – начало. Ой, не буди лихо, пока тихо!..
 Пора вернуться в наши дни. В общем-то, мое сочувствие вызывает попытка писательницы сделать роман о современной эпохе. Приметы времени, комменты на злобу дня рассыпаны в тексте обильно. Здесь и произвол силовиков, и криминальные методы в отношении криминального бизнеса, и цензура, и шемякины суды, и нацболы, с которыми борются, подкидывая наркотики, у и прочие «три цвета времени». (Для сравнения, у какого-нибудь Шергина получается не лучше, хоть он и более ангажирован политически). В общем, зря получается герои пили водку у Белого дома – от завоеванных там свобод осталось лишь французское вино в продаже. (разочарование бывшего члена «Дем Союза» понять нетрудно). Да, это актуально. Но одновременно и … СКУЧНО. И дело даже не в скромных «внешних данных « от литературы Точильниковой. Она то старается завлечь читателя вовсю. Кроме политики, конечно, много секса (да здравствует декриминализация порнографии). Наша русалка хорошо забавляется со своими мужчинами: с тем, у кого сила воина – на волжском острове, по неоязычески; с тем, у кого сила жреца, по декадентски – на шелковых простынях и в цветочной ванне. Со знанием дела, притом осторожненько, активистка бдсм-движения описывает соответствующих клуб; упоминается даже портал эротических рассказов «Стульчик». Но характер описаний как-то близок иногда к «стульчиковому». Тема не дается по-русски, или что? Но писательница ведь не графоманка, например, её опыты в фантастике поднимаются над общим, (средним!) уровнем нечитаемости (хотя и не так, чтобы слишком высоко).
 А «Филфак» заканчивается хорошо, но наша Наташа мечется туда-сюда, а вокруг лишь прутья клетки.
 Быть может, дело не в писательнице, а в эпохе, которую она пытается схватить. Скука, какая-то экзистенциальная Скука разлита в нынешних днях. И эта скука (от НЕСВОБОДЫ!) даже на молодость и любовь воздействует подобно мертвой воде. Воистину, нулевые годы оправдывают свое название.   
 
Испуг
 Владимир Маканин

Бывший интеллигент пробует роль старика Козлодоева?
 А старик Маканин совсем исписался. Постсоветская эпоха ему совершенно не дается, правда, не ему одному.

Тайна царя Иоанна
 Петр Хомяков

Я не люблю детективы. Даже Акунина читаю, скорее , ради историко-культурной составляющей (этакий литературный винтаж с идеями). Но мне, в общем, плевать кто кого там грохнул или какие новые задания придумает своим героям грузинский писатель. Интересно не что, а как.
  «Тайна» - это не только детектив, но еще и фантастический политический триллер со знакомыми для П.Х. элементами. Автор - не профессиональный писатель. Сразу многое выкладывает. Но ему есть, что предлагать читателю. И написано не хуже, чем та макулатура, что занимает полки с приключениями /детективами в книжных магазинах.
 Талантливый человек талантлив во многом.   
 
Ксенофоб и др.
 Лев Пучков

Интересная тема, но написано как рапорт.
 
 
Географ глобус пропил
 Алексей Иванов

В советские времена худо-бедно, но можно было найти в романах, повестях и рассказах совписцов что-то похожее на окружающую реальность, с учетом известных идеологических поправок и требований метода «социалистического реализма». Потом пришли иные времена, но новым именам окружающая реальность упорно не дается. Редко кто, как усиленно раскручиваемый Алексей Иванов демонстрирует «постсоциалистический реализм».
По нынешним временам это даже неплохо. Россиянские литераторы, кажется, напрочь разучились создавать художественные нарративы, уйдя в формальное языковое экспериментаторство или подражая «гнилому западу» в псевдофилософской зауми. Еще одним увлекательным и грантово выгодным занятием была деконстукция советского наследства. Все это, пересаженное в иной культурный климат было столь же уместно как бикини в Арктике или «как в финской бане пассатижи». Ну, вот, всё раскурочили – остался схожий культурный хлам, но мужиков, которые могли бы собрать из него хотя бы какое-то подобие самогонного аппарата (для духовной сивухи, разумеется) совсем почти не осталось. Так что слава пермского провинциала Алексея Иванова вполне заслуженна. На безрыбье и рак рыба.
Его «Географ глобус пропил» читается довольно легко и даже с интересом. Все как будто узнаваемо и вспоминаемо. Главный герой романа, шут-неудачник по жизни немного напоминает «чудиков» Шукшина. В новых, постсовестких декорациях он вызывает немалое раздражение (и не только у собственной жены), но в период «реформ» выживать как-то надо. Вот и идет он с горя в школу, где борется с чудаками (на букву «м») из девятых классов, с некоторыми учениками выпивает, а с одной отличницей и вовсе вступает в греховную связь. Вроде бы это и вызвало главный скандал, и, как подозреваем, и стало главной рекламной приманкой при продаже книги. Нехорошо, конечно, но избирательности возмущающихся моралистов, честно говоря, не понимаю. Насколько «лучше» когда старшеклассницы теряют невинность с прыщавыми сверстниками, после пьяных дискотек, в школьных туалетах и т.д.?.. А здесь какая-никакая любовь-морковь, да и Географ удерживается от того, чтобы «взять» Машу, которая, как потом еще выясняется оказывается дочкой завучихи по кличке Угроза. Та и просит Геграфа написать заяву «по собственному». Роман окончен.
При этом само повествование развивалось художественно логично и иногда достоверно. Конечно, работающие в школе скажут, что так на самом деле не бывает, да и описании сплава по реке Ал.Иванов сгущает краски (вот он, «метод» «постсоциалистического реализма» - наврать, чтобы выглядело правдой). Но этих преувеличений как-то не замечаешь, читать интересно. Герою кругом не везет, а тут еще бабы кругом как сговорились, начиная с благоверной, ни одна не дает. Потом и у самого не получается. Вся тоска выливается в безнадежную любовь к ученице. Да, почти трагедия. Ключевая фраза: «Я готов утопиться оттого, что настолько неравен с ней». Разница в полтора десятка лет превращается в полутора тысячелетнюю пропасть. Но отчего же так хочется убежать из своего времени и попасть в чужое? А там – шанс на счастливую жизнь, так и появится? У Географа этот шанс, можно сказать, был, но что он с ним сделал? Пропил. Автор ничего особенно не смакует. А изображает то, что изображает, как нечто типичное и обыденное. Если общий уровень морали таков, каков есть, то, что уж лицемерно сокрушаться по волосам со снятой головы?

 Коротенькие главки о постсоветской школе, мешаются воспоминаниями о том, как сам Географ был старшеклассником. Как раз, когда умер Брежнев. Мало что изменилось, разве что у некоторых появилась ностальгия по презираемой в свое время пионерско-комсомольской организации. Но в целом, нынешняя школа не выдерживает даже советских стандартов. Проблема образования глобальная, но в условиях нашего кризиса она проявляется особенно остро. Учат слишком многих, слишком долго и слишком не тому. Неудивительно, что нищие, униженные и затурканные со всех сторон учителя мечтают лишь о том, чтобы привести свои «зондеркоманды» к минимальному повиновению, а те маются от бессмысленности процесса обучения и острого желания потрахаться. Издержки от этой дурной ситуации огромны – и не только материальные, но и моральные.
 Ивановский так-себе-нарративчик ни на какой глубокий анализ не претендует, но пищу для размышлений предоставляет в изобилии. Школа, устроенная так, как устроена, дает «путевку в жись» очередной инфантильно-дегенаративной генерации. Для многих из прошлых когорт школьная влюбленность остается лучшим в жизни воспоминанием и уровень старшеклассника – вершиной их духовно-нравственного развития; потом остается тянуть лямку и с молодости до старости кое-как доживать – без цели, без смысла, просто так. Главный герой вот вернулся в школу на годик и увидел самого себя в кривом зеркале в форме замкнутого круга. Прежде чем морализировать, для чего роман дает массу поводов, стоило бы задать вопрос о причинах. Почему мы такие: бедные-несчастные, глупые, пьяные, работать не любящие, любить не умеющие, в лично-семейной жизни неудачные. Родименькое государство нас такими сделало, да, довело народ наш до нынешнего полу-скотского состояния? Не осталось «прямоходящих», кругом какие-то согбенно-расплющенные. А, может быть, у нас ТАКАЯ страна, потому, что большинство наших сограждан ТАКИЕ? Автор «Глобуса», как говорится, «бьет на жалость», явно предпочитая первое объяснение. Мы же склоняемся ко второму варианту.
«Устройство любого общества, совершенство его социальной жизни, духовное и материальное процветание, и, наконец, его исторические судьбы зависят прежде всего от природы, свойств и поведения членов этого общества. Из дурного материала хорошего здания не построишь. Из идиотов (снизу) и мерзавцев (сверху) здорового общества не создашь, - не я написал, но эти мысли мне очень «родственны».   

Магия успеха
 Мария Семенова, Евгений Рубежов

Полистал немного и задался вопросом: они (авторы) это серьезно или прикалываются, издеваются над потребителем "крутых боевиков". Все как будто доведено до абсурда, до кривого конца.
 Или привыкнув к коммерческому формату, они по-другому писать уже не могут.
 Жаль. Кто такой Разумовский, не знаю. Но М.Семенова подавала надежды как неплохая писательница.  Не удержалась.

Волчья хватка
 Сергей Алексеев

Идея "засадного полка" очень интересна, но к а а к она реализована?
 Такое ощущение. что внешние потрясения постоянные наши напасти подорвали внутренний строй (или его не было). С.А. в свое время активно раскручивали "патриоты" из "Нашего современника", потом он занялся изготовлением "крутых боевиков" - с тем же (отвлекающим) "успехом".
 Спрошной прибабах с этими "гоями"-араксами"
К многочисленным (и, во-многом, скверным) романам С.Алексеева примыкает его публицистический памфлет

Россия: Мы и мир
 Сергей Алексеев

Некоторые идеи интересны, а гипотезы привлекательны, но, в основном, каша у автора в голове. Отталкивает эта дикая «недоваренность».
 В общем, сначала «Валькирии» были  еще ничего, но потом автор стал гнать ужасную чушь!

Блуждающее время и пр.
Юрий Мамлеев

Мамлеев - пародия, злая карикатура на Достоевского.
Критический «завтра-патриот» Бондаренко назвал Мамлеева «окаменелым истуканом русской древности (во, стиль! У Прохана научились). Ю.М., между тем, очень неглуп. Многие его интервью читать интересно. На как только откроешь роман там, или рассказ, то сразу видишь уродливую обезьяну Достоевского. Фантасмагории сумасшедшего дома.
 К том уже не так страшен черт, как его малютки, все эти подмалеевцы, головины-дугины-сибирцевы - экзорциста вызывали?


Псоглавцы
 Алексей Маврин (А.Иванов)

А, неплохо… У нас, наконец, научились писать триллеры на отечественной материале, и «дэнбрауновщина» не нужна.
 Что до содержания, то страшно! Бог с ними, с песьеголовыми христофорорами» - деградация русской деревни после господства комиссаров – вот истинный ужас! Какая безнадега, да еще в рамке мистического триллера. Решение проблем однако разнится на порядки. Скажем для уничтожения псоглавцев достаточно оцепления из батальона и патроны с серебряными пулями (шутю!). Но вот что делать с деградировавшим и спивающимся населением на заброшенных русских землях?!
 Читать было интересно, что редко бывает в последнее время. Конечно, многое притянуто, про ВОАПИК и Эрмитаж – смешно, но как иначе объяснить феномен мутантов и разрешить коллизию. Агент фонда – как бог из машины. Главное, что роман – наш, и проблемы наши. На Москве-реке зона почище керженской будет. И одичание другое, но не менее страшное. Лиза – напоминание об истинных ценностях. («Лиза (из) Калитина – скорее совпадение с «Обрывом»).
 Каких усилий потребуется выбраться из зоны и победить своих «псоглавцев». У Маврина не только история с культурологией, но и элемент социального любомудрия.   
 

Жизнь Суханова в сновидениях
 Ольга Грушина

То ли «мажорка», то ли дочка привилегированного диссидентствующего социолога накатала историю про советских художников. Уложилась в забугорный формат, что делает отечественные реалии не вполне узнаваемыми. Выбор у героев был такой: либо стать номенклатурной сволочью, либо неудачником – творчески раскрыться можно было лишь в мечтах о несостоявшейся жизни. Автор предпочла удалиться от таких альтернатив на американский берег, и даже свой опус написать по-английски.
  Вот она, мечта совковой образованщины: разрушить страну так, чтобы удобно было слинять за границу.   
 
Ну, это не «проза», но, пожалуй, для заключения сойдет:

Березовский и Абрамович: Олигархи с большой дороги
 Александр Хинштейн

У Д.Галковского нашел интересную цитату: «Такие фигуры как Березовский или Абрамович вызывают отвращение даже у домашних животных».

 
Алмазы Аллаха. Кто убил Пола Хлебникова?
 Сергей Горяинов

Русский американец или американский русский.
Он работал, по сути, сражался и погиб за нас.
 И сейчас, помимо его скандального убийства, НУЖНО ПОМНИТЬ О ЧЕМ Павел Хлебников писал:
 «Евразийство может быть хорошей стратегией для Министерства иностранных дел, но для внутренней политики, для русского народа евразийство - это губительный   обман. Соблазн нового (евразийского) интернационализма утопит превосходство  русского народа и православия в составе многонациональной России. Без господства какого-то одного народа и одной культуры любая многонациональная страна  обречена на междоусобицу и историческую гибель.
 Даже во времена своего самого бурного развития Русь мало ущемляла свои малые  народы и иноверцев. Этим Российская империя отличалась от других империй.  Вероятно, такая политика связана с широтой русской земли (ведь на Руси всем  место есть) или с широтой русской души. Но мы не должны забывать, что Россию  создали не мусульмане, не татары, не немцы, не евреи и не грузины. Россию  создали русские. Сегодня враги России как только не называют русский народ:  сборище лентяев, дураки, пьяницы и воришки, люди, по словам Бориса  Березовского, с "рабским менталитетом". Но будь русские такими, разве освоили бы они одну шестую земного шара, построили бы великую цивилизацию? Из тысяч и  тысяч племен, которые появлялись на свете на протяжении тысячелетий, только  единицы смогли создать великую цивилизацию. Русские из этих избранных народов.
 Да, русские время от времени впадают в "русский бунт", бессмысленно разрушают  все устои культуры и гражданского порядка, но ход истории показывает, что чаще усские проявляют хладнокровие и последовательность истинно господствующего  народа. Как это ни странно звучит сегодня, история показывает, что русские  обладали исключительным талантом создавать порядок, устраивать гражданскую  жизнь, строить сильное государство и привлекать в это государство самые разные  народы и племена. Сейчас, как и в прошлом, русский народ с его православной верой и культурой остается хребтом многонациональной России. Если хребет ослабнет, то плохо будет всем другим». («Разговор с варваром»).
Погибший журналист прямо предупреждал о наступающем варварстве. Не только его тексты, гибель, но и целый ряд последующих событий подтверждают хлебниковскую правоту. В свете этого толерас- тическая деятельность «правозащитников» а также этнологов»тишковцев моет быть квалифицирована только как измена или работа «пятой колонны». Но кого сейчас слушает «российская» власть – таких как Хлебников или «совет по межнациональным отношениям»?   

 Анафема
 Сергей Чекмаев

Фантазия о том, как  церковь создает свои силовые структуры и борется с … тоталитарными сектами.
Тоталитарные секты – это ужасно (роман на актуальную тему, жаль, с оборотнями), но и рпц – не выход. Так, сейчас в эрэфии много шаек и банд, но ведь основной криминал сосредоточен в администрациях и «правоохрантительных» структурах.
 Блажен, кто верует. Вот «государство», вот «правоохранительные органы», вот «истинная вера». Но – где они?
 
Дегустатор
 Мастер Чэнь

По-моему, романец – дрянцо, как писатель Косырев несостоятелен.
 Однако, согласен с автором в его обличении «либфраумильх»: «ударом ниже пояса» по немецкому виноделию там называли нечто другое — Liebfrau-milch, «Молоко мадонны», действительно бездарное произведение откуда-то с Мозеля. У этой сладенькой жидкости нет ни виноградника, откуда она происходит, ни даже какой-то специфической местности. Ее может изготовить под этим именем кто угодно. Соберите виноград, который не годится для настоящего немецкого вина, чувственно-ароматного, нервно-терпкого и романтичного, смешайте в ферментационных емкостях все, что вам не нужно, добавьте итальянского синтетического сахара, и вы получите нечто, похожее на вино, но дегустации не подлежащее. Не ждите ни букета, ни вкуса. И тем более послевкусия. Это не вино. Это именно что «Молоко мадонны».
 Но где же, черт побери, в продаже качественные немецкие рислинги?!   
 
Ангелы Монмартра
 Игорь Каплонский

Интересно. Сначала...
 … потом оказалось что чистый бред. Всегда удивлялся тем. Кто может читать подобное, а еще больше, тем, кто сочиняет. Возможно, здесь какое-то другое устройство мозга.
 
 
ЛУЧШЕЕ ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ, по мнению многих, это -
Виктор Пелевин

«Ранний» Пелевин мне не нравится. Может быть потому, что я стал его поздно читать. А вот когда читаешь «на злобу дня», то можно лучше оценить его талант сатирика.


П5

Масса претензий было высказано по поводу П5. Мол, Пелевин «не тот», «исписался» и т.п. Не согласен. Тот же отличный сатирик. И именно из-за точности этой сатиры автора «Некромента» многие и стараются принизить, диагностировать его «символическую смерть». Конечно, в художественном отношении повесть послабее, чем лучшие вещи писателя, но не так уж и «послабее». А содержательно? Видно, живущих в Москве так достали пробки и менты-взяточники, что мысль закатать их в асфальт приходит сама собой.
 Достается в повести и ГОПникам-политтехнологам. Все узнаваемо. Гойда Орестович Пушистый – это Глеб Олегович Павловский (Пелевин удачно обозначил это племя как ГОПоту, раньше говорили о провокаторах и «мордоделах»). Другой «социогуманитарный мыслитель» Дупин – это Дугин. Макар Гетман – Марат Гельман. «Русский философ Константин Голгофский» - это, наверно, Галковский (судя по плакату «Боже, покарай Англию!». Последняя «пуля», которую отлил автор «Бесконечного тупика» состояла в том, что Россия – это криптоколония Англии). Ну и так далее. Интересно тем, кто интересуется.   
 
 
Некромент
 Виктор Пелевин


Зал поющих кариатид

Великолепная сатира! Именно в этом ключе и оценивал. Возможны, конечно, и иные трактовки, но они менее выигрышны. От «Кариатид» «тащишься, именно когда держишь в уме объекты высмеивания: от викторсуворовского «кино покажу» до «контркультуры», «идеолога» и 50 000 «гандонов» на ленинском…
 
 
Ананасная вода для прекрасной дамы
 Виктор Пелевин

Сначала читалось очень тяжело. Одесский юмор как-то совершенно не вдохновлял. Но потом пошлО! Наши бойцы невидимого фронта при помощи левитановского голоса, психотропного кваса и пр. «палили» Буша, через зубную антенну транслировали ему приказ бога влезть в Ирак и Афганистан. Но при этом открылось, что правителей в Кремле пользовал сам Сатана. И это более вероятно, иначе, чем же объяснить то, что ни делали и делают.
 Загогулина, однако. По ходу очень метко автор пнул Дуп(г)ина и не только. (А иначе этого Дупина грохнули бы в тот же вечер – не помогли бы и чекистские корни» С.112)
 Все-таки Пелевин – великолепный политический сатирик. Ценю его больше всего именно за это.   
 
SNUFF
 Виктор Пелевин

Постинформационное общество. Жизнь после Жизни и серии катастроф.
 Аллюзии на современную политику: бомбежки Ливии и т.д.
 Камеры и ракеты в одном флаконе, так же, как новости и кино – это одно.
 Вверху «люди», внизу «орки». Они же урки, произошли от «укров», возможно.
 Разделение на расы, внушение ненависти (оркам) к себе. Во главе их уркаган, который «выигрывает» очередную войну (в прямом эфире).
 Бог – Маниту, это же деньги, монитор и возможно, вера в ИИ. (То, что деньги – реальный бог нашего мира – нет сомнений, за всей православной слащавостью и муляжами христианских храмов виднеется жестокий и жадный кумир, обративший людей в … орков).
 Чтение – декодирование. Если в предыдущих романах Пелевин высмеивал ГОП-провокатора с одесского привоза Павловского или косматого Дугина, то здесь досталось «Хазму» - Хазину Михаилу (автора теории кризиса), которого (Хазма, а не Хазина), вешают на воротах как Мани, а потом канонизируют. Кажется, досталось и Галковскому (мы – криптоколония Англии). Неожиданно, очень зло о Солженицине. ГУЛАГ в романе – это объединение сексуальных извращенцев, добившихся свободы. (Действительно, стоило ли разрушать советскую систему, чтобы потом смириться с произволом и воровствомгебья?). В истории уркаганов вспоминается Проср Ликвид – это, наверно, о нынешних. Будущего нет – что может обещать гадательная книга Дао Песдын?
 Злые замечания о массовой культуре и постмодерниствской философии. Собирательный портрет интеллектуального извращенца (Глюксмана? Дерриды? Леви и пр.) - садомахохистского урода оркская девушка забивает клюшкой для гольфа, но того «сливают» свои. Религиозные ритуалы осуществляются при помощи снаффов. Тоталитаризм политкорректности во всей красе – наше постчеловечевское будущее!
 Конвергентные технологии воплотились в жизнь на офшаре: нано, био и пр. Очень длинные и подробные рассуждения главного персонажа о программировании искусственных женщин, т.н. «сур». Множество точных замечаний о психологии женщин (биологических). Есть, конечно, любовь: двух юных орков (У Хлои Грым вместо Дафниса) и виртуального летчика-оператора к своей кукле. Сура влюбляется в Грыма…   
  «Всем досталось».


Рецензии