детство моей матери

  Это воспоминания моей матери...Она воспитывает внучку у которой наступил трудный переходный возраст.Само собой внучка жалуется на "тяжёлую" молодёжную жизнь.И мать решила просто описать своё детство.А я нашёл её рукопись и просто набрал текст...это даже не похоже на рассказ.Я даже незнаю зачем она это писала....

  В эту хату привезли меня из род.дома в 1949 году.Внутри были две "комнаты".В первой русская печка,телятник,полок для поросят и примостка где можно было спать.Зимой телилась корова,в марте покупали 2-х поросят и загоняли в подпол.Пол в первой хате был деревянный из дубовых некрашеных досок.Его никогда не мыли,а грязь соскребали лопатой и подметали берёзовым веником.Вдоль 2-х стен стояли самодельные лавки/скамейки/ и 2 самодельных стола.
На стене висел небольшой самодельный шкаф.Зимой,когда были большие морозы,то корову заводили в хату.На окнах никогда не было штор или цветов.Они были тоже не крашенные.
На стене висели часы-ходики с гирей и не было электричества.Всё делали под керосиновой лампой.Вот и уроки я делала под лампой все 7 с половиной лет.
 У меня была моя бабушка Варя.Она была мачехой бабушки Тони,но я думала,что она мне родная и очень любила её,а она любила меня.Когда моя мама родила меня,то ей некогда было мной заниматься,так как она работала бухгалтером в деревне Малая Боброво и часто оставалась там ночевать,а я была с бабушкой.Она ходила на костыле и палочке.У неё болела нога и она очень мучилась от боли и часто стонала по ночам.Я почти всегда спала с ней на печке,где было уйма клопов.Постель наша состояла из самотканных постелок и жёстких и колючих одеял без пододеяльников.Я увидела первый раз простыни,когда моя тётя Аня взяла меня в г.Дмитровск и мы с ней ночевали в гостинице.
 Ещё у нас была вторая хата.Там полы мылись,а не скреблись,так как туда скотину не пускали.
Там была групка.За ней было место,где мы купались в корыте,но это было редко,может 3-4 раза за всю зиму.Во второй хате было 3 окна.Тоже без штор.Вдоль стены была лавка,самодельный стол и рамки с фотографиями на стенах.
За групкой стояла страшная железная кровать.На ней лежали доски и соломенный матрац.Над кроватью висела большая бумажная картина.Пол был из широких дубовых досок,которые я мыла по одной.
  Уроки я делала весной и осенью во второй хате,а зимой в первой,так как вторую  хату надо было топить,а дрова жалели,так как готовить их было не кому.Ведь мы жили без мужика.
Вот и пришлось мне освоить топор и пилу с самого раннего возраста.
  Летом я никогда не обувалась.Ходила/а я не ходила,а всё время бегала/ босиком.И в лес за дроавми всё лето ходила с верёвочкой.Ломала там сухие ветки.Рубили орешник,молодые берёзки и на лошади подвозили к хате.А на всю зиму некому было рубить,то рубили их каждый день.Так что,управлялась я с топором отлично и даже ни разу не поранила себя.
  Крыша в хате была соломенной и когда был сильный ветер,то её несколько раз раскрывало.Потом приходили бабы,вязали снопы и макали их в жидкую глину и заделывали эти дыры.
  Куры и зимой и летом жили на потолке хаты и над сенцами.И радости от их присутствия было немного,так как они ещё и срали везде.
  Так как в магазине мы покупали только соль,сахар,спички,керосин,то всю остальную еду мы выращивали сами.У нас была корова Любимка,по 2 поросёнка,овцы 13-15 штук,зимой ягнята,гуси и утки.И за всем за этим нужен был уход.На всю зиму надо было наготовить сена.И мы готовили.Я и моя мама.Она была сильная как мужик.Запросто поднимала мешок с зерном.Косила так,что мужики не успевали.А я за ней с граблями собирала сено и потом около дома сушили и складывали в сарай.Она мне вилами подавала,а я топтала босиком и часто без штанов.Исколотая была по пояс.
  Огород был 25 соток.Пахали весной лошадью,но не везде,так как были яблони,сливы и эти участки надо было копать вручную.И я копала.Сажали картошку с мамой.Я бросала,она копала лопатой.Потом наступала прополка и окучивание.Всё это доставалось мне,а мать уходила на работу.Давала задание и я его выполняла.
  Вода была для нас проблемой страшной.Помню наш колодец на два посёлка глубиной 36 метров.Я боялась подходить к этому колодцу,но подходила и крутила вал и достовала водичку,носила домой на коромысле.А потом он завалился и я стала ходить с вёдрами на Бук.Это почти за 4 км от нас.Один раз в день,так как на ней варили еду и пили,а для стирки и поливки под горкой был ставок-это лужа со стоячей водой от снега от дождя.
  В этой луже было много лягушек и даже карасей.Вот там я даже научилась плавать.До сих пор мне часто снится наш ставок.Сбегу туда с вёдрами на коромысле и ползу потом обратно на горку с водой.Надо было этой водой бабушке мыть картошку скотине,заливать чугуны и варить.В день надо было не менее 3-х 4-х раз сходить за водой.Этой водой и стирали и посуду мыли и голову и купались ею.А в этой луже плавали и гуси и утки и коровы пили из этой лужи и тут же срали и ссали.Другой воды у нас не было.Вот настирают дома кучу одежды вручную,а полоскать надо тащить туда.Когда я подросла,то стала стирать там.Наберу всё сухое в вёдра,бабушкины юбки,кофты,тётины платья,свои,мамины.Уходила утром и до обеда стирала.Порошка я не знала,стирала в ведре куском хозяйственного мыла.Приносила домой,развешивала по плетню,верёвок и прищепок не было.И вот бельё высыхало и я снимала его наслаждаясь запахом чистоты и мыла.Всё лето я там же в ставке и купалась,поэтому вши у меня были постоянно.
  Гладила я утюгом в который насыпали горячие угли.Учила этому меня тётя Аня.
А потом же ещё и скотину надо было стеречь по очереди.У кого сколько скотины тот столько и стережёт.Нам приходилось всегда по 3 дня.
  Вот утром соберёт мама стадо из 14-15 коров,штук 10 телят да штук 50-60 овец и  передавала мне.Насколько я помню,одна со скотиной я оставалась после 4-го,5-го,6-го и 7-го класса.Вот тебе и каникулы,которые так ждала.И что они давали: огород,вода,дрова,скотина,стирка.
   Зимой снега было очень много не то,что сейчас.Ложилась зима в октябре и до апреля ни одной оттепели.Снег,метель,сугробы.И опять работа.Дрова,снег почистить,натаскать домой в кадушки,чтобы он натаял на воду.Надёргать сена и отнести корове,овцам.За свиньями ходила бабушка.Она им варила,толкла картошку.Она же и готовила еду.Суп,борщ,тушёная картошка,каши,кисель,молоко,сало,яйца,блины,сметана,творог-это было всё своё.Посуду мыла так же бабушка.
   Корову доить я стала  с 3-го класса.
 


Рецензии
Спасибо большое, что опубликовали. Это надо изучать в школе, чтобы молодежь знала насколько мы стали изнеженными, неприспособленными к жизни. Всего хорошего!

Георгиевна   19.08.2020 20:50     Заявить о нарушении