Раньше его просто душили, теперь душат в объятиях

Этот текст подредактированная мною  распечатка интервью данного мною же корреспонденту иллюстрированного  бизнес-журнала  МАртель.  В таком длинном изложении он едва ли будет напечатан, а под сокращения, как всегда,  попадут некоторые тонкости, которые могут представлять определенный интерес для продвинутого читателя. Ведь основной текст это набор общеизвестностей. Но публицистика такого рода есть не более чем реализация желание   автора- гуманитария  назвать вещи своими именами тем, кому средства массовой информации морочат  голову.
И хотя речь здесь идет преимущественно о Магнитогорске, полагаю,  что  сказанное справедливо для любого  муниципального образования  России.


        Малый бизнес: когда-то его просто душили, теперь душат,  имитируя объятия 
   

Автор: Виктор Барабанов, президент «Ассоциации малого и среднего бизнеса г. Магнитогорск», канд. экономических наук, доцент


Лид: В предыдущем номере МАртель мы говорили о пивном побоище: запрете на продажу алкогольных напитков в ларьках и его последствиях. В этом материале продолжим тему разговором о нынешнем состоянии малого бизнеса. Какой он сегодня, через двадцать с лишним лет с момента появления. Далеко ли ушли от малиновых блэйзеров девяностых и, хоть чуть приблизился ли к высокотехнологичным, инновационным малым предприятиям запада. Каковы направления и возможные пути его развития.  Как развиваются отношения  бизнес-власть.



        Реальное место малого бизнеса под российским солнцем. Вернее, под забором.



       Ну, во-первых, не нужно малый бизнес ни идеализировать, ни демонизировать. Многие искренне уверены. Там, где можно что-то нарушить и сделать деньги, предприниматель   -  обязательно нарушит и сделает.   Но  ведь в большинстве случаев речь  идет не о прямом нарушении законов или нормативов, а о маневрировании, поиске пробелов  и разночтений в законодательстве. Чиновник, т.е. персонифицированная власть,  пользуется  этими вещами никак не меньше, а вот цели другие. Чиновник, либо решает свои узковедомственные задачи или того хуже, создает коррупционную схему. Предприниматель, идя на возможное нарушение, борется за выживание. В наших условиях предприниматель  добросовестно соблюдающий требования законов  и нормативных актов обречен на неизбежную потерю бизнеса. Если убрать словесную шелуху, все законы и нормативные акты, будь то налоговый кодекс или муниципальное положение о благоустройстве написаны так, чтобы дать в руки власти инструмент давления и контроля, а предпринимателю - минимум возможности, а то и желания этому давлению противодействовать. Результат налицо. Сегодня малый бизнес качественно, да, по большому счету, и количественно не развивается .
 Вообще говоря, в любой  современной развитой экономике малый бизнес играет очень серьёзную или даже решающую  роль,  имея в структуре производства наибольший удельный вес. Он достигает 50-70 процентов ВВП! В России  ничего подобного нет и движение в этом направлении отсутствует. То есть структура российской и  тем более магнитогорской  экономики как была, так и остается основанной на крупных и сверхкрупных градообразующих предприятиях. Проблема моногородов пришедшая из СССР не только не решается, но и усугубляется.
        На февральском большом аппаратном совещании администрации города заслушивался доклад об итогах социально-экономическго развития  Магнитогорска. Так, наиболее важные показатели, например, объем и динамика  объема производства товарной продукции учитывали только «крупные и средние предприятия города». Да и вообще, о малом бизнесе, о его вкладе в экономику города речь не шла… Скажу больше, все данные об экономике малого бизнеса получаются аналитиками горадминистрации методом обратного счета, проще сказать, цифры эти - средне потолочные…Понять такой подход можно, ведь  сегодня 80 процентов товарной продукции в городе производит одна-единственная корпорация. Причем любой горажанин скажет: « Да, хоть девяносто, лишь бы не снижала, а наращивала  объемы». И пока это единственное на что реально могут надеяться магнитогорцы.
А установка президента на демонополизацию, на диверсификацию производства моногородов как-то незаметно затерялась, заглохла, оставив малый бизнес в роли
 сорняка под забором – где его не вытаптывают и не полют, там растет. И в этом смысле, ни в какой помощи он не нуждается. Он существовал даже тогда, когда за него расстреливали, а уж в условиях, когда это законно – он работает. Но разве России он нужен как сорняк или, в лучшем случае, дикорос?..



          Власть пока занимается только имитацией поддержки


          На сегодня ситуация такая: декларационно (формально)  малому бизнесу сильно помогают. Причем там, где он  в помощи не нуждается. Это финансовая помощь, из бюджетов всех уровней. Самое забавное, что такую помощь предприниматели  никогда не просили.
Государством создана система, в которой работают чиновники, получающие зарплату. Они, в основном честно и много трудятся,  распределяя бюджетные деньги в соотвествии с принятыми законами и нормативами между конкретными предпринимателями, которые подали заявки на «финпомощь». И что? А ничего…
Во-первых, изначально финпомощь предназначалась для малых предприятий занимающихся иновационными, на худой конец, технологичным бизнесом. Однако выснилось очень скоро, что оказывать помощь некому. Таких малых предприятий просто- напросто не обноружили.  Стали выдавать тем, кто попросит, лишь бы всё закону соответсвовало…
Во-вторых, деньги получали не те, кто, в них действительно нуждается, а те,  кто  понял, как эту помощь получить. Зная тонкости процесса можно насоздавать, насобирать действующих предприятий, которые легко довести до помощи в течении года-полутора… Чиновики ведь должны проверять правильность и соответсвие закону  документов соискателя, а вовсе не оценивать будет ли от этой помощи толк. Не имеют они таких прав, да и сделать это не возможно…Но  есть еще  и
В-третьих, если предположить, что всё до копейки  из бюджетной помощи  попадает в руки тех, кому они край как нужны и пойдут в дело, ничего для малого бизнеса не изменится. Суммы, которые на эти цели выделяются мизерны. Несколько миллионов рублей на уровне города (100-300 тыс. руб. на лицо), десятки миллионов на уровне области.  Чтобы стало понятна цена вопроса, мой  опыт показывает:  цена основных фондов приличного малого предприятия мерится в диапозоне таких же сумм, а по закону к малым предприятия могут относится юридические лица с чистыми активами до 100 млн. рублей.
Так что же это за помощь? Вот аналогия. Если во время эпидемии в городе раздать населению пачку таблеток  и назвать это мерами по борьбе с эпидемией (каждая таблетка – мера, 100 таблеток -100 мероприятий),  будет ли это мерой на самом деле?…Тоже самое, с финансовой помощью бизнесу. Вывод. На бюджетные деньги адресованные малому бизнесу лучше купить…ну, например,  несколько  аппаратов «искусственная почка», они точно продлят жизнь конкретным людям, а вот эти же деньги, потраченные на поддержку малого бизнеса, хиреющему предприятию жизнь не продлят точно…
Поэтому можно сказать, что на сегодня, создана чисто имитационная система поддержки малого бизнеса. В ней есть все, кроме результата – количественного и качественного роста малого предпринимательства. Правда кто-то на меня может рассердиться и сказать, что есть цифры, которые подтверждают эффективность многолетней программы поддержки малого предпринимательства. На что я могу ответить словами Остапа Бендера: «Контора пишет».  Провели же в Магнитогорске года три назад выставку под названием типа: «Малые инновационные предприятия Магнитогорска». На выставке была и колбаса, и  педикюр делали и даже колготки продавали, в общем, там было всё, кроме инноватики. Но последнее не имеет значения, потому что по логике обратного счета  все предприятия принявшие участи в выставке с грифом «инновационная» автоматически попадает в отчетность по строке количество инновационных малых предприятий…
То, что с малым бизнесом беда и меры его стимулирования не работают, власть, конечно, понимает. Но делать что-то надо. Вот  создается новый государственный институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей , со своим бюджетом и аппаратом……….. На магнитогорском совещании с таким бизнес-омбудсменом по Челябинской области……….я задал ему вопрос:«Какие принципиально другие функции будет выполнять институт уполномоченных  по защите прав предпринимателей, отличные от функций, которыми наделены иные государственные органы, например, прокуратура Внятного ответа дано не было. Новоиспеченный чиновник, чувствуя это, сослался, что только-только заступил на должность, что у него еще ни штатов, ни кабинета нет…
Уверен, штат и кабинет у него будут… А вот будет ли толк? Дело ведь здесь не в чиновнике. Сам то А.Гончаров произвел впечатление человека толкового и энергичного…
      
Конечно,  глупо бы было  утверждать, что  дополнительная функция – поддержки властями предпринимателей не нужна. Раз создается институт, надо думать, как его использовать.  Так учил товарищ Сталин.  Вот и будем думать, как  использовать нашего представителя для пользы дела. Однако создание дополнительных адмнистративных структур в ответ на трудности в экономике, напоминает мне эпоху тотального дефицита во времена советского застоя.  Тогда мерой по преодолению дефицита очередного товара народного потребления являлось создание соответствующего отдела или подотдела в ЦК КПСС. Отделов ЦК становилось всё больше, а товаров всё меньше. Вот и сегодня, тех, кто поддерживает малое предпринимательство становится всё больше, а становится ли больше предпринимателей? Это как посмотреть. Именно такую форму поддержки я и называю «ДУШИТЬ В ОБЪЯТИЯХ»


                Цифры, которых…нет
   



         Сегодня ни  одна официальная цифра характеризующая экономику малого бизнеса в Магнитогорске (да и не только в нем) не является репрезентативной, то есть заслуживающей доверия. По большинству из показателей, на основании которых можно делать заключения о состоянии бизнеса либо нет данных, либо эти данные из пальца.  Вот, к примеру, подводятся итоги трехлетней программы  поддержки  малого предпринимательства. Итоги подводит тот, кто эту программу и реализует. Можно ли себе представить, что там будут цифры отличные от тех, которые свидетельствуют об успешной работе… Ведь нонсенсом звучит отчет администрации в котором деньги потратили, зарплату получали, а результат отрицательный. У чиновников такого не бывает. Такое случается только в бизнесе и называется бонкротством…  Но чудо тенденциозно рассчитанных показателей в том, что они как существование  бога: их реальность ни доказать ни опровергнуть в существующих условиях невозможно.
В своё  время ваш покорный слуга не единожды предлагал властям провести исследовательскую  работу, чтобы получить реальное представление о малом бизнеса в Магнитке: какова его структура, как он работает, каковы его тенденции, кадровый потенциал и др.  Для этого нужны научные исследования:  социологические, статистические, экономические, с привлечением серьезных научных специалистов. Вот на это стоило бы потратить деньги, которые «раздаются» предпринимателям. Эта диагностика необходима для оценки перспектив малого бизнеса. Что лучше: Дать больному таблетку не зная диагноза, лишь на том основании, что аспирин не помешает и деньги только на него и есть, или вначале собрать деньги на доктора-диагноста? При таком подходе вполне может оказаться, что нынешняя система финансовой поддержки никакая не поддержка, а ручеек, впадающий в могучий российский коррупционный поток…


        Возможные пути развития малого бизнеса – карандашный набросок


    Несколько общеизвестных положений. Структурно малый бизнес не меняется. Он как начал с торговли, когда разрешили частное предпринимательство в начале  90-х, так и остаётся в ней. 70 процентов малого бизнеса сегодня – это железно торговля. В принципе это очень плохо.  Малый бизнес не идет в инноватику, в научные исследования, в высокие технологии, хотя должен бы.   
Что сегодня мешает развитию малого бизнеса и где он нуждается в поддержке?
Есть два барьера, которые по сути остановили экономическое развитие  малого бизнеса и не только его. Это монополизм и коррупция.
Монополизм энергоснабжающих организаций делает или невозможным или очень проблемным запуск высоко технологичных производств. Пример. Известное предприятие по производству мясной гастрономии «Глория» проектирует строительство суперсовременного цеха. Не знаю, сколько стоит технологическое оборудование для этого цеха, думаю, не дешево, но точно знаю, что плата за «врезку»,  за «подключение», т.е. плата за право покупать электоэнергию, газ, воду и т.п. будут стоить миллионы…долларов.
Монополизм торговых  сетей. Беда не в том, что они вытесняют с рынка мелкую розничную торговлю, беда в том,  что они делают низкорентабельными, а подчас и убыточными множество местных  производителей поставщиков и их смежников.
Монополизм власти.
Все уровни власти, особенно муниципальные продолжают удерживать монополию на некоторые факторы производства, без которых  малый бизнес не идет в должной мере  в сферу ЖКХ и благоустройство. Именно эти сферы сегодня черезвычайно актуальны и перспективны для роста малого бизнеса. Пример, хотите, чтобы в городе стало чище, демонополизируйте городскую свалку. Сделайте ее равно доступной для всех. Но свалкой безраздельно владеет муниципальное предприятие.
Коррупция.
Коррупционные схемы практически всегда реализуются через малые предприятия. Перемалывание огромных сумм государственных и заемных средств через подставные предприятия не только хищение госсобственности, но и деформация конкуренции, спроса, рыночных цен. Заказы получают не лучшие и самые квалифицированные в профессиональном отношении фирмы, а дутые однодневки искусственно встроенные в экономический процесс.
    Перечень форм  проявлений монополизма и коррупции можно бы и продолжить, но уже из перечисленных видно, что только системные антимонопольные меры на всех уровнях власти можно считать реальной, а не имитационной поддержкой малого бизнеса.
Все остальное либо словесная шелуха, либо все те же формы реализации монополии власти и
 коррупции.
   

Записала Светлана Рычкова

март 2013


Рецензии