Мир Дракона. 2. Обзорник

2
Змей, Ящер и Гидра – Драконы ли они?


Зелёный Дракон затаился в листве. Он почти слился с ней. Его кожа, цвета летней травы, только оттеняла свежесть молодой листвы.
Двое геймеров тихо шли, выслеживая его. Они прислушивались к каждому шелесту, к каждому скрипу. Не одно дуновение, ни один шорох не мог ускользнуть от их чутких ушей…, но это только казалось.
Зелёный Дракон с интересом наблюдал за искателями приключений на свою филейную часть… Это они его выслеживают. Ехидно посмеиваясь,   Зелёный Дракон обмахивался кончиком хвоста, в такт движению листвы. Его змеевидное тело оплело ствол дерева, в листве которого скрывался молодой Дракон. Лапы цепко держались за могучие ветви. Из листвы вылезал то один, то другой заинтересованный, любопытный глаз. Но ведь действительно любопытно, как тебя выслеживают.
Геймеры вглядывались в небо, обшаривали каждый куст. Они много прошли, выполнили все квесты, и вот теперь должны взять существо высшего уровня, которого сами выбрали себе – Зелёного Дракона. Мечи на их поясах звенели от напряжения. Луки готовы были в любой момент выпустить смертоносные стрелы. Но они никак не могли найти, где притаился поганый червь.
Зелёный Дракон с ехидцей наблюдал. Заигрались, геймеры, заигрались…, виртуальный мир компьютера с виртуалистикой мира перепутали. На астральный ни ментальный, ни казуальный план не идут по законам компьютерного мира. Гонятся за Зелёным Драконом в тонких мирах – это вам не игра. И Дракон прекрасно понимал это. Компьютерные игроки не знают силы Дракона. Они не знают, что убив его, сам станешь Драконом. Они не. Знают, что и Зелёный Дракон, когда-то убил своего Дракона и стал Зелёным Ядовитым… А мозги, мозги то остались человеческими. Зелёный Дракон прекрасно понимал, в какую игру он играет, и чем чревато ему его поражение. Но этого не понимают геймеры. Они привыкли играть в игры компьютера, когда свою смерть, поражение, неудачу – всегда можно переиграть. А вот и нет. Здесь не переиграешь.
Зелёный Дракон с возрастающим интересом наблюдал за приближающимися к нему охотниками. Они подходили всё ближе и ближе…
Усмехнувшись, Зелёный Дракон высунул из листвы голову и – прицельно плюнул ядом. Жертвы были обездвижены. Игра затянулась, и уже надоела Дракону, дома его ещё ждал недописанный диплом.
Расправив крылья, Дракон пыхнул огнём. Нет. Это уже не Дракон. Реликтовый огненный Феникс пронёсся над геймерами, обдавая их пламенем. Огненные кисти хвоста прошлись по людям…
Интернет салон вспыхнул, в сети произошло короткое замыкание.

***
Наиболее материалистичные люди древнего мира – римляне. Ко всем религиозным традициям, верованиям, как своим, так и чужим, они подходили утилитарно. Лишенные, какого бы ни было абстрактного мышления, они все понятия, символы объясняли с точки зрения своего понимания. Вот что пишет Палефат  “О невероятном”: “люди легковерные, не будучи приобщены к знанию и мудрости, верят всему, что им говорят; те же, кто по природе наделен умом и любознательностью, считают, что ничего в этом роде случиться не могло. Я же уверен, что не может быть таких чудес, о которых говорят, и понимаю дело таким образом, что если бы не произошло, то об этом и не говорили”. Дальше Палефат, как представитель римской культуры, объясняет свое понимание мифов. Горгона, по его мнению, - золотая статуя Афины, и Персей, просто растопив статую, отделил ей голову, и украсил ей свой корабль. Гидра  – не пятидесятиглавая змея, а пограничная крепость в Лерне. А пределах таких же филологических средств Палефат объясняет, почему Гериона  и Кербера  считают трехглавыми, а Коттиса и Бриарея  – сторукими. Просто Герион и Кербер, согласно Палефату из города Трехглавие, а Коттис и Бриарей из города Сторучье. И Палефат не одинок в своих трактовках чужих мифов. Ему следует Лукиан, Плутарх, Страбон, Апулей.

Мифический Дракон не был обойден римлянами.  Дракон становится огромным змеем, индийского или африканского происхождения. Дракон а, позже, Змей участники космогонических мифов. Если у пеласгов в сотворении Мира участвует Дракон Офион, то в дальнейшем он заменяется Змеем, который, обвив Мировое Яйцо, становится признанным творцом этого Мира.
 Вначале всего была Эвринома – Многоликая, Богиня-Творец Всего Сущего. Обнаженная Она восстала из Хаоса. И обнаружила тогда Она, что Ей не на что опереться. Она отделила Свет от Тьмы. Она разделила Хаос на три Мира. Она отделила Небо (Уран) от Моря (Понт). Так возникли Миры двух Водных Твердей. В третьем же Мире, между двух вод, Она начала свой одинокий танец. Над волнами Моря (Понта) неслась Её одинокая фигура к югу. За Её (Духа Божьего) спиной возникал северный ветер. Дух-Ветер (Анем), вполне показался Эвриноме пригодным для дальнейшего творения. Обернувшись, Она поймала этот Дух-Ветер (Анем). Сжала его между ладонями. И вот уже не бестелесный Дух, а великий Дракон Офион в Её руках. Северный Борей (Офион) покорился Ей. Все неистовей был танец Эвриномы. Все быстрее кружилась Она между водами Неба (Урана) и Моря (Понта). Вихри шли следом за Ней. Во всем Эвринома зарождала любовное желание – желание творить новую жизнь. Разгоряченный Офион обнял Эвриному. Она ответила на его ухаживания. Эвринома зачала от Северного ветра – Борея, от великого Дракона Офиона дитя. И этим ребенком был новый Мир, превратившись в морскую птицу, села Она наподобие наседки на волны морские (волны Понта). В положенное время снесла Эвринома Мировое яйцо. Чрево Эреба приняло это серебряное яйцо. Обняв свое детище, Эвринома высиживала Мировое яйцо.

Так в “Калевале” рождение Вселенной представлено как появление яйца: дева неба, она же “мать воды” Илматар-Каве приняла  “бога всевышнего Унко”, явившегося ей в виде утки. Утка снесла яйцо, из которого и создалась Вселенная :
Из яйца, из нижней части
Вышла мать-земля-сырая,
Из яйца из верхней части
Стал высокий свод небесный…
Калевала, с 5-6.

Согласно верованиям индейцев Восточной Боливии, когда небо упало на землю, именно Змей обвился вокруг них и опять разделил, и продолжает держать разделенными. Аналогичный мотив в ацтекской мифологии связан с Кацалькоатлем  и Тескатлипкой, которые превратились в двух Змеев для того, что бы разорвать на две части прожорливое земное чудовище (древнемексиканский аналог месопотамской Тиамат), плававшее в первоначальном океане. Из одной части чудовища они сделали землю, из другой – небо .

 Интересно, что все эти огромные змеи и драконы, признанные мифическими чудовищами иногда в реальности встречаются людям. Все встречи с этими мифическими чудовищами связанны с просторами океанов. В современной истории насчитывается около 600 таких встреч. Огромные морские змеи и неизвестные морские чудовища встречаются от ледовитых до тропических морей. Многие очевидцы делают их описание и зарисовки.

В августе 1848 года, согласно судовому журналу фрегата “Дедалус”, описывается встреча с морским змеем между мысом Доброй Надежды и островом Святой Елены. Скорость движения морского змея была определена как 12-15 миль в час. “Сразу же за головой диаметр тела животного имел 40-50 сантиметров. Змеиная голова на протяжении двадцати минут наблюдения всё время находилась над поверхностью воды. Сверху она была коричневой, а снизу - светло-жёлтой. Животное не имело плавников, но на спине у него было нечто вроде гривы или пучка водорослей, - пишет капитан фрегата Мак-Кью, - У меня сложилось впечатление, что это была скорее ящерица, нежели змея. Её движения были непрерывными и однообразными, как если бы проводились плавниками, а не колебательными движениями”.

В тот же 1848 год, перед новым годом, с морским чудовищем встретился военный корабль “Плюмпер”. В мае 1863 года, о встрече с морским змеем размером около 30 метров сообщает почтовое судно “Афинянин”. В 1875 году, свидетелем морского существа была британская барка “Полина”, на пути в Занзибар. В 1876 году, идя в Шанхай из Англии, с морским змеем встретилось судно “Нестор”. Это было существо 14 метров, контурами напоминавшее лягушку или саламандру, с 6 метровой головой и чёрно-жёлтым хвостом. В 1877 году, в Средиземном море, у острова Сицилия, корабль “Осборн” встретил 15 метровое животное напоминавшее смесь тюленя с черепахой.

22 февраля 1901 года в Калифорнии, после шторма, на пляже Ньюпорт было выброшено морское чудовище. В 1904 году, в заливе “Десидэ”, видели морского змея около 30 метров при толщине 4-5 метров. В 1905 году с яхты “Валгалла” наблюдалось 6 футовое морское чудовище. Очевидцами были Э. Мид-Уолдо и Майкл Дж. Николл, члены Лондонского зоологического общества. “Увидел огромную голову и шею, поднимающиеся из воды впереди плавника, позади плавника под водой угадывались очертания какого-то крупного тела. – Описывал свои впечатления Э. Мид-Уолдо.  – Внезапно впереди плавника появилась угреподобная шея около шести футов длинной, толщиной с человеческое бедро, которая заканчивалась головой, похожей на голову черепахи”. В 1906 году, 20 марта, около Дунганса, капитан парохода “Приттер” видел труп морского змея с длинными белыми полосами, идущими вдоль тела. 30 июля 1915 года, немецкая подлодка “И-28”, своим взрывом по пароходу “Иберия”, у берегов Ирландии, подняла из воды существо, напоминающее крокодила, с узкой головой и длинным хвостом и двумя парами мощных лапо-ласт. В 1917 году, британский крейсер “Хиллари” рядом с Исландией встретил морского змея. По их свидетельствам, голова существа была похожа на коровью, чёрная, с белой отметиной на лбу, но ушей и рогов не имела. Шея была около 20 футов, над водой возвышался плавник на четыре фута. Общая длинна особи была 60 футов. “Ясно видны были змееобразные движения шеи, она изгибалась полукругом, когда животное поднимало голову, чтобы оглядеться”, - пишет капитан судна Дин. В ноябре 1922 года, в Северной Америке, в заливе Делавэр лежал труп морского змея 15 тонн веса. Кожа его была серая, похожая на кожу слона. После землетрясения 1932 года, в районе Ньюфаундленда было выброшено змееобразное животное с заострённой головой и зубастой пастью.

В декабре 1947 года, возле берегов Северной Америки, около мыса Локаут (восточнее в 118 милях, около 35 градусов северной широты и 75 градусов западной долготы), с лайнера “Санта Клара” видели морского змея. Джон Эксельтон, третий помощник капитана пишет: “голова чудовища имела приблизительно 75 см в поперечнике, 60 см толщины и 1,5 метра длины. Тело цилиндрической формы, около 90 см толщины… Кожа его казалась тёмно-коричневой, гладкой. На голове,  шее и видимых частях тела не было заметно ни плавников, ни волос, ни выростов”.

В 1947 году известный путешественник Тур Хейердал, путешествуя на судне “Кон-Тики” по Тихому океану, несколько раз описывал встречу с морским змеем: 11 мая, 6 июня, 16 июня, 17 июня и 18 июня. Это были змееподобные существа в 2-3 фута длиной. Они встречались то поодиночке, то крупной группой, в которой было до 30 особей. Цвет они имели тёмный или тёмно-бурый, коричневую морду, длинную тонкую шею, около головы вверху, большой плавник, посреди спины ещё один поменьше, большой серповидный хвостовой плавник. Движение напоминало угря или ужа.

В этот же год, у канадского острова Ванкувер, видели голову чудовища на длинной шее. Отмечено было, что у существа очень большие чёрные глаза. Там же был обнаружен скелет животного длинною 12 метров с головой напоминающую баранью голову. Там же в феврале 1950 года существо подплывало почти вплотную к берегу.  “Его голова, похожая на голову змеи, поднималась над водой на полтора метра, - сообщил судья Браун, - я видел животное три раза”.

В 1956 году, опять существо появилось у Ньюфаундленда. В 1958 году – у берегов Южной Африки. В 1959 году, у Южной Африки, в районе порта Дурбан видели 20 особей морских змеев 10 метровой длины. В 1960 году неизвестное существо видели у острова Новые Гибриды в Тихом океане. В 1964 году, существо с головой крокодила на длинной змеиной шее видели в заливе Массачусетс. В 1964 году существо наблюдалось с французской шхуны “Сент-Ив-д’Армор”.  “Общая длинна чудовища 22-24 метра. Оно было чёрного цвета, с коричневыми полосами, расположенными через каждые полтора метра. Само туловище было длиной метров восемь и заканчивалось гибким сильным хвостом. Голова чёрного цвета, местами переходящего в коричневый, похожа на змеиную, но череп довольно высок для пресмыкающегося: примерно 1-1,2 метра. Ширина  - 1,2 метра. Глаза бледно зелёные, с чёрными вертикальными зрачками. Зубы мы разглядели плохо: как будто они были небольшими. Полость рта беловатая. Кожей чудовище напоминало акулу – на ней мы не заметили никаких следов чешуи. Не увидели мы также никаких плавников и какого-либо подобия костяных наростов, не заметили мы и дыхательных движений” – пишет в воспоминаниях владелиц судна Ле Серрек.

9 августа 1968 года на японское судно “Иохомару”, находящееся в Аравийском море, напало морское чудовище.  В 1969 году, эхолот судна “Майларк” нашёл контуры, напоминающие огромное существо с двумя парами мощных плавников и длинным сужающимся к концу хвостом. На тонкой шее была курносая голова. Произошло это в проливе Шелехова на Аляске. В этом же году, подобное существо видели на дне Калифорнийского залива. Следующая встреча произошла в 1977 году, японское судно “Дзуйо-мару” у берегов Новой Зеландии, в районе порта Крайстчерч натолкнулась на морское диво. Животное имело 9 метров 60 сантиметров в длину, 1,5 метра в ширину. Массу 2 тонны. Плавники были в длину 2 метра каждый. Существо обладало маленькой головой и длинным хвостом.

В 1973 году, около Тасмании, русское промысловое судно столкнулось с морским существом, имевшим голову, похожую на голову лошади. “Неглубокие складки на шее животного и большие – как блюдца - глаза”, - вспоминал капитан судна Л.В. Горячи.

В 1978 году в юго-западной части Индийского океана, между 25 и 35 градусами южной широты наши корабли неоднократно видели животных, напомнивших им китов, но неизвестной породы. Не будучи ихтиологами, члены экипажей русских судов отнесли этих животных к неизвестному им подвиду китов, так как они пускали фонтаны. Этих “китов” окрестили долгоносиками. “Крутой округлый затылок возвышался над водой на полтора метра. На верхней челюсти ярко выделялась белая полоса, которая постепенно расширяясь, тянулась от конца морды до угла рта и была окаймлена снизу узкой чёрной полосой. Посередине былой полосы проходил гребень. К углам рта он разделялся, и его половины, окружённые полосами белого цвета, полуобхватывали спереди светло-серое пятно диаметром 45-50 см. в профиль голова имела конусовидную форму. Высота верхней челюсти на уровне угла рта составляла около 1 метра, толщина её переднего конца – 30-40 см, общая длина головы – от 1,5 до 2 метров. От верхней челюсти вниз и по всей её длине отходили чёрные полосы. Само тело в воде не просматривалось”, – пишет В.И.Титов, моторист судна, очевидец . Длина рыла долгоносика была третью от тела. Цвет животное имело светло-коричневый. Дольше всего долгоносики напоминают вымерших ихтиозавров.

Мы не будем вдаваться в то, кем на самом деле были морские чудовища, встречаемые моряками. Были ли они вымершими динозаврами или крупными угрями, или акулами, или сельдяным королём . Основной вопрос заключается в том, могли ли наши предки встретят такого морского монстра принять его за дракона? Могли. Не эти ли морские дивы послужили источником для создания легенд и мифов. Не им ли бросались в жертву невесты?
Вполне возможно, что именно после встреч с такими представителями водного мира возникали легенды о морских драконах, будь то драконы морей или рек. Именно к таким, змееподобным драконам относится Дракон Лаомедонта, напавший на Илион, которого убил Геракл. Так же змееподобным описывается Дракон, которого убил Сигурд.

Костяки таких морских обитателей и раньше попадали жрецам, и они в силу своего воображения дорисовывали их внешний облик. Алхимики проводили опыты с костями, создавая сущности вымерших животных. Неважно, что это были за животные, но в человеческом воображении, в пылу религиозного фанатизма, существа становились, то великими алхимическими и гностическими Драконами, источником знания и силы, то самим Дьяволом.
Змей связывается с совершением ритуалов, гимнов, заклинаний. Народы, поклонявшиеся змею, имеют повсеместное распространение, по всему земному шару. Но все они имеют единую теологическую основу. Распространение культа Змея происходит одновременно с расселением народа, носителя этого культа. Народ этот относится к семитской группе. По почитанию разных видов Змея можно проследить о путях переселения данного этноса. Частично, удержание культа происходит населением данной этнической группы.
 
Согласно теологическим воззрениям, Змей кроме участия в акте творения, отвечает за небесные и земные воды. Он влияет на дождь, грозу, а так же, на полноводие и чистоту рек и источников. Змей – хозяин подземной реки. Его имя, часто становится названием целого народа, т.к. он является его эпонимом: Наг – ассаманские племена нага, нагасы, ногайцы, Гад (Гадес)- гадиты (люди Гада), Шемох – шемохане, и т.д.

Иногда змеи или Змей соединяется с культом деревьев. Мы встречаем это в Ветхом завете, когда Змей соблазняет Еву запретным плодом, в элевсинских мистериях, в мистериях Самофракии.  “Культ деревьев и змей”, осветил древнее состояние  этого вопроса, о котором ортодоксальная буддийская литература дает лишь слабое представление. Изваяние в Санчи в Центральной Индии свидетельствует, что в буддизме (приблизительно около I в. н.э.) священные деревья играли немаловажную роль как предметы культа. Особенно примечательно, что нагасы представители туземного населения и религии Индии, изображаются со змеями - покровительницами, выходящими из их спины и поднимаются над головами . Змеи-покровители упоминаются в Риме. В “Илиаде”, у Аякса Локридского, Змей–питон был воспитателем и участвовал с ним в боях. Змея символ Афины. Со Змеем Пифоном сражается Аполлон. В русских сказках о “Девичьем царстве” женщины – змеихи, продолжают борьбу с героем, после гибели Змея, это его жены и тещи.

Кроме того, в космогонической мифологии постоянно прослеживается бой Змея с Птицей. Отождествляют этот бой с дуалистическими понятиями верхнего мира и нижнего, света и тьмы, добра и зла. В боях участвует птица Гаруда против змея Нага. Сокол Гор против Змея Апофиза.

Есть Змеи многоглавые, к ним относится Шамаш,  Васуки. Все они называются Гидрами.
Да и сама Лернейская Гидра, которую победил эллинский герой Геракл, была болотной многоглавой змеёй. В свое символике Гидры ничем не отличаются от обычных змеей, разве только тем, что они во много раз крупнее и из-за того, несут в себе больше силы и божественного откровения. От того их и приближают к себе боги. Либо сами они считаются богами. Но есть и многоглавые Драконы, и они не относятся к гидрам. К таким Драконам относится одна из ипостасей нашего Русского Змея Горыныча. Многоглавый Дракон считался у Тиамат. Богиня подземного мира, Геката представлялась в виде трехглавого дракона с собачьими головами. Эти драконы не Гидры. Многоглавые змеи – Гидры, отличаются от многоглавых Драконов тем, что не имеют лап, крыльев, не извергают огня. Гидры, чаще всего изображаются многоглавыми кобрами с развёрнутым воротником. Это сверх огромные, и сверхсильные змеи.

Сам культ змеи связан с водой. Змеи – это, прежде всего существа Нижнего Мира. Мира наполненного водой и богатствами. Мира скрывающего свои тайны от непосвящённых. В мифологии мы постоянно сталкиваемся с борьбой Верхнего Мира, населённого птицами, эфирами и звёздными животными, с миром Гадов – Нижним Миром. Прежде всего, надо помнить, что змея это существо Нижнего Мира, мира Тьмы и Мрака. В северных землях, где зима составляет полгода, змея может, в виде северного сияния возносится на небо, так как, в этот момент Тьма властвует над Миром. Интересно отметить, что у аборигенов Австралии змея ассоциируется с радугой. При этом она остаётся принадлежащей водному культу, но в то же время, своей многоцветностью напоминает северное сияние. В такой ситуации напрашивается вопрос о связи аборигенов Австралии с заполярным кругом. Не пришли ли они, на этот южный континент из холодных земель? Животные Австралии южные, никогда не знавшие холода, в большей части своей реликтовые (сумчатые), показывают, что Австралия никогда не была в приполярной зоне. Но откуда же тогда связь многоцветности приполярной змеи с австралийской?

Основой культа змеи служит вода, будь она подземная или дождевая. Культ связан с плодородием. В то же время Дракон символизирует бурные страсти и кроме воды под его властью находятся и воздух, и огонь, и магма, и плазма, но всего этого мы коснёмся, когда будем разбирать сам культ Дракона. Сейчас же основное это понять, что Змей не Дракон, хотя многие современные мифологи и пытаются объединить их в единый культ, основываясь на римских изысканиях.

В отличие от культа Дракона, культ Змеи имеет в себе аспект смерти и разрушения, но в то же время воскресения и перерождения. В культе Дракона этого нет. Если Дракон это вихрь, то Змея часто изображается кольцом или летящий кругом стрелой. В поздней мифологии, змея символизирует грехопадение. Именно Змей в Ветхом Завете соблазняет Еву, праматерь человечества.

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жене змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, что бы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будите, как боги, знающие добро и зло. (Быт  III, 1-5).
Аспект, соединяющий змея и смерть есть не только в иудейской (и вышедших из неё) традиции. Культ змея связан со смертью и воскресением.  В Африканской традиции змей связан с обманом людей, или рода человеческого, в вопросе смерти. Именно змей говорит людям, не знавшим до этого, что такое Смерть, что после смерти они возродятся, так же как он сбрасывает свою кожу. Люди поверили змею и познали Смерть, но возрождения не получили, но бессмертие утратили. Если в Библии понятия “веры” связанно с  “верностью”, и змей своим умом заставляет нарушить оба эти понятия, за что и поплатился человеческий род, то в мифологии африканских народов, змей играет, скорее, на чистом любопытстве рода человеческого. Тем самым, именно при влиянии тонкого ума змея человек лишается своего бессмертия, давая возможность только змею воскреснуть после смерти. В то же время, христианская традиция, в воскресении сравнивает возможности человека и змея, распятием Иисуса. Человек, верующий в Иисуса Христа, воскреснет при его втором пришествии, что бы противостоять Змею. И в это время, в мифологии и доктринах Церкви происходит смешение Змея с Драконом и Дьяволом. В Ветхом же завете, змей был только самым хитрым, и завистливым из всех тварей полевых, созданных Господом Богом. При развитии этого теологического учения, уже во времена пророков змей соединяется с Дьяволом, и является одной из его ипостасей. 

Змей – символ, игравший первостепенную роль на древнем Востоке, где он обозначал плодовитость (Ханаан) или политическую силу (Египет), здесь (в Библии) как бы стрелкой весов, показывающей, куда склоняется предпочтение человека.
Если змея связанна с хитростью и умом, то дракон связан с благородством и военной доблестью.

Проблема свободы выбора человека и его отношения с Богом выражены в предположениях “познать добро и зло” и ”будете как боги” (Быт  III, 5). “Познать добро и зло” в книгах Премудрости могло толковаться различными способами: а) как стремление к всеобъемлющему знанию, доступному лишь Богу (ср.2 Цар 14.17); б) как “разумение”, наука различать добро и зло, которой следует просить у Бога (3 Цар 3.9); в) как знание, которое можно добыть лишь послушанием слову Божию (см Втор 30.15,19); г) как добро и зло – ценности, установленные не человеком, но Богом и его законом (Ам 5.4-15; Ис 5.20-21). Оттого-то “стать как Бог” становится главным соблазном для человека и принимает форму желания выйти за пределы своей участи “твари”, чтобы стать как Бог (см. Иез 28.2-10, 12-19).
В то же время Дракон со Смертью связан опосредовано. Так в саге об Эйриксе, через пасть Дракона вход в Валгаллу. В христианской традиции, на дочь антиохийского священника, св. Маргарет, когда она была заключена в темнице, напал Дьявол в образе Дракона и поглотил её.  Лаомедон, царь Трои, в жертву морскому чудовищу (Дракону) принес в жертву свою дочь Гесиону, которую спас Геракл. Так же в жертву морскому чудовищу была принесена Андромеда, спасённая Персеем.  Так же в брюхе морского чудовища побывал библейский Иона.

В Европейской традиции в образе Дьявола совмещаются Змей и Дракон. Драконы являются хранителями сокровищ и доступа к тайному знанию. Битва с драконом символизирует те трудности, которые необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания. Победа над драконом олицетворяет разрешение конфликта между светом и тьмой, разрушение деструктивных сил зла, либо победу над собственной темной природой человека и достижение самообладания. Спасти непорочную девицу из лап дракона, значит освободить чистые силы, сокрушив злые. Часто их именуют Тифоном, древним мистическим чудовищем, символом партизанской войны.

Учитывая, что под Тифоном понимали пеласгическую цивилизацию, захваченную поклонниками олимпийских культов, сама историческая канва событий теряется в мифических сказаниях, обросших вокруг фактов и поглотивших их под себя.

В средневековой оккультной традиции Тифон становится образом Дьявола, заключающего в себе все пороки человеческого рода. Если рассматривать переход Змеи в Дракона, то мы не сможем не коснуться оккультных наук, и их изложения данной проблемы. Другой вопрос, что изложение это будет несколько метафизично и не всегда понятно неподготовленному читателю.
В гадальной традиции карт Таро, Тифоном называется 15 аркан, символизирующий хтонические цепи, цепи страстей и лжи, сковывающих людей. Это символ постоянного вихря, которым либо воспользуется человек, либо он поглотит его. Здесь мы сталкиваемся с тотемной тенденцией взятия силы Дракона, где либо ты убьёшь Дракона и станешь Драконом, либо Дракон убьёт тебя. Архетип данного свидетельствует о вихре в неизменной логике, где стихийные начала вызывают бурю в чувствах и эмоциях, а логика отступает на второй план. Это буря страсти, поражающаяся фатальным образом. "Обиталище драконов" считалось местом запустения и погибели. Победители драконов предстают как триумфаторы над силами зла и ереси. Дракон с завязанным хвостом олицетворяет зло побежденное, поскольку считалось, что сила дракона в его хвосте.

Архетип свидетельствует в этом вихре о неизменной логике, управляющей метафизическими суждениями, восходящими до трансцендентной области сефирот второго семейства. В сефирот не входят трансцендентные области, ибо это более обширное понятие, не входящие под юрисдикцию метафизики данного предписания. Само понятие сефирот связанно с чистой Каббалой, противостоящие элементалям, как агентам зла и врагам эволюции.
Элементалями в оккультной традиции называют первоначальных духов, которые пытаются завладеть человеческим сердцем. Эти духи не имеют телесной оболочки, а находятся чисто в ментальном или астральном плане. Захватив человеческое тело, они приобретают свою власть и в физическом плане. Считалось, ещё Папюсом в начале XX века, что элементали у человека размещаются в крови. Именно против них выступают сефироты.

Чистые силы Каббалы выражены в десяти сефиротах:
Мир сияния – Ацилут:
                Кетер – беспредельное пространство;
                Хохма – бесконечная разумная деятельность;
                Бина – разумное действие.
Мир закона – Бриа:
                Хесед – сострадание или любовь;
                Гебура – сила и мужество;
                Тиферед – красота и доброта.
Мир форм и осуществлений – Иецира:
                Нэтцах – стойкость или победа;
                Ход – сияние, блеск, великолепие;
                Иесод – основание, база.

В человеке вихрь, связанный с Тифоном, Драконом и Змеем связан с мощным притяжением и хотением. Это интенсивно увлекающий человека вихрь, служащий то оружием для воздействия на окружающих, то порабощающий самого человека. Именно как представитель Нижнего Мира, змей в данной тенденции пытается завлечь своего носителя  в тёмный конус, идущий сквозь Землю в её недра, полные богатства и соблазнов. Дракон же, в позиции данного вихря, стремящийся к бессознательному и фатальному владению Межмирьем, стремится охватить наиболее обширные метафизические пространства. При этом здесь не последнюю роль играет благородство Дракона и изворотливость змеи.

Дракон считается символом космической мощи. Именно в этом качестве он выступает в Откровении Иоанна. Данная традиция имеет древневосточные корни. Так бог Ваал побеждает семиглавого Дракона Левиафана в угаритской поэме. 

В тот день поразит Господь мечом своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское (Исая 27. 1).

Другим чудовищным Драконом в Библии назван Раав, с которым борется Яхве. Дракон Откровения опирается именно на этих чудовищ. Дракон в качестве Змея, Дьявола или Сатаны, для Иоанна, автора Откровения является воплощением сил Тьмы и зла. С одной стороны он борется с царством Света, открытым искупительной жертвой Христа, противопоставляя ему царство Тьмы, царству “дракона”, “древнего змия, называемого Диаволом и Сатаною”. Задачей в конце времён данного космического вихря ставится уничтожение “всей вселенной”, через обольщение, как когда-то в земном раю, он погубил первых людей. Это зверь, выходящий из моря, ассоциировавшийся с законом и римской империей, и зверь, выходящей из земли, его связывали с возникшим на время написания Откровения, императорским культом. Когда император Домициан провозгласил себя dominus et dues noster – Господь и Бог наш.
Так в каббалистической и христианской традициях соединяются символы Змеи и Драконы образуя новый, вредный символ зла и искушения – Дьявола.

Символ Дракона начинает распространяться в рыцарской христианской геральдике, заменяя собой изображения змей. Если раньше Гор или Ра убивали змея Апофиза, Хорс (копейщик, символ Македонского правящего дома) убивал змея, и всё это обозначало победу Солнца (Света) над Тьмой, победу Верхнего Мира над Нижним, то в христианской традиции змей заменяется Драконом-Дьяволом, и символизирует победу христианства над язычеством, преисполненным козней дьявольских. Так из Хорса получается Георгий Победоносец (Святой Георгий) из Гора архангел Михаил и все они убивают Дьявола в виде Дракона. Подобно Драконам, их убийцы в метафизическом плане относятся к сефиротам. Так Архангел Михаил как сефирот является “одним из первых князей“ (Даниил X.13), великим князем, стоящим за сынов народа своего. В Откровении (12,7) описывается бой на небе, где Михаил и ангелы его воевали против Дракона и Дракон с ангелами воевали против него.

Наиболее раннее геральдическое изображение Дракона относится в Месопотамии. Это Дракон Mus-hus, он изображался четвероногим ящером близким к варану или крокодилу. Другим был Дракон Сируш, изображённый на Воротах Иштар в Вавилоне. Он тоже четырёхлапый и чешуйчатый, правда лапы у него очень длинные, чем он выделяется из остальных животных своего племени.  В Та-кемет (Египет) есть изображения змееподобного дракона в двойной короне, иногда его ассоциируют с Апофизом.

В ранних геральдических эмблемах Европы Дракона изображали в виде змеи с крыльями лебедя или летучей мыши. В символы алхимии вошло изображение Дракона с крыльями летучей мыши и, часто, имеющего только передние лапы.

Короли и королевы Европы часто вели свою родословную от Драконов, к таим королям относится и легендарный род Пендрагонов. Данная тема сейчас пропагандируется в связи с новой трактовкой рода Иисуса и Святым Граалем. Так в книге “Происхождение королей Грааля” повествуется о древних месопотамских правителях из родословной Грааля и влиянием на них Драконьих Цариц. Менструальная кровь этих Драконьих Цариц называлась “лунной эссенцией”, она использовалась в магических обрядах. Кроме того, она в метафизическом аспекте считалась “Звёздным огнем” и несла в себе огромную мощь. Данная кровь наделяла своих носителей мощью, воинской доблестью и благородством. Считалось, что данные качества передавались только с кровью Дракона или Драконьих Цариц.  К таким потомкам Драконьих Цариц, сейчас принято относить французского рыцаря Ланселота Озёрного, входящего в рыцарей круглого стола.

Так во Франции была известна и почитаема Дракон Мелюзина, впоследствии она тесно связалась с английским правящим домом.

Название Дракона получил один из родов войск – драгуны.

Интересна легендарная история создания венгерского ордена Дракона. Согласно легенде, орден этот ведёт свою историю из “Драконьего Двора” в Та-кемет. Орден находился под патронажем принца-жреца Анхфн-хонсу, примерно в 2170 году до н.э. Конечно, о Та-кемет всегда ходило много сказочных рассказов, волшебная мудрость притягивала к себе представителей Западной цивилизации, а закрытость Та-кемет от соседей только придавала им тайны и очарования, это делает слишком малую вероятность на реальность всех этих сказаний. Но сама романтическая направленность легенд окутывающих Та-кемет, делает его основоположником многих мистических учений. Особенно если надо доказать древность какой либо тенденции или объяснить её нелогичность. Так же и обстоит с “Драконьим Двором” в Та-кемет. 

Согласно романтической легенде, “Драконий Двор” был официально учреждён царицей Себек-нефру, XII династии. Почитание Себека действительно относится к XII династии, но Себек вовсе не Дракон, а крокодил, местом, почитание которого было в Фаюме. Часто Себек ассоциировался с Сетом. Следовательно, исходя из имени данной царицы, можно предположить, что именно красоту Себека она должна была взирать, т.е. она была жрицей культа крокодила. И если мы говорим о “Драконьем Дворе”, при культе крокодила, то развитие его надо искать вовсе не в Европе, а на востоке, в домах Восточных Императоров и их жён.
Так в Китае в Часовне Заводи Черного Дракона, что рядом с Пекином, первого и пятнадцатого числа каждого месяца проводилась служба в честь дракона для императрицы и ее двора.
В 1397 году, двадцатью тремя лицами королевской крови вместе с вельможами, возникло “истинное и чистое братство” Общества Драконов (Societas Draconis), переименованное впоследствии в Орден Дракона (Ordo Draconis; Sarkanu Rend).

13 декабря 1408 года, в Венгрии, королём Сигизмундом,  “Драконий Двор” был официально восстановлен.  В Орден Дракона входили: Сигизмунд, его жена Барбара Килли (дочь Германа II, герцога Стирии), их дочь Элизабет; Владислав Ягеллон (король Польши), Альфонс V (король Арагона), Витовт Гидемин (Великий князь Литовский), Эрнст (австрийский герцог), Кристофер III (герцог Баварский), а так же короли Дании, Швеции и Норвегии. В 1439 году, в орден вступил герцог Норфолкский Томас де Мобрей из Англии. Здесь прослеживается древняя тенденция, что только люди драконы имеют право на престол. При этом венгерский род Ракоши, относящийся ещё к древнему понятию Дракона, в основание ордена не входит.
Знаком и символом ордена был дракон свернувшийся кольцом с красным крестом на спине. 
Образ Дракона встречался в геральдике по всему миру.  По данным Ю.А.Арсентьева, “драконовое” знамя значится при церковном церемониале в Византии. По преданию, оно было заимствовано ещё Киром от ассирийцев и было у персов до Дария III. Победивший последнего Александр Македонский заимствовал эту эмблему на знамени для Македонского царства, а при покорении римлянами Македонии “драконовое” знамя перешло и к потомкам Ромула. Через посредство Византии знамя продолжало бытовать на Ближнем Востоке в средние века .
“Драконовое” знамя встречалось в Туркестане. Согласно Арриану под штандартами в виде драконов воевали скифы. Драконами гор именовали себя кутии с Диялы.  “Драконовое” знамя упоминается в Китае, в Средней Азии, на колоне Трояна в Риме. Сарматские воины в своём чешуйчатом доспехе представляли собой армию Дракона.

Изображение Дракона встречается в гербах городов. Так герб Казани имеет Дракона. Поверженный Дракон в гербе Москвы. В гербах многих западных рыцарских родов можно встретить изображение Дракона. Причём встречаются как четырёхлапые Драконы, так и двулапые именуемые виверами. Часто в геральдике Змей тоже именуется Драконом.
В гербе Kolin nad Labem вверху изображены два переплетённых золотых вивера на бирюзовом поле. Расположен он над красным щитом с белым львом, стоящим над открытыми воротами белой крепости с двумя круглыми башнями . Крылья у этой виверы как у летучей мыши, наличие бороды и стоячих ушей. Хвост заканчивается стрелой.

Герб Ben;tky nad Jizerou изображает зелёного вивера на красном поле в воротах башни белой крепости. Крылья у виверы как у летучей мыши, на конце хвоста стрела. На голове то ли наросты, то ли стоячи уши.

На гербе восточной Европы Banti-Scbild im Staatswappen des K;nigriecbes Lesotbo на жёлтом поле коричневый крокодил. Герб поддерживают две лошади коричневого цвета. На девизной ленте данного герба: Khotso-Pula-Nala .
 
На гербе G;bnitz  на красном поле, копейщик на белом коне, в золотом плаще убивает зелёного Дракона вивера. Вивер псоголовый с небольшими ушами.

 На гербе Hecklingen, на белом поле серебренный пеший рыцарь с красным пером, копьём убивает четырёхлапого зелёного дракона. Дракон с волчьей мордой лишён крыльев.
 На гербе Jena на белом поле златокрылый ангел убивает копьем зелёного четырёхлапого дракона с красным языком. У дракона перепончатые крылья и стоячие уши.

На гербе Jerichow на голубом поле белый рыцарь с крестом на копье, в розовом саду изображён рядом с коричневым драконом. У дракона стоячие уши и перепончатые крылья, лапы, кроме передних не видны из-за распрастёртости крыльев.

 На гербе Kahia изображена прекрасная дева в золотой короне со звездой (Богоматерь) на голубом поле убивающая крестом зелёного дракона с красным огнём из пасти. Дракон медведеголовый с круглыми ушами и перепончатыми крыльями.

 На гербе Mansfeld на красном поле, конный рыцарь, в золотом доспехе убивает копьём зелёного дракона. Изображение дракона абстрактно.

На гербе  Nebra  на лазоревом поле конный рыцарь, в золотом доспехе пронзает копьём зелёного дракона – вивера. Лапы вивера напоминают птичьи. Голова грифона.
На гербе R;tha на лазоревом поле  белый конный рыцарь с красным плюмажем пронзает золотым копьём зелёного дракона. У дракона стоячие уши и перепончатые крылья.

На гербе Schwarzenberg на красном поле белый конный рыцарь золотым копьем убивает зелёного вивера со стоячими ушами. Вивер собакоголовый.

На гербе Kanizsai, венгерского рода из Буды, изображены два переплетенных зелёных дракона, как химеры поддерживающий герб. Драконы изображены четырёхлапыми, с крыльями, и торчащими ушами. Вокруг них распускаются цветы. Из открытых пастей драконов извергается огонь. Герб датирован 12 мартом 1519 года.

На гербе венгерского рода V;s;rhelyi, города Буда, на голубом поле изображён обнажённый Геракл палицей убивающий жёлтую трехголовую гидру изображённую в виде трехголового собакоголового дракона. У “гидры” четыре лапы, крылья и стоячие уши. Над гербом чёрный рыцарский шлем, который венчает трёхголовая гидра – Дракон, с распростёртыми крыльями. Дракон собакоголовый. Напоминает собакоголового дракона Гекаты. Герб датирован 18 январём 1526 года.

На гербе из Spi;sk; Sobota на синем поле с золотыми звёздами изображён серебряный пеший рыцарь, с красным плюмажем пронзающий копьём серебряного вивера с птичьими крыльями и длинными рогами. Это же изображение на печати относится к XV веку.  Изображение копейщика пронзающего дракона на печати относится к 1776 году. К 1560 году относится изображение на печати, где конный всадник конём топчет дракона, над головой всадника поднятый им меч. К XIX веку, печать приобретает современный вид. На ней всадник с поднятым мечом под германской короной, конём топчет четырёхлапого дракона.  Крылья дракона остаются птичьими, а рога меняют на стоячие уши.

 Драконы являются атрибутами святых Кадо, Климента Мецкого, Георгия, Кейна, Маргариты, Марты, Самсона, Сильвестра и апостола Филиппа.
На печати киевского князя Мстислава, датированной XII веком, был изображён пеший копейщик, убивающий дракона.

На печати города Нежина 1691 года, Святой Георгий копьём пронзает Дракона.

На печати города Гадича 1669 года пеший копейщик пронзает бескрылого вивера.
 
Драконы изображаются и на гербах городов. Так на гербе Мариямполя в Литве на золотом поле конный копейщик в красном плаще убивает чёрного четырёхлапого дракона. А на другом литовском гербе города Йонишкис зелёного дракона вивера на красном поле убивает Архистратиг Михаил в полном рыцарском вооружении и с распростёртыми крыльями. У вивера заложены назад уши.

Город Егорьевск Рязанской губернии на щите, учреждённом 29 марта 1789 года, тоже имел Дракона. В 1-ой части щита, в золотом поле, часть из герба Рязанского, а во 2-й части щита, в красном поле, выходящая из облака рука, рука Святого Великомученика Георгия пронзает Змея. При этом Змеем называется четырёхлапый дракон с перепончатыми крыльями. 
 На гербе Казани, учреждённом 18 октября 1781 года - вивер.   Это Змей чёрный, под короной золотой, Казанской, крылья красные, поле белое. Верхнюю часть казанского герба имеет герб Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Ядрикский.
 
Герб Москвы Георгий Победоносец на красном поле убивающий Змея – Дракона.
Многие политические объединения обзаводились своими гербами. Так французский дипломатический альянс получил свой герб. На нём Дракон Висконти, Миланский дракон,  с  золотой короной, был дополнен полем усыпанным лилиями, олицетворяющим собой Францию. На геральдическом изображении Дракон Висконти изображается в виде ушастого змея без крыльев и лап, с красным человеком во рту.

В Англии были распространены изображения  Дракона как вивера зелёные на разных полях с красными крыльями, красным брюхом, красными когтями и языком. Были распространены и четырёхлапые крылатые Драконы Dracbe разных цветов (преимущественно чёрных или зелёных) на разных полях.

Красный дракон изображён на шлеме герба Quinas im Wappen португальского инфанта Фернандо 1507-1547 годов. Данный дракон венчает корону на рыцарском шлеме. Изо рта он извергает огонь, уши его развиваются, крылья как всполохи огня.
      
Постепенно Змею как символа власти вытеснил Дракон. Дракон понятия воинской доблести и военной чести. Хитрость и ум дворцовых интриг была заменена прямотой и неподкупностью Дракона. Если в религиозной тенденции Змея уже ассоциировалась со злом, именно со злом власти, её соблазнов и искушений. Злом, идущим от ума и хитрости. То новое зло власти в образе Дракона, почему-то стало более пугающим и ослепляющим. Дракона стали считать Дьяволом. Хотя раньше это было не так.

Мифические и мистические учения изобилуют как огромными Змеями, так и самими Драконами.
Мертвые Драконы сами собой не распадаются.
Чтобы они начали распадаться, нужна химическая или алхимическая процедура.
Период полураспада Дракона зависит от нашей привязанности к нему .
             Ян Словик “Трактат о Драконах”, Переводчик Константин Георгиев, I, 14


P.S. В современном развитии мифа о Драконе, появляется тенденция о инопланетности расы драконов. Согласно этой тенденции, Драконы реальные существа с претензиями на Земное господство. Эта тенденция имеет корни в США, у нас её поддерживает и пропагандирует А.В.Шемшук. именно он даёт тенденцию о величии России, обученной и получившей знания Нагов, высших семитских богов. Наги – полулюди полу змеи. Они почитаемы по всем территориям прохождения семитских народов. В то же время на территории Руси, данные божества почти не представлены. В то же время, как Драконы на Руси всегда пользовались либо почитанием, либо дурной славой. С Драконами на Руси всегда были свои, особые отношения. Так от Дракона Скимена-Зверя рождается волхв Вольга, а на Трехглавом Змее Никита Кожемяка вспахивал Землю, разделяя её и поморю и посуху.

В то же время, люди поклонявшиеся гадам (Под каким же названием объединить змей и червь, мышей и крыс, лягушек и ящер (тритонов)? В древности они назывались гадами. Это не оскорбительное  название, и не отношение к людям данного зооморфизма. Это констатация факта. Гадес – одно из основных божеств данного зооморфизма, функции его как дарителя богатства включают в себя управление всем Царством Мёртвых, всеми подземными кладовыми, всеми полезными ископаемыми. Именно зооморфизму гадов просвещена данная работа, и понятие гады, в данном аспекте, не в коем случае нельзя расценивать как ругательство или оскорбление), приписывают это поклонение и всем народам России. В то же время, у нас титул дракона был почитаем, так же как и люди Драконы. Последователи же данной теории, об инопланетном происхождении драконов, называют их Сатаной, и силой Сатаны (сС). “Около 30 тысяч лет назад произошла космическая война асуров (цивилизации землян-богов) с "богами» - драконами. После этой войны богов, нашу планету захватили победившие драконы-инопланетяне, известные в различных религиях под именем сил Сатаны ("сС").  Выглядят они, как прямоходящие рептилии, очень похожие на человека. Практически у всех народов они названы именно словом "драконы"-  можно прочесть у А.В.Шемшука. причём, как подтверждение своей теории приводится наличие изображений Драконов у древних народов “палеолита”, начиная от крайнего Севера до аборигенов Австралии. Мифологических животных древних цивилизаций тоже относят к сС. Сюда относят и Себека – дракона Египта (Та-кемет), и Тифона с Пифоном, и драконов Ареса и Посейдона – Эллады, и Иллуянку хетто–хатского периода. И восточных драконов. Все они инопланетные захватчики, прилетевшие на Землю, дабы поработить людей, что бы те занимались производством вместо них. Они влияют на развитие человеческой цивилизации, направляя её по нужному им руслу:
“И не просто влияние: идёт прямое управление нашими взглядами, ценностями и жизнями. И это - гораздо хуже рабства. Так, например, в соответствии с эйнштейновской теорией относительности, Академии Наук всех стран мира утверждают, что не существует скоростей больше скорости света, откуда следует, что серьёзные космические путешествия - невозможны и поэтому, Землю извне завоевать нельзя.

Однако, многочисленные работы отечественных и зарубежных учёных (например, академиков АН СССР П. Лебедева и В. Черенкова) давно это опровергли. Таким образом, теория относительности Эйнштейна запретила людям думать о космических путешествиях и вообще привела к фундаментальным ошибкам.

Смысл этого (временного) достижения сил Сатаны в том, что рабам непозволительно думать о дальних мирах: они должны работать и заблуждаться, чтобы ими было легко управлять. Сам же Эйнштейн оказался слепым орудием в руках "сС"-овцев” – пишет В.А.Шемшук . Довольно забавная и вредная теория, направленная против России, излагается с криками: “Виват Россия!”, не знание ни истории ни религии ни философии ни теологии, в этой теории заменяется лже-патриотическим настроением, всё это рассчитано на распространённый сейчас склероз, когда люди не помнят вчерашнего дня, и недавно прошедших событий, и когда все полученные за свою жизнь знания, поспешно забыли в беге за успешностью и большими деньгами. В.А.Шемшук в подтверждении своих взглядов ссылается на Библию, Веды, и тут же на Блавацкую и Рериха… Кроме того, данной проблемой, согласно В.А.Шемшуку, занимаются уфологии. Данная тенденция встречается и в компьютерных играх, типа Neverwinter Nights. Тем самым пропагандируется на умы молодёжи.

На нынешний момент люди культов Гадов  пытаются опорочить имя непонятных им Драконов, в то же время в древности, ещё во времена Римской империи, они пытались отождествить символику Дракона с символом своего Змея. Сейчас эта тенденция изменилась.


Рецензии
Ирина, всё очень интересно. Жаль, сейчас нет времени сесть и толком разобраться. У Вас весьма серьёзный текст, его надо изучать.
Вы историк?

Орлова Валерия   12.04.2013 19:39     Заявить о нарушении
Уже увидела - теолог. Ещё интересней. Не зря я за предыдущую рецензию зацепилась.

Орлова Валерия   12.04.2013 19:46   Заявить о нарушении
ну читайте)) разбирайтесь. Спасибо что заглянули.

Ирина Кашкадамова   12.04.2013 20:43   Заявить о нарушении
Да я такого автора, как Вы, лет 12 искала. Меня в теологию тянет уже давно. А у Вас всё на блюдечке с голубой каёмочкой, да ещё и с того ракурса, который мне самой интересен.

Орлова Валерия   13.04.2013 00:29   Заявить о нарушении
Только не ешьте)) а то ещё отравитесь, а мне обидно будет - читателя который ещё пишет потеряю)))

Ирина Кашкадамова   13.04.2013 00:42   Заявить о нарушении
Как же можно есть! Драконов, моих любимцев (меня тоже не минула участь драконописца))))))

Орлова Валерия   13.04.2013 01:35   Заявить о нарушении